Физиология труда. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности
1. В соответствие с действующими в настоящее время санитарными правилами и нормами (СанПин 2.2.4.548-96) установлены гигиенические требования к микроклимату производственных помещений с учетом категории работ по уровню энергозатрат. Используя данные таблиц 1-3, охарактеризуйте оптимальные условия микроклимата для Вашей производственной деятельности, сравните полученные результаты с характеристиками микроклимата, необходимыми Вам как студенту. Таблица 1 Характеристика отдельных категорий работ
Таблица 2 Оптимальные величины параметров микроклимата в производственных помещениях
Таблица 3
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________. 2. Ознакомьтесь с системами обеспечения параметров микроклимата, предложите их использования для создания комфортных условий для Вашей производственной деятельности: _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________.
3. Каким принципам обеспечения безопасности соответствуют каждая из систем обеспечения параметров микроклимата, описанная в задании №2. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________.
4. Постройте свой индивидуальный график работоспособности в течение дня, используя характеристики существующих трех фаз: 1 фаза – фаза врабатываемости, в этот период повышается активность центральной нервной системы, возрастает уровень обменных процессов, усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы, что приводит к нарастанию работоспособности; 2 фаза – фаза относительно устойчивой работоспособности, в этот период отмечается оптимальный уровень функционирования центральной нервной системы, эффективность труда максимальная; 3 фаза – фаза снижения работоспособности, связанная с развитием утомления. Пример выполненного задания приведен на рис. 1. Рис. 1. График динамики работоспособности во времени (Бабский, 1972)
График Вашей работоспособности 5. Предложите мероприятий, которые могут быть направлены на продление второй фазы работоспособности. Это должны быть мероприятия, направленные на предупреждение утомления, например производственная гимнастика. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________.
6. Операторы клавишных ЭВМ работают неудобной позе, которая характеризуется сильным наклоном головы вперед (59º от вертикали) и положением рук на весу с отведением от корпуса под углом 87º. Эта поза обуславливает жалобы операторов на постоянные боли в области шеи, плечевого пояса, предплечья, кисти. Предложите меры по уменьшению неудобности позы и улучшению условий труда операторов в целом. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________. 7. Приведите пример принципа и метода обеспечения безопасности, покажите их взаимосвязь. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
8. Какие средства обеспечения безопасности Вы знаете? Какие принципы и методы они реализуют? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
9. От чего зависит выбор принципов, методов и средств обеспечения безопасности? Приведите пример ситуации, в которой выбор принципов, методов и средств может быть различным в зависимости от выбранных критериев (при ответе на вопрос привести не менее двух критериев). _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
10. Известно, что любой несчастный случай порождается совокупностью причин или условий, находящихся в иерархической соподчиненности. Рассмотрите такую систему для случая возникновения пожара на складе строительных материалов. Пользуясь какими принципами обеспечения безопасности, можно предотвратить пожар на данном складе? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
11. Как можно провести профилактику травматизма работников компании «Астрахань-сплит-холод-снаб», осуществляющих установку сплит-систем на жилых постройках разной этажности. При ответе на данный вопрос какими принципами обеспечения безопасности Вы пользовались? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
12. Как известно, в Подмосковье каждый год горят торфяные болота. Как можно провести наложение искусственной системы на данную естественную, чтобы предотвратить это явление? Реализацией какого принципа будут эти действия? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
13. Как можно предотвратить образование статического электричества при пересыпке материалов в вагон. Каким принципом обеспечения безопасности Вы бы пользовались? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
14. Оцените расположение Астраханского газового комплекса по отношению к г. Астрахани с учетом снижения вредного воздействия выбросов и степени взрыво- и пожароопасности. При ответе на вопрос использовать карту Астраханской области с указанием розы ветров.
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
15. Приведите пример замены ртутного прибора безртутным. Реализацией какого принципа является это действие. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
16. Какие населенные пункты входят в санитарно-защитную зону (СЗЗ) Астраханского газоперерабатывающего завода (АГПЗ). Каков размер данной зоны для АГПЗ. Какие принципы реализуются при установке СЗЗ, людьми, находящимися в СЗЗ? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
17. Используя ниже приведенные данные оцените эффективность звукоизоляции стены, отделяющей смежное помещение и выполненной из кирпича толщиной 370 мм и массой 834 кг 1 м2 кладки. Уровень шума на рабочем месте составляет 120 дБ. Какие строительные материалы можно было бы применить для уменьшения звукопроницаемости такой перегородки? Какие принципы обеспечения безопасности при этом реализуются? Таблица 2
Таблица 3
При расчетах воспользуйтесь формулой для нахождения звукоизолирующей способности перегородки L=L1 – R,, где L1 – уровень шума в помещении, R, - звукоизоляция перегородки. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
18. Реализацией каких принципов являются следующие правила работы с лазерными установками, к каким группам относятся данные принципы (технические…):
А. К работе с лазерными установками должен допускаться только специально подготовленный персонал. Б. При входе в помещение, где работает лазер, должен быть установлен знак лазерной опасности, а на самой лазерной установке – предупреждающая надпись с указанием класса лазера. В. Для уменьшения интенсивности рассеянного лазерного изд\лучения все элементы конструкции, кожухи приборы, стены помещения рекомендуется окрашивать в темные цвета, поверхность их должна быть матовой. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
19. Применение каких принципов отражено на рисунке 2: Рис.2. Элементы ограждения транспортных машин: а – стенка кабины; б и в – перегородки; г – пол; 1 – стальной (алюминиевый) лист; 2 – вибродемфирующее покрытие (напыление); 3 – звукопоглощающий материал; 4 – воздушный промежуток; 5 – резиновое (войлочное) покрытие _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
20. Применение каких принципов отражено на рисунке 3: Рис. 3. Сооружения для защиты от шума на пути его распространения: 1 – источник шума; 2 – акустический экран; 3 – защищаемое здание; 4 – зеленые насаждения; 5 – насыпь; 6 – выемка; 7 – вспомогательное здание – экран. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
21. Применение каких принципов отражено на рисунке 4:
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
22. Используя формулу для определения дозы ионизирующего излучения и контроля защиты от внешнего облучения , где m – активность источника излучения, мг-экв; r – расстояние от источника ионизирующего излучения, м; t – время, мин. решите следующие задачи: А. Рабочий имеет 6-часовой рабочий день, его рабочее место в 1 м от источника γ-излучения. С какой допустимой активностью источника излучения можно работать без защиты? Б. В лаборатории работают с источником излучения активностью в 100 мг-экв радия на расстоянии 0,5 м от него. Необходимо определить допустимое время пребывания на указанном расстоянии. В. Сестра радиологического отделения в течение 6 часов работает с препаратом активностью 5 мг. Определить допустимое расстояние, на котором может находиться сестра указанное время. Какие принципы обеспечения безопасности реализуются в каждой из приведенных выше задач? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
23. Перечислите основные виды и формы жизнедеятельности человека. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
24. Определите специфику труда преподавателей и студентов. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
25. Что такое основной обмен веществ? От каких факторов зависят дополнительные затраты энергии для совершения различных видов жизнедеятельности? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
26. По каким параметрам оценивается физическая тяжесть труда? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
27. По каким параметрам оценивается напряженность труда? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
28. Назовите классы условий труда. Какие факторы положены в основу деления условий труда на классы? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
29. Что такое оптимальные и допустимые условия труда? Приведите пример.
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
30. Заполните пустые места на схеме
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|