Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задержка психического развития




 

Наряду с тяжелыми заболеваниями нервной системы, обуслав­ливающими отклонения в развитии, у многих детей могут отме­чаться лишь отдельные, нерезко выраженные двигательные нару­шения в сочетании с повышенной возбудимостью, двигательным беспокойством, ухудшением сна, аппетита и т. п. Это дети с так называемой минимальной мозговой дисфункцией.

Все отклонения со стороны нервной системы у них отличаются изменчивостью. На первом году жизни у некоторых наблюдает­ся отставание темпа психомоторного развития. К 2—3 годам четко выявляется речевое недоразвитие.

У многих детей уже в первые годы жизни обнаруживается дви­гательная расторможенность — гиперкинетическое поведение. Они крайне неусидчивы, постоянно находятся в движении, вся их дея­тельность нецеленаправленна, ни одно начатое дело они не могут довести до конца. Появление таких детей всегда вносит беспокой­ство, они бегают, суетятся, ломают игрушки. Кроме того, некото­рые из них отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, драчливостью, агрессивностью, импульсивным поведением. Боль­шинство детей не способно к игровой деятельности, они не умеют ограничивать свои желания, бурно реагируют на все запреты, от­личаются упрямством.

Для многих детей характерна моторная неловкость, у них сла­бо развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.

Таким образом, дети с легкой мозговой дисфункцией — это очень полиморфная группа. Их общим свойством является нали­чие в первые годы жизни так называемых «малых неврологических признаков», которые обычно сочетаются с проявлениями психи­ческого дизонтогенеза как в интеллектуальной, так и в эмоциональ­но-волевой сфере, т. е. у детей с легкой мозговой дисфункцией часто имеет место задержка психического развития (ЗПР).

При ЗПР, в отличие от умственной отсталости, имеет место обратимость интеллектуального дефекта. Особенностью задержан­ного психического развития является неравномерность нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть даже более сохранным по сравнению с памятью, вни­манием, умственной работоспособностью и т. п.

Кроме того, в отличие от олигофрении у детей с задержкой пси­хического развития отсутствует инертность психических процес­сов; они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им ин­теллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью.

Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная актив­ность.

Особенностью психического развития детей с задержанным раз­витием в дошкольном возрасте является недостаточность у них про­цессов восприятия, внимания, памяти.

Недостаточность восприятия обусловлена несформированностью интегративной деятельности мозга и прежде всего нескольких сен­сорных систем (зрительной, слуховой, осязательной). Известно, что интегративность — взаимодействие различных функциональ­ных систем — является основой психического развития ребенка.

В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с задержкой психического развития затрудняются в узнава­нии непривычно представленных предметов (перевернутые или не­дорисованные изображения, схематичные и контурные рисунки);

им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысло­вой образ.

Эти специфические нарушения восприятия у детей с задержкой развития определяют ограниченность и фрагментарность их пред­ставлений об окружающем мире.

Недостаточность интегративной деятельности мозга при ЗПР проявляется и в так называемых сенсомоторных нарушениях, что находит свое выражение в рисунках детей. При рисовании по об­разцу геометрических фигур они не могут передать форму и про­порции, неправильно изображают углы, линии и их соединения.

При выполнении задания нарисовать фигуру человека старшие дошкольники допускают много ошибок. На их рисунках заметна диспропорция частей тела, некоторые важные детали изображены примитивно или вовсе отсутствуют.

Таким образом, одной из основных особенностей детей с задерж­кой психического развития является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функ­циями. Так, ребенок может затрудняться в оценке идентичности форм предметов, воспринимаемых им с помощью осязания и зре­ния. Он также испытывает затруднения при воспроизведении рит­ма, воспринимаемого на слух, а также графически или моторно.

Одной из характерных особенностей детей с задержкой в раз­витии является отставание в развитии у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственно­го тела.

Кроме того, в дошкольном возрасте у них нередко наблюдает­ся перекрестная или невыраженная латеральность. По мнению не­которых авторов, среди этих детей отмечается некоторое преоб­ладание леворуких и детей с невыраженной латеральностью.

Характерным признаком детей с задержкой психического раз­вития является недостаточность у них тонкой моторики.

При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, а так­же достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и рас­стройства артикуляции. В артикуляционной моторике имеет мес­то недостаточность тонких и дифференцированных движений. Некоторые дети затрудняются в восприятии на слух сходных по звучанию фонем (галка—палка), в результате чего недостаточ­но понимают обращенную речь.

Характерной особенностью детей с задержкой психического развития является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания. Рассеянность внимания, усиливаю­щаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышен­ной психической истощаемости ребенка.

Кроме того, для многих детей характерен ограниченный объем внимания, его фрагментарность, когда ребенок в определенный момент времени воспринимает лишь отдельные части предъявляе­мой ему информации. Эти нарушения внимания могут задержи­вать процесс формирования понятий.

Одной из частых особенностей нарушений внимания у детей с задержкой психического развития является его недостаточная кон­центрация на существенных признаках. В этих случаях при отсут­ствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться недоразвитие мыслительных операций.

Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т. е. у детей с гиперактивным поведением. При гиперактивном поведении отмечается общее двигательное беспокойство, неусидчивость, не­достаточная целенаправленность, импульсивность. Эти дети раз­дражительны, взрывчаты, проявляют агрессивность и негативизм, у них часто наблюдается ухудшение сна.

При нарушениях внимания особенно четко проявляется одна из характерных особенностей восприятия детей с задержкой пси­хического развития — трудность выделения фигуры из фона.

Для многих детей с задержкой психического развития харак­терна своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большой продуктивности непроизвольного запоминания. Однако и она всегда ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, что связано с более низкой познавательной активностью этих детей.

Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значи­тельной степени связана со слабостью регуляции произвольной дея­тельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Этими же факторами объяс­няются характерные нарушения поведения у данной категории детей.

Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоцио­нальной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и по­вышенная утомляемость.

Группа детей с задержкой психического развития крайне неод­нородна. У одних из них на первый план выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик и произ­вольной регуляции поведения, нарушения же в интеллектуаль­ной сфере выражены нерезко. Это дети с различными формами инфантилизма. Наиболее отчетливо инфантилизм проявляется к концу дошкольного возраста и в начальной школе. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению, с трудом формируется чувство долга, ответственности, критичности к своему поведению. Они, как правило, приветливы, общительны, часто повышенно оживлены, крайне внушаемы и подражательны, но эмоции их обычно поверхностны и неустойчивы.

При других формах задержки психического развития преоб­ладает недоразвитие различных сторон познавательной деятель­ности.

Наблюдаются также формы ЗПР, при которых эмоционально-волевая и личностная незрелость сочетается с недостаточностью различных компонентов познавательной деятельности.

 

ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

 

Под алалией понимается специфическое языковое недоразви­тие, возникающее в результате поражения соответствующих отде­лов коры головного мозга в доречевом периоде.

Недоразвитие речи при моторной алалии всегда имеет систем­ный характер: оно охватывает фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи и сочетается с выраженными на­рушениями ее коммуникативной функции. При алалии не развито речевое подражание, вследствие чего нарушена отраженная речь, т. е. затруднено повторение слогов, слов и особенно предложений. Нарушение организации звуковых единиц в линейную последова­тельность проявляется в недостаточности или отсутствии лепета, а в дальнейшем — в своеобразных нарушениях слоговой структу­ры слов и в специфических трудностях при построении предло­жений. На каждом возрастном этапе в зависимости от уровня ре­чевого развития эти нарушения проявляются в разных формах.

При моторной алалии на всех возрастных этапах отмечается выраженное недоразвитие произносительной (экспрессивной) речи при более сохранном ее понимании (импрессивная речь).

Для алалии характерно нарушение ритмической стороны речи: ребенок говорит медленно, с паузами между слогами и словами, слова часто произносит по слогам. Грубо нарушена речевая инто­нация. Дети не улавливают и не воспроизводят с помощью высту­кивания или хлопков ритмический рисунок слова или предложения.

Ребенок не может правильно повторять слышимые им слова, причем характерны различные варианты искажений одних и тех же слов.

Пассивный словарь увеличивается очень медленно, и долгое время он ограничен словами обиходно-бытовой тематики. Дети часто неправильно понимают значения слов.

Моторная алалия тормозит процесс формирования фразовой речи. Дети с большим трудом овладевают грамматическим строем родного языка.

Такое системное недоразвитие речи при алалии не может не отразиться на психическом развитии ребенка.

Психическое развитие детей, страдающих моторной алалией, характеризуется своей неравномерностью. В раннем и дошкольном возрасте эти дети обычно проявляют интерес к игрушкам, играм, хорошо ориентируются в быту, владеют навыками самообслужи­вания, их эмоции достаточно дифференцированы. Вместе с тем уже в дошкольном возрасте отмечается ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, задерживается развитие словесно-логического мышления.

Дети с моторной алалией отличаются неравномерным развити­ем мышления. Практически-действенное и наглядно-образное мыш­ление у них значительно преобладают над абстрактно-логическим. Поэтому чем младше ребенок, тем он больше производит впечат­ление интеллектуально сохранного; его интеллектуальная недоста­точность маскируется тяжестью речевого дефекта. Однако с возрас­том все более выявляется неспособность детей к абстракциям и преобладание конкретно-образного мышления над словесно-логическим. Поэтому у них с трудом формируются понятия о форме и величине предметов, операции сравнения, обобщения по сущест­венным признакам, навыки счета.

Характерны нарушения умственной деятельности в виде замед­ленности мышления, его трудной переключаемости, выраженной истощаемости и пресыщаемости. Кроме того, эти дети отличаются малой психической активностью, слабостью побуждений, повышен­ной тормозимостью, склонностью к негативизму. Они отказывают­ся от выполнения заданий, требующих от них интеллектуально­го напряжения. Частыми являются также нарушения функций активного внимания и памяти, при этом в первую очередь страдает словесная (вербальная) память.

В регуляции произвольной деятельности ведущая роль принад­лежит речи. Поэтому при моторной алалии всегда имеет место нарушение произвольной регуляции психических процессов и ребенок постоянно нуждается в организующей помощи взрос­лого.

Судорожный синдром и острая сенсомоторная афазия и алалия (синдром Ландау — Клеффнера). Синдром впервые описан в 1957 году. Он характеризуется сочетанием эпилепсии с острой сенсомоторной афазией или с алалией.

При афазии заболевание возникает остро, без видимой причи­ны и проявляется в утрате возможности понимать обращенную речь и говорить. Судорожные приступы в одних случаях предшест­вуют афазии, в других — возникают через определенный срок пос­ле потери речи. Они могут также проявляться атипично, и их эпи­лептическая структура может быть определена лишь с помощью ЭЭГ. Речевой дефект отличается стойкостью и сочетается со спе­цифическими трудностями обучения, нарушениями поведения и ин­теллектуальной деятельности. Кроме того, у детей часто прояв­ляются двигательная расторможенность, аффективная возбуди­мость, расстройства внимания и речевой негативизм.

При алалии с первых лет жизни выявляется стойкое систем­ное недоразвитие речи, сочетающееся с нарушениями поведения и умственной работоспособности. Речевой дефект сопровождается судорожными приступами, которые характеризуются большим полиморфизмом.

Диагностика синдрома всегда основывается на данных ЭЭГ-обследования.

Ранняя диагностика данного синдрома имеет важное значе­ние для эффективной реабилитации этих детей.

Синдром Ландау — Клеффнера следует отличать от глухоты, ран­него детского аутизма, деменции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...