Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процессная модель СМК. Интерпретация требований ISO 9001




В стандарте ISO 9001:2008 определена модель процессного подхода (рис. 6.1). Главной целью современного менеджмента является планирование, внедрение, измерение и улучшение процессов. В стандарте ISO это описывается с помощью элементов: ответственность руководства; менеджмент ресурсов; процессы жизненного цикла продукции; измерение, анализ и улучшение в контуре регулирования, который символизирует эту замкнутую последовательность действий для макро- и микропроцессов, ориентируется на фазы цикла Деминга и требует реализации установленного потенциала улучшения.

Процессы, происходящие на каждом конкретном предприятии, не могут быть описаны в стандарте. Поэтому модель, предлагаемая в стандарте, оказывает существенную поддержку при разработке СМК, основанной на процессном подходе. Процессный подход обеспечивает:

- взаимосвязь всех видов деятельности, их согласованность и направленность на достижение целей организации;

- возможность анализа процесса, его совершенствования и приспособления к изменениям, оценки влияния на другие процессы;

- облегчение управления организацией;

- объединение людей и усиление командной работы.

Системный подход предполагает представление организации как системы взаимодействующих динамических процессов и направлен на:

- создание такой системы, при которой заданные цели достигаются наиболее эффективным путем;

- понимание взаимозависимости между процессами системы;

- непрерывное улучшение системы посредством измерения и оценивания.

Требования стандарта предназначены содействовать постоянному улучшению СМК и предлагаемой потребителю продукции. Структура требований стандарта ISO 9001:2000 представлена на рис. 5.1.

 

Рис. 5.1. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе

Условные обозначения:

Деятельность, добавляющая ценность

Поток информации

 

Plan

 
 

 


4. Система менеджмента качества

Act
5. Ответственность руководства

6. Менеджмент ресурсов Do

7. Процессы жизненного цикла продукции

8. Измерение, анализ и улучшение

Check

Рис. 5.2.Структура требований стандарта ISO 9001

Процессный подход

Сущность процессного подхода состоит в том, что вся деятельность организации представляется в виде процессов.

В соответствии со стандартами процесс – это совокупность взаимосвязей и взаимодействий видов деятельности, преобразовывающих входы в выходы (при этом входами являются выходы других процессов).

Все подразделения организации должны быть подчинены единой цели и функционировать как одна команда. Процессы должны действовать во всех подразделениях организации, а не только в непосредственно связанных с изготовлением продукции или предоставлением услуги подразделениях. Весь комплекс процессов следует рассматривать как единую систему, ни один из элементов которой не существует изолированно.

Необходимо обеспечить управляемое воздействие на процесс, а не на результат. Каждый процесс должен быть идентифицирован, спланирован и должен иметь ответственного за его функционирование и соответствие выходных результатов запланированным. В процессе планирования идентифицируются потребители и определяются их потребности, уточняются требования к поставщикам и поставляемым материалам, разрабатываются системы контроля и обратной связи.

Для успешного управления процессами необходимо:

- выявить совокупность процессов, необходимых для разработки СМК;

- установить последовательность, взаимосвязи и взаимодействия процессов в системе;

- назначить руководителя (ответственного) каждого процесса;

- определить заказчиков и потребителей каждого из процессов;

- установить и согласовать с потребителями процессов требования к характеристикам выходного продукта (результативность процесса);

- установить и согласовать с поставщиками требования к характеристикам входов процесса (содержание, обеспечение ресурсами, закупки);

- определить параметры процессов, которые должны преобразовывать входные данные от поставщиков в выходной продукт, отвечающий требованиям потребителей;

- определить этапы каждого процесса и их последовательность;

- обеспечить функционирование процессов и возможность управления ими;

- определить систему измерений параметров процесса, соответствующую установленным требованиям;

- определить содержание записей по этапам каждого процесса;

- наладить обратные связи между процессом и потребителями, между процессом и поставщиками;

- определить порядок внесения изменений.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

а) понимания и выполнения требований;

б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;

г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

При определении процессов, которые подлежат документированию, для организации целесообразно рассмотрение и учет следующих факторов: влияние на качество; риск вызвать неудовлетворенность клиента; требования законодательных и/или нормативных документов; результативность и эффективность; компетенция персонала; сложность процессов; частота выполнения операций, текучесть кадров и т. д.

То есть документирование процессов должно проводиться в той степени, в какой это необходимо для обеспечения их результативной работы и управления.

Процессы могут быть классифицированы по различным признакам.

По категориям потребителей (получателей результатов процесса):

- внешние процессы, выходы которых предназначены для внешних потребителей. Входы таких процессов также образованы внешними субъектами, в т. ч. и потребителями;

- внутренние процессы, имеющие поставщиков и потребителей внутри организации.

По сфере охвата подразделений организации:

- корпоративные процессы, охватывающие всю организацию. Число их может доходить до 6-10;

- процессы, охватывающие часть подразделений и ориентированные на конкретные виды продукции.

По целям:

- управленческие (административные) – реализуют функции высшего руководства по стратегическому и оперативному управлению, управлению улучшениями;

- бизнес-процессы, предназначенные для достижения главной цели бизнеса – удовлетворения требований потребителей и получения вознаграждения (денежных средств). Это основные процессы организации;

- поддерживающие процессы (управление ресурсами), предназначенные для обеспечения функционирования бизнес-процессов. Они также называются обеспечивающими.

Основные производственные процессы можно классифицировать следующим образом:

1) главные – это процессы, в результате которых получается ко-нечная или основная промежуточная продукция;

2) подпроцессы (частные процессы) – это части главного процесса, которые могут быть четко идентифицированы, добавляющие ценность продукции;

3) виды деятельности (работы) – процессы, выполняемые бригадами, звеньями, сотрудниками, рабочими.

К процессам управления могут быть отнесены следующие процессы:

- планирование деятельности, штатов;

- проведение аудита, мониторинга;

- управление персоналом;

- организация мер безопасности различных видов деятельности.

К вспомогательным процессам могут быть отнесены следующие процессы:

- финансовые;

- снабжение;

- сбыт продукции;

- контроль производственных процессов.

Управление процессом включает:

- определение целей и ожидаемых результатов процесса;

- определение характеристик качества процесса, включая критерии результативности выполнения процесса, критерии результативности управления процессом и обобщенный прямой показатель качества – эффективность процесса;

- определение ресурсов, в том числе трудовых, необходимых для выполнения процесса;

- определение методов и средств выполнения процесса и достижения поставленных целей;

- управление ресурсами, которые выделены для осуществления данного процесса (в том числе мотивация персонала);

- анализ входных и выходных данных, управление параметрами процесса.

В соответствии с требованиями стандарта СМК должна быть документирована, от чего в значительной степени зависит ее эффективность.

Именно документация дает возможность передать смысл и последовательность действий при разработке, внедрении, поддержании в рабочем состоянии и постоянном повышении эффективности СМК. В стандартах указывается, что может быть отражено в документации системы управления качеством, но не регламентируется ее содержание.

Основные процессы описываются в документируемых процедурах, которые содержат:

- четкое распределение ответственности и полномочий персонала;

- графическое описание процессов;

- показатели и характеристики качества процессов и методы их измерения;

- другую информацию.

Документированная процедура описывает:

- область применения и сферу деятельности процессов;

- цели, задачи и работы описываемого процесса;

- полное описание процессов;

- полномочия и ответственность участников процесса;

- документы, ресурсы, материалы, используемые в процессах;

- показатели и характеристики качества и эффективности выполняемой работы;

- порядок документирования и регистрации выполняемой работы;

- использование результатов выполняемой работы.

На рис. 5.3. представлена общая схема описания процесса.

Рис. 5.3. Принципиальная модель процесса

1.Вход процесса – это то, что перерабатывается в результате процесса (информация, сырье, материалы).

2.Выход – результат процесса, конечная или промежуточная продукция.

3.Ресурсы – все виды ресурсов, используемые при осуществлении процесса, в том числе:

− подразделения, сотрудники, рабочие;

− машины, механизмы, оборудование, инвентарь;

− финансовые ресурсы;

− помещения, строительные площадки, инфраструктура.

4. Нормативная документация, контроль – требования к процессу, которые описываются в нормативных и иных документах (технических регламентах, стандартах организации, требованиях договора и др.).

Документированные процедуры поддерживаются в актуальном состоянии, т. е. при изменении требований к продукции или появлении новых требований в документированные процедуры вносятся соответствующие изменения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...