Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и виды механизмов защиты прав человека




Глава 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Классическая правовая доктрина традиционно разделяла государство и гражданское общество как фундаментально различные и непримиримые явления. Государство символизирует публичное пространство, гражданское общество – деполитизированное производство свободы, основу которого составляют экономика свободного рынка и человек как единица социального измерения. В практике современных цивилизованных стран классические границы между государством и гражданским обществом «трансформируются во взаимопроникающие, гибридные институты, которые не могут быть однозначно определены как коллективные или общественные»[82]. Тем самым обеспечивается взаимодействие, подвижное равновесие между государством и личностью.

Но зачастую это равновесие нарушается. И здесь в ход пускаются средства защиты прав и свобод человека.

Понимание отношений человека и государства как пра­воотношений не означает тотальной зарегламентированности. Для человека смысл этих правоотношений состоит в по­лучении защиты своих прав (при необходимости), а для го­сударства — в обязанности оказать эту защиту. Одновре­менно человек и государство «выясняют отношения» по по­воду конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных фор­мах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязаннос­ти. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается сво­бодным. Характерно, что миллионы сознательных людей в демократических государствах за всю свою жизнь не имеют ни одного столкновения с властью.

Конституционные права и свободы обладают специфи­ческим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

конституционно-судебный механизм (конституционные суды);

судебная защита (суды общей юрисдикции);

административные действия органов исполнительной власти;

законная самозащита человеком своих прав;

международно-правовой механизм.

На основании ч.4 ст.125 Конституции Российской Федерации и п.3 ч.1 ст.3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля 2001 г.) [83] гражданин, который считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд и просить проверить, конституционен ли закон. Под законом в данном случае понимается любой закон, будь то федеральный, федеральный конституционный либо закон субъекта Российской Федерации.

В случае признания закона или отдельных его частей неконституционными они утрачивают силу и не могут применяться. Таким образом, судебную защиту получает не только лицо, обратившееся с жалобой, но и другие граждане, права которых оказались под угрозой. Что же касается конкретного дела, в котором был применен закон, признанный неконституционным, то оно подлежит пересмотру в обычном порядке.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М.Кульнева, В.С.Лалуева, Ю.В.Лукашова и И.П.Серебренникова» [84] содержится такое положение: «Конституция Российской Федерации, формулируя право на судебную защиту, не исключает, а, напротив, предполагает возможность исправления судебных ошибок и после рассмотрения дела в той судебной инстанции, решение которой отраслевым законодательством может признаваться окончательным в том смысле, что согласно обычной процедуре оно не может быть изменено».

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации «в пределах своих полномочий активно участвует в защите прав и свобод граждан, выступая как судебный орган конституционного контроля» [85].

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и каждый вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Конституционное право каждого на судебную защиту означает, что любое лицо может подать жалобу о нарушении его прав и свобод в соответствующий суд, а последний обязан ее принять, рассмотреть по существу и вынести законное и обоснованное решение.

Судебная защита наиболее распространена среди разнообразных механизмов и средств обеспечения прав и свобод человека. Ее значение подчеркивается не только в Пакте о гражданских и политических правах, но и во Всеобщей декларации прав человека, ст. 8 которой гласит, что «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставляемых ему конституцией или законом»[86].

Надежным и эффективным инструментом реализации права на судебную защиту стал Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». С принятием его наблюдается постоянное увеличение поступления в суды дел о нарушении прав и свобод граждан.

Активизации и повышению эффективности работы судов по разрешению жалоб граждан способствовало и постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. № 10 «О рассмотрении жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» (с изменениями от 25 октября 1996 г., 14 февраля, 25 мая 2000 г.) [87], в котором разъяснены многие вопросы, возникшие в процессе применения закона.

#M12291 841500049Права#S и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и #M12291 841500796исполнительной власти#S, #M12291 841500105местного самоуправления#S и обеспечиваются правосудием (#M12293 5 9004937 1265885411 24262 2384949384 4 1679589799 2645373932 4 567846718ст. 18 Конституции).

Конституция #Sустанавливает систему #M12291 841501568гарантий#S соблюдения прав человека. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции любые #M12291 841502660нормативные правовые акты#S, затрагивающие #M12291 841500049права#S, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Перечисление в #M12291 9004937Конституции РФ #Sосновных #M12291 841500049прав#S и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных #M12291 841500049прав#S и свобод человека и гражданина. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие #M12291 841500049права#S и свободы человека и гражданина.

#M12291 841500049Права#S и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты #M12291 841502509основ конституционного строя#S, нравственности, здоровья, #M12291 841500049прав#S и законных интересов других лиц, обеспечения #M12291 841502683обороны#S страны и безопасности государства (#M12293 4 9004937 1265885411 25515 77 2830045029 4294967294 970532908 2697443001 2483551668ст. 55 Конституции).

#SВ условиях #M12291 841501831чрезвычайного положения#S для обеспечения безопасности граждан и защиты #M12291 841500957конституционного строя#S в соответствии с #M12291 841501736федеральным конституционным законом#S могут устанавливаться отдельные ограничения #M12291 841500049прав#S и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом, согласно #M12291 9004937Конституции, #Sне могут быть ограничены #M12291 841500207право на жизнь#S, на уважение достоинства личности и ряд др. (#M12293 3 9004937 1265885411 25516 77 4294967262 1136587311 3643380912 1126311823 2225ст. 56 Конституции).

#SВажнейшую группу гарантий конституционных прав человека составляют так называемые #M12291 841501972процессуальные гарантии#S. Им посвящены ст.#M12293 2 9004937 1265885411 25202 77 1472345703 357202589 1486456399 893572000 98292ст. 46#S-#M12293 1 9004937 1265885411 25514 77 1430634421 1213790705 396586 1661049553 65695516054 Конституции РФ. #SСреди них: #M12291 841500049право#S на судебную защиту #M12291 841500049прав#S и свобод (в т.ч. #M12291 841500049право#S на обжалование в #M12291 841500469суд#S незаконных действий и #M12291 841501171решений#S органов гос. власти и #M12291 841500105местного самоуправления#S, а также их #M12291 841502278должностных лиц#S), #M12291 841500049право#S на рассмотрение своего дела в том суде и тем #M12291 841500511судьей#S, к #M12291 841502632подсудности#S которых данное дело отнесено законом, #M12291 841500049право#S на защиту, #M12291 841500049право#S на получение квалифицированной юридической помощи (в т.ч. #M12291 841500049право#S пользоваться услугами #M12291 841500275адвоката#S с момента #M12291 841500594задержания#S, #M12291 841501245ареста#S или предъявления #M12291 841502671обвинения#S), #M12291 841500049право#S на обжалование в суде незаконного ареста, #M12291 841500049право#S не свидетельствовать против самого себя и своих близких, #M12291 841500049право#S считаться невиновным, пока обратное не будет доказано и установлено вступившим в законную силу #M12291 841500202приговором#S суда (#M12291 841500152презумпция невиновности#S), #M12291 841500049право#S на #M12291 841501485возмещения государствам вреда#S, причиненного незаконными действиями (или #M12291 841501307бездействием#S) органов гос. власти или их должностных лиц.

Президент РФ выступает гарантом #M12291 841500049прав#S и свобод человека и гражданина (ч.2 #M12293 0 9004937 1265885411 26452 77 776601756 2697443001 2483551668 3808673085 478676785ст. 80 Конституции). #SЗащита #M12291 841500049прав#S и свобод человека осуществляется #M12291 841500113правоохранительными органами#S (#M12291 841501937прокуратура#S, органы юстиции, #M12291 841502495органы внутренних дел#S и др.). Исключительное по своей важности место в системе органов, обеспечивающих защиту #M12291 841500049прав#S человека занимает суд#M12291 841500640#. #M12291 9004937Конституцией РФ #Sпредусмотрен также специальный институт, осуществляющий контроль за соблюдение #M12291 841500049прав#S и свобод человека и гражданина - #M12291 841501700Уполномоченный по правам человека#S.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защи­ту прав и свобод существует право человека и самому защи­щать свои права и свободы всеми способами, не запрещен­ными законом. Способы самозащиты многообразны обжало­вание действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных орга­низаций и общественных объединений (профсоюзы и др.)

Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (с изменениями от 21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля 2001 г.) [88] предоставил гражданам возможность при­обретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необ­ходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит при­менению в отношении женщин, инвалидов, несовершенно­летних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обстав­лено и право на приобретение оружия.

Таким образом, в области защиты прав и свобод личности первостепенное значение имеют внутригосударственные органы и организации, механизмы и процедуры. Только в последнее время суды столкнулись с попытками использовать международное право для оспаривания действительности актов собственного государства. «Одним из наиболее важных направлений развития и повышения эффективности международного права видится в укреплении различных международных механизмов и процедур, призванных помочь реализации его принципов и норм» [89]. Растет число случаев обращения в суд отдельных граждан или их объединений для защиты своих прав в соответствии с международными нормами, которые нарушаются их собственным правительством.

#M12291 9004937Конституция РФ #Sвпервые в отечественной практике закрепила особый международно-правовой механизм защиты прав человека. В соответствии с ч.3 ст. 46 каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите #M12291 841500049прав#S и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Необходимость защиты прав человека не только на национальном, но и на международном уровне стала остро осознаваться человечеством сразу после окончания Второй мировой войны, когда весь мир был потрясен масштабами попрания #M12291 841500049прав#S личности и целых #M12291 841502472народов#S нацистским режимом #M12291 841501589Германии#S.

Именно после принятия Устава ООН, Пактов о правах человека и других международных соглашений принципиальным образом меняется положение в области защиты прав человека. «Начинается процесс учреждения международного контрольного механизма по наблюдению за выполнением государствами взятых на себя обязательств. Его создание и функционирование являются одним из наиболее значительных достижений в международном регулировании прав человека второй половины текущего столетия»[90].

Проблема отправления правосудия и повышения его эффективности занимает важное место в деятельности органов ООН и механизмов защиты прав человека. Она находит свое отражение в решениях и рекомендациях как договорных органов (прежде всего Комитета ООН по правам человека, Комитета ООН против пыток и Комитета ООН по правам ребенка), так и Комиссии ООН по правам (КПЧ), Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, а также функционирующих в их рамках специальных процедур. В частности, в рамках Комиссии ООН по правам человека действуют специальные докладчики по вопросам о независимости судей и адвокатов, о пытках, о внесудебных казнях и казнях без надлежащего судебного разбирательства; независимый эксперт по вопросу о возмещении ущерба, компенсации и реабилитации для жертв грубых нарушений прав человека; рабочая группа по произвольным задержаниям.

Комиссия ООН по правам человека рассматривает независимую судебную систему в качестве действенного средства укрепления демократии и защиты прав человека (Резолюция 2000/47), подчеркивает важность полного и эффективного применения всех стандартов ООН в области прав человека при отправлениии правосудия, включая надлежащее функционирование органов прокуратуры, адвокатуры и полиции (Резолюция 2000/42) [91].

Последовательно выступая за укрепление принципа независимости судей, Комиссия ООН по правам человека указывает на необходимость неукоснительного обеспечения принципа их неподкупности, расширения с помощью надлежащего образования, отбора, поддержки и финансирования возможностей судей по справедливому и эффективному отправлению правосудия без какого-либо неправомерного и своекорыстного внешнего воздействия (Резолюция 2000/47).

Органы ООН по правам человека уделяют большое внимание вопросу обеспечения судом права на свободу и личную неприкосновенность, права всех лиц на определение судом законности их задержания. КПЧ ООН призывает принимать надлежащие меры для исправления положения лиц, произвольно лишенных свободы, с учетом рекомендаций соответствующей рабочей группы (Резолюция 2000/36). Комитет ООН по правам человека отмечает, что задержка с принятием судебного решения в отношении ареста или задержания по обвинению в уголовном преступлении не должна превышать нескольких дней, а предварительное содержание под стражей до судебного разбирательства должно рассматриваться как исключительная мера и срок его должен быть как можно более коротким (Замечание общего порядка № 8 к #M12293 0 1901157 1265885411 85 77 2890801675 4152931416 477751276 4224782998 2822ст.9 Международного пакта о гражданских и политических правах#S (МПГПП).

Особое внимание органы ООН по правам человека уделяют вопросу гарантий от пыток на всех стадиях отправления правосудия. Комиссия ООН по правам человека, в частности, отмечает, что общество, в котором проявляется терпимость к применению пыток, ни при каких обстоятельствах не может утверждать, что в нем соблюдаются права человека (Резолюция 2000/43). В той же Резолюции подчеркнуто, что лица, которые поощряют, санкционируют, совершают такие действия или проявляют к ним терпимость, включая должностных лиц, в ведении которых находится место содержания под стражей, должны нести ответственность и подвергаться суровому наказанию.

Комитет ООН против пыток неизменно рекомендует всем государствам-участникам #M12293 2 1900532 3981728547 4166937870 272144778 4 1154227437 438486177 3313983571 396586Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания#S включить в свое национальное законодательство определение состава преступления пытки в соответствии со #M12293 1 1900532 1265885411 77 77 4291814449 3214039683 4241973515 165009900 2054173413ст.1 Конвенции#S.

В качестве предмета особой озабоченности органы ООН по правам человека рассматривают специфическое положение детей и несовершеннолетних в системе отправления правосудия, необходимость учета их особых потребностей и уязвимости перед различными формами злоупотреблений, несправедливости и унижения. Наилучшие условия защиты интересов ребенка должны быть основным соображением при принятии любых решений, касающихся лишения свободы, а само лишение свободы должно использоваться лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего необходимого периода времени, особенно до суда (Резолюция 2000/39).

Комиссия ООН по правам человека рекомендует государствам использовать техническую помощь в области отправления правосудия в рамках программ ООН по консультативному обслуживанию и обращаться с просьбой к международному сообществу положительно откликаться на запросы об оказании финансовой и технической помощи для расширения и укрепления деятельности по отправлению правосудия [92].

Совокупность средств, используемых государствами и другими субъектами международного права в целях реализации предписаний его норм, принято называть механизмом имплементации. «Под международным механизмом имплементации соглашений о правах человека следует понимать совокупность методов и средств юридического, организационно-исполнительного и контрольного характера, осуществляемых государствами на коллективной основе в целях своевременной, всесторонней и полной реализации норм, содержащихся в таких актах»[93].

Международные соглашения в области защиты прав человека предусматривают в настоящее время целую систему интернациональных органов с функциями контроля и имплементации, то есть обеспечения практического осуществления международных норм по правам человека. Большое внимание уделяется «регулированию конкретных правовых средств и процедур, которые предоставляются в их распоряжение для выполнения непростых задач международной правозащиты» [94].В то же время «имплементация международного гуманитарного права должна осуществляться на основе бережного отношения к национальному законодательству, играющему, по оценкам Совета Европы, ключевую роль в обеспечении защиты прав человека в странах членах Совета и, что особенно важно, соответствующей должна быть и правоприменительная практика в этой области»[95].

Таким образом, хотя первостепенное значение для защиты прав человека имеют внутренние факторы, никак нельзя недооценивать международных механизмов и процедур.

Во-первых, потому что сам человек, а, следовательно, и его права и свободы – это главное, ради настоящего и будущего. Поэтому в деле обеспечения прав и свобод человека важны все усилия.

Во-вторых, практика деятельности международных контрольных механизмов в области прав человека показывает, что они наиболее эффективны там и тогда, где и когда государства сами готовы к заботе о правах человека.

В международных документах предусмотрено создание контрольного механизма по наблюдению за выполнением государствами взятых на себя обязательств, в том числе по соблюдению прав человека. Формы такого контроля разнообразны – от изучения докладов государств о соблюдении ими своих международных обязательств до рассмотрения индивидуальных жалоб граждан о нарушении их прав. Использование возможностей, предоставляемых таким контролем, также «может послужить одним из средств борьбы за демократию и соблюдение прав человека»[96].

Весной 1998 года Россия ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) [97] (далее Конвенция), что сделало реальной для российских граждан возможность защиты своих прав вне государства.

Европейский суд по правам человека, или Страсбургский суд, как его называют по месту нахождения, это наднациональный судебный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение споров о нарушениях прав человека в государствах членах Совета Европы. Все лица, как граждане, так и не имеющие гражданства, находящиеся на территории государства - члена Совета Европы, наделяются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними обращались в соответствии со стандартами, определяемые Конвенцией. В случае нарушения этих прав любой человек может за защитой обратиться с жалобой в Европейскую Комиссию или Европейский Суд по правам человека.

Страсбургский суд успешно выполняет миссию защиты прав человека, но для обращения к нему необходимо знать основания и правила, предварительные условия, которые должны быть соблюдены, чтобы дело было принято к рассмотрению.

Во-первых, суд разбирает только дела о нарушении тех прав, которые гарантирует Конвенция и Протоколы к ней, например - «Запрещение пыток», «Право на свободу и личную неприкосновенность», «Право на справедливое судебное разбирательство», «Защита собственности», «Свобода слова». В остальных случаях жалобы отклоняются. Большинство социально-экономических прав не закреплены в Конвенции, в ней устанавливаются, главным образом, гражданские и политические права, в разделе втором нашей Конституции перечень защищаемых права и свобод несколько шире.

Во-вторых, Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены на действия государственных органов и должностных лиц государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию. Суд не может рассматривать жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных (коммерческих) организаций.

Страсбургский суд исходит из того, что обеспечение прав человека является первейшей задачей государства и только тогда, когда все выбранные средства правовой защиты исчерпаны и не помогли, вступает в дело Европейский суд. Таким образом, третье и очень существенное условие должны быть пройдены все этапы судебных инстанций от рассмотрения дела районным, областным судом вплоть до вынесения окончательного решения Верховным Судом РФ. Путь этот долог, но вынесенные и обжалуемые судебные решения будут являться доказательствами исчерпанности возможности аппелировать дальше несправедливые, по мнению заявителя, постановления национальных судов при обращении в Европейский суд. В связи с этим, особое внимание следует обратить на правило, согласно которому Суд может принять дело к рассмотрению в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне.

Четвертое - жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после ратификации Конвенции. На это положение следует обратить особое внимание. Ни один российский гражданин или неправительственная организация не имеют права настаивать на удовлетворении даже самых справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав произошел до ратификации Россией Конвенции по правам человека (5 мая 1998 г). Исключение может быть сделано для длящихся нарушений, т.е. таких, которые начались до момента ратификации и продолжаются после нее.

Решение Суда относительно приемлемости жалоб является окончательными и не подлежит обжалованию [98].

Итак, что же такое механизм защиты прав человека? Это — система юридических норм, процедур и организационных инстру­ментов, действующих на международном и национальном уровне, с целью выявления (мониторинга), изучения и осуждения нарушений международно признанных норм и стандар­тов в области прав человека.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...