Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аграрные мероприятия в Китае

 

1. Указ цзинского императора Сыма Яня в 280 г. (Из "Цзынь шу")

...После покорения государства У1 чиновники вновь подали доклады. Император издал указ, в котором говорилось "Князья (ван, гун) считают княжества (го) своим домом и не должны иметь в столице иных владений (тянь чжай). Пока еще не успели построить княжеских резиденций [в столице], необходимо иметь в городе помещения, где бы они могли останавливаться, а в пригороде - землю для пастьбы. При этом следует установить норму: в столице князья (го-ван, гун, хоу) могут иметь один дом и одно присутственное место. В окрестностях столицы большое княжество может иметь 15 цин2 земли, среднее княжество- 10 цин, малое княжество - 7 цин. Тем, у кого нет в городе дома, но есть дом за городом, разрешить сохранить его"

Кроме того, была установлена норма подворного налога (ху дяо). Двору, во главе которого стоит тягловый мужчина (дин нань), надлежало вносить в год 3 куска (пи)3 шелка-цзюань, 3 цзинь4 шелковой ваты-мянь. Двору, во главе которого стоит женщина или второстепенный тягловый мужчина (цы дин нань), подлежало вносить половину этого. В пограничных областях надлежало вносить две трети нормы, а в отдаленных районах - одну треть нормы. Варварам надлежало вносить от каждого двора по одному куску (пи) ткани-цзун бу, а в дальних краях от каждого двора - 1 чжан5.

Мужчине давали земли -чжань тянь6 - 70 му, женщине - 30 му. Кроме того, тягловый мужчина должен иметь землю - кэ тянь7 - 50 му, тягловая женщина - 20 му, а второстепенный тягловый мужчина - в половинном размере. Остальные женщины не должны были иметь земли - кэ тянь.

Мужчины и женщины в возрасте от 16 до 60 лет считаются основными тягловыми (чжэнь дин); в возрасте от 13 до 15 и от 61я до 65 лет считались второстепенными тягловыми (цы дин), в возрасте младше 12 лет и старше 66 лет считались стариками и малыми и не должны были возделывать землю.

Варвары на окраинах страны не наделялись землей - кэ тянь, они должны были вносить от каждого двора 3 ху8 необрушенного риса (и ми). Те, которые жили еще дальше, вносили 5 доу9, обитатели особо отдаленных местностей вносили подушный налог (суань цзянь) 28 вэнь (гроша) с человека.

Чиновники от первого до девятого ранга получали землю - чжань тянь10 - соответственно своим рангам. Обладатели первого ранга получали земли - чжань тянь - 50 цин, второго - 45 цин, третьего - 40 цин, четвертого - 35 цин, пятого - 30 цин, шестого - 25 цин, седьмого - 20 цин, восьмого- 15 цин, девятого - 10 цин. В зависимости от ранга чиновники могли распространять свои права (инь) самое большее на 9 поколений11, самое меньшее - на 3 поколения. Императорские родственники, государственные гости, потомки покойных мудрецов, а также дети и внуки образованных людей (ши) пользовались этими же правами. Кроме того, они могли держать при себе ишикэ - людей для услужения, освобожденных от трудовой повинности, и тянькэ - обрабатывающих землю.

Чиновникам шестого ранга и выше разрешалось иметь трех человек ишикэ; обладателям седьмого и восьмого рангов- 2 человек, девятого ранга - 1 человека. Чиновники первого и второго рангов могли иметь тянькэ - обрабатывающих землю не более 50 дворов, третьего ранга-10 дворов, четвертого ранга - 7 дворов, пятого ранга - 5 дворов, шестого ранга - 3 двора, седьмого ранга - 2 двора, восьмого и девятого рангов - 1 двор.

В 9 году1 был издан императорский указ, чтобы народу в Поднебесной поровну давали землю.

"Мужчины в возрасте свыше 15 лет могут получить пахотной земли (лу тянь) 40 му, а женщины - 20 му. Рабы и рабыни могут получать столько же земли, как и "добрые" тягловые (лян дин); на каждого быка давать 30 му, но не более чем на 4-х быков. Норма полученной земли при двухполье может быть удвоена, а при трехполье может быть еще раз удвоена. Земли эти дают для того, чтобы их обрабатывали. Получение и возвращение должны быть регулярными.

Люди, достигшие возраста, когда начинают платить налоги, получают землю, престарелые освобождаются [от земли и налога], со смертью держателя земля возвращается [государству]. Рабов и быков следует получать или отдавать, если они имеются в наличии.

Сань тянь - земля для разведения тутовых деревьев - не подлежит переделу"...

"Всем мужчинам, которые впервые получают землю, давать 20 му и взимать налог с посева. На остальной земле следует садить 50 тутовых деревьев, 5 финиковых пальм и три вяза. Если земля не пригодна для выращивания тутов, то ее дают только по 1 му на человека для посадки фиников и вяза согласно правилам. Надел раба приравнен к наделу свободных людей. Срок посадки деревьев установлен в 3 года. У тех, кто не закончил в срок посадки, отбирать часть земли, не засаженную деревьями. Разрешается на участке земли, отведенной для посадки тутов и вяза, сажать вперемежку другие фруктовые деревья или же сажать больше установленного числа тутовых деревьев и вяза. На всех землях, которые подлежат возвращению, не разрешается сажать тутов, вязов, фиников и фруктовых деревьев. Посадивших деревья наказывать как нарушителей закона"...

"Земля, предназначенная для посадки тутов (сан тянь) считается наследственным занятием (ши е), она не подлежит возвращению после смерти [держателя] и вечно остается за живыми (сянь коу) членами семьи. У кого больше земли, чем положено, ему не давать дополнительной земли, но и не требовать отдать излишки. У кого земли не хватает, то он получит ее для посева согласно закону. Разрешается продавать излишнюю землю, у кого она есть. Разрешается покупать в размере недостающей части, если ее не хватает. Не разрешается продавать установленную долю надела, а также и покупать сверх положенной нормы.

Что касается земли для разведения конопли, то следует поступать так: когда мужчина достигнет возраста, в котором облагают налогами, ему отдельно давать 10 му земли для посева конопли (ма тянь); женщине - 5 му; рабам - столько же, как и свободным людям. На эту категорию земли распространяется закон о наделении и возвращении земли.

Если вся семья состоит из стариков, малолетних, горбунов и инвалидов и никто не получил земли, то тому, кто достиг возраста 11 или более лет, а также горбуну давать землю, но в половину меньше, чем взрослому мужчине. Старику, достигшему семидесяти лет и больше, не нужно возвращать полученного им надела земли. Несмотря на то, что вдовы, которые не вышли замуж вторично, освобождены от налогов, им следует давать землю, равную наделу женщины.

Возвращение и раздачу земли всегда производить в первом месяце года. В случае, если кто-либо вскоре после получения земли умрет или если кго-либо купит или продаст быков и рабов, то все равно землю нужно возвратить или получить лишь в первом месяце следующего года...

Всем местным начальникам по месту их службы давать государственную (общественную) землю (гун тянь). Цыши2 давать 15 цин, тайшу3-10 цин, чжичжун и бэйцзя4 - по 8 цин, сяньлин5 и цзюньчэнь6 - по б цин. При перемещении с занимаемой должности земля подлежит передаче. Если кто-либо продал землю, он будет наказан по закону".


Заключение

 

Правление династии Тан (618-907) явилось периодом экономического расцвета, политического могущества и блеска культуры императорского Китая и оказало огромное многостороннее влияние на весь последующий ход истории целого ряда государств Азии. Именно в этот период китайская империя сумела в наибольшей степени реализовать свои геополитические возможности и распространить политическое влияние на огромную территорию от Кореи до Персии и от Вьетнама до Тянь-Шаня.

Рассмотрение традиционной китайской идеологией вселенского пространства как единого политического целого во главе с императором Поднебесной формировало практику международных отношений и внешнеполитическую доктрину Китая. Государственная идеология отождествлялась с вселенской, а фактором сущностного сплочения были идеи распространения культуры и защиты «варваров», ищущих в китайском монархе опору. Традиционная китайская идеология связывала основные функции по разделению и организации пространства со сверхъестественной индивидуальной силой-дэ государя Поднебесной. Считалось, что благотворное влияние этой силы-дэ испытывают не только ханьцы, но и «дальние» народы, которые сами покоряются и прибывают ко двору с данью. В связи с этим все народы и племена, находившиеся в разной степени удаленности от Китая, рассматривались либо как реальные, либо потенциальные вассалы китайского государства, а имперские шаги, направленные на включение новых земель в административно-территориальную структуру, официальная идеология объясняла либо патронажем этнических периферий, либо необходимостью покарания за нарушение вассальных обязанностей


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...