Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

с ребенком очень важно понять собственные




чувства

Американский ученый Д. Льютеман, много лет работавший с родителями глу­хих детей, выделил несколько стадий в развитии чувств родителей. Подумайте, на какой стадии находитесь вы.

Первая стадияшок. Вы оглушены этим ужасным ударом судьбы. Вы ничего не понимаете, не слышите, не чувствуете. Вы как будто не вы. Вы отвечаете на вопросы, киваете, но не помните, что вам сказали. Напрасно врач что-то сообща­ет вам. Физически вы здесь, но ум, чувства, память — все отключено. Единствен­ное, чего вы хотите, — это уйти и никого не видеть.

Вторая стадия — понимание. После того как шок прошел, до вас доходит ужас диагноза: ребенок никогда не будет слышать, не будет чувствовать тысячи звуков, которые мы обычно воспринимаем как сами собой разумеющиеся. Он будет от­делен от других людей глухотой и немотой.

И до диагноза вы были неспокойны: подозревали, переходили от надежды к отчаянию. Теперь вы чувствуете горе, стыд, угрызения совести и даже обиду: «По­чему мой ребенок глухой?»

Я думаю, ваши чувства естественны. Ведь вы надеялись, что ваш ребенок будет замечательным, лучше, чем вы. Он добьется в жизни того, что не удалось вам. А те­перь все ваши планы и надежды рухнули. Тем более если это ваш первенец, с кото­рым связаны особые ожидания, — тогда приговор глухоты совершенно невыносим.

' Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. С. 5-15.

Вами овладевает не только отчаяние, но и страх: как сможете вы воспитывать такого ребенка? Вы и так после рождения малыша сомневались, сумеете ли быть хорошими родителями. Теперь чувство ответственности за его будущее ложится на вас тяжелым бременем. Глядя на ребенка, вы горюете и плачете. Поэтому мно­гие глухие дети выглядят хмурыми и несчастными.

Вы хотите знать причину глухоты, чтобы перенести свой гнев и обиду на «ви­новника». Если вы не можете это сделать, вы обвиняете себя. Не понимая, что такое глухой ребенок, вы растеряны и даже впадаете в панику. Иногда вы жалеете себя и, о ужас, чувствуете неприязнь к ребенку, и это усиливает ваше чувство вины. Ваши чувства на этой стадии естественны и нормальны. Они пройдут, если вы их поймете и сможете рассказать, что вы чувствуете, доброму понимающему чело­веку (другу, врачу, соседу, родственнику). Если же вы их не осознаете и не сможете выразить в подходящей ситуации, время от времени эти чувства будут прорывать­ся и подтачивать ваше душевное здоровье.

Третья стадия (наиболее опасная) — «защитное отрицание». Вы стараетесь вы­рваться из плена неприятных переживаний, отрицая факт глухоты.

Это отрицание может проявляться по-разному. Например, вы вдруг начинаете думать, что весь ужас: «Наш ребенок глухой!» — это дурной сон, и каждое утро спешите к постели малыша с надеждой, что сон развеялся и малыш слышит. Или по совету родственников и друзей вы беспрерывно ищете врачей, которые ска­жут, что глухота вашего ребенка — медицинская ошибка, или дадут вам какое-то необыкновенное лекарство, способное ее вылечить.

К сожалению, вы можете надолго «застрять» на этой стадии и потерять драго­ценное время, если не поймете, что многое можно сделать для счастья вашего ребен­ка, признав его глухоту. Таким образом вы перейдете от стадии «защитного отри­цания» к следующей стадии.

Четвертая стадия — принятие глухоты. На этой стадии вы начинаете рассуж­дать по-другому: «Да, наш ребенок глухой, он будет таким всегда, с этим ничего нельзя поделать. Но мы можем постараться, чтобы наш ребенок вырос хорошим и счастливым человеком. Нарушение его слуха — это вызов судьбы. Мы должны встретить этот вызов мужественно, собрать все силы, чтобы помочь малышу не чувствовать себя обиженным и неполноценным».

Каждый родитель прилагает немало сил, чтобы из беспомощного ребенка выра­стить достойного человека. «Чтобы воспитать нашего глухого малыша, мы должны приложить еще больше сил, терпения, умения, еще сильнее верить в его будущее». В конце концов, если кто-то спрашивает: «Что это за человек?», мы не отвеча­ем: «Он умеет разговаривать». Мы оцениваем его как личность: добрый, веселый, умный, ответственный и т. д. И все эти качества мы можем воспитать в своем ма­лыше, хотя это будет гораздо труднее.

Пятая стадия — конструктивные действия. На этой стадии вы изменяете свой образ жизни, меняются жизненные ценности.

В вашей жизни появляется новая важная цель — воспитать глухого малыша так, чтобы он вырос счастливым человеком, личностью.

Вы даже чувствуете (так говорят и многие другие родители глухих детей), что жизнь приобрела новый смысл, стала более насыщенной и интересной. Вы узна­ете много до того неведомого и при этом изменяетесь сами.

В то время как предыдущие стадии — шок, понимание, защитное отрицание — заняли недели, стадии принятия и действия длятся всю жизнь, но только после того, как мучительно пережиты предыдущие стадии.

Вы пережили страшные дни неприятия глухоты вашего ребенка. Теперь у вас есть цель. Однако ее невозможно достигнуть, если вы неправильно относитесь к своему малышу.

Правильно ли вы относитесь к малышу? Пожалуйста, прочитайте о различных типах отношения к глухому ребенку и определите ваш тип отношения

Почему вам трудно понять свое подлинное отношение к малышу? Вероятно, потому, что вы замечаете только то, что делаете и говорите. На самом деле для малыша не менее важны ваши каждодневные чувства: раздражение, нетерпение, гнев, страх, беспокойство, печаль, отчаяние или принятие, терпение, любовь, спокойствие, откровенность, радость. Ведь маленький глухой ребенок не пони­мает ни смысла ваших поступков, ни ваших слов. Он замечает и отвечает лишь на ваше настроение и состояние.

Например, недавно на прием к врачу пришла посоветоваться мама Анечки. Де­вочка отличается упрямством, своенравием, капризами, непослушанием. Такое поведение бывает свойственно детям, которых не любят родители. Мама часто говорила Анечке, что очень любит ее, но на деле Анечка этого не чувствовала. Когда мама помогала малышке есть, одеваться, ложиться спать, то всегда была нетерпелива и раздражена, во время прогулок на улице она одергивала ее со страхом и беспокойством. Другими словами, поведение мамы не соответствова­ло ее словам о любви. Мама Анечки, конечно, не понимала, что поведение ее дочки — это ответ на выражаемые ею самой чувства. Ведь глухой ребенок все­гда тонко чувствует, когда вы нервничаете, огорчены, а когда — спокойны, в хо­рошем настроении.

Первый тип отношения родителей к глухому малышу — полное принятие. Вы понимаете и принимаете глухоту ребенка, трезво относитесь к ней.

Вы не считаете, что у вас нет никаких проблем, но думаете, что можете их раз­решить.

Вы терпеливо, ровно, с большой теплотой и пониманием относитесь к малы­шу. Вы любите его, и у вас с ним очень хорошие отношения. Это бывает не сразу, это не так просто. Потребуются время и усилия. Неплохо бы вам познакомиться и пообщаться с родителями уже взрослых глухих детей, которые именно так отно­сились к ним. Многие ваши страхи могли пройти, когда бы вы увидели, насколь­ко полноценные люди вырастают в таких семьях.

Второй тип отношения — сверхопека. Это значит, что вы не даете ребенку ниче­го делать самому, освобождаете его от обязанностей по самоуходу. Вы не учите его самостоятельно одеваться, обуваться, есть, убирать игрушки и т. д. в том возрас­те, когда ему уже положено это делать. Вместо этого вы делаете все это сами или помогаете ему, хотя он должен делать это самостоятельно.

В результате сверхопеки малыш постепенно привыкает, что его обслуживают, и, когда вырастает, начинает считать, что все ему обязаны. Вы понимаете, что такое отношение к обществу более вредно для него, чем глухота?

Почему вы так делаете? Возможно, у вас еще не изжиты чувства стыда, расте­рянности и обиды, и, чтобы их тщательно скрыть, вы балуете и опекаете своего ребенка.

Баловать и опекать ребенкаэто не значит любить его по-настоящему. Вы лишаете глухого ребенка возможности вырасти самостоятельным и независимым человеком.

Как правило, когда такие дети становятся взрослыми, они упрекают своих роди­телей, чувствуя, что без этого недостатка им было бы гораздо легче жить.

Третий тип отношения — нереалистическое. Вы не хотите признать, что ваш ребенок глухой. Поэтому вы не принимаете в расчет трудности, вызванные глу­хотой, не делаете никаких скидок на глухоту, ставите перед ребенком нереальные цели.

Конечно, малыш будет стараться угодить родителям. Он видит, как вы изо всех сил пытаетесь показать, что он такой же, как и все окружающие.

Очень скоро он почувствует себя одиноким и несчастным, так как не может выполнить того, что вы от него хотите.

Родители, принимающие глухоту ребенка, своим отношением внушают ему, что быть глухим вовсе не стыдно. В более старшем возрасте дети поймут, что надо реально учитывать свои возможности. Ведь есть дети с еще большими дефекта­ми, которым гораздо труднее.

В результате нереалистического отношения ребенок начинает переоценивать свои возможности и, когда вырастет, может неверно оценить себя — например, выбрать профессию, для которой нужен слух.

Четвертый тип отношения — безразличие (или отвержение). Я надеюсь, этот тип отношения к ребенку не характерен для вас. Он вообще встречается редко.

При безразличном отношении ваши неосознанные чувства и жизненные цен­ности приводят к эмоциональному неприятию ребенка: вам не нравится обще­ство малыша, вы не стараетесь его понять, полюбить и поделиться с ним своими чувствами.

Может быть, вы не осознаете, но чувствуете, что ребенок для вас помеха, он вам не нужен. Вам все в нем не нравится, вы его постоянно ругаете. И хотя вы искренне о нем заботитесь, вы можете удовлетворить лишь его материальные нужды.

Порой такое отношение сопровождается открытой враждебностью и отсутстви­ем заботы о ребенке, иногда оно тщательно скрывается.

В любом случае родители винят всех — ребенка, врача, родственников, обще­ство — в том, что они несчастны, но только не себя.

Отношение отвержения наиболее опасно для развития ребенка. Если вы заме­тили его у себя, немедленно обратитесь к детскому психоневрологу или психологу-сурдологу. Откровенно обсудите ваши проблемы в семье, с родителями других глу­хих детей.

Итак, вы поняли свои чувства и отношение к малышу и стараетесь воспиты­вать его правильно, однако вы чувствуете, что отношения в семье становятся все более напряженными.

Как отразилось появление глухого малыша на единстве вашей семьи?

Почему рождение глухого ребенка привело к напряженности в семье? Это могло произойти из-за того, что вы начали искать родственников с той или дру­гой стороны, «ответственных» за наследственную глухоту вашего малыша. А это привело к взаимным обвинениям, недоверию, чувству вины и собственной не­полноценности.

Врач в конце концов объяснит вам, что наследственная глухота наблюдается лишь тогда, когда гены «глухоты» встречаются у обоих родителей.

Напряженность, вероятно, возросла и оттого, что вы пришли к молчаливому соглашению не говорить о глухоте и своем отношении к ней.

Появление глухого ребенка может привести к серьезному кризису в семейной жиз­ни. В этот период каждый родитель, далее надежный глава семьи, нуждается в поддержке, ласке, утешении другого. А это возможно только тогда, когда вы от­кровенно рассказываете друг другу о своих мыслях, чувствах, сомнениях.

Обстановка в семье, вероятно, накаляется оттого, что, поскольку глухой ре­бенок не может быть объектом вашего раздражения, все оно обрушивается на другого родителя.

А может быть, вы сверхопекаете ребенка, объясняя это так: «Ребенок нужда­ется во мне больше, чем муж». Тем самым вы рвете связь другого родителя с ребенком и показываете ему, что он стал меньше интересовать вас.

Отвергнутый родитель внутренне протестует против того, что ребенок по­глощает все ваше внимание. В то же время он винит себя за эгоизм по отноше­нию к собственному глухому малышу. Не приведет ли это к поискам разрядки вне семьи?

Может быть, у вас напряженная обстановка в семье из-за соревнования меж­ду вами за привязанность ребенка к кому-либо из вас: кто лучше понимает, что он хочет; кого он сам лучше понимает; кто его лучше обучает; к кому идет ма­лыш, когда ему больно?

Бесконечное соревнование за привязанность, в которое втягиваются и де­душка с бабушкой, может привести к чувству ущербности у одного из родителей и углублению кризиса семейной жизни.

А если вы очень молоды и это первый ребенок, ваша семейная жизнь подвергает­ся опасности по другой причине. Вы еще не успели выйти из возраста юности, не успели насладиться свободой и любовью. Особенно это относится к молодой маме из городской семьи. Она испытывает очень большую нагрузку и не может себе по­зволить даже ненадолго вырваться из дома, например, сходить на вечеринку, к дру­зьям, в кино или театр.

Итак, вы успешно преодолеваете семейный кризис и начинаете развивать и воспитывать малыша. Какими качествами должен обладать родитель, чтобы ма­лыш лучше развивался?

Какие качества родителя способствуют психическому развитию малыша?

Психологи обнаружили, что дети, лишенные в свое время любви и ласки, отста­вали в развитии. Изучение детей из сиротских приютов в начале XX в. показало, что если обслуживающий персонал удовлетворял только потребности малышей в пище, тепле и сне, то младенцы плохо развивались, становились вялыми, безучаст­ными и погибали. В течение первого года жизни малыш нуждается в теплых эмо­циональных отношениях с людьми, чтобы утвердиться в своем доверии к миру.

В первом полугодии жизни ребенок легко вступает в контакт с любым челове­ком. После 6—7 месяцев он тянется к близким ему людям и начинает бояться чу­жих. У малыша образуется привязанность — длительные эмоциональные узы, свя­зывающие его с одним или несколькими близкими людьми, с которыми он регу­лярно общается и удовлетворяет свои потребности в ласке, любви и новых впечатлениях.

В младенческом и раннем возрасте привязанность проявляется в стремлении быть рядом с близким взрослым, во внимании к нему, в выражении горя при рас­ставании и радости при воссоединении. Сильное чувство прочной привязаннос­ти к родителю связано с ощущением эмоционального комфорта, безопасности. Малыш знает, что можно ожидать от родителя, поэтому он не испытывает чувства страха и тревоги. Ребенок может отойти от родителя и спокойно изучать окружа­ющее, изредка взглядывая на близкого ему человека, чтобы удостовериться в его присутствии. Привязанность может быть непрочной у тех детей, которых матери часто покидают, мало с ними общаются, не чувствуют их тревоги, не ласкают их.

В зависимости от формы и степени привязанности к родителям в раннем дет­стве у детей в более старшем возрасте — в два-три года и в шесть лет — формиру­ются определенные черты характера. Дети с прочной привязанностью более склон­ны к спокойным играм, более самостоятельны, любознательны и настойчивы в решении проблем. Они показывают более высокий уровень общего развития и речи по сравнению с детьми с непрочной привязанностью. Последние более раз­дражительны, агрессивны, стараются избегать общения с другими детьми и взрос­лыми; не склонны к сотрудничеству; менее любознательны и настойчивы в до­стижении цели.

Тип привязанности можно предсказать, определив особенности взаимоотно­шения матери с ребенком. Выделяют четыре основных положительных и соот­ветственно четыре отрицательных качества матери, связанных с прочной или не­прочной привязанностью младенца.

Первое качество — чувствительность (нечувствительность). Чувствительные матери способны видеть ситуацию с точки зрения ребенка; они правильно пони­мают, что хочет ребенок; их поведение соответствует его потребностям. У нечув­ствительной матери вступление во взаимодействие с малышом и продолжение этого взаимодействия отражает лишь ее собственные настроения и желания. Она или не понимает младенца, или не отвечает на его действия.

Второе качество — принятие (отвержение). Мать, которая принимает младен­ца, иногда может чувствовать раздражение по отношению к нему, но в основном

она жизнерадостно воспринимает свою привязанность к ребенку, с удовольстви­ем ухаживает1 за ним, редко раздражается, когда он плачет, и радуется, когда он весел. У отвергающей матери гнев и раздражение перевешивают ее любовь к ре­бенку. Она открыто выражает свои отрицательные чувства, часто игнорирует же­лания ребенка, ругает его и сердится.

Третье качество — сотрудничество (вмешательство). Сотрудничающая мать уважает независимость ребенка, старается избегать ситуаций, в которых она бы приказывала ему или прерывала его игры. Если такая мать и заставляет ребенка что-то делать, она старается, чтобы это не противоречило его желаниям. «Вме­шивающаяся» мать навязывает ему свою волю, не заботясь о его настроениях и желаниях. Она старается «обтесать» его по своим собственным меркам, действуя резко и решительно.

Четвертое качество — доступность (игнорирование). Доступная мать всегда держит ребенка в поле зрения; замечает, что он хочет, даже если малыш находится не рядом, а сама она при этом занята посторонними делами. Игнорирующая мать, занимаясь своими делами, часто не замечает ребенка, забывает о нем, пока не подошло время делать для него что-то необходимое.

Матери детей с прочной привязанностью имели высокий уровень по всем че­тырем выделенным положительным качествам.

В наших исследованиях были выделены базовые (основные) качества родите­ля, необходимые для успешного психического развития детей в возрасте от одно­го до двух лет. Это, во-первых, качества родителя как человека, который общает­ся с ребенком: принятие и отзывчивость; и, во-вторых, качества родителя как че­ловека, который помогает ребенку овладеть навыками, действиями и значениями окружающей его культуры: родитель как субъект обучающего общения и как субъект обучающей деятельности с предметами.

Исходя из определения принятия, данного известным психологом гуманисти­ческой ориентации К. Роджерсом, под принятием мы понимаем безусловное, то есть не зависящее от поведения, мыслей и чувств ребенка в настоящий момент, эмоционально-теплое отношение к нему, уважение его индивидуальности, заня­тий, интересов, привязанностей, мнений. Принятие исключает постоянное раз­дражение родителя, ругань и применение физических наказаний.

Отзывчивость включает в себя внимательность матери к действиям ребенка и к тому, что он хочет сказать. Отзывчивая мать правильно реагирует на действия и эмоции малыша с учетом ситуации, возраста, состояния и его характера, а также сопереживает ему и понимает его.

Качество родителя «субъект обучающего общения» включает в себя желание научить ребенка общаться, умение сосредоточить внимание малыша на предмете разговора, организовать очередность в разговоре с ним, правильно определять долю самостоятельного участия ребенка (соответственно его возможностям) в разговоре, тактично исправлять его ошибки и поддерживать его, побуждать к про­должению разговора, развивать его речевые умения.

Качество родителя «субъект обучающей деятельности с предметами» включа­ет в себя желание научить ребенка действиям с предметами, умение установить совместное внимание к предмету деятельности, побуждать к самостоятельному решению задач, стоящих перед ним, исправлять ошибки и поощрять его действия,

правильно дозировать новую информацию, давать указания соответственно уров­ню развития и возможностям малыша, развивать его мышление и умения дей­ствовать с предметами.

У родителей, обладающих этими базовыми качествами, дети имели более вы сокии уровень развития интеллекта, речи и самосознания

Чтобы научить чему-либо малыша, необходимо знать, как развивается глухой рсоснок.

 

 

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ (ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ)1

Задачи и содержание семейного воспитания глухих и слабослышащих детей зависят от возраста. С ростом и развитием ребенка педагогические приемы усложняются, появляются новые направления педагогических воздействий. При активной помощи специалистов растут опыт и педагогическая культура ро­дителей ребенка, что помогает им в воспитании ребенка.

Несмотря на индивидуальные различия детей, у родителей имеются такие об­щие задачи воспитания: охрана и укрепление здоровья; предупреждение заболе­ваний и вторичных отклонений в развитии; работа по развитию коммуникатив­ных и адаптивных навыков ребенка; развитие его умственных способностей, па­мяти, мышления и речи; формирование и развитие положительных нравственных качеств; воспитание активности и создание условий для развития его творческих способностей.

Специалист обучает родителей взаимодействию с ребенком. Действуя совмес­тно, родители и специалисты формируют необходимые психологические пред­посылки обучения и воспитания — развивают внимание ребенка к подражанию, интерес к окружающему миру, что является основой коммуникативных связей ребенка с окружающими.

Формирование и развитие словесной речи ребенка с использованием остаточ­ного слуха, а также формирование коммуникативных умений необходимо начи­нать с самого раннего возраста. Поэтому так велика роль родителей в этом процессе. Они создают разнообразные ситуации, позволяющие расширять сло­варный запас и развивать разговорную речь ребенка, закреплять понятия, совер­шенствовать произносительные и слуховые навыки. Такая работа становится не­обходимым условием семейного воспитания не,слышащего ребенка.

Положительный пример родителей способствует овладению неслышащим ре­бенком нормами и правилами нравственного поведения. Только подражая роди­телям, ребенок постепенно приобретает такие нравственные качества, как доб­рота, правдивость, дисциплинированность и трудолюбие. Следует иметь в виду, что представления о морали, которые слышащий ребенок может усвоить само­стоятельно, не сформируются у детей с нарушениями слуха без специальной пе­дагогической работы.

Семья играет важную роль в социализации неслышащего ребенка; родители формируют у детей навыки самообслуживания, положительное отношение куче-бе, готовя детей к участию в бытовом и общественно-полезном труде.

* Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гу-манит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. С. 252-255.

В общении и различных видах совместной деятельности родители расширяют кругозор неслышащего ребенка, развивают в нем интерес к знаниям, потребность в чтении. В этих целях родители используют и совместно проведенное время до­суга.

Семейное воспитание неслышащего ребенка должно быть ранним, коррекци-онным и ориентированным на потенциальные возможности ребенка. Такое вос­питание предотвращает социальную изоляцию ребенка, обеспечивает его сред­ствами коммуникации и помогает его интеграции в общество.

Для детей с дефектами слуха очень большое значение имеет правильное се­мейное воспитание. Родителям следует как можно больше разговаривать с ребен­ком, находясь в его поле зрения. Говорить с ним следует громко, выразительно, активно жестикулируя, помогать ему жестами и мимикой понять контекст. Если родители глухие, они могут разговаривать с ребенком с помощью дактилологии и жестовой речи.

Как можно раньше надо начинать приучать ребенка к слуховому аппарату. Слуховой аппарат ребенку надо носить постоянно, снимая его только на время сна. Но приучать малыша к этому следует постепенно.

Правильно подобранный слуховой аппарат и правильно установленный режим его работы — необходимое условие для успешного начала работы с ребенком.

Усиление звуков в аппарате не должно быть чрезмерным, вызывающим не­приятные ощущения. В противном случае дети с плачем срывают аппараты, от­казываются их носить. Более терпеливые дети носят, но жалуются на головную боль, усталость, становятся раздражительными, нервными. Чтобы этого не про­исходило, аппарат должен быть правильно настроен.

Родителям следует объяснять, что глухим и слабослышащим детям, имеющим значительное снижение слуха, требуется продолжительное (год) ношение слухо­вого аппарата и систематические слуховые занятия, для того чтобы убедиться, что ребенок с аппаратом слышит лучше.

Раннее начало занятий, безусловно, — залог успеха. Ребенок не приобрел еще никаких специфических форм общения, не почувствовал своей неполноценности.

Дети, не наученные слушать с аппаратом, могут относиться к нему просто как к ненужному предмету. Если дети избалованы, так как родители относятся к ним как к больным, стараются выполнить любое их желание и не сумели приучить их к аппарату, преодолеть подобный отрицательный педагогический опыт непрос­то. В то же время нельзя впадать и в другую крайность — заставлять детей пользо­ваться аппаратом.

Лучше советчика, чем сами родители, у которых растет малыш с дефектом слуха, нет. Поэтому родителям следует прислушиваться к авторам книги «Человек не слышит» В. и 3. Крайниным: «Родные и близкие маленького ребенка! Помните: чем раньше обнаружена глухота, чем раньше начато обучение, тем больше шансов на успех! Учить маленького глухого надо всеми доступными средствами восприятия и воспроизведения речи — от применения слуховых аппаратов до чтения с губ говорящего, дактилирования, жестовой речи. Хорошо, если такое обучение нача­то до двух лет, еще лучше — если до года.

Неслышащие, знайте: в преодолении глухоты многое зависит от вас самих, вашей воли и упорства. Научитесь любить книгу, получать удовольствие от чте-

ния газет и журналов. Не скрывайте свой недуг, пользуйтесь всеми возможными способами восприятия речи.

Слышащие! Будьте терпеливы при общении с глухими. Повторяйте слова или фразы до тех пор, пока не станет ясно — они поняты.

Глухотапрежде всего потеря значительной части информации и связанное с этим одиночество. От нашего с вами отношения к глухим, от уважения к ним и стремления оказать посильную помощь в значительной мере зависит устранение де­фицита информации и трагедии одиночества.

Никогда не забывайте этого!»

Заниматься с совсем маленьким ребенком с нарушениями слуха в семье надо так же, как все родители занимаются со своими детьми, но еще более внима­тельно следить за каждым проявлением психической жизни. Взрослые чаще должны брать ребенка на руки, подносить к предметам, заинтересовавшим его, давать ему возможность их исследовать, ощупать. Не следует надолго оставлять ребенка в манеже одного, однако как можно раньше нужно приучать его к са­мостоятельности.

Детей, которые никогда не были в специальных детских учреждениях, реко­мендуется через некоторое время отдавать в массовые детские сады. В массовом детском саду или группе при нем ребенок получит доступ в необходимую для него среду сверстников, постепенно приобретет опыт общения с ними.

Нужно, чтобы родители знали, что ранняя потеря слуха меняет дальнейшее пси­хическое развитие ребенка. При нарушенном слухе имеют место недоразвитие или отсутствие речи, расстройство ориентировки в предметной деятельности, иска­жение представлений о социальном окружении, нарушение потребностно-моти-вационного плана деятельности, страдает развитие личности в целом. Необхо­димые условия для полноценного развития — прежде всего речевая среда, окру­жение говорящих людей и вовлечение ребенка в совместную практическую деятельность со взрослыми и сверстниками. Важным условием также является стимуляция развития всех человеческих способностей, активное влияние на раз­витие всех психических качеств ребенка.

Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ*

В последние годы все большие усилия педагогов и психологов направлены на понимание природы взаимоотношений родителей и детей с младенческого д юношеского возраста. Эти усилия связаны с осознанием того, что именно в семь ребенок проходит первые этапы социализации, вступает в социальные отноше ния, начинается развитие его личности.

В психологической литературе отмечается, что для формирования гармонич­ной личности, для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен постоянно находиться близкий, любящий и понимающий его взрослый человек. Э. Эриксон считает тесный контакт с матерью в младенчестве фундаментальной основой развития самостоятельности, уверенности в себе, не­зависимости и в то же время теплого, доверительного отношения к другим. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру. Это является основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшем не­достаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятель­но ориентироваться в направленности и характере отношений друг к другу и мо­жет приводить к страху перед общением.

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с отклонениями в психофизическом развитии. От взаимоотно­шений ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отноше­ния с социальной средой.

Однако именно в подобных семьях создается специфическая ситуация, нося­щая подчас характер личностной трагедии родителей. Американский специалист в области семейной терапии Дж. Фрамо выдвинул гипотезу о том, что в любой семье, где есть ребенок с теми или иными нарушениями, имеет место «искажен­ный брак». Эта идея была впоследствии поддержана практиками многих стран. Вопросы отношений в семьях, имеющих ребенка с каким-либо нарушением, в за­рубежной психологии группируются вокруг трех тем: анализируются внутрисе­мейные отношения в зависимости от вида и тяжести дефекта; рассматриваются семья как единое целое и ее индивидуальные характеристики: величина, спло­ченность, экономический уровень, удовлетворенность супружескими отношени­ями, компетентность родителей в обращении с ребенком, социальные контакты

"Дефектология. 1998. № 3. С. 40-44. 288

семьи как целого; изучается зависимость отношений в семье от более широкого окружения, социально и культурно обусловленного, в том числе от профессио­нальной и непрофессиональной поддержки.

Отношения в семьях, имеющих аномальных детей, не являются постоянны­ми. В литературе имеется описание так называемых фаз психологического осо­знания факта рождения ребенка с физическим, сенсорным или психическим на­рушением.

Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Роди­тели испытывают чувство неполноценности, беспомощности, тревоги за судьбу больного ребенка. Значительность момента сообщения диагноза заключается в том, что в это время закладываются предпосылки для установления своеобразной социально-эмоциональной связи между родителями и ребенком, имеющим на­рушения в развитии.

Суть второй фазы — состояние шока, которое трансформируется в негативизм и отрицание поставленного диагноза. Функция отрицания направлена на то, что­бы сохранить определенный уровень надежды и чувство стабильности семьи пе­ред лицом факта, грозящего их разрушить. Крайней формой негативизма стано­вится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Одни родители многократно обращаются в различные научные и лечебные центры с целью отменить неверный, с их точки зрения, диагноз, другие становятся неоправданными оптимистами в отношении возможности излечения.

По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Это состояние характеризует третью фазу.

Наконец, четвертая фаза — полное принятие диагноза, психическая адапта­ция, когда родители в состоянии правильно оценить ситуацию. По данным ряда исследователей, многие родители ее не достигают, зачастую отстраняясь от кон­структивного сотрудничества со специалистами.

i По мере роста и развития аномального ребенка в семье возникают новые стрес­совые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Вследствие этого наиболее оправданной является конструктивная и динамическая помощь таким семьям на всех этапах жизни ребенка.

Взаимоотношения родителей с глухими детьми до сих пор еще мало изучены. Сурдопедагоги интересовались семейными отношениями глухих с точки зрения помощи родителям в обучении детей с недостатками слуха. Рассматривались во­просы участия семьи в процессе развития речи ребенка, трудовой адаптации, вос­питании норм поведения в обществе [1, 2, 4, 5, 6].

Вместе с тем в семьях, где родители или дети имеют недостатки слуха, суще­ствуют специфические проблемы, осложняющие нормальные взаимоотношения между ними. Хорошо известно, что глухой ребенок имеет практически сохран­ный интеллект, возможность и желание общаться. Он адаптирован в социуме людей с недостатками слуха и испытывает элементы социальной депривации лишь в отношении общества слышащих. В этом смысле такой ребенок отличается от детей с нарушениями интеллектуального развития [11]. С другой стороны, роди­тели глухих детей могут оказаться принадлежащими к социуму слышащих людей, переживших трагедию рождения неполноценного ребенка и крах всех надежд. Взаимное непонимание в социальных контактах становится причиной появле-

ния значительного своеобразия в эмоциональных отношениях глухих детей с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительнос­ти и инертности. Дальнейшее следствие — возникновение социальной изоляции, тяжелое переживание дискриминации. Подобная внутрисемейная ситуация, бес­спорно, особым образом влияет на развитие личностных качеств ребенка с на­рушениями слуха. Психологические и социально-психологические условия су­ществования, развития и разрушений семей, имеющих детей с нарушениями слу­ха, а также проблема влияния отношений в семье на развитие личности ребенка до сих пор не подвергались подробному изучению.

Сведения о психологическом состоянии матерей, дети которых имеют нару­шения слуха, по существу, имеются только в зарубежной литературе. Там же опуб­ликован ряд исследований по вопросам отношений между братьями и сестрами, одни из которых имеют нарушения слуха, а другие не имеют. Их взаимное удач­ное или неудачное приспособление зависит от многих факторов: пола, возраста, порядка рождения ребенка, имеющего нарушение, социально-экономического статуса родителей и их поведения по отношению к ребенку, вида и тяжести нару­шения. При обследовании семей, имеющих детей с нарушениями слуха, немец­кие психологи [10] обнаружили, что слышащие братья и сестры, которые говори­ли о положительных чувствах по отношению к глухим брату или сестре, имели тесную эмоциональную связь с родителями. Слышащие братья и сестры, кото­рые высказывали негативные чувства, находили, что их связь с родителями нару­шилась из-за глухого ребенка, что эта связь была поверхностной, а забота и вни­мание между детьми распределяются неодинаково. Отцы глухих детей практи­чески никогда не становились предметом эмпирических исследований, что объясняется, как правило, их отказом от бесед и участия в исследованиях.

Проблема семьи, имеющей глухого ребенка школьного возраста, рассматри­валась нами с точки зрения его личностного развития. При этом на данном этапе исследования нас в первую очередь интересовали два момента: во-первых, выя­вить, имеется ли какая-либо специфика отношений глухих школьников к членам их семей в сравнении со слышащими; во-вторых, определить, ка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...