Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансы потребительских кооперативов

ФИНАНСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Одной из распространенных форм некоммерческих орга­низаций в России является потребительский кооператив.

Потребительский кооператив — добровольное объеди­нение граждан и юридических лиц на основе членства с це­лью удовлетворения материальных и иных потребностей уча­стников, осуществляемое путем объединения его членами Имущественных паевых взносов. Действует потребительский кооператив на основе устава, в котором отражаются размеры вступительных и паевых взносов.

Потребительский кооператив как некоммерческая орга­низация согласно ст. 116 и 50 ГК РФ может быть создан в виде: кооператива, потребительского союза, потребительс­кого общества.

Потребительское общество создается и действует на ос­нове следующих принципов:

§ добровольное вступление в потребительское общество и выход из него;

§ обязанность уплаты вступительного и паевого взносов;

§ демократичность управления потребительским обще­ством (один пайщик — один голос, подотчетность органов управления и контроля общему собранию пайщиков потре­бительского общества, свободное участие пайщика в вы­борных органах);

§ взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономичес­кой выгоды;

§ ограничение размеров кооперативных выплат;

§ доступность информации о деятельности потребитель­ского общества для всех пайщиков;

§ забота о более полном удовлетворении платежеспособ­ного спроса населения в товарах народного потребления. Удов­летворение спроса населения — это социальная категория.

В России на 1 января 2001 г. насчитывалось 3280 потреби­тельских обществ, в том числе 1240 районных и 200 городс­ких, остальные 1840 — сельские и рабочие. Все они объеди­няют 11,5 млн. пайщиков.

В среднем на одно потребительское общество (потреби­тельский кооператив) приходится 3,5 тыс. членов-пайщиков. В отдельных регионах России есть потребительские обще­ства с численностью, превышающей 10 тыс. пайщиков.

Потребительские общества (сельские, рабочие, городс­кие) объединены в районные, областные, краевые, респуб­ликанские союзы и Центросоюз РФ, образуя систему организаций потребительской кооперации.

Потребительская кооперация — социально-ориентиро­ванная организация. Она содействует развитию социально-бы­товой инфраструктуры в сельских районах страны, активно участвует в международном кооперативном движении, обсуж­дении социальных проблем.

В соответствии с действующим законодательством основ­ными задачами потребительской кооперации являются:

§ создание и развитие организаций торговли, удовлет­ворение спроса населения в товарах и торговых услугах;

§ закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяй­ственных продуктов и сырья, продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их перера­боткой и реализацией;

§ производство пищевых продуктов и непродовольствен­ных товаров с последующей их реализацией через организа­ции розничной торговли в целях удовлетворения платеже­способного спроса населения;

§ оказание членам потребительских обществ производ­ственных и бытовых услуг.

Поскольку потребительский кооператив является коопе­ративной некоммерческой организацией, его деятельность фи­нансируется не из государственного бюджета, а главным об­разом за счет вступительных и паевых взносов членов коопе­ратива. Однако Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 "О по­требительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" гарантирует потребитель­ским обществам и их союзам государственную поддержку с Учетом их социальной значимости.

В связи с изложенным следует отметить, что потреби­тельский кооператив не сможет выполнить социальные задачи, стоящие перед ним, если будет убыточным, финансово неустойчивым.

Источниками финансовых ресурсов потребительского об­щества являются:

§ вступительные и паевые взносы пайщиков;

§ прибыль, полученная от торговой и иной деятельности (этот источник не исключается, если получение прибыли — дополнительная цель деятельности кооператива, ради кото­рой он создан);

§ заемные и привлеченные денежные средства и сред­ства, полученные в порядке государственной поддержки.

Таким образом, паевые взносы и прибыль являются ос­новными источниками самофинансирования потребительско­го общества.

Доходы потребительского общества, полученные от тор­говой и иной деятельности, после внесения обязательных платежей в бюджет направляются в фонды потребительского общества и на кооперативные выплаты.

В потребительском обществе формируются денежные фонды: паевой фонд; неделимый; развития потребительской кооперации; резервный и иные фонды в соответствии с уста­вом потребительского общества (подготовки кадров, стиму­лирования пайщиков, социального развития, финансирова­ния капитальных вложений, финансирования научных иссле­дований и экспериментальных разработок).

Финансы потребительского общества и его структурных подразделений включают следующие финансовые и денеж­ные отношения:

♦ между потребительским обществом (как юридическим лицом) и его пайщиками. Эти отношения носят двусторонний характер: с одной стороны, пайщики вносят в потребительское общество вступительные и паевые взносы, с другой — они получают от него средства в виде кооперативных выплат;

♦ потребительского общества с коммерческими предприятиями — поставщиками при расчетах за поставленные товарно-материальные ценности (товары, сырье, материалы, топливо и др.). При уплате и получении штрафов за наруше­ние условий договора;

§ потребительского общества с налоговыми органами при уплате налогов в бюджет и целевыми фондами при уплате взносов;

§ с организациями и учреждениями при поставке заго­товленных сельскохозяйственных продуктов и сырья;

§ с банком при оплате процентов за кредиты, а также в процессе хранения денег в банке;

§ с вышестоящим кооперативным союзом и его струк­турными подразделениями при уплате внутрихозяйствен­ных отчислений и формировании централизованных денеж­ных фондов;

§ потребительского общества со строительными органи­зациями при осуществлении инвестиционной деятельности, инвестировании средств в воспроизводство основных фондов;

§ с транспортными организациями при оплате тарифов за перевозки различных грузов;

§ потребительского общества с вольнонаемными работ­никами — при выплате заработной платы, распределении и использовании прибыли от коммерческой деятельности;

§ со страховыми организациями и компаниями при стра­ховании имущества потребительского общества и предпри­нимательских рисков;

§ с иными организациями и предприятиями, связанные с распределением и перераспределением дохода потребитель­ского общества.

Отношения, возникающие в системе потребительской Кооперации РФ, основным звеном которой является потреби­тельское общество, являются объектом гражданско-правово­го регулирования. В настоящее время наряду с ГК РФ регу­лирование деятельности потребительских обществ как неком­мерческих организаций осуществляется Федеральным зако­ном "О потребительской кооперации (потребительских обще­ствах, их союзах) в Российской Федерации".

Высшим органом управления в потребительском обществе является общее собрание пайщиков. В период между общими собраниями действует совет, избираемый на общем собрании пайщиков. Исполнительный орган — правление потребительс­кого общества. Исходя из структуры органов управления рас­пределение прибыли (доходов) в потребительском обществе и формирование денежных фондов являются компетенцией об­щего собрания пайщиков. Общее собрание пайщиков полно­мочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потре­бительского общества, в том числе принимать его устав.

Пайщики потребительского общества имеют право:

§ добровольно объединяться в потребительское общество и свободно выходить из него с возвращением паевого взноса;

§ избирать и быть избранными в органы управления и контроля потребительского общества;

§ получать кооперативные выплаты в соответствии с ре­шением общего собрания пайщиков;

§ иметь преимущества в приобретении (получении) то­варов на предприятиях торговли потребительского общества;

§ сдавать организациям потребительского общества в пер­воочередном порядке сельскохозяйственные продукты и сы­рье для переработки;

§ получать направления на учебу в образовательные уч­реждения потребительской кооперации;

§ быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с образованием, профессиональной подготовкой и наличием вакансий;

§ пользоваться объектами социального назначения на ус­ловиях, определяемых собранием пайщиков;

§ получать информацию от органов управления и конт­роля потребительского общества об их деятельности.

Общее собрание пайщиков может устанавливать и иные права пайщиков.

Контролирующим органом финансово-хозяйственной деятельности потребительского общества является ревизионная комиссия, избираемая пайщиками.

Федеральный закон "О потребительской кооперации (по­требительских обществах, их союзах) в Российской Федера­ции" определяет пайщика как центральную фигуру в потре­бительской кооперации, законодательно закрепляя за ним статус социальной базы всей системы потребительской ко­операции.

Пайщик играет исключительно важную роль в финансо­во-экономической деятельности потребительского общества, которая заключается прежде всего в создании паевого фон­да как одного из важнейших источников финансовых ресур­сов. Экономическая роль пайщика заключается также в со­здании доходов путем приобретения им товаров преимуще­ственно в магазинах своего потребительского общества, в сдаче в кооператив сельскохозяйственных продуктов и сы­рья со своего подсобного хозяйства по договору. Член потре­бительского общества привлекает и не пайщиков к покупке товаров в магазинах кооператива и заготовке сельскохозяй­ственных продуктов. Таким образом, пайщик как участник экономической жизни потребительского общества создает паевой фонд, обеспечивает розничный товарооборот, оборот по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья. В условиях рыночных отношений выживает на рынке то по­требительское общество, которое имеет постоянных покупателей, доходы и оборотный капитал. Рост объемов товарообо­рота и заготовок при разумных методах работы обеспечивает потребительскому обществу получение доходов и выживае­мость на рынке.

Осуществляя розничный товарооборот в магазинах потре­бительской кооперации, пайщики удовлетворяют как свои по­требности в товарах народного потребления, так и спрос на товары и услуги обслуживаемого населения. И как отмеча­лось выше, удовлетворение спроса населения — это социально-экономическая категория. Наличие в магазинах коопе­ратива товаров в ассортименте, удовлетворяющем платежес­пособный спрос, расширяет экономические и социальные задачи потребительской кооперации.

В нынешних условиях потребительские кооперативы выполняют не только торговые и заготовительные, но и производственные функции, осуществляют связи между промыт ленным производством и сельским хозяйством, между городом и деревней, создавая тем самым экономический и социальный эффект. Для того чтобы потребительская кооперация в перспективе укрепляла свои позиции на внутреннем рынке товаров и услуг, она должна работать на увеличение числен­ности пайщиков и размеров паевого фонда.

Однако в годы экономических реформ, связанных с пе­реводом экономики страны на рыночные отношения, во мно­гих регионах ослабло внимание к пайщику как ключевой фигуре потребительской кооперации. Численность пайщиков потребительских обществ сократилась.

Президентом РФ был издан Указ от 31 мая 1996 г. № 795 "О мерах по стабилизации обеспечения сельского населе­ния товарами и услугами", согласно которому организации потребительской кооперации обязаны восстановить числен­ность пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1991-1996 гг. В Указе провозглашена государственная под­держка организаций потребительской кооперации. Правитель­ство РФ приняло постановление от 24 июня 1996 г., опреде­лив в нем практические меры по реализации вышеозначен­ного Указа.

Задача восстановления численности пайщиков была по­ставлена в качестве одной из первоочередных в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации на 1998-2002 гг. Сегодня можно говорить, что Программа и Указ Президента успешно выполнены во многих потребсоюзах об­ластей и республик.

По прогнозам, численность пайщиков к началу 2005 г. составила 12 млн. чел.

Для того чтобы укрепить положение потребительской операции на российском рынке, потребительским обществам необходимо активизировать работу с пайщиками. Реализация той задачи имеет сегодня особую актуальность еще и пото­ку что ослабление работы в этой области создает условия для нарушения демократических принципов кооперации.

Проблема усиления активности пайщиков имеет важное значение. Одним из способов ее решения является умение заинтересовать пайщиков материально и морально, чтобы они проявляли интерес к кооперативному делу, который высту­пает как реальный стимул деловой активности, как двига­тель экономического развития.

Данная задача, на наш взгляд, может решаться по сле­дующим направлениям: предоставление пайщикам преиму­щественного права приобретения товаров в кооперативных магазинах; предоставление им права гарантированного сбы­та через кооперативы на договорной основе продукции лич­ных подсобных хозяйств и промыслов; предоставление права покупки товаров в магазинах потребительской кооперации со скидкой с розничных цен; оплата услуг образовательных уч­реждений учебы членов-пайщиков и их детей; выплата диви­дендов (кооперативных выплат) на вложенный в кооператив пай. Работа по этим направлениям в отдельных потребсоюзах уже проводится.

Главное в работе с пайщиком — утвердить в нем стрем­ление быть хозяином потребительского общества, пробудить у него экономический интерес.

Вместе с тем экономические интересы должны быть ос­нованы на взаимности: потребительское общество экономи­чески стимулирует пайщика, но и пайщик выполняет опре­деленные обязательства перед потребительским обществом: он должен "покрывать образовавшиеся убытки путем допол­нительных взносов", как записано в ст. 116 ГК РФ.

Паевой фонд потребительских обществ в России на нача-0 2001 г. достигал 250 млн. руб. Средний размер паевого взноса 0 потребительской кооперации России составляет 21,7 руб.

В отдельных потребительских обществах он варьирует от 15 до 50 руб. Паевой фонд может быть увеличен и финансовое положение потребительских обществ улучшено, если при­нять новых членов-пайщиков и с согласия пайщиков урегули­ровать размеры паевых и вступительных взносов.

Потребительской кооперации предоставлены права созда­вать общества в городах с целью улучшения торгового обслу­живания населения городов. До рыночных реформ во многих городах страны были открыты прекрасные магазины по тор­говле сельскохозяйственными продуктами, но в последующем они прекратили свое существование, значительно сократив возможности городского населения в приобретении высокока­чественных товаров. Представляется целесообразным возродить эту практику в городах, для чего организовать там потреби­тельские общества в составе действующих потребсоюзов.

Одной из важных проблем потребительской кооперации на современном этапе ее стабилизации и развития является укрепление финансового положения потребительских обществ, эффективное использование финансовых ресурсов. Решение этой проблемы зависит от применения экономических методов в управлении финансами, к основным из которых относятся прежде всего финансовое планирование и нормирование.

Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется только в денежной форме и позволяет проследить движение денежной массы, наметить объемы то­варооборота и производимой продукции, спрогнозировать объемы финансовых ресурсов. Задача финансового планиро­вания — достичь сбалансированности финансовых ресурсов с расходами финансовых средств как в целом, так и каждого предприятия в отдельности, обеспечив при этом их эффек­тивное использование.

Одним из упущений финансовых служб потребительских обществ является слабое применение финансового планиро­вания для обеспечения эффективного использования финансо­вых ресурсов и развития всех отраслей деятельности. В извест­ной степени было ослаблено внимание к планированию из-за высоких темпов инфляции, нестабильности налоговой систе­мы, разрыва хозяйственных связей, которые затрудняли раз­работку планов в потребительских обществах.

Сейчас, когда наметилась некоторая экономическая ста­билизация, необходимо перейти к планированию финансов и всей деятельности потребительских обществ и их структур­ных подразделений. Ввести в практику ежемесячное (квар­тальное) составление бюджета доходов и расходов. Оплату труда работников увязать с выполнением плановых заданий, конечными результатами деятельности потребительских об­ществ и их структурных подразделений.

Плановые задания в потребительских обществах долж­ны стать предметом обсуждения на собраниях пайщиков, ко­торые могут указать на финансовые резервы, имеющиеся в потребительском обществе.

Поскольку финансовое планирование является заверша­ющей стадией планирования финансово-хозяйственной дея­тельности, при составлении финансовых планов, на наш взгляд, целесообразно определять и рекомендовать пайщи­кам направлять долю распределяемой прибыли на пополне­ние собственных оборотных средств.

Потребительский кооператив может существовать и как самостоятельная организационно-правовая форма юридичес­кого лица (дачные, садоводческие, жилищно-строительные, гаражные, кредитные и др.). По отношению к этим коопера­тивам применяются общие правила ГК РФ и подзаконные акты, регулирующие особенности создания и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов. Они могут объединяться в ассоциации, союзы.

В 1999 г. в России образована Ассоциация кооперативных организаций России (АКОР). В нее вошли Центральный союз потребительских обществ (Центросоюз РФ), Агропромышлен­ный союз РФ, Ассоциация крестьянских (фермерских) хо­зяйств РФ, Союз старателей России, Союз производствен­ных сельских кредитных кооперативов, Московский союз Жилищно-строительных кооперативов и др.


14.2. Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образователь­ных, научных и управленческих целей, а также для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребно­стей граждан.

К некоммерческим организациям наряду с потребительс­кими обществами относятся общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения.

Общественными и религиозными организациями (объе­динениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Правовое положе­ние общественных организаций регулируется их уставами. Для территориальных организаций рекомендуются примерные уставы.

Фондом признается не имеющая членства некоммерчес­кая организация, учрежденная гражданами и (или) юриди­ческими лицами на основе добровольных имущественных взно­сов. Создание фонда нацелено на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей. Финансовые ресурсы фонда формируются из средств, передаваемых фонду его учреди­телями. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд действует на основе устава. Он вправе заниматься предпринимательской деятель­ностью, необходимой для достижения общественно полезных целей.

Учреждением признается организация, созданная соб­ственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая учредителем полностью или частично. Учреждения имеют смету, утверждаемую собственником, и отвечают по своим обязательствам находящимися в их распо­ряжении денежными средствами. При их недостаточности суб­сидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник. Учреждения могут создаваться на ос­нове любой формы собственности и соответственно принад­лежать как государству, так и частным лицам. Наиболее распространенной категорией учреждений являются государ­ственные учреждения.

Особенности правового положения отдельных видов го­сударственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Так, правовое положение обра­зовательных учреждений определяется типовыми положе­ниями об учреждениях начального профессионального об­разования, об образовательном учреждении, о среднем спе­циальном учебном заведении3 и др. Аналогично определяет­ся правовое положение вузов, учреждений культуры, на­уки и др.

Источниками формирования денежных средств и ино­го имущества некоммерческой организации являются:

♦ поступления (регулярные и единовременные) от учре­дителей (участников, членов), установленные учредительными документами;

♦ добровольные взносы и пожертвования;

♦ выручка от реализации товаров, работ, услуг;

♦ дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акци­ям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

♦ доходы, получаемые от собственности некоммерчес­кой организации;

♦ другие не закрепленные законом поступления.

Некоммерческая организация может иметь в собственно­сти или в оперативном управлении здания, сооружения, жи­лищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное иму­щество.

Юридические лица, являясь некоммерческими органи­зациями, могут осуществлять предпринимательскую деятель­ность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (ст. 50 ГК РФ).

При отсутствии прибыли в некоммерческой организации ее финансирование осуществляют участники (учредители) либо иные собственники. Финансовые особенности некоммерческих организаций определены ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Некоммерческие организации могут добровольно объеди­няться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, а ее члены несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. Финансовый капитал ассоциации (союза) состоит из взносов ее членов. Учредительными документами ассоциа­ции (союза) являются учредительный договор и устав.

Некоммерческие организации могут функционировать и как благотворительные организации.

В России получили распространение следующие формы некоммерческих благотворительных организаций:

♦ благотворительная общественная организация (объеди­нение);

♦ благотворительный фонд;

♦ благотворительное учреждение;

♦ благотворительная ассоциация.

Благотворительная общественная организация представ­ляет собой основанное на членстве добровольное обществен­ное объединение граждан на основе общности интересов для совместного осуществления благотворительной деятельности-

Благотворительный фонд — благотворительная орга­низация, не имеющая членства, учрежденная физическими

или юридическими лицами на основе добровольных имуще­ственных взносов и преследующая благотворительные, со­циальные и иные общественно полезные цели, закреплен­ные в уставе.

Благотворительное учреждение — учреждение, создан­ное для решения задач благотворительности собственником, финансирующим его полностью или частично и закрепляю­щим имущество на правах оперативного управления.

Законом предусмотрено, что благотворительные органи­зации могут создаваться в форме учреждений при условии, что учредителем является благотворительная организация.

Благотворительная ассоциация (союз) — добровольное объединение благотворительных общественных организаций, фондов.

Гражданским кодексом РФ для некоммерческих благо­творительных организаций не предусмотрена необходимость формирования уставного капитала, в то же время регистри­рующие органы государственной власти требуют его внесе­ния для тех организаций, которые создаются за счет средств учредителей.

При регистрации благотворительной некоммерческой орга­низации, создающейся за счет средств учредителей, уставный капитал должен составлять не менее 100-кратного установлен­ного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

В процессе реализации уставных целей некоммерческие благотворительные организации используют денежные сред­ства и иное имущество, источники формирования которых можно подразделить на две группы:

1) целевые поступления в денежной и натуральной формах;

2) доходы от предпринимательской деятельности.

Целевые поступления составляют вступительные и член­ские взносы, являющиеся источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций благо­творительных организаций, основанных на членстве. За счет их средств покрываются административно-хозяйственные Расходы.

Членские взносы относятся к регулярным поступлениям от учредителей. Законодательством не предусмотрены требо­вания к порядку сбора и размеру взносов. Размер взносов и перечислений определяется учредительными документами или решением органов управления либо в соответствии с реше­нием собственника (для учреждений).

Взносы учреждений могут быть в натуральной форме — учредители имеют право передать фонду право собственнос­ти на имущество, необходимое для осуществления уставных целей и задач.

На осуществление отдельных проектов, программ, ме­роприятий могут быть направлены ассигнования из феде­рального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов.

Основными формами поддержки благотворительных про­грамм и проектов со стороны государства являются:

♦ субвенции (бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной основе);

♦ грант, разновидность субвенции, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества;

♦ субсидии (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению благотворительных программ, проектов);

♦ бюджетный кредит (средства бюджета, предоставляе­мые на возвратной основе).

Форма предоставления государственных и муниципаль­ных средств на финансирование деятельности благотворитель­ных организаций имеет прямой или косвенный характер. Пря­мое финансирование — это оплата социального заказа, вы­полняемого некоммерческой организацией; косвенное финан­сирование осуществляется в виде предоставления налоговых льгот.

Доходы от предпринимательской деятельности благотво­рительной организации могут быть от производства товаров, оказания услуг, от внереализационных операций.

Основные законы РФ, регулирующие деятельность не­коммерческих организаций и их финансовые отношения, при­ведены в табл. 14.1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...