Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упоминаемые в работах по эвристике философские подходы, методы, трактуемые, как эвристические




Лекция/подраздел 2) эвристические методы решения творческих проблем

 

Предварительные замечания:

*

Напомним, что эвристику можно понимать как совокупность процедур, методов, нацеленных на решение творческих, нестандартных проблем.

База для возникновения эвристики (вообще, всех стремлений рационализировать творчество):

- если гениальное открытие было сделано, то элементы этого как-то уже существовали! Фултон догадался поставить на парусник паровую машину, но и парусник, и паровая машина уже были в этом мире. Следовательно, их можно было совместить и без Фултона;

- исторические исследования контекста великих открытий показывают, как много было сделало, и как близки были к великим открытиям многие люди (проблематика повторных открытий и ко). Следовательно, великие открытия можно как-то предугадать!

- современная наука «покоряет» все вокруг себя, все становится открыто к пониманию! Неужели творчество останется вне подобного процесса!?

+ возможно, в данном случае речь может идти о специфической презумпции невиновности: покуда никто не доказал, что творчество не может быть рациональным процессом, мы вправе предполагать последнее;

+ если бы кто-то взялся прогнать через ЭВМ (можно, чуть помогая ей) данные, которые были у Менделеева перед его открытием, и машина смогла бы выйти на известную таблицу химических элементов, то это дало бы хороший

*

Не надо жестко отрывать классическую методологию от эвристики; современные метод/методы можно и нужно понимать, как некий идеал для любого продуктивного творческого приема/эвристики. В этом плане, очевидно, что любой современный общепризнанный, общеизвестный метод (анализ, синтез, моделирование и т.д.), когда-то был уникальным приемом какого-то конкретного человека, который впервые открыл и начал использовать его. Затем, эффективность этого оригинального изобретения становилась всё более очевидной всё большему количеству людей. В конечном счете, оригинальный метод (конкретный прием/эвристика) превращался («перерастал») в общепризнанный метод получения нового знания.

*

Разработаны индивидуальные и коллективные методы решения творческих проблем. Нас здесь интересуют индивидуальные методы. Но достаточно часто во время общего обсуждения индивидуальные и коллективные методы упоминаются вместе. В таких случаях мы не будем исключать упоминания о методах коллективного творчества в данном разделе, посвященном методам индивидуального творчества.

*

Границу, отделяющую рациональные методы решения творческих задач от общих рекомендаций использовать что-то для активизации бессознательного творчества, можно обозначить следующим случаем. В одном научно-фантастическом рассказе описывается случай того, что однажды в дикой спешке сотню самым известных интеллектуалов США (математики, физики, химики и др.) собрали на секретной базе ЦРУ Им продемонстрировали кинопленку (чтобы она попала в США, поплатились жизнью два агента ЦРУ), из которой следовало, что советская баллистическая ракета взлетала с нарушением закона гравитации. Директор ЦРУ передал собравшейся научно-технической элите, что, согласно распоряжению Президента США, им предписано/приказано оставаться здесь до тех пока они не поймут в чем дело. После месяца напряженнейшей работы, ученые смогли открыть условия, при которых закон гравитации не действовал. После им сообщили о том, что пленка и шпионская история – мистификация. Предположим, что «метод ложного утверждения наличия решения» является последним рационалистическим методом решения творческих проблем. Это последний минимум рациональной помощи в решении творческих проблем, дарующий надежду. Ее полностью лишены те, кто считает творчество нерациональным процессом (которые в сути утверждают, что творчество аналогично требованию: «пойди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что»).

*

Некоторые авторы считали, что творчество может быть полностью рациональным (рутинным) процессом (Ф. Бэкон, Р. Луллий, Г.С. Альтшуллер и др.). Другие не так оптимистичны. В идеале видится объединение разработчиков методологии решения творческих задач в строгой, количественной классификации: эти считают, что 100 % творческих задач могут быть решены с помощью специальных методов, другие, что только 90 % … Но ничего подобного, конечно, сделать нельзя – слишком сложен предмет. Хотя аргументы, идеи сторонников 100 % решения проблем интересно и нужно иметь в виду.

*

Еще раз напомним, что ТРИЗ Г.С. Альтшуллера будет отдельно.

*

Краткое изложение эвристической проблематики дадим в следующей последовательности:

- исторические (до современных, настоящих творцов эвристики – Больцано и Дункера) примеры эвристических приемов;

- упоминаемые в работах по эвристике философские подходы, методы, трактуемые как эвристические;

- существующие общие классификации, сборы эвристических методов;

- конкретные эвристические методы, которые мы как-то начали разрабатывать.

 

+ проблема: В некоторых случаях возникает сомнение, как трактовать тот или иной феномен. К примеру, куда относить список контрольных вопросов А. Осборна. С одной стороны, этот список достаточно развернут, включает в себя много разных методик, ведет от постановки проблемы к ее решению, т.е. его можно дать в нашем разделе «существующие общие классификации эвристических методов». С другой стороны, этот список связан именно с именем Озборна и воспринимается именно как определенный подход, т.е. его, в принципе, можно дать в нашем разделе «множество конкретных эвристических методов». В данном и ряде сходных случаев мы согласились с последним, но, в конечном счете, это больше иррациональный, чем доказательный выбор.

+ проблема: Читал, что есть что-то интересное в следующих книгах и подходах: Энгельмейер П.К. Пособие начинающим изобретателям. СПб., 1912; Мюнстерберг Г. Основы психотехники. М., 1922; Геллерштейн С.Г. Психотехника (стенограмма пяти лекций). М., 1926. Но не смог найти и проработать эти книги. Хотя, вполне возможно, что там нет особо интересного, или, все интересное оттуда уже давно взяли.

 


Исторические (до современных, настоящих творцов эвристики – Больцано и Дункера) примеры эвристических приемов

Есть только один пример.

В трактате «Искусство решать задачи» математик и логик Папп Александрийский (III в. н.э.) считает, что для «задач на доказательство» основное эвристическое правило следующим: Если у вас есть догадка, то выведите из нее следствия. Если вы придете к следствию, о котором известно, что оно ложно, то догадка была ложной. Если вы придете к следствию, о котором известно, что оно истинно, то измените порядок доказательств на противоположный, и если догадка может быть выведена из этих истинных следствий, то она была истинной». (по Пойа Д. Как решать задачу. М., 1961)

 

Упоминаемые в работах по эвристике философские подходы, методы, трактуемые, как эвристические

Нередко, то, что мы даем в курсе философии как метод, принципы, выдвинутые теми или иными философами, в работах по эвристике упоминается с эпитетом эвристические. Так поступают или к эвристическому множеству относят следующие известные философские методы и принципы.

Метод Сократа.

Бритва Оккама: не выдумывай причин сверх необходимых или без необходимости не следует множить сущности.

Правила рационального мышления Р. Декарта:

1. Никогда не принимай за истинное ничего, что бы ты не признал таковым с очевидностью.

2. Делить трудную задачу на столько частей, сколько потребуется, чтобы ее разрешить.

3. Располагай свои мысли в порядке, начиная с предметов простейших и постепенно переходя к познанию сложных.

4. Делай как можно более полные перечни предметов и явлений, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено.

Правила «для совершенства определений, аксиом и доказательств» Б. Паскаля.

1. Не признавать ни одного хотя бы немного неясного или двусмысленного термина, которому не дано определения.

2. В определениях использовать только термины, известные в совершенстве или уже определенные.

3. Признавать аксиомами только положения в совершенстве очевидные.

4. Доказывать все положения, пользуясь в процессе доказательства только аксиомами, которые сами по себе очевидны, или положениями уже доказанными, или таковыми положениями, относительно которых может быть достигнуто согласие.

5. Никогда не допускать злоупотребления, заключающегося в двусмысленности терминов.

6. Производить мысленную замену терминов их определениями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...