Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Себестоимость продукции: сущность и важнейшие функции




Под определением (калькулированием) себестоимости продукции понимается исчисление затрат, приходящихся на единицу продукции.

При определении себестоимости единицы продукции также исчисляется себестоимость:

• продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, используемых основным производством;

• промежуточных продуктов (полуфабрикатов) основного производства;

• продукции подразделений предприятия для выявления результатов их деятельности;

• всего товарного выпуска предприятия.

Данные о себестоимости продукции (работ, услуг) — основа для принятия решений по управлению Вашим предприятием.

Повышенные темпы роста себестоимости единицы продукции по сравнению с ростом отпускных цен на нее являются сигналом к пересмотру системы организации производства, модернизации технологий с целью снижения себестоимости.

Анализ себестоимости продукции подразделений предприятия дает возможность оценить результаты их работы за отчетный период.

Используя данные о себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, можно сделать вывод о целесообразности содержания вспомогательных производств по сравнению с приобретением выпускаемых ими полуфабрикатов, выполняемых работ и услуг у сторонних организаций.

Объектами калькулирования себестоимости являются отдельные виды продукции, работ, услуг, продукция (работы, услуги) отдельного подразделения предприятия, вся товарная продукция предприятия.

Объекты калькулирования могут измеряться в натуральных единицах (штуках, тоннах, килограммах, литрах, погонных метрах), укрупненных натуральных единицах (100 пар обуви), условно-натуральных единицах (по содержанию полезного вещества, в пересчете на 100% спирт), стоимостных единицах (затраты на рубль товарной продукции), трудовых единицах (нормо - часах), условных единицах (тонно-километрах, машино - сменах).

В зависимости от оперативности контроля и объектов учета затрат используются нормативный, попроцессный, попередельный и позаказный методы учета затрат и вычисления себестоимости продукции (работ, услуг).

По объему учитываемых затрат различают 3 вида себестоимости:

1) цеховая себестоимость (С цех.) - включает затраты на производство продукции в пределах цеха

2) производственная себестоимость (С произв.) включает С цех. и общепроизводственные расходы (ОПР)

С произв = С цех + ОПР

ОПР - это расходы на управление предприятием, на содержание вспомогательного и обслуживающих производств.

3) полная себестоимость (С полн)

С полн = С произв + ВПР, где ВПР - внепроизводственные расходы, расходы, связанные с реализацией продукции.

Различают себестоимость плановую и фактическую.

Плановая себестоимость определяется в начале планируемого периода, исходя из плановых норм и показателей.

Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода по данным бухгалтерского учета.

Плановая и фактическая себестоимости сравниваются при проведении анализа себестоимости, а для их сравнимости важно соблюсти единство методики их определения.

32. Группировка затрат в себестоимости продукции по экономическим элементам (смета затрат на производство) и по статьям затрат при калькуляции себестоимости продукции.

Статьей калькуляции называется вид затрат, образующих как себестоимость отдельных видов продукции, так и всей продукции в целом.

 

В основу классификации положено отношение затрат к способу включения их в себестоимость отдельных видов продукции (прямо или косвенно).

При группировке затрат по статьям калькуляции учитывается и место возникновения затрат, и их направление.

Единого порядка калькуляции себестоимости не существует. Порядок определения себестоимости регламентируется отраслевыми методическими рекомендациями по учету, планированию и калькулированию себестоимости.

Типовая классификация статей по калькуляции (обрабатывающие отрасли промышленности):

1) сырье и основные материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

4) вспомогательные материалы;

5) топливо и энергия на технологические цели;

6) основная заработная плата производственных рабочих;

7) дополнительная зарплата производственных рабочих – это зарплата за непроработанное время (отпуски, время выполнения государственных обязанностей). Она устанавливается в процентах.

8) отчисления на социальные нужды;

9) расходы на подготовку и освоение производство (в соответствии с нормативными документами).

10) общепроизводственные расходы в зависимости от размера и вида деятельности предприятия можно разделить на:

- цеховые расходы;

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

11) общехозяйственные расходы;

12) потеря от брака;

13) прочие производственные расходы;

14) внепроизводственные или коммерческие расходы.

Затраты на производство продукции включаются в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся независимо от времени оплаты тех или иных расходов.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.

Цель такой группировки:

-расчет сметы затрат на производство (смета – предполагаемые расходы);

-планирование работы предприятия;

-согласование планов материально-технического обеспечения;

-нормирование оборотных средств.

Материальные затраты – сырье, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие; дополнительные материалы, которые используются в технологическом процессе; материалы, необходимые для обслуживания, ремонта производственного оборудования; топливо, энергия (со стороны и другие.

Оплата труда – затраты на выплату основной и дополнительной заработной платы, рассчитанные в соответствии с принятыми на предприятиях системами оплаты труда; выплаты, предусмотренные законодательством о труде (оплата отпусков; труда работников до 18 лет; времени, связанного с проведением обязательных медицинских осмотров, выполнением государственных обязанностей; вознаграждение за выслугу лет и т.д.); затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров; оплата труда за руководство, за производственную практику студентов; выплата выходного пособия уволенным работникам.

Отчисления (начисления) на социальные цели – 39.55% (32% - пенсионный фонд, 2.5% - социальное страхование, 2.5% - фонд занятости, 2.55% - налог на несчастные случаи и профессиональные заболевания)

33. Понятие цены и особенности ценообразования.

Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.

Существует два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.

Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».

В этой группе методов расчёта цен выделяют:

Прайсинговые методы — в основе лежит принцип «издержки плюс прибыль». В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные или нормативные затраты (полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством; стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, на которые «накидка» регулируется. Но существуют и другие методы определения прибыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели «точки безубыточности»).

Методы поэлементного расчёта цен. Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства).

Методы, основанные на установлении фиксированной цены. Эти методы используют, когда существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции — массового, поточного производства). Работа с фиксированными ценами предусматривает возможность их изменения. Существуют различные методы, наиболее распространённый — корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы может быть, например, изменение стоимости валюты или наступление определённого события (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядок пересчёта должен быть отражён в договоре.

Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё соотношения «ценность товара / затраты на товар».

В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод — метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования — это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе.

Кроме двух описанных подходов выделяют метод «пассивного ценообразования». Какой бы подход предприниматели не выбирали, все равно придётся учитывать конкуренцию. Но анализ цен конкурентов может стать самостоятельным подходом к ценообразованию на собственный товар (этот подход не относится ни к ценностному, ни к затратному подходу). В рамках пассивного ценообразования принято выделять цены с ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть цена товара-лидера, цена среднеотраслевая.

34. Методы ценообразования

Различают затратные и параметрические методы ценообразования.

Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете затрат на производство и реализацию продукции. К затратным методам ценообразования относятся:

· метод полных издержек;

· метод стандартных издержек;

· метод прямых издержек.

Метод полных издержек — это способ формирования цен на основе всех затрат, которые списываются на единицу того или иного изделия и к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции которых практически гарантирован.

Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение стандартов затрат.

Метод прямых издержек — это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные затраты (косвенные) относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...