Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этапы исполнения бюджета

Исполнение бюджета можно разделить на следующие этапы:

  • исполнение доходов бюджета;
  • исполнение расходов бюджетной системы;
  • исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета.

Исполнить бюджет по доходам – это значит мобилизовать контингенты налогов, сборов, других обязательных платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с законодательством. Доходная часть бюджетов исполняется за счет налоговых, неналоговых, безвозмездных и безвозвратных поступлений от физических и юридических лиц. Юридические лица самостоятельно составляют расчеты сумм причитающихся платежей и перечисляют их в безналичном порядке со своего счета на счет соответствующего бюджета. Исполнение доходов бюджетов за счет поступлений от физических лиц осуществляется как через исчисление и удержание из заработной платы сумм по отдельным платежам предприятиями и учреждениями по месту работы физического лица, так и посредством уплаты платежей непосредственно самими физическими лицами в установленном законодательством порядке.

В большей мере исполнением доходной части бюджета занимаются Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы на местах – налоговые инспекции. Они контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исполнение доходов бюджетов предусматривает:

  1. зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;
  2. возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
  3. зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  4. уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  5. перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Исполнение расходов бюджета предусматривает:

  1. принятие бюджетных обязательств;
  2. подтверждение денежных обязательств;
  3. санкционирование оплаты денежных обязательств;
  4. подтверждение исполнения денежных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами.

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Следующий этап – исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета – осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом.

Тема 9. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА

Основные вопросы:

  1. Содержание, значение и задачи контроля за исполнением бюджета.
  2. Формы контроля за исполнением бюджета.
  3. Органы контроля за исполнением бюджета.
  4. Методы контроля за исполнением бюджета.

Содержание, значение и задачи контроля за исполнением бюджета

Контроль за исполнением бюджета – важный этап бюджетного контроля, осуществляемый представительными органами власти, Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

Контроль проявляется в процессе поступления доходов бюджета, зачисления их на соответствующие счета бюджетов, исполнения расходных обязательств, финансирования расходов бюджетополучателей, целевого расходования средств бюджета, а также в законности расходования бюджетных средств. Таким образом, контроль полностью отражает процесс исполнения бюджета. При этом проведение контроля основывается на Конституции Российской Федерации, Бюджетном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, федеральных законах и других нормативных правовых актах.

Выделяют следующие задачи контроля за исполнением бюджета:

  • обеспечение правильности исполнения бюджета;
  • соблюдение законодательства в процессе исполнения бюджета;
  • проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств;
  • улучшение бюджетной дисциплины;
  • выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней бюджетной системы;
  • выявление расточительств и финансовых злоупотреблений, принятие мер наказания к виновным лицам;
  • другие.

Объектом контроля за исполнением бюджета выступают денежные отношения, возникающие между государством и юридическими, физическими лицами по поводумобилизации, распределения и перераспределения части валового внутреннего продукта в территориальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих задач и функций. Следовательно, объектом контроля являются не только бюджетная сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений, что определяет роль контроля за исполнением бюджета.

Предметом контроля за исполнением бюджета выступает непосредственно процесс исполнения бюджета: поступление доходов в бюджетную систему, расходование бюджетных средств, а также учет и отчетность.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.