Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие термина «юношеский возраст». Границы юношеского возраста.




Юноши и девушки «группы риска».

План

1. Понятие термина «группа риска», дети «группы риска». Подходы в определении понятия «дети группы риска».

1.1 Принципы оказания помощи.

2. Понятие термина «юношеский возраст». Границы юношеского возраста. 2.1 Общая характеристика юношеского возраста. Особенности психического развития. Ценность ранней юности и задачи развития.

Юноши и девушки «группы риска». Возможные вариации взросления. Аддиктивное поведение.

3. Список используемой литературы.

 

Понятие термина «группа риска», дети «группы риска».

Группа риска (группа асоциального поведения) – группа, поведение которой носит асоциальный характер – не соответствует требованиям общества: наркоманы, алкоголики; люди, характеризующиеся антиобщественным поведением, и пр. (9, с.57).

Группа риска – группа, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. Например, многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей-инвалидов; дети, оставшиеся без попечения родителей (9, с.57).

Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности, определяемый сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае (5, с.97).

Существуют несколько подходов в определении понятия «дети группы риска» (4, с.49).

1. Медицинский подход к определению дети «группы риска» - дети с медико-биологическими отклонениями;

2. Социально-административный – дети асоциального поведения и дети, находящиеся в социально опасной среде;

3. Педагогический – дети, испытывающие трудности в обучении и общении со сверстниками (4, с.50).

Для предупреждения возможных отклонений в развитии ребенка необходимо как можно раньше знать и учитывать весь комплекс факторов риска и организовать взаимодействие различных служб, специалистов, родителей и педагогов (5, с.102).

Поэтому на первое место в организации сопровождения выступает сбор информации о соматическом, психическом и социальном здоровье ребенка; информирование; просвещение педагогов и родителей ребенка (5, с.102).

Основная идея системного подхода состоит в следующем – в каждом учреждении, где находится ребенок, он должен получать комплексную помощь: психологическую, физическую, педагогическую и социальную.

Для достижения этой цели работа ведется по направлениям:

1. Подготовка и переподготовка кадров.

2. Внедрение новых педагогических методик.

3. Создание в каждом образовательном учреждении психолого-педагогической службы.

4. Разработка концепции и программ работы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.

5. Организация досуговой деятельности и каникулярного времени подростков (4, с.51).

Стратегия совершенствования системы воспитательной работы с детьми «группы риска» основывается на преодолении разрыва между «деятельностным» и «личностным» подходами в организации и становлении личного опыта учащихся (4, с.51).

Сколь ни разнообразной будет деятельность, которую выполняет школьник, ее воспитывающее воздействие происходит через личное открытие «смыслов» (А.Н. Леонтьев), происхождение «духовных способностей» (В.Д. Шадриков), конструирование «картины мира» (А.Г. Асмолов), то есть через саморазвитие и становление личности. Преобразование личности и ее способностей к различению, выбору, самостоятельности наилучшим образом осуществляется в условиях диалога (4, с.51).

Педагогическая помощь состоит в обучении навыкам контроля над своими переживаниями, освоение новых социально приемлемых способов поведения, совместной разработке индивидуальных коррекционных программ, ориентированных на самовоспитание, различение воздействий окружающих людей и самостоятельный выбор своих решений детьми «группы риска» (4, с.51-52).

В рамках курсов повышения квалификации методистов по воспитательной работе ИДЦ, заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, воспитателей групп продленного дня и освобожденных классных руководителей, старших вожатых ведутся занятия по следующим направлениям:

– личностный подход к решению проблем в области воспитания;

– воспитание и социализация личности;

– профилактика и преодоление конфликтов;

– возрастные особенности детей и подростков;

– развитие детского коллектива, самоуправление в детском коллективе;

– основные принципы и приемы педагогического воздействия на детей с асоциальным поведением;

– деятельность воспитательной системы образовательного учреждения в контексте работы с детьми «группы риска» (4, с.52).

В 1993 году была утверждена Российско-Нидерландская программа «Дети группы риска», основной задачей которой была отработка принципов организации и технологии оказания социальной помощи детям этой категории (5, с.17).

Основным принципом в работе с детьми должно стать обеспечение приоритета воспитания и защиты детей перед мерами перевоспитания и реабилитации (5, с.17).

Это положение в жизни нашего общества постоянно вытесняется из общественного сознания и практики работы с детьми, заменяясь на тенденции к репрессиям против отклоняющегося поведения (5, с.17).

Перелом в сложившейся тяжелой ситуации в жизни детей (обнищание, беспризорность, преступность, наркомания и др.) происходит не только в экономике, сколько в изменении отношения общества к детям (5, с.17).

Принципы оказания помощи.

Чтобы изменить отношение общества и государства к проблемам детей необходимо исходить из следующих принципов.

1. Гуманизировать общее отношение общества к детям и подросткам, перейдя от запаздывающего карательного реагирования на различные отклонения в поведении несовершеннолетних к оказанию всесторонней и своевременной помощи детям и подросткам, с целью уменьшить контингент «группы риска» как резерва преступности. Это восстановит приоритет воспитания перед наказанием. Гуманизация должна охватить:

1) сферу законодательств;

2) сферу воспитания (семейного, дошкольного, школьного, внешкольного) и перевоспитания, основанных на психологической диагностике интересов, потребностей и мотивов, задержек и деформаций развития психики и поведения детей и подростков;

3) сферу наказания детей и подростков, совершивших правонарушение (5, с.18).

Это означает реализацию принципа общей ориентации практики предупреждения преступности не на криминальную сферу, а на сферу повседневной жизни детей и подростков, т.е. перенос основных усилий на воспитательную работу в семье, учебные заведения, в малые группы подростков. Гуманизация отношения к детям и подростков должна воплотиться:

1) в законах, определяющих правовой статус и юридические механизмы защиты детей и подростков;

2) в организации помощи детям и подросткам, основанной на диагностике их социального, психологического и медицинского статуса и уровня воспитанности (нравственного, правового, эстетического и пр.) (5, с.18).

2. Исходя из основных положений правового государства, помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть гарантирована государством через работу специальной государственной службы (5, с.18-19).

Социальная служба помощи детям и подросткам формируется на основе принципов, заложенных в Конвенции ООН о правах ребенка и в действующем законодательстве Российской Федерации (5, с.19).

Служба обеспечивает гарантии и оказывает всестороннюю помощь в реализации конституционных прав подростков и детей на образование, труд, охрану здоровья (5, с.19).

3. В соответствии с принципом гуманизации все виды работ государственной службы и ее структура должны определяться в первую очередь «личностным» подходом на основе учета медико-социально-психологических характеристик личности (5, с.19).

4. Помощь детям и подросткам может быть направлена непосредственно на них (улучшение условий проживания и учебы, защита от посягательств на их права, свободу и здоровье, психолого-педагогическая помощь в трудных ситуациях и т.д.); или опосредованно через работу с родителями, учителями и другими взрослыми, от которых зависит жизнь и благополучие детей и подростков (5, с.19).

Организация помощи должна основываться на работе не только с самим ребенком и подростком, но и обязательно включать его микросоциальное окружение.

Семья как основа общества, первый и главный институт социализации человека и главный субъект социального воспитания должна стать и главным объектом внимания службы помощи (5, с.19).

Учитывая физические данные, правовые и личностные характеристики ребенка, социальный педагог образовательного учреждения:

- ведет систематическое наблюдение, изучает личностный опыт ребенка, использует данные медицинской психологической диагностики;

- составляет ясное представление о проблемах социальной жизни ребенка и общих их причин;

- выстраивает и реализует на практике целевые комплексные программы по обеспечению условий для становления ребенка как субъекта социальной жизни и для создания педагогически и психологически целесообразной окружающей среды (5, с.141).

Его цель – создать такие условия, чтобы ребенок, оказавшись в жизненной «ситуации риска», не перешел в безнадежное состояние «группы риска» (5, с.141).

 

 

Понятие термина «юношеский возраст». Границы юношеского возраста.

Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определяется как 17–21 год – для юношей и 16–20 лет – для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления (adolescence), содержанием которого и является период от детства к взрослости и границы которого могут простираться от 12/14 до 25 лет. На Западе существует, а теперь и у нас приживается слово «тинэйджер» (или сокращенно – «тин») как общее название для любого, кому от 13 до 19 – число лет, в английском языке оканчивающихся на –teen). В отечественной науке юность определяется в границах 14–18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15–17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности (8, с. 372).

Несколько лет назад этот период совпадал с обучением в старших классах школы и поэтому назывался также старшим школьным возрастом, но сегодня учащиеся 15–17 лет, как правило, обучаются соответственно в IX, X и XI классах общеобразовательной школы, из которых IX класс – последний, завершающий обучение в средней школе, и лишь X и XI классы в строгом смысле слова относятся к старшим классам (8, с. 372-373).

Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15–16 до 21–25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления (6, с. 420).

Из большой энциклопедии: юность – период жизни и развития человека от 15 до 18 лет, что соответствует, в частности, возрасту учащихся 9-11 классов. К концу этого периода индивид достигает физической зрелости: завершается период бурного роста и развития организма, увеличивается вес (особенно у юношей), очень быстро растет мускульная сила, у большинства юношей и девушек завершается половое созревание (2, с. 243).

Юношеский возраст (юность) – период в жизни человека, занимающий время, приблизительно ограниченное рамками 15-16 – 25-26 лет (7, с. 317).

Юность (18-22 года), границы которой связываются с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Человек должен принять на себя ответственность за устройство жизни в той степени, в какой это возможно в конкретных социальных условиях. С этой точки зрения юность – возраст участия в выборах органов государственной власти (1, с. 506).

Юношеский возраст – возраст силы Я, его способности проявить и сохранять свою индивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы (1, с. 518).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...