Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие зрительного восприятия.

Вопрос

Развитие осязания и мелкой моторики

Тифлопедагог ставит перед собой задачу научить дошкольников с нарушением зрения получать информацию об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, исполь­зовать умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности.

Первые занятия тифлопедагог посвящает знакомству детей со строением рук, названи­ем пальцев, учит выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельно­сти. Тифлопедагог формирует у детей последовательное осязательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (грибок надо брать за ножку и т.д.); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать вни­мание на детали; выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т.е. те, по которым они могут быть узнаны. Например, при обследо­вании куклы ребенок должен уметь выделить ее голову, туловище, руки и ноги; при обсле­довании игрушки, изображающей животное, - выделить голову, туловище, лапы (ноги), хвост.

Свои действия при осязательном обследовании дети должны научиться сочетать с це­ленаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук тифлопедагог предлагает задания, в которых надо обвести предмет по контуру; подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить.

На первых этапах обучения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения, тре­бующие одновременного использования и зрения, и осязания. Позже детей учат обследовать и узнавать игрушки, предметы, геометрические эталоны только осязательно.

Важнейшим приемом на первых этапах обучения выступают совместные обследующие действия ребенка и тифлопедагога, сопровождаемые словесными описаниями тифлопедаго­га, а позже - самого ребенка. Вопросы, которые тифлопедагог задает ребенку, направляют его осязательное обследование, помогают выделить необходимые признаки и словесно их обозначить.

Тифлопедагог включает занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чув­ствительность пальцев рук, развивающие точность и координированность движений рук. Де­тям предлагается разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различных мозаик; разные по форме и материалу, из которого сделаны, мелкие иг­рушки и т.д.

Для укрепления мышц руки, развития силы пальцев предлагаются упражнения с ис­пользованием различных мячей, резиновых и поролоновых губок.

В занятие по развитию осязания и мелкой моторики тифлопедагог включает различные виды предметно-практической деятельности детей. Проводится также обучение детей эле­ментам письма и рисования; детей с глубоко зрительной патологией обучают чтению рель­ефных рисунков.

Развитие у дошкольников со зрительной патологией, осязания и мелкой моторикой расширяет их познавательные возможности, способствует развитию мыслительной деятель­ности и речи; обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориенти­роваться в нем.

Вопрос

Развитие зрительного восприятия.

Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На начальном этапе тифлопедагог учит детей фик­сировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением: выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые перед ними ставит тифлопедагог.

Занятия тифлопедагога по развитию восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязано с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие за­креплению результатов аппаратного лечения зрения.

В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражне­ния, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает де­тям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предме­тов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.д.

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.

На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упраж­нения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, рас­стояния между ними и т.п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине». «Разложи по величине геометрические фигуры». «Прокати мяч в воротики», «Набрось коль­цо», «Поймай рыбку». «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т.д.

Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01 - 0,04), тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача - офтальмолога. Дети выполняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на зрительном объекте, формирующие навыки нахождения их в поле вос­приятия и узнавания. Проводят также игры и упражнения, в которых повышается световая и цветовая чувствительность глаз, точность узнавания игрушек и предметов.

На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с ос­новными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполне­нии графических упражнений, рассматривание картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т.д.). Детей подводят к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппарате.

Важнейшая задача - обучение детей приемам правильного использования своего зре­ния и оказания ему помощи. Так, тифлопедагог учит детей быть внимательными при зри­тельном рассматривании игрушек, предметов и изображений; формирует алгоритм зритель­ного восприятия; внимательно слушать словесные описания тифлопедагога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты; вырабатывает у детей согласованные движения глаз и руки. Детям дают также представления о том, что зрительную информацию об окру­жающем мире необходимо дополнять той, которую можно получить с помощью слуха, ося­зания, двигательно-тактильной чувствительности и т.д


Необходимо отметить роль словесной регуляции тифлопедагогом зрительного воспри­ятия детей. Он направляет рассматривание детьми игрушки или предмета по определенному плану, последовательно, корригирует и активизирует его. С этой целью тифлопедагог задает детям вопросы, использует словесные инструкции: «Как называется эта игрушка (пред­мет)?», «Какого цвета игрушка?», «Рассмотри игрушку внимательно», «Обведи взором кон­тур игрушки», «Найди глазами части этой игрушки: назови их», «Какой формы игрушка» и т.д.

Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия - активное включение в процесс зрительного обследования речи самих детей.

Вопрос 65

Вследствие неполноценного зрения или его отсутствия слабовидящие или слепые дети затрудняются воспринимать визуально сигналы, поступающие от партнеров по общению, в полном объеме.
Испытывая трудности в дистантном восприятии выразительных движений (мимики, пантомимики) партнера, они не в полной мере понимают его состояние. Это, в свою очередь, проявляется в неадекватной характеристике самого партнера и его эмоционального состояния. Такое положение еще более усугубляется отсутствием четких и полных представлений о мимике и пантомимике, которые у них непрочные, расплывчатые.
Процесс межличностного общения у слепых и слабовидящих детей в связи с этим в значительной степени затрудняется. Все это свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования и развития у таких детей выразительных движений – мимики и пантомимики, т. е. невербальных средств общения.
Дети с глубокими нарушениями зрения зачастую не могут имитировать действия даже с теми предметами, которые им хорошо знакомы (показать, как катают машинку, качают куклу, играют на дудочке), не понимают, как без слов можно выразить свое согласие или несогласие с чем-нибудь (поздороваться, поблагодарить, попрощаться), им трудно выполнить такие действия, как поднять брови, сморщить нос, надуть щеки.
В ходе специального обучения дети усваивают общепринятые мимические и пантомимические движения, начинают их использовать в своей деятельности, правильно понимать эмоциональные состояния других людей и переносить полученный опыт на восприятие иллюстративного материала.
Сам процесс обучения состоит из четырех основных этапов:

  • снятие напряжения мышц или напротив – повышения их тонуса;
  • знакомство с мимикой, жестами, позами;
  • обучение выразительным движениям лица и тела;
  • включение неречевых средств общения в этюды и игры, а затем в повседневную коммуникативную деятельность.

Детям с тяжелой зрительной патологией очень важно научиться самостоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия и интонацию с целью:

  • в своих действиях и поведении не выделяться среди нормально видящих;
  • передавать адекватными неречевыми действиями свое эмоциональное состояние.

Задачи:

  • развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего мимические, жестовые и пантомимические движения;
  • развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;
  • обучение способам ориентировки «на себе», «от себя» - в микропространстве и макропространстве;
  • обучение механизму произвольного воспроизведения изолированных элементов мимики, жестов, интонации;
  • обучению восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности;
  • обучение адекватному восприятию выразительных поз животных;
  • формирование приемов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;
  • формирование потребности в сопереживании;
  • формирование интереса к общению.

В основе развития двигательного аппарата дошкольника с тяжелыми нарушениями зрения, в умении ориентироваться пространстве лежит игра. В игре как ведущем виде детской деятельности ребенок развивает как двигательные, так и познавательные способности. Передвигаясь в пространстве, ребенок одушевляет предметы, изучает возможности своего тела, общается с другими детьми, познает мир людей.
Игровая деятельность ребенка с тяжелыми нарушениями зрения как ведущая форма овладения пространством осуществляется на суженной сенсорной основе. Поэтому стимуляция игровой деятельности такого ребенка со стороны взрослых предполагает знания закономерностей и особенностей его психического, физического и личностного развития.
Прежде чем учить ребенка игре, родителям необходимо понять, зачем это делается. В педагогической литературе по проблеме обучения детей игре указывается, что игра является неотъемлемой частью жизни ребенка, как с нормальным, так и с нарушенным зрением. С ее помощью он познает окружающий мир, усваивает связи между людьми, предметами, осознает свою роль в семье и обществе. Через игру ребенок получает знания, накопленные предыдущими поколениями. Именно игра готовит ребенка к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь.
Процесс обучения игре длителен и сложен. Он с каждым годом жизни ребенка будет обогащаться, и становиться более интересным, как для малыша, так и для его родителей, но при соблюдении определенных общих правил:

 

  • необходимо постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах (называть их, обращать внимание на их внешний вид, характерные признаки, свойства и особенности, указывать на их назначение и показывать по возможности способы применения);
  • предоставлять малышу возможность для обследования предметов, разных по форме, фактуре, назначению;
  • создавать ребенку условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее действий с предметами и игрушками, не мешать ему, если он сам захочет познакомиться с новыми предметами;
  • при подборе игрушек руководствоваться не только внешней привлекательностью, а возможностями и интересом ребенка;
  • привлекать ребенка к выполнению некоторых простейших домашних дел (мытье посуды, подметание пола, поливка цветов, чистка овощей и т. д.). Это необходимо для расширения жизненного опыта ребенка и обогащения сюжетов для творческой игры.

Во время игры необходимо следить за тем, чтобы ребенок старался больше производить действий, а не только словесно их описывать. Нужно отмечать и поощрять точное выполнение ребенком взятой на себя роли, способствовать тому, чтобы он играл с другими детьми. Ребенку с тяжелыми нарушениями зрения необходимо иметь друзей, чтобы общаться с ними, когда он подрастет. Не следует ограничивать круг детей, с которыми он общается. Важно научить ребенка играть с нормально видящими детьми. Когда дети играют вместе, они часто находят способы изменения игр или игрушек таким образом, чтобы все могли участвовать в игре, учатся общаться. Участие детей в совместной деятельности со сверстниками избавит родителей от ложного стыда за своего ребенка и подготовит его к переходу в коллектив воспитанников детского сада.
Одна из самых важных и трудных задач для родителей, воспитывающих ребенка с нарушенным зрением, - формирование у него навыков самообслуживания и личной гигиены. От того, умеет ли ребенок самостоятельно одеваться, аккуратно пользоваться туалетом, опрятно есть зависит его дальнейшее положение в детском саду и школе, атмосфера в семье, а также восприятие ребенка окружающими людьми, отношение к самому себе.
По мнению специалистов, родители должны руководствоваться следующими общими правилами:

1. Терпение - самое главное в стремлении привить ребенку с нарушением зрения прочные навыки. Порой будет казаться, что все усилия напрасны - так медленно усваивает ребенок нужные умения и навыки. Но положительные результаты непременно будут, только для этого необходимо время.

2. Не следует стремиться к тому, чтобы ребенок овладел всем сразу, так как для него какое-то сложное действие может быть сначала непосильным. Необходимо разделить действие на мелкие операции и добиваться поочередного и прочного усвоения каждой из них.

3. Обучая ребенка, нужно научить его пользоваться остаточным зрением, сохранными анализаторами (слух, осязание, вкус) и речью. Необходимо, чтобы взрослый сопровождал собственные действия и действия ребенка речью, объяснял ребенку все подробно, обращая внимание на детали, стремясь к тому, чтобы ребенок также «оречевлял» свои действия.

4. Начиная обучать малыша с тяжелыми нарушениями зрения какому-либо действию, лучше всего использовать прием совместных действий, когда взрослый берет руки малыша в свои и старается производить действия совместно с ним. При обучении ребенка этим приемом лучше находиться сзади ребенка и примерно на его уровне. При более высокой остроте зрения обучение новым действиям может производиться по подражанию.

5. Помощь ребенку должна осуществляться в разумных пределах. Следует помнить, насколько ребенок самостоятелен сегодня, настолько он свободен и счастлив завтра.

6. Обучение детей с нарушением зрения несовместимо со спешкой, раздражительностью. Нужно выбирать время для занятий, когда ребенок в хорошем настроении, а родители не торопятся.

7. Занятия не должны быть излишне академичными, их лучше проводить в форме дидактической (обучающей) игры.

8. Родителям следует обязательно высказать свое мнение по поводу успехов или неудач ребенка - ему очень важно чувствовать живое участие взрослых в важных для него делах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...