Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие жизненного цикла продукции. Этапы, состав процедур, выполняемых на соответствующих этапах




Качество определяется рядом его составляющих, образующих так называемую петлю качества. Петля качества – это замкнутая последовательность мер, определяющих качество товаров или процессов на этапах, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей, то есть с маркетинга, и заканчивается утилизацией продукта, отслужившего свой срок. Она включает 11 этапов, или стадий, жизни продукта, на каждом из которых должна производиться оценка качества. Достаточно не уделить качеству должного внимания на каком-то одном из этапов, как страдает качество всего товара, падает имидж производителя, доверие к нему со стороны потребителей.

Традиционно считалось, что качество создается на стадии производства. Главное было не допустить брак на производственной линии, не нарушить производственные графики. Обращая внимание только на производство, можно делать великолепные товары. Но пользоваться ими смогут только сами производители. Остальные про это либо не узнают (при неграмотной организации продажи), или не захотят купить (некрасивая и некачественная упаковка, отсутствие обслуживания и гарантий). Не говоря уже о том, что великолепно сделанный товар может быть просто не нужен потребителю.

Таким образом, обеспечение качества продукции – это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.

Управление качеством включает принятие решений, чему предшествуют контроль, учет, анализ.

Улучшение качества – постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

«Петля качества» в системе управления качеством представлена на рис. 1.5.:

1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.

2. Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка и разработка производственных процессов.

5. Производство продукции.

6. Контроль, проведение испытаний и обследований.

7. Упаковка и хранение, транспортировка продукции.

8. Реализация и распределение продукции.

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническая помощь и обслуживание.

11. Утилизация после испытаний.

 

Рис. 1.5. «Петля качества» в системе управления качеством

К одной из первых составляющих жизненного цикла продукции обычно относят маркетинговые исследования с целью выявления требований потребителя.

Функции маркетинга:

1.создать систему поиска, обработки и анализа информации о требованиях, предъявляемых внешней средой (потребителями, обществом) к продукции и организации. Основными показателями качества маркетинговой информации при этом должны выступать ее полнота, достоверность и актуальность.

2. установить наличие текущей или перспективной потребности, средством которой может стать конкретный товар (услуга), сформировать требования потребителей.

Основой для выполнения следующего этапа жизненно-го цикла продукции может служить общее описание продукции, включающее следующие аспекты:

- параметры эксплуатации (условия использования, надежность);

- потребительские предпочтения в отношении дизай-на и органолептических характеристик продукции;

- требования к упаковке;

- процедуры обеспечения качества продукции в про-цессе эксплуатации;

- существующие законодательные ограничения и стандарты.

Должный уровень качества перечисленных выше работ обеспечивается посредством:

1. разработки системы документированных процедур по сбору, обработке и анализу данных;

2. планирования работ с периодическим пересмотром планов и их корректировкой (в случае необходимости);

3. поручения выполнения работ квалифицированному персоналу, имеющему в своем распоряжении необходимые средства.

Качество при разработке продукции. Этап разработки жизненного цикла продукции должен обеспечить перевод предварительных параметров продукции, содержащихся в описании, представленном маркетологами, на язык технических требований к материалам, конструкции, технологическим процессам. Качество проектирования обеспечивается путем:

1. разработки и реализации программы проектирования, включающей контрольные точки оценки проекта на каждом этапе программы. Результаты оценки и анализа подлежат регистрации и отражению в технических условиях и чертежах;

2. привлечения к анализу проекта представителей раз-личных подразделений организации;

3. утверждения всей документации, составляющей основу проекта, на соответствующих уровнях руководства, не-сущих ответственность за производство продукции.

Качество материально-технического снабжения. Покупные сырье, материалы и комплектующие изделия оказывают непосредственное влияние на качество продукции. Качество снабжения обеспечивается следующими мероприятиями:

1. разработкой и реализацией программы поставок, содержащей требования к заказам на поставку; соглашение по обеспечению качества; планы приемочного контроля; процедуру входного контроля;

2. процедурами урегулирования спорных вопросов, от-носящихся к качеству поставок;

3. организацией работ по приему, хранению, выдаче материалов, а также по обеспечению их сохранности.

На этапе подготовки и разработки производственных процессов должен быть обеспечен принцип комплексности, предусматривающий готовность предприятия к моменту производства. Предприятие должно располагать необходимыми технологическими процессами на всех стадиях производства; различными видами технологического оборудования, транспортных средств, тары и упаковочных материалов; различными видами технологической оснастки и инструмента; договорами на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий, вспомогательных материалов; средствами теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и др.; работниками (ИТР, рабочими, контролерами, наладчиками оборудования и др.) основного, вспомогательного и обслуживающего производств; технически обоснованными нормами времени па производство работ; системами идентификации продукции и факторами производственного процесса на всех этапах производства.

На этапе производства объектами управления, проверки и оценки должны быть все элементы производственных процессов: технологическое оборудование, технологическая оснастка, рабочий инструмент, средства измерения и контроля, технологические процессы, кадры, материалы и комплектующие изделия, вспомогательные материалы, нормативно-техническая документация, энергоресурсы, окружающая среда, программное обеспечение, организация работы с дефектной продукцией и др.

По каждому из перечисленных элементов должны быть, по крайней мере, четкие представления об их наличии, соответствии стандартам и состоянии. Сами же требования к большинству элементов связаны с отраслевой спецификой и должны быть тщательно сформулированы на каждом предприятии.

Качество производства обеспечивается выполнением следующих мероприятий:

1.планирование производственных процессов, подробно документируемых в рабочих инструкциях;

2. технический контроль производственных процессов;

3. созданием условий, исключающих возможность повреждения материалов, полуфабрикатов и продукции в ходе производства;

4. поверка, калибровка и испытания оборудования, инструментов и оснастки.

На этапе контроля, проведения испытаний и обследований система должна обеспечивать возможность выявления любых дефектов. С целью обнаружения дефектов на более ранних стадиях и обеспечения более полного контроля целесообразно развивать самоконтроль, применять средства автоматизированного контроля, встраивая их в технологические процессы.

В системе контроля качества должен быть обеспечен оперативный анализ информации о несоответствующей (дефектной) продукции, дефектах и их причинах, а также анализ накапливаемой информации о несоответствующей продукции, дефектах и их причинах.

Необходимо иметь целостный проект системы учета, накопления, анализа информации и принятия решения (корректирующих мер) по устранению дефектов и их причин. Выявление несоответствующей продукции включает следующие этапы:

1. выявление несоответствия параметров качества;

2. идентификация технической документации, сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции;

3. изоляция несоответствующей продукции;

4. обследование несоответствующей продукции на предмет возможного использования;

5. утилизация несоответствующих единиц (партий) продукции.

Существуют следующие критерии обеспечения качества при контроле и испытаниях продукции:

- наличие в технологической документации полностью оформленных операций контроля (с указанием фактической полноты и глубины контроля во всех контролируемых точках и параметрах, используемых средств измерений, с расчетом норм времени на каждую контрольную операцию и разряда выполнения работ);

- наличие заключения о полном оснащении технологических операций средствами измерений;

- наличие отметок в маршрутном листе о проверке «первых деталей»;

- наличие системы учета результатов контроля и выявления дефектов;

- наличие системы типовых решений для обоснованных действий по выявленным дефектам, в том числе и по информации их цехов-потребителей;

- эффективность системы контроля, действующей в подразделениях предприятия; наличие контроля чистоты в зонах, закрепляемых при монтаже и сборке продукции; наличие утвержденной разработчиком программы испытаний продукции;

- наличие заключения о полной комплектации испытательной базы необходимым оборудованием и стендами;

- наличие утвержденного заказчиком состава промежуточных испытаний сборочных единиц (блоков, узлов, подузлов и т.д.);

- наличие заключения о выполнении в полном объеме мероприятий, разработанных по результатам предшествующих периодических испытаний;

- наличие системы, обеспечивающей полное и достоверное выявление причин отказов (дефектов), обнаруживаемых на приемо-сдаточных и периодических испытаниях;

- оценка эффективности разрабатываемых мероприятий по повышению качества продукции.

На этапах упаковки и хранения, транспортировки продукции должны быть разработаны соответствующие требования по сохранению качества, которые отражаются в нормативных документах или в условиях договора (контракта). Процедуры, обеспечивающие маркировку, упаковку, транспортировку, хранение, погрузочно-разгрузочные работы, должны быть направлены па создание условий для максимально возможного сохранения полученного качества продукции. Маркировка и этикетирование продукции должна быть четкой, соответствовать техническим требованиям, оставаться неизменной с момента изготовления продукции до ее поставки в пункт назначения.

Регламентирование способов и процедур упаковки продукции должно включать требования к условиям транспортировки, таре, методам затаривания, крепления и раскрепления и др.

Регламентирование погрузочно-разгрузочных и транспортных операций должно включать соответствующие требования к контейнерам, конвейерам, транспортным средствам, погрузочным механизмам, предупреждающие нанесение ущерба качеству продукции.

На этапах реализации и обслуживания продукции должны быть разработаны требования по сохранению стабильного качества, инструктивные материалы по применению и техническому обслуживанию продукции. При реализации должны быть идентифицированы все виды продукции, разработаны, документированы и внедрены процедуры, предотвращающие отгрузку продукции с ухудшенными характеристиками.

Процедуры монтажа должны включать документированные предостережения, способствующие правильному выполнению монтажных работ. Они содержат положения, исключающие неправильный монтаж или действия факторов, отрицательно влияющих на качество продукции.

Процедуры обслуживания должны включать контроль за контрольно-измерительной аппаратурой и испытательным оборудованием, используемым на месте установки и эксплуатации реализуемой продукции; разработку документации по сборке и монтажу, пусконаладочным работам, эксплуатации, ведению каталогов запасных частей и обслуживанию техники в реальных условиях; систему раннего обнаружения случаев отказа или недостатков продукции, обеспечивающую оперативное проведение корректирующих воздействий.

Из всего сказанного выше можно сделать следующий вывод: качество закладывается в товар с самого начала и контролируется на всех стадиях. Качественный товар получается, только если на всех стадиях соблюдаются необходимые требования.

Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга.

Модель Деминга описывает деятельность по управлению качеством, реализуемую на каждом этапе жизненного цикла продукции. Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деминга показана на рис. 1.6 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).

Рис. 1.6. Цикл Деминга

 

Таким образом, при управлении качеством в целях обеспечения системности этого процесса необходимо объединить кольцо качества с циклом (кругом) Деминга, что будет характеризовать основные виды действий на протяжении жизненного цикла продукции. Тогда полнота основных видов деятельности на всем поле полученной матрицы будет характеризовать степень комплексности процесса управления качеством по отдельным видам продукции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...