Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к целям в менеджменте и типология целей




К целям организации предъявляют следующие требования [6]:

§ необходимость конкретизации;

§ операциональность целей - способность их к преобразованию в задачи, т.е. рабочие задания, пригодность в качестве базиса и мотивации для исполнения;

§ нацеленность на концентрацию ресурсов и усилий;

§ множественность и сопоставимость целей;

§ распределение целей по всем областям, от которых зависит выживание организации: производство, маркетинг, финансы, инновации, персонал, менеджмент.

Формулировка целей зависит от избранной предприятием стратегии. В области инноваций акцент делается на завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции. В области маркетинга - выбор новой товарной ниши, создание определенного имиджа у товара. Производственные цели направлены на повышение производительности труда и эффективности. В финансовой сфере - сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование. В управлении персоналом - обеспечение высокой мотивации персонала, формирование условий, необходимых для развития творческого потенциала работников.

Классификация целей может быть по следующим основаниям [6]:

1. Период установления: стратегические (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные), тактические, оперативные.

2. Содержание: экономические, социальные, организационные, политические, научные.

3. Сфера действия: маркетинговые, производственные, инновационные, финансовые, кадровые, административные.

4. Среда: внутренние, внешние.

5. Приоритетность: особо приоритетные, приоритетные, прочие.

6. Измеримость: количественные, качественные.

7. Повторяемость: постоянные, разовые.

8. Иерархия: цели организации, структурных подразделений.

9. Стадия жизненного цикла: проектирование и создание организации либо товара, рост, зрелость, завершение.

Концепция управления по целям

У руководителя каждого уровня управления в пределах его компетенции должны быть сформулированы конкретные цели. Цель определяется и исполняется на плановый период. Цели и задачи менеджмента всего предприятия согласуются с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение.

Формирование целей процесса управления можно разделить на 4 этапа [2]:

-определение круга полномочий и обязанностей менеджеров всех уровней;

-разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей;

-составление реальных планов;

-контроль, измерение, оценка работы и показателей, корректировка заданий и целей.

Преимущества такой концепции управления (по целям):

-повышение эффективности как следствие правильного представления менеджеров всех звеньев о целях своей работы и общих целях предприятия;

-усиление мотивации в результате согласования целей всеми руководителями;

-возможность планомерного пошагового продвижения к достижению конечного результата;

-благоприятных моральный климат в коллективе, налаженные взаимоотношения между руководителями и подчиненными, своевременность контроля и оценки работы всех сотрудников.

Недостатки концепции и ограничения эффективного применения концепции:

-отсутствие эффекта применения, если цели не согласовывались менеджерами всех уровней;

-трудности в использовании при плохо разработанной системе мотивации;

-непродуманные объемы и несвоевременность поступления информации;

-внимание руководителей акцентируется на достижение текущих и краткосрочных результатов, возможно в ущерб долгосрочным;

-при отсутствии соответствующих условий использование концепции может подавлять творчество и инициативу.

 

Вопросы к обсуждению:

1. Привести и проанализировать возможные формулировки миссий разных фирм.

2. После ответа на первый вопрос сделать попытку формулирования главной цели для выбранных фирм.

3. После ответа на второй вопрос продумать цели, подцели, задачи.

4. В чем сущность концепции управления по целям?

ТЕМА 2.10. РЕШЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

ПЛАН:

Сущность управленческих проблем

Решение проблем

Основные методы индивидуального

Принятия решений

Методы коллективного решения проблем

Выбор и реализация управленческого решения

Сущность управленческих проблем

Управленческая проблема всегда имеет конкретное содержание, возникает в свое время и на своем месте. Вокруг всегда есть круг лиц или организаций, их порождающих. Однако предприятие из-за проблем не останавливается в своем развитии. Меняется соотношение внутренних переменных, изменяется внешнее окружение, и в результате возникают разные по сложности вопросы, которые нужно решать (изменяются ставки налогов, устарела технологии и т.д.). Здесь всегда есть причинно-следственная связь.

Управленческие проблемы можно классифицировать по признакам [2]:

a) степень важности и срочности;

b) масштабы последствий (в случае принятия или непринятия решения);

c) возможности решения с минимальными затратами;

d) степень риска, связанного с решением проблемы;

e) степень структуризации и формализации (возможность отражения в количественных и качественных показателях).

Проблемы различаются по способам их разрешения:

1. Безальтернативный (путь решения один).

2. Бинарный или многовариантный (два и более способа решения).

3. Комбинационный: первые 2 способа не дают однозначно положительного для организации решения и проблема как бы делится на составные части (комбинируется) и используются для разных частей разные, но не противоречивые способы.

По срокам проблемы могут быть:

- стратегические, направленные в будущее;

- тактические, которые нужно решать быстро;

- долго-, средне- и краткосрочные, текущие.

По уровням руководства проблемы могут быть высшего, среднего и низшего звеньев управления.

Причины возникновения управленческих проблем [2]:

- изначально ошибочные цели организации, способы и сроки их достижения;

- неверные принципы и методы деятельности работников;

- ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотрудников;

- умышленные нарушения в технике, технологии, поставках и т.д.;

- изменения в политике и экономике государства;

- природные катаклизмы, стихийные бедствия.

Решение проблем

Решение проблемы - это волевое воздействие человека на объект управления для разрешения проблемы, выбор альтернативы для достижения поставленной цели. Решение зависит от вида проблемы. Если проблема стратегического характера, то ее решение осуществляется в высшем звене руководства. Решение тактических проблем - дело средних звеньев руководства. Текущие проблемы каждодневного характера занимают основное время низовых (первых) звеньев управления.

Решение проблем классифицируется по ряду признаков: по степени обязательности исполнения; по функциональному назначению; по способу принятия; по сфере реализации [2].

По степени обязательности могут быть директивные (обязательные к исполнению) и рекомендательные решения.

По функциональному назначению решения могут быть организационные, регулирующие, активизирующие, а также контролирующие ход выполнения решения.

По способу принятия выделяют решения выборочные и систематические.

По сфере реализации решения связаны с той областью деятельности, где возникла проблема.

Кроме того, решения могут быть:

-приняты единолично или коллегиально;

-общими и специальными;

-запрограммированными и незапрограммированными;

-закрытыми и общего пользования.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из 3 стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.

Стадия подготовки: экономический анализ на макро- и микроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, выявление проблем, требующих решения.

Стадия принятия решения: разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

Стадия реализации: принятие мер для конкретизации решения и доведение его до исполнителей; осуществление контроля за ходом выполнения, внесение корректив, оценка полученного результата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...