Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РК.

В.Г. Пак

До начала 90-х гг. в Южной Корее существовало мнение, что широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций может привести к утечке национального богатства и установлению иностранного контроля над важными отраслями экономики. По этой причине южнокорейское законодательство в инвестиционной сфере носило протекционистский характер и защищало интересы местных производителей. С тех пор политика в сфере ПИИ значительно поменялась, ведь положительный эффект от притока иностранных инвестиций очевиден. Например, на данный момент на территории Южной Кореи уже работают около 13-ти тысяч предприятий с участием иностранного капитала, а их вклад в ВВП Республики Корея составляет не менее 15%. Около 10% от общего числа рабочих мест создано компаниями с иностранными инвестициями[1].

Толчком для кардинального изменения отношения к иностранным инвестициям послужил в какой-то мере финансовый кризис 1997-1998 гг. В кратчайшие сроки было разработано и принято новое законодательство в сфере инвестиций, допускающее участие иностранных инвесторов в различные сферы экономики страны. Одновременно южнокорейское правительство разработало специальную программу привлечения ПИИ, назначив ответственным за ее реализацию Министерство торговли, промышленности и энергетики РК.[2]

Своевременные меры, принятые правительством послужили толчком для увеличения притока ПИИ: только за 3 года с 1998 по 2000 г. объем ПИИ почти достиг 40 млрд. долл. США, в полтора раза превысив их объем за предыдущие 36 лет с 1962 по 1997 гг.[3]

Позднее все действующие законы и правила, касающиеся ПИИ, были упрощены и сведены в единую правовую систему, которую представляет Закон «О стимулировании иностранных инвестиций» от 16 сентября 1998 г. Он определил приоритетные отрасли для привлечения иностранных инвестиций, а также закрепил перечень льгот в налогообложении, предоставляемых в случае инвестирования в данные сектора экономики. К вышеуказанным направлениям деловой активности отнесены: передовые технологии, сервисные сектора бизнеса, направленные на поддержку и развитие высоких технологий, деятельность предприятий, работающих в СЭЗ. Определены 436 сфер деятельности в области передовых технологий и 97 отраслей сферы сервиса, на которые распространяются льготы по налогообложению в соответствии с новым инвестиционным законодательством.

На сегодняшний день для иностранных капиталовложений уже открыты практически все отрасли промышленности за исключением тех, которые имеют отношение к государственной безопасности и сфере культуры, такие как СМИ.

Все ограничения на иностранные инвестиции в местный рынок облигаций и денежный рынок уже сняты, а также отменен верхний предел на иностранные инвестиции в фондовый рынок. С 25 мая 1998 г. иностранные инвесторы имеют право покупать акции любых корейских компаний без согласия совета директоров и без правительственного утверждения за исключением акций предприятий оборонной промышленности и компаний, находящихся под контролем государства.[4]

Команда нового президента Ли Мен Бака намерена продолжать политику привлечения ПИИ, в частности разрабатывается программа, включающая в себя меры по снятию ограничений на медицинское страхование для иностранцев и строительство специальных жилищных комплексов, в которых станет возможна аренда жилплощади гражданами иностранных государств на льготных условиях. Кроме того, должны быть устранены бюрократические препоны для регистрации предприятий с иностранными инвестициями: теперь все формальные процедуры можно будет пройти в режиме «одного окна» в центре «Invest Korea Plaza».

Активно ведется работа в сфере особых зон, таких как зона свободной торговли (Free Trade Zone), свободная экономическая зона (Free Economic Zone), зона иностранного инвестирования (Foreign Investment Zone) (табл. 1).

Таблица 1.

Особые зоны в РК.

  зона иностранного инвестирования зона свободной торговли свободная экономическая зона
Законодательная база Закон «О стимули-ровании иностранных инвестиций» № 5559 от 16 сентября 1998 г. Законодательство, регулирующее ЗСТ, в частности Закон «О создании зон свободной торговли» № 7210 от 22 марта 2004 г Закон «О создании и функционировании свободных эконо-мических зон» № 6835 от 30 декабря 2002 г.
Цель деятельности Привлечение ПИИ Поддержка экспортного производства Привлечение ПИИ
Некоторые налоговые льготы 100% освобождение от уплаты местных налогов в течение 5 лет, снижение корпоративного налога на 50% в течение 2-х лет Все льготы как в зоне иностранного инвести-рования плюс то, что компании, инвестиро-вавшие более 10 млн. долл. США в производственную сферу или более 5 млн. долл. США в логистику, освобождаются от подо-ходного и корпоративного налогов на срок семь лет, либо до получения первой прибыли Компании, вложившие более 10 млн. долл. США в производственную сферу и туризм и более 5 млн. долл. США в логистику освобождаются от уплаты корпора-тивного, подоходного, местных налогов в течение 5 лет
Местоположение 10 комплексов и 19 индивидуальных союзов 10 зон (Масан, Илксан, Пусан и др.) Инчхон, Пусан, Квангян, Джинхэ

 

 

Особое значение в РК придается созданию технопарков в сфере высоких технологий и специальных экономических зон, предоставляющих
льготы иностранным инвесторам в целях создания благоприятных условии для инвестиционной деятельности отечественного и иностранного бизнеса, а также стимулирования производства высокотехнологичной продукции.

Как отмечают основные иностранные инвесторы, преимуществами южнокорейской экономики являются, во-первых, развитые технологии и ноу-хау, а во-вторых, наличие и доступность высококвалифицированного персонала. А также то, что, в среднем, в Республике Корея требуется меньше времени для создания стабильного бизнеса, который способен сохранять высокую продуктивность в долгосрочной перспективе.

Какова современная ситуация в сфере привлечения иностранных инвестиций? По информации Министерства торговли, промышленности и энергетики РК, в 2007 г. заявленные ПИИ в Южную Корею составили 10,51 млрд. долл. США (3559 проектов), что на 6,5% меньше, чем в 2006 г. Наибольший объем инвестиции был заявлен в сферу услуг (7,6 млрд. долл. США) и производство (2,6 млрд. долл. США). Реально в 2007 г. в Южную Корею было привлечено инвестиций на 5,88 млрд. долл. США (1380 проектов), что на 32,7% больше по сравнению с 2006 г. Накопленные ПИИ в РК за 1962-2007 гг. составили 137,288 млрд. долл. США (39678 проектов) (табл. 2).[5]

Лидерами среди иностранных инвесторов по состоянию на 01.01. 2008г. являются США - 39,0 млрд. долл. США, Япония -20,5 млрд. долл. США, Нидерланды - 15,8 млрд. долл. США, ФРГ- 7,7 млрд. долл. США, Малайзия - 7 млрд. долл. США. На эти страны, а также на Великобританию (6,8 млрд. долл. США) и Францию ( 5,2млрд. долл. США), приходятся почти 75%прямых иностранных инвестиций в РК.

Таблица 2.

Основные страны-инвесторы в РК
млн. долларов США[6].

        Всего (1962-2007)
  проекты сумма проекты сумма проекты сумма проекты сумма
США                
Япония                
Нидерланды                
Германия                
Китай   68,4            
Россия - -   2,4   2,5   23,9
Всего по всем странам   11565,5   11240,4   10509,4   137288,5

 

Американские инвестиции в основном сосредоточены в оптовой и розничной торговле (7,2 млрд. долл. США), в финансово-банковском секторе (5,8 млрд. долл. США), в сфере культуры (3,6млрд. долл. США), на рынке недвижимости (1,6 млрд. долл. США), в химической промышленности и строительстве (по 1,5 млрд.
долл. США), в черной металлургии (0,9 млрд. долл. США).
деревообрабатывающей отрасли (0,8 млрд. долл. США), в производстве средств связи и телекоммуникационного оборудования (0,7 млрд. долл. США), в производстве комплектующих для автомобилей (0.6 млрд. долл. США).

Япония по объему инвестиций лидирует в таких отраслях, как производство полупроводников (3,5млрд. долл. США), ресторанный и гостиничный бизнес (2,4 млрд. долл. США), цветная металлургия ( 1,1млрд. долл. США), станкостроение (0,9 млрд. долл. США), производство пластмасс и резины (0,7 млрд. долл. США), электронных приборов ( 0,6млрд. долл. США), на рынке услуг связи (0,6млрд. долл. США).

Нидерланды доминируют в производстве продовольственных товаров
и в нефтехимии (по 1,2 млрд. долл. США), Китай и Германия — в
автомобилестроении (0,7 и 0,5 млрд. долл. США соответственно), Франция - в горнодобывающей отрасли (0,03 млрд. долл.США).

Что касается России, то объем инвестиций Российской Федерации в РК невелик и в 2007 г. составил 2,526 млн. долл. США в 38 проектов, главным образом, в сферу торговли. Всего с 1962 по 2007 г. Россия инвестировала 23,9 млн. долл. США в 331 проект.

Несмотря на интерес иностранных инвесторов к Южной Корее, в конкурентной борьбе за привлечение ПИИ РК уступает не только Китаю, но и многим другим странам Азии. Однако настораживает то, что за последние годы объем иностранных инвестиций начинает снижаться. В прошлом году консалтинговая фирма AT Kearney (Эй-Ти Кáрни) провела исследование, в котором оценивалась инвестиционная привлекательность ряда стран. Республика Корея заняла 24-е место – ниже большинства промышленных стран Восточной Азии. Также, несмотря на все меры, предпринятые правительством, инвестиционная среда в стране пока значительно уступает экономикам Гонконга и Сингапура.Так, если в 2004 году доля РК в мировом обороте прямых инвестиций составляла 1,2%, то 2007 году она сократилась до 0,5 процента[7].

Среди причин, сдерживающих приток инвестиций в южнокорейскую экономику, иностранные предприниматели называют сложную бюрократическую процедуру оформления инвестиционных контрактов, участившиеся трудовые конфликты на предприятиях. Основной же причиной низкой инвестиционной активности иностранцев остается высокий уровень цен, делающий производимую здесь продукцию неконкурентоспособной по сравнению с дешевыми зарубежными аналогами. В результате иностранный капитал в РК сосредоточен главным образом в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, или в сфере высоких технологий, а доля иностранного участия в экспортно-ориентированных отраслях южнокорейской экономики постепенно снижается.


[1] По данным Минэкономразвития России.

[2] Деловая Корея. Экономика и связи с Россией в 1999-2001 гг. Совет по внешней политике при Комитете Госдумы по международным делам с участием МИД РФ, журнала «Коринф», Минэкономразвития РФ. М.2002 г., с. 57.

[3] По данным Korea International Trade Association (KITA) объем ПИИ в эти годы составлял: в 1998 г.- 8,85 млрд. долл. США, в 1999 г. – 15,54 млрд. долл. США, в 2000 г.- 15,25 млрд. долл. США.

[4] Республика Корея: цифры и факты. Сеул. 2007 г. с. 95.

[5] По данным Минэкономразвития России.

[6] Составлена по данным: Ministry of Commerce, industry and energy of ROK, Korea and the World. Key indicators. 2007. Seoul. p.54.

[7] По данным Посольства РФ в РК.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...