Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цирк Маленькая Энциклопедия

 

Издание второе, дополненное и исправленное

Авторы-составители; А.Я.ШНЕЕР, Р. Е. СЛАВСКИЙ.

 

Редакционная коллегия:

Ю. А. ДМИТРИЕВ (главный редактор), Ф. Г. БАРДИАН, А. А. КОЛЕВАТОВ, М. С. МЕСТЕЧКИН, Е. Т. МИЛАЕВ, И. И. МОРАВЕК.

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО "СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ"

СОТРУДНИКИ РЕДАКЦИИ:

Зав. редакцией — И. И. МОРАВЕК.

Научный редактор - Л. А. КОНОНЕНКО.

Мл. редакторы - Г. Д. МИЛОСЕРДОВА, Т. С. ПАСКАЛОВА.

Художественный редактор — В. В. ЕНЮТИН.

Редакция словника - А. Л. ГРЕКУЛОВА, Е. И. АЛЕКСЕЕВА.

Литературная редакция — М. М. ПОЛЕТАЕВА, В. Ф. ПАХМАНОВА.

Редактор-библиограф — Т. Н. ГИММЕЛЬМАН.

Этимолог - Н. П. ДАНИЛОВА.

отдел комплектования - В. Н. ЦУКАНОВ, Е. Ю. БЕГЛЯРОВА.

Технический редактор — Л. А. ЛЕБЕДЕВА.

Корректорская — М. В. АКИМОВА, А. Ф. ПРОШКО.

Художники — Р. Н. ДМИТРИЕВ, Р. И. МАЛАНИЧЕВ.

Указатели составила Е. Т. КЛЕЙМАН.

ИЗДАТЕЛЬСТВО "СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ", 1979

 

НАУЧНО-РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ИЗДАТЕЛЬСТВА "СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ"

А. М. Прохоров (председатель), И. В.Абашидзе, П. А. Азимов, А. П. Александров, В. А. Амбарцумян, М. С. Асимов, М. П. Бажан, Ю. Я. Барабаш, Н. В. Баранов, А. Ф. Белов, Н. Н. Боголюбов, П. У. Бровка, Ю. В. Бромлей, Б. Э. Быховский, В. X. Василенко, Л. М. Володарский, В. В. Вольский, Б. М. Вул, С. Р. Гершберг, М. С. Гиляров, В. П. Глушко, В. М. Глушков, Г. Н. Голиков, Д. Б. Гулиев, А. А. Гусев (заместитель председателя), В. П. Елютин, В. С. Емельянов, Е. М. Жуков, А. А. Имшенецкий, Н.Н. Иноземцев, А. Ю. Ишлинский, М. И. Кабачник, Г. А. Караваев, К. К. Каракеев, М. К. Каратаев, Б. М. Кедров, Г. В. Келдыш, В. А. Кириллин, И. Л. Кнунянц, С. М. Ковалев (первый заместитель председателя), Ф. В. Константинов, В. Н. Кудрявцев, М. И. Кузнецов (заместитель председателя), В. Г. Куликов, И.А.Кутузов, В. В. Лобанов, Г. М. Лоза, П. А. Марков, А. И. Маркушевич, Ю. Ю. Матулис, Г. И. Наан, Г. Д. Обичкин, Н. В. Огарков, Б. Е. Патон, В. М. Полевой, М. А. Прокофьев, Ю. В. Прохоров, Н. Ф. Ростовцев, А. М. Румянцев, Б. А. Рыбаков, В. П. Самсон, М. И. Сладковский, В. И. Смирнов, В. Н. Столетов, Б. И. Стукалин, А. А. Сурков, М. Л. Терентьев, С. А. Токарев, В. А. Трапезников, Е. К. Федоров, М. Б. Храпченко, Е. И. Чазов, В. Н. Черниговский, А. И. Чугунов (заместитель председателя), Я. Е. Шмушкис, С. И. Юткевич. Отв. секретарь Совета Л. В. Кириллова.

МОСКВА —1979

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Первое издание маленькой энциклопедии "Цирк", выпущенное в 1973 году, было в целом хорошо встречено общественностью и критикой в СССР и за рубежом. Подобной книг и по объёму материала и широте тематики не было не только в yашей стране, но и в мире. Из справочных изданий имелись только "Артистический словарь" Сальтарино (Saltarino (H. W. Otto). "Arteisten-Lexikon", изд. 1890 и 1895, Дюссельдорф), дававший биографические справки о некоторых известных деятелях мирового цирка, "Артистический словарь" И. Золаровой (S. Zolarova, "Artisticky slovnik", 1964, Прага), в котором пояснялось содержание некоторых цирковых терминов, и четырёхтомный указатель литературы о цирке и смежных искусствах на англ, языке Р. Тул-Стоттп (R. Toole-Stott, "Circus and alliend arts. A world bibliography 1500— 1970", т. 1—4, 1958—1972, Дерби). Вслед за советским изданием в 1974 году во Франции вышел цирковой словарь "Цирк парад" Адриана (Adrian Cirque Parade, Paris), а в 1975 и 1977 годах в Германской Демократической Республике вышел краткий словарь, посвящённый цирку и эстраде,— "Искусство малых форм от А до Зет" ("Unterhaltungskunst A— Z", Берлин). Это свидетельствует о большом интересе к искусству цирка во многих странах и целесообразности нового издания энциклопедии "Цирк" в нашей стране. Для развития циркового искусства в СССР созданы весьма благоприятные условия: поддержка государством творческих поисков деятелей цирка, поощрение подлинных талантов, материальная обеспеченность всех цирковых работников, обширная сеть стационарных и передвижных цирков. Это способствует неуклонному росту идейно-художественного и профессионально-техническою уровня артистов, совершенствованию цирковою искусства, любимого миллионами зрителей.

В предлагаемой читателю книге, исключая открывающую её статью "Цирковое искусство", говорится только о дореволюционном русском и советском цирке. Небольшой объём издания ставил перед редколлегией сложною задачу отбора помещаемого материала. Поэтому она, естественно, ориентировалась прежде всего на явления типические, отражающие определённые тенденции в развитии циркового искусства. В книге даны краткие биографические справки о наиболее известных деятелях цирка, поясняются цирковые термины, описываются наиболее распространённые цирковые снаряды (аппаратура), рассказывается об отдельных цирках и цирковых коллективах. Особое внимание уделяется цирковым жанрам, которые рассматриваются в большинстве случаев как в историческом, так и в технологическом аспектах. Учитывая специфику цирка, авторы статей часто прибегают к описанию отдельных трюков и целых номеров, стремясь таким образом раскрыть их особенности. Для наглядности в книге даются рисунки, помогающие разобраться в сути описываемого. Читатель найдёт также имена многих артистов и краткие данные о них в общих статьях (в частности, там, где рассматриваются те или иные жанры) и в описании групповых номеров. В книге рассказывается и о некоторых иностранных артистах — Феррони, Труцци, А. Саламонском, Безано и других, проработавших всю или большую часть жизни в России и оказавших благотворное влияние на становление и развитие русского цирка.

Первое издание маленькой энциклопедии "Цирк" не обошлось, к сожалению, без досадных пропусков и даже ошибок. Но существу это был первый опыт подготовки такой книги, когда отсутствовала в достаточной мере систематизированная библиография и имелись трудности в установлении основных дат жизни и деятельности многих ведущих мастеров цирка, особенно старших поколений. Отдельные просчёты книги отмечались в периодической печати, во время обсуждения её в Центральном доме работников искусств в Москве, а также в письмах читателей. Все полезные советы и предложения были рассмотрены редколлегией и авторами и по возможности учтены в новом издании. В него внесены новые статьи и дополнения, отражающие успехи цирка за последние годы, даны сведения о новых исполнителях и созданных ими цирковых номерах, аттракционах и программах. Расширенная библиография вынесена в самостоятельный раздел в конце книги.

Маленькая энциклопедия "Цирк" рассчитана на широкие крут читателей— профессиональных артистов, администраторов и других работников, связанных с цирком, на участников народных и самодеятельных цирков, акробатических кружков, а также на многочисленных любителей этого искусства. Редакция и авторы выражают благодарность всем организациям и отдельным лицам, помогавшим в подготовке итого издания, особенно сотрудникам отдела кадров Союзгосцирка, Центральной библиотеки Всероссийского театрального общества, Центральной театральной библиотеки.

 

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

авг.— август (при числе)

адм. — административный

апр. — апрель (при числе)

арх.— архитектор (при фамилии)

б. — бывший

б. ч.— большей частью

Балетм.— балетмейстер (при фамилии)

Бр.— братья (при фамилии)

букв. — буквально

в., вв.— век, века

Великая Окт. социалистич. революция — Великая Октябрьская социалистическая революция

Великая Отечеств. война — Великая Отечественная Война

вкл. - включительно

ВТО - Всероссийские театральное общество

г.— год, город (при названии)

г. рожд. неизв.— год рождения неизвестен

ГИТИС — Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского

Гл. обр.— главным образом

ГОМЭЦ — Государственное объединение музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий

гос.— государственный

ГУЦИ — Государственное училище циркового искусства

ГУЦЭИ — Государственное училище циркового и эстрадного искусства

дек.— декабрь

др.— другой

ж., журн. - журнал (при названии)

зав. - заведующий

зам. - заместитель (при названии должности)

зап.— западный

засл. Арт.— заслуженный артист

засл. деят. иск-в — заслуженный деятель искусств

засл. мастер спорта — заслуженный мастер спорта

засл. работник культуры — заслуженный работник культуры

засл. худ.— заслуженный художник

и т. д.— и так далее

и т. п.— и тому подобное

изд.— издание (при цифре)

изд-во — издательство

им.— имени

илл.— иллюстрированный

иностр.— иностранный

ин-т — институт

иск-во — искусство

к.-л.— какой-либо

в.-н.— какой-нибудь

кн.— книга

комп.- композитор (при фамилии)

кон.— конец

к-рый — который

КЦИ — Курсы циркового искусства

лат.— латинский

ленингр.— ленинградский

лит.— литературный

Лит.:— литература

м. — метр

МАЦИС — Мастерская циркового искусства

междунар.— международный

мн.— многие

моск.— московский

муз.- музыкальный

назв. - название

наз. - называется

напр.— например

нар. — народный

нар. арт.— народный артист

наст.— настоящий

наст. фам.— настоящая фамилия

нац. — национальный

нач.— начало (при цифре)

нек-рый — некоторый

неск. — несколько

об-во — общество

обл.— область, областной

одноим.— одноимённый

окт.— октябрь (при числе)

осн.— основан, основанный, основной

пер.— перевод

петерб. - Петербургский

петрогр. - Петроградский

под рук. - под руководством

под упр.- под управлением

пол. - половина (при цифре)

пом. - помощник

пос. - посвященный

пост. - постановка, поставил, поставленный

преим. - преимущественно

прибл. - приблизительно

прим. - примечание

произв. - производственное

проф. – профессор

псев. – псевдоним

р. – родился (при дате)

РАБИС - профсоюз работников искусств

разл. - различный

ред.-изд. - редактор-издатель

реж. - режиссер

РОАВЦ - Российское общество артистов варьете и цирка

рук.- руководитель

рус.— русский

сб.— сборник

св.— свыше

сент.— сентябрь (при числе)

сер.— середина (при цифре)

см.— смотри

сов.— советский

совм. - совместно

совр.- современный

соч. - сочинение

Союзгосцирк - Всесоюзное объединение государственных цирков

спец. - специальный

т. е. - то есть

т. к. - так как

т. н. - так называемый

т. о. - таким образом

ТЕО — театральный отдел Наркомпроса

ТЦИ - Техникум циркового искусства

УЗП — Управление зрелищными предприятиями

ум.— умер (при дате)

УТЗП — Управление театрально-зрелищными предприятиями

уч-ще — училище

февр.— февраль (при числе)

ф-т — факультет

ФЭКС — Фабрика эксцентрического актёра

х-во — хозяйство

худ.— художник (при фамилии)

худ. рук.— художественный руководитель

ЦСЦИ — Центральная студия циркового искусства

ЦУГЦ — Центральное управление государственными цирками

четв.— четверть (при цифре)

чл.— член

янв.— январь (при числе)

В энциклопедии "Цирк" применяется сокращение слов, обозначающих государственную или национальную принадлежность (напр., англ.— английский, арм.— армянский).

И прилагательных и причастиях допускается отсечение окончаний (включая суффиксы): "енный", "ионный", "еский", "альный", "ельный" и др., напр.: "художествен.", "революц.", "критич.", "центр.", "значит." и т. д.

 

ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО

Цирковое искусство сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. Главный герой цирка — артист, который преодолевает, казалось бы, непреодолимые препятствия, поэтизирует физический труд, отвагу, изобретательность человека, создаёт определённый обобщённый художественный образ. Образ этот раскрывается преимущественно при помощи специфических цирковых упражнений — трюков. Выбор и композиция трюков подчинены задаче создания образа. Комбинация трюков, перемежаемая другими актёрскими действиями, составляет номер — отдельное законченное произведение циркового искусства, сочетание нескольких разнохарактерных (разножанровых) номеров — представление.

Искусство цирка отличается необычностью, алогизмом, эксцентрикой. Цирковой трюк всегда лежит вне круга обычных представлений (человек ходит на руках, стоит на галопирующей лошади, играет в мяч с морскими львами, подбрасывает и ловит большое количество предметов), но он всегда подчиняется определённым эстетическим нормам.

В буржуазном цирке нередко прибегают к грубым приёмам, унижающим человеческое достоинство, подчёркивают опасность номера для исполнителя. Иск-во советского цирка оптимистично и гуманно. Оно вобрало в себя различные виды народного искусства, его главная задача — прославление смелого, сильного, ловкого, гармонически развитого человека.

Продолжая демократические традиции иск-ва, советский цирк утверждает в качестве гл. своих направлении героику и юмор, поднимается в лучших произведениях до подлинной публицистичности и сатиры. Советский цирк многонационален, на его аренах выступают коллективы республик и отдельные исполнители, развивающие традиции народного, национального иск-ва.

Слово "цирк" происходит от лат, circus — круг. Производственной площадкой цирка служит круглой циркония арена.

Искусство цирка известно с древнейших времен и связано с трудовыми процессами, бытом и религиозными культами. Так, в странах Востока ремесленники, желая доказать крепость изготовленного ими каната, натягивали его между козел, ходили, бегали и даже прыгали на нём. В Древней Персии воин, чтобы оглядеть окрестность, взбирался на шест, который его товарищ держал за поясом или на плече. При сборе фруктов с деревьев сборщики удерживали равновесие на вольностоящих лестницах и даже переходили на них от одного дерева к другому. При воспитании воинов в Африке большое значение придавалось акробатическим движениям (перевороты в воздухе, кувыркание на земле и в воздухе), из них впоследствии развивались акробатические прыжки.

Выступления профессиональных цирковых артистов были известны в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии и др. странах. В Древнем Риме существовали эллипсообразные ипподромы (цирки), где происходили бега на колесницах, а между заездами выступали акробаты, жонглёры, дрессировщики, иберийские (грузинские) наездники и др. В Древней Армении в амфитеатрах Тигранакерта и Арташата устраивались как театральные, так и цирковые представления. Такие же представления были известны в начало нашей эры в Грузии.

На фресках Собора святой Софии в Киеве (11 в.) изображён амфитеатр, где идёт представление с участием кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом; здесь же проходят соревнования лошадей и травля диких зверей.

По свидетельству византийского учёного Никифора Григора (1295-1360), Константинополь посещали конные искусники из Египта, выступавшие также в Халдейе, Аравии, Персии, Ассирии, Армении и Колхиде. В средние века в странах Европы получили распространение фарсовые сцены.

Особую роль в развитии цирка сыграли народные бродячие артисты: во Франции — жонглёры, в Германии — шпильманы, в России — скоморохи, в Польше — франты, в Средней Азии — дорвозы и масхарабозы. Они исполняли диалоги и сценки преимущественно комического содержания, номера звукоподражания, играли на музыкальных инструментах. В их программу входили также акробатические и жонглёрские номера, дрессировка животных, в т. ч. лошадей.

В 1619 при дворе царя Михаила Фёдоровича выступал рязанец Григорий Иванов с прирученным львом. В 1625 и 1626 царю и его приближённым показывали "слоновую потеху".

Большое значение для развития циркового искусства имели рыцарские турниры и другие конные состязания, показ искусной верховой езды и т. н. парфорс-езда, т. е. езда верхом с преодолением особо сложных препятствий. С 13 в. турниры, носившие ранее в основном спортивный характер, превращались в великолепные празднества, своеобразные конные балеты, включавшие и комические элементы.

Изменения, происходившие в технике и тактике конного боя, привели к тому, что сначала в Италии (12 в.), а потом и в др. странах Европы стали создаваться школы верховой езды. Работавшие в них берейторы проводили показательные уроки, демонстрируя дрессировку и наездническое иск-во; здесь воспиталось первое поколение цирковых артистов. Широкое распространение получили вольтиж, высшая школа верховой езды, выступления парфорс-наездников.

Наездники и дрессировщики лошадей накапливали всё больший опыт и чаще давали представления. К 60-м гг. 18 в. в Европе были известны наездники Прайс, Джонсон, Уйир, Самсон и др. Один из - Якоб Бейтс давал в 1764 представления в Москве, а в 1765 - в Петербурге. Наездникам был необходим специальный манеж около 13 м. в диаметре. Так появились первые полустационарные цирки. Именно такие цирки Бейтс построил в Москве и Петербурге.

В 1770 кавалерийский капрал в отставке Ф. Астлей открыл в Лондоне школу верховой езды. В 1780 он построил амфитеатр и начал давать в нем представления. Они включали выступления наездников, дрессировщиков, акробатов и клоунов, пантомимы на историко-батальные сюжеты. Амфитеатр Астлея считают первым в мире стационарным цирком. В 1782 Астлей выстроил в Париже, в предместье Тампль, ещё один стационарный цирк, в котором позднее стали давать представления А. Франкони и его сыновья Лоренцо (Лоран) и Анри, до этого выступавшие во французской провинции. В 1807 Франкони построил в Париже новое здание, назвав его Олимпийским цирком (до этого Франкони называл своё предприятие амфитеатром или конным театром, но Наполеон I запретил зрелищным предприятиям, кроме нескольких привилегированных, именоваться театрами). Вслед за Франкони другие предприниматели начали называть свои предприятия цирками.

Постепенно цирки получили большое распространение. Были созданы стационарные цирки: в Вене — X. де Баха (1808), в Берлине — Э. Ренца (1856), в Амстердаме — В. Карре (1860) и др. Работали крупные передвижные цирки Б. Фурро, Ф. Луассе, Дж. Прайса, А. Гверры, М. Труцци и др.

В России, начиная со 2-й пол. 18 в., постоянно выступали гастролирующие труппы, некоторые из них имели обширный и квалифицированный состав артистов. Представления давались в манежах частных домов или во временных, наскоро сколоченных помещениях. Особенно большой успех имели цирки Чиарини (1803), Транже и Роббе (1812), Финарди (1818) и др. Надолго оставаясь в России, цирки включали в свой состав русских учеников и сотрудников. Так формировалось первое поколение русских артистов.

В 1824 в Петербург прибыла труппа учеников Астлея, руководимая Ж. Турниером, В 1827 Турниер получил разрешение на постройку в Петербурге циркового здания, и 11 дек. 1827 был открыт первый стационарный цирк в России. В следующем году здание перешло в ведение Дирекции императорских театров, в нём попеременно давались драматические спектакли и выступали цирковые труппы. В 1845 в Петербург прибыла труппа А. Гверры, в следующем году — Ж. Лежара и В. Кюзана. Для их выступлений в Петербурге были выстроены два временных цирка. Представления имели большой успех. В 1849 оба здания купила казна, цирки были подчинены Дирекции императорских театров с целью поставить цирк на службу интересам властей. Цирк стал использоваться для ещё большего прославления императорской власти. 29 янв. 1849 в Петербурге открылся новый каменный казённый цирк. Однако бюрократические формы руководства, нежелание считаться с мнением артистов, повторение одних и тех же программ и отдельных номеров привели к тому, что публика всё более охладевала к цирку. Он стал убыточным и в 1854 был закрыт. В Москве и в провинции по-прежнему выступали многочисленные труппы, проводившие представления в частных манежах или во временных зданиях. Известен, например, передвижной цирк Апраксина, в к-ром выступали крепостные крестьяне.

В 1-й пол. 19 в. значительное развитие получила пантомима. Во Франции цирковые предприниматели Франкони особое внимание уделяли постановкам пантомим, или, как их тогда называли, мимодрам, большей частью на военные сюжеты ("Въезд Генриха IV в Париж", "Орлеанская дева", "Наполеон в Египте" и др.). Пантомимы ставились и в цирках других стран. На ряду с батальными получили распространение пантомимы о разбойниках ("Фра-Дьяволо", "Чёрная маска", "Разбойники в Авруцких лесах" и др.). Героями их были мужественные люди, находившиеся в конфликте с существовавшим общественным строем, протестовавшие против унижения человеческою достоинства, социальной и национальной несправедливости. Пантомимы входили в общее русло романтического иск-ва 1-й пол. 19 в.

Пантомимы шли и в русских цирках. В 1850 в петербургском цирке были поставлены "Блокада Ахты" П. Мердера (постановка П. Кюзана, художник Журдель) на сюжет завоевания Кавказа, "Молодцы-казаки" Е. Воронова и "Архип Осипов, или Русская крепость" Ф. Кони. Правящие классы стремились использовать романтическую направленность пантомим в своих целях, пропагандируя казённый патриотизм, официальную народность, монархические идеи, но успеха у зрителей эти постановки не имели.

Центральное место в программах европейских цирков занимали наездники и особенно наездницы. Большого мастерства в высшей школе верховой езды достиг наездник Ф. Боше, к-рый придавал максимальную зрелищную выразительность этому искусству. Мастерством высшей школы верховой езды славилась наездница К. Лойо, иск-во которой высоко оценил И. С. Тургенев (её выступления называли конным балетом). Изяществом отличались выступления т. н. гротеск-наездниц, которые, стоя на скачущем коне, перепрыгивали через ленты и обручи,— К. Леру, Л. Бассэн и В. Аннато. Мужчины-наездники — Г. Чинизелли, А. Саламонский, Ж. Лежар и др. — жонглировали на лошади, исполняли сложные прыжки, демонстрировали силовые номера, разыгрывали на спине лошади целые сцены (например, сцена "Жизнь солдата"). Исполнялись также групповые конные номера: кадрили, карусели и др.

В 1-й иол. 19 в. на аренах выступали также жонглёры, атлеты, акробаты-прыгуны (по преимуществу арабы), гимнасты и укротители животных, но основная часть программы состояла из номеров конного цирка.

В сер. 19 в. получила большое развитие клоунада. Особенно выделялись клоуны Ж. Б. Ориоль, Л. Виоль, пародировавшие исполнителей номеров программы; кроме того, стоя на голове, они ели и курили; додали заднее сальто-мортале, попадая ногами прямо в туфли; разыгрывали комические сцены, чаще всего изображавшие обучение верховой езде богатого и неловкого всадника.

Наряду с иностранцами на аренах цирков России все чаще стали появляться русские артисты: наездницы — Л. Полынцева, Т. Жукова, П. Рахманова, А. Слапачинская; клоуны — А. Дидерик, В. Яковлев. В 1847 в Петербурге при Театральном училище был организован цирковой класс, из которого вышли А. Натарова и Е. Федорова.

Во 2-й пол. 19 в. цирки в Европе, в том числе и в России, получили ещё более широкое распространение. Цирковые представления проводились даже в небольших городах. В крупных юродах были сооружены стационарные цирки: в Москве —К. Гинне (1866) и А. Саламонского (1880), в Берлине — Г. Шумана (1868), в Петербурге — Г. Чинизелли (1877), в Брюсселе — Э. Вульфа (1892). В 1886 в Париже был построен цирк, арена которого за несколько минут наполнялась водой.

В 1873 в США предприниматель Т. Барнум построил огромный передвижной цирк, в котором представления одновременно шли на 3 аренах. В 1883 антрепренёр и актёр Буффало Билл (Уильям Фредерик Коди) создал цирк "Дикий Запад", где показывались пантомимы о первых колонистах, заселявших Америку.

Цирковое искусство развивалось и в странах Азии и Африки. В китайском цирке, тесно связанном с классическим театром, исполнялись номера оригинальных жанров: своеобразные фокусы, прыжки через огонь, упражнения на особом турнике и ремнях и т. д. Японские артисты демонстрировали подъём и спуск по наклонному канату, гимнастические упражнения ни бамбуке, подвешенном на большой высоте, гимнастические и акробатические упражнения на лестнице, стоявшей у одного из артистов на подошвах ног. В Персии получила распространение эквилибристика на шесте, удерживаемом артистом на плече или за поясом. В Индии показывали своеобразные фокусы заклинатели змей. У народов Средней Азии развивалось иск-во канатоходцев (дорвозы) и комиков (масхарабозы). У народов Кавказа получили развитие фигурная езда на лошадях — джигитовка и иск-во хождения по канату.

В русских цирках появились первоклассные исполнители во всех жанрах, были созданы крупные антрепризы, в к-рых выступали преимущественно русские артисты (А., Д. и П. Никитины и др.).

Цирк всё больше ориентировался на демократическую аудиторию, используя опыт народных гуляний. Конные номера по-прежнему занимали большое место в программе цирка, но постепенно их вытесняли акробаты, гимнасты, жонглёры. В конных номерах утверждалось спортивное начало: цирковые жокеи с разбега вспрыгивали на галопирующую лошадь (Ш. Слезак, Г. Кук, В. Соболевский и др.), наездники делали заднее сальто-мортале на спине лошади (В. Фабри, В. Соколов и др.). Если раньше в цирке ведущее положение занимали наездницы, то теперь в конном жанре выдвинулись наездники (Маслов, Полтавцев и особенно В. Сычёв). На аренах всё чаще демонстрировалась джигитовка (М. Годфруа, В. Орлов, А. Гудцов, Али-Бек Кантемиров). Выдающегося успеха в высшей школе верховой езды добился английский наездник Дж. Филлис, гастролировавший в Петербурге с 1897; он вернул высшей школе верховой езды её спортивную сущность.

В 1859 г. в Тулузе (Франция) Ж. Леотар впервые показал воздушный "полёт"; это произвело переворот в цирковой гимнастике и потребовало перестройки цирковою потолка, превращения его в сферический купол. Вслед за Леотаром с номером воздушный "полёт" стали выступать и другие артисты (в России — В. Никитин, М. Егоров и др.). На арене неё чаще использовались гимнастические снаряды — кольца, турники (на турнике особых успехов добились румынские гимнасты Думитреску).

Канатоходцы выступали преимущественно на площадях или в увеселительных содах; на высоко натянутом канату они не только ходили, но и сидели, бегали, танцевали. Среди канатоходцев выделялся Блонден, прошедший в 1859 по канату над Ниагарой, и Ф, Молодцов. В 20 в. прежний пеньковым канат был заменён стальным тросом, что дало возможность усложнить трюки.

В 1850 акробаты Котрелли впервые показали икарийские игры. В 90-е гг. в этом жанре больших успехов добилась группа Федосеевских. Акробаты-прыгуны Сосины проделывали виртуозные прыжки, впервые показывали двойное сальто-мортале в партере.

В 1-й пол. 19 в. получили распространение выступления дрессировщиков зверей. В цирке Франкони (Франция) с тиграми и львами выступал А. Мартэн. В Америке В. Амбург соединял в своём номере 3 львов, 3 тигров и 3 пантер. До 70-х гг. появление на арене укротителей хищников было редкостью. Торговля дикими зверями, к-рая в условиях колониальной политики стала доходным предприятием, расширила возможности дрессировки хищников. Фирма К. Гагенбека в Гамбурге, продававшая животных в зоопарки и зверинцы, готовила группы дрессированных животных и для цирков. Среди укротителей, работавших у Гагенбека,— Г. Мерман, Р. Саваде и др., В 1887 Гагенбек создал первый зооцирк, программа к-рого состояла главным образом из номеров е дрессированными животными. В эти же годы появились первые русские укротители львов и других хищных животных — И. Филатов, Веретин (Гамильтон), Жеребилов (Вояни), А. Фаррух и др.

На аренах цирков во 2-й пол. 19 в. всё чаще выступали атлеты (силачи), поднимавшие тяжести и вызывавшие желающих на борьбу. В русских цирках — братья Пытлясинские, Г. Гаккеншмидт, С. Морро-Дмитриев, А. Моор-Знаменский, И. Поддубный и др. Демонстрации силы — борьба, поднятие тяжестей — пользовалась особым успехом на народных гуляньях, где отличались любимые народом силачи и борцы. Естественно, что многие из них переходили в цирк.

Усовершенствование велосипеда, развитие велосипедного спорта способствовали появлению в цирке номеров велофигуристов (первые среди них — бельгийцы Нуазетт демонстрировали мастерское владение машиной, акробатические трюки). Среди русских велофигуристов большую известность приобрели Б. Краев-Червинский, братья Баранские, Я. Польди (И. Подрезов).

Делали попытки показывать своё иск-во на арене фокусники, но круглая, со всех сторон открытая производственная площадка весьма затрудняла их действия.

Значительные изменения претерпела клоунада. Появился новый персонаж — Август (другое название — Глупый Август); в России Рыжий (Иванушка-дурачок, Иван Кирпич). Сначала это был неловкий и неуклюжий униформист, делавший всё невпопад. Позже Август (Рыжий) в преувеличенно буффонной манере пародировал горожан, преимущественно мелких буржуа (подчёркивая их ограниченность). Рыжий клоун выступал в перерывах между номерами. Сочетание выступлений ловких и красивых наездников, гимнастов, акробатов, жонглёров и неуклюжих клоунов придавало представлению особое своеобразие. Среди первых Августов (Рыжих) — Том Беллинг, Чедвик, Гюйон, Каваллини, В. Брыкин, Васильченко и др. В паре с Белым клоуном Рыжий клоун разыгрывал сцепки (антре) пародийною, сатирического характера. Первые постоянные пары Белого и Рыжего: во Франции — Футтит и Шоколад, в России — Альперов и Бернардо (90-е гг. 19 в.).

Большое значение для развития клоунады имело искусство А. и В. Дуровых. Злободневные шутки часто приобретали остросатирический характер, были направлены против полиции, бюрократии, всего общественною строя царской России. Дуровы, особенно Владимир Леонидович, разрабатывали также научные методы гуманной дрессировки животных. С дрессированными животными, используя их в качестве объектов для шуток (в т. ч. сатирических), выступали клоуны Р. Рибо, Танти-Бедини, Д. Бабушкин.

Некоторые клоуны сочетали комедийные шутки с игрой на музыкальных инструментах, в т. ч. эксцентрических (Иванов, Юровы, Прайс, Орсини, Даниело). Большой успех имел муз. дуэт клоунов Бим-Бом (И. Радунский и Ф. Кортези, с 1898 — Радунский и М. Станевский), соединявших музыкальное исполнение со злободневными диалогами, куплетами.

Почти каждое цирковое представление заканчивалось пантомимой или балетом. Некоторые включали десятки участников и требовали сложной машинерии, другие исполнялись 3—5 артистами и шли почти без декораций. Сюжетами для пантомим были исторические события, быт средних слоёв населения, сказки и т. д.

Пантомимы, шедшие в небольших цирках, утверждали демократические принципы, осмеивали представителей господствующих класСов. прославляли народных героев ("Стенька Разин"). В крупных цирках ставились пантомимы, зачастую поддерживавшие колониальную политику капиталистических стран, воспитывавшие националистические настроения. Среди них — пантомима "Чеус — девушка дикарка...", прошедшая в ряде цирков, в том числе у Чинизелли в Петербурге, изображавшая коренных жителей колоний людьми тупыми, жестокими, пытавшаяся утверждать, что английские колонизаторы повернули Индию от тьмы невежества к свету просвещения, В годы 1-й мировой войны 1914—18 в цирке Никитиных в Москве цирковые пантомимы "Потопление Бельгии" и др. пропагандировали войну до победного конца, носили шовинистический характер. В большинстве же своём пантомимы были чисто развлекательными.

В конце 19 — нач. 20 вв. в некоторых крупных городах были построены каменные стационары. В Париже работали 3 цирка (2 зимних и летний), в Берлине — 2, в Петербурге с 1908 — 2, в Москве с 1911 — 2.

Вместо прежних постоянных трупп в цирках выступали преимущественно гастролёры, демонстрировавшие сенсационные номера. Появилось понятие аттракцион — центральный номер программы, имеющий большой кассовый успех. Первый аттракцион был создан Ж. Нуазеттом (ездил на велосипеде по внутренним стенам большой круглой корзины). Создавались новые номера, построенные на точных инженерных расчётах (сальто-мортале на автомобиле и др.). Показывались номера, рассчитанные на эффект, связанный с опасностью для жизни исполнителя (прыжки из-под купола в огненный колодец, выступлении канатоходцев над клеткой со львами и др.). Одновременно обогащались все цирковые жанры, В 1903 в Праге акробаты Вотперт впервые демонстрировали номер с подкидной доской. В петербургском цирке Чинизелли болгарский воздушный акробат-гимнаст Иванов (Л. Добрич) показал лопинг де лоп под куполом цирка. Румынские артисты Думитреску выступали с упражнениями на 3 турниках. Прежняя клетка-вагон к номерах с дрессированными животными была заменена круглой клеткой, устанавливаемой внутри манежа (впервые введена в 19 в. нем. укротителем Ю. Зеттом).

Несмотря на известные достижения, уже в конце 19 в. появились признаки кризиса цирка. В условиях упадка буржуазного иск-ва переживало упадок и цирковое иск-во. На аренах всё чаще появлялись номера грубые, подчас рассчитанные на низменные инстинкты. Со сцен варьете на цирковые арены проникали эротика и пошлость.

Во многих номерах доминировал чистый техницизм, лишённый художественного, образного начала. В то же время цирковое иск-во в лучших своих образцах было близким демократическому зрителю и продолжало развиваться.

В конце I9 нач. 20 вв. широкое признание получили русские артисты. Среди, них: гимнасты-полётчики Ж. Руденко, Коврелис (Ковригины); наездники В. Федосеевский, В. Соболевский, Гамсахурдия, жонглёры Пащенко, Лизет и В. Жанто, дрессировщики лошадей П. Крутиков, Е. Панкратов, клоун-прыгун В. Е. Лазаренко; велофигуристы В. Краев-Червинский, Я. Польди (Подрезов), братья Баранские, Ефимовы укротители И. Филатов, Веретин, Жеробилов. Большой успех имели представители национального цирка: джигиты Хундадзе, Кантемировы, канатоходцы Ташкенбаевы, комик Ю. Шакарджанов, наездники Зариповы, В предреволюционные годы большое место на цирковых аренах занимала борьба. Среди борцов, выступавших в цирке, были выдающиеся мастера, успешно соперничавшие с сильнейшими атлетами мира,— И. Поддубный, И. Заикин, И. Шемякин, В. Крылов и др.

Великая Октябрьская социалистическая революция, создание Советского социалистического государства имели определяющее значение и для дальнейшего развития циркового иск-ва. Впервые цирк был признан подлинным искусством, к-рое призвано воспитывать массы в духе социалистических идеалов. Артисты цирка заняли почётное место в общем ряду деятелей советского искусства. В Декрете Совета Народных Комиссаров "Об объединении театрального дела", подписанном В. И. Лениным 26 августа 1919, утверждалась демократическая сущность цирка, отмечалось, что цирки должны быть очищены от буржуазной пошлости. В 23-м пункте этого декрета говорилось: "Цирки, как предприятия, с одной стороны, доходные, с другой стороны, демократические по посещающей их публике и особенно нуждающиеся в очищении от нездоровых элементов и в художественном подъёме их программ... администрируются наравне с неавтономными театрами". В том же году в статье "Задача обновленного цирка" (журнал "Вестник театра", № 3) народный комиссар просвещения А. В. Луначарский писал, что советский цирк должен быть местом демонстрации физической красоты человека, остроумной, злободневной, по преимуществу сатирической клоунады и пантомимы, обращающейся как к истории, так и к фантастике. Нарком просвещения отмечал, что широкая популярность цирка "... должна была заставить задуматься над этим явлением, уже одна она должна была поставить вопрос, может быть, об очищении цирка, о некотором видоизменении его, но, очевидно, вместе с тем и сохранении его основных черт. Но к тому же, присматриваясь ближе к цирку, мы должны сразу признать бесспорную многозначительность и воспитательный характер многих его главнейших элементов. Цирк есть чрезвычайно правдивое... зрелище человеческой силы и ловкости" (Луначарский А. В., О цирках, с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...