Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Латентный период. Война и революция.




История российского психоанализа

 

Жан Марти

ПСИХОАНАЛИЗ В РОССИИ И В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

С 1909 ПО 1930 Г.

(реферирование Л.Э.Комаровой)

 

Психоанализ был принят в России намного раньше, чем он был принят или даже просто стал известен в различных западных странах, в том числе во Франции, в Италии и, в меньшей степени, в Германии.

 

Детство при царизме

 

В 1909 г. в Москве создается русский психиатрический журнал «Психотерапия» под руководством доктора Вырубова. Журнал регулярно держит своих читателей в курсе успехов психоаналитического движения и публикует целую серию чисто аналитических работ, в том числе различные переводы самых последних сочинений Фрейда.

Можно утверждать, что, по крайней мере, начиная с 1910-х годов несколько врачей в России практикуют психоанализ. В своем сочинении «К истории психоаналитического движения», написание которого относится к 1914 г., Фрейд пишет относительно России: «Только один город — Одесса — имеет в лице доктора Вульфа компетентного психоаналитика». Его оценка, в соответствии с которой «вклад русских врачей в психоанализ может пока еще рассматриваться как незначительный», представляется обоснованной, однако Фрейд мог и не знать о существовании русских врачей, обучавшихся в начале века в Цюрихской школе. Вполне вероятно, что в самой Москве многие молодые психиатры, ассистенты профессора Сербского, объединившиеся вокруг докторов Фельцмана и Осипова, проводили аналитическое лечение.

Доктор Осипов, в то время главный врач клиники Московского Университета, руководимой профессором Сербским, сделал первое хорошо принятое сообщение об учении Фрейда. Этот доклад обосновывался лишь на первых работах Фрейда и не принимал во внимание «Три очерка». Однако очень скоро Осипов и его коллеги начинают все более определенно поддерживать концепцию сексуальной этиологии неврозов. Именно тогда профессор Сербский, не отрицая полностью идею сексуальной этиологии неврозов, высказывал возражения публично и в частных разговорах: он считал, что Фрейд уж слишком «сексуализирует» мир. Но Сербский отличался либерализмом: теоретические расхождения относительно концепции сексуальности не имели никакого влияния на дружеские отношения между директором и врачами его клиники. Более того, в «Кратком курсе психиатрической терапии», предназначенном для студентов, профессор Сербский посвящает несколько страниц «психоанализу по Фрейду», которые заканчиваются следующими словами: «Теория Фрейда заслуживает самого большого внимания хотя бы потому, что она опирается на терапевтическое лечение, добивающееся часто крупных и даже удивительных успехов» (2-е изд., Москва, 1911).

С помощью двух своих коллег и при благосклонной поддержке Сербского доктор Осипов организовал «карету скорой психотерапевтической помощи». Однако их коллективный уход из психиатрической клиники Московского университета положил конец этому опыту. Вскоре после этого они объединяются с другими врачами, в частности, с доктором Фельцманом — горячим сторонником психоанализа, чтобы основать независимую психиатрическую ассоциацию, где «фрейдировали» без отдыха. Это были «малые пятницы», проводимые один раз в две недели между заседаниями официального «Университетского общества невропатологии и психиатрии», которые также проводились через пятницу. В обоих обществах профессор Сербский исполнял обязанности председателя. «Малые пятницы» отличались от других медицинских обществ тем, что они принимали в качестве членов не только врачей, но и других специалистов, работавших в соседних с психиатрией областях (в криминологии, педагогике, психологии и др.). Заседания «малых пятниц» очень быстро стали популярны.

Трудно оценить распространение психоанализа в России до 1914 года из-за ее территориальной обширности и демографической разнородности. Однако, учитывая, что в это же время членов двух самых развитых групп, цюрихской и венской, можно было пересчитать по пальцам, и только в 1907г. Фрейд обнаружил по его словам за границей — в Цюрихе — первых «друзей психоанализа», число русских практиков кажется относительно высоким, и их возможное число представляется еще большим, о чем косвенно свидетельствует тот факт, что «Советы врачам о психоаналитическом лечении» Фрейда (1912) публикуются на русском языке уже на следующий же год, в то время как на французском лишь в 1953 г.

Следует отметить, что психоанализ в России выходит далеко за рамки специализированных кругов психиатров, врачей и студентов-медиков. Благодаря многочисленным переводам Фрейд становится популярным в среде интеллигенции. Доктора Фельцман и Осипов, создав «психотерапевтическую библиотеку» и выдавая из нее произведения Фрейда, превратили их в «бестселлеры». Так, например, «Три очерка» (1905) впервые издаются на русском в 1909 г., второе издание выходит в 1911 г., «Пять уроков психоанализа», проведенные в Ворчестере в 1909 г., издаются в Москве три года подряд: в 1911, 1912 и в 1913 гг.

Столь короткие сроки переводов и издания работ 3.Фрейда подтверждают его популярность. Так как угнетение при «удушливом» царизме в отличие от сталинского режима не доходило до запрещения всякого обмена сочинениями и людьми с «просвещенным Западом», то, например, в Швейцарии, в Цюрихе или в Женеве многочисленные русские студенты, шедшие по стопам Плеханова, Аксельрода, Веры Засулич, Ленина, Луначарского, Раковского и других, могли познакомиться с любой «революционной» теорией, будь тот психоанализ или марксизм.

Накануне грядущих социальных потрясений" психоанализ в России представлял собой довольно широкое общественное движение. Один из первых сторонников психоанализа в России в 1925 г. профессор Лурия напишет в официальном органе фрейдизма: «Психоаналитическое движение в России имеет позади 17 или 18 лет истории». Война и революция поставят на первый план другие заботы, другие дела, разбросают по фронтам психиатров и врачей. Однако зерно брошено, и оно должно было прорасти на социальной и идеологической почве Советов.

 

Латентный период. Война и революция.

 

По замечанию Фрейда психоаналитическое движение было единственным, сохранившим связи, активность, международные публикации во время мировой войны. Эти слова относились, естественно, лишь к Центральной Европе, что касается России, то связи с ней были полностью нарушены до конца гражданской войны. В 1921 году, когда они вновь начинают восстанавливаться, Сара Найдич, свидетель этого, описывает обстановку следующим образом: «Более чем трудно сделать сообщение об успехах психоанализа в России в течение последних лет. Гражданская война разметала Россию и отношения между различными частями ее были почти полностью нарушены. Перестали выходить все периодические издания: в течение последних трех лет не вышло ни одного научного журнала.

Журнал «Психотерапия», фактически единственный, который занимался вопросами психологии Фрейда, был также временно закрыт в 1917 г. (по экономическим причинам).

В результате невозможно узнать и рассказать о том, что произошло непосредственно в узких научных кругах. Возможно, что где-нибудь в России и велась работа в психоаналитическом плане, но об этом ничего не известно. Мое сообщение ограничится только Петербургом.

В Петрограде, например, Татьяна Розенталь приняла смену режима и продолжала проводить лечение психически больных анализом и распространять «психологически освобождающие» принципы психоанализа. Напротив, в Москве о деятельности известных врачей, которые некогда посещали «малые пятницы», ничего не слышно. В марте 1917 г. от почечной болезни умер либерал Сербский. Как об этом писал доктор Осипов, «чтобы не увидеть перерастания войны в революцию». Сам же Осипов укрылся от «бури» в Праге. Оттуда он рассказывал предысторию московского психоанализа и там же, до своей смерти в 1934 году он продолжал проповедовать психоанализ среди русской эмигрантской студенческой колонии. Однако, несмотря на все уходы и измены, Фрейд вновь нашел сторонников в Москве. Среди них доктор Вульф, который в 1921 г. лично находился там. Вместе с профессором Ермаковым он способствовал организации психоаналитического объединения.

Именно в 1921 —1922 гг., в период гегемонистской победы большевистской власти, сменившимся гегемонистским господством сталинского направления в партии — русское психоаналитическое движение добилось определенного успеха, однако лишь затем, чтобы вскоре потерпеть сокрушительное поражение. Оно умерло вследствие идеологической эволюции международного психоаналитического движения и эволюции общественно-политического режима в Советском Союзе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...