Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс построения обучения на основе ИУП




Методические рекомендации

по организации обучения учащихся на основе индивидуальных учебных планов

 


ББК 74.202

М-54 Печатается по решению редакционно – издательского совета Белгородского регионального института ПКППС  

 

Методические рекомендации по организации обучения учащихся на основе индивидуальных учебных планов. Под общ. ред. Е.В.Посохиной, -г. Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009.-84с.

 

Редакционный коллектив: Е.В.Посохина, Е.В. Прокопенко, С.Н. Кожухова

 

На основе анализа материалов по профильному обучению, полученных из экспериментальных регионов, а также результатов исследований образовательных учреждений Белгородской области описан алгоритм разработки ИУП ученика, выделены организационные формы обучения по индивидуальным учебным планам, определен порядок формирования учебного плана общеобразовательного учреждения и составления школьного расписания занятий.

Предложены средства организации введения и реализации профильного обучения на основе ИУП, обеспечивающие эффективное распределение действий, необходимых для достижения поставленных целей, между отдельными работ­никами и группами с одновременной фиксацией связей между ними с помощью организационной структуры и организационных механизмов управления.


Оглавление

 

Введение    
п.1. Сущность и особенности индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута.    
п. 2. Индивидуальный учебный план учащегося и алгоритм его разработки  
п. 3. Процесс построения обучения на основе ИУП    
п. 4. Из опыта работы образовательных учреждений Белгородской области    
Список литературы для самостоятельного изучения  
Приложение  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. В нашей области все большее внимание уделяется личностно ориентированной парадигме образования. Развитие личности учащихся, их социализация становятся основными целями обучения. Пути достижения этих целей это введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, индивидуализация обучения, расширение возможностей для выстраивания учащимися индивидуальных образовательных траекторий. Переход общеобразовательных учреждений области на обучение учащихся 3-ей ступени по их индивидуальным планам становится важным звеном в системе непрерывного образования человека и служит достижению главных целей модернизации общего образовании, росту его качества и эффективности, способствует частичной профилезации обучения. Структура федерального базисного учебного плана позволяет вводить индивидуальный учебный план (ИУП) по всем базовым, профильным предметам и элективным курсам.

Базовая линия образования в Старшей школе – выработка молодым человеком своих индивидуальных (образовательных, социальных, профессиональных) перспектив. Для учеников появляется реальная возможность выбора учебных предметов. Эта система включает в себя весь спектр изучения предметов по различным вариантам: по базовому варианту, по расширенному варианту, возможность выбрать элективный курс. Ученик самостоятельно с помощью родителей выбирает предметы в базовом варианте или в расширенном, сочетает их в виде индивидуального учебного плана, с учетом норматива учебного времени, установленного САНПиНами.

Предполагается, что формирование школьниками индивидуального учебного плана будет происходить с учетом возможностей не только собственной школы, но и других учреждений общего, дополнитель­ного профессионального образования, а также ресурсных центров и локальных сетей профильного обучения, созданных по типу сетевой кооперации. Таким образом, при построении своих ИУП учащиеся будут выбирать комбинацию из предметов базового и профильного уровней, а также элективных курсов, изучаемых как в собственной школе, так и в других учреждениях общего, дополнительного и про­фессионального образования.

При таком широком разнообразии выборов может быть сформировано множество самых разных траекторий получения образования.

В данной работе выделены основные проблемы, возникающие при введении и реализации в старшей школе профильного обучения на осно­ве ИУП и предложены обобщенные средства их решения. При этом авто­ры ориентировались на их практическое использование, задавая таким образом уровень конкретности и детальности проработки отдельных вопросов.

В данной работе не рассматривались такие важнейшие для реализа­ции профильного обучения на основе ИУП темы как его нормативное правовое обеспечение; зачет учебных курсов учащегося, освоенных в других образовательных учреждениях. Рассмотрение этих вопросов является предметом других сборников методических материалов.

Авторы выражают особую благодарность участникам эксперимента в Белгородской области, материалы которых оказали неоценимую помощь в понимании проблем и достижений, полученных на практике.

 


1. Сущность и особенности индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута.

 

Индивидуальным считается план обучения каждого конкретного уче­ника, включающий совокупность учебных предметов (курсов), выбранных им для освоения из сетевого рабочего учебного плана или плана об­щеобразовательного учреждения.

Организация обучения по индивидуальным учебным планам в общеобразовательных учреждениях области регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федеральных законов от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ, от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 27 декабря 2000 г. №150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ, от 13 февраля 2002 г. № 20-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ, от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ, от 6 мая 2003 г. Учтено постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. № 13-П;

2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001г. № 1756 – р.

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Министерства образовании России от 18.07.2002г. №2783)

4. Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (утв. Приложением к приказу Минобразования РФ от 09.03.04 №1312)

5. Письмо Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.04 №14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»

6. «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 196)., в ко­торых указано, что общеобразовательное учреждение несет ответственность... за адекватность применяемых форм, методов и средств организа­ции образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья (п. 10).

7. Уставы общеобразовательных учреждений, реализующих практику ИУП. В соответствующих разделах уставов данных общеобразователь­ных учреждений: "Организация образовательного процесса", "Участники образовательного процесса", "Локальные нормативные акты", "Управление образовательным учреждением» целесообразно прописать:

-наличие прав учащихся на обучение по ИУП;

-возможность организации образовательного процесса для учащихся в форме ИУП (в том числе с использованием ускоренных курсов обу­чения);

-особый порядок оценивания, промежуточной и по некоторым дис­циплинам итоговой аттестации при обучении по ИУП;

-отнесение индивидуальных учебных планов к перечню локальных нормативных актов школы;

-порядок разработки, утверждения и периодической корректировки ИУП учащихся (это также может быть отнесено к компетенции ад­министрации школы, педагогического совета, органов школьного са­моуправления и пр.).

8. Локальные акты образовательного учреждения:

-положение об организации образовательного процесса на основе индивидуального плана учащихся;

-рекомендации составляющим индивидуальный учебный план;

-приказы директора, регламентирующие деятельность учреждения, связанную с индивидуальным учебным планом (об утверждении предварительного варианта учебного плана, об утверждении индивидуального учебного плана учащихся, составление учебного плана учреждения и расписания на основе индивидуального учебного плана, об утверждении учебных программ и т.д.)

 

Учебный план выполняет несколько функций: во-первых, фиксирует совокупность учебных предметов (базовых, профильных, элективных), выбранных для освоения обучающимся и часы на их освоение; во-вторых, определяет профиль обучающегося; в-третьих, определяет конкретный образовательный результат, который должен достичь обучающийся к окончанию школы; в-четвертых, ИУП позволяет старшему школьнику самоопределится.

После составления ИУП может проектироваться индивидуальная образовательная программа. Прежде чем рассматривать вопросы проектирования индивидуальной образовательной программы, вспомним, что любая образовательная программа является документом, дающим представление о содержании деятельности образовательного учреждения, направленной на реализацию заявленных им целей. Образовательная программа должна соответствовать следующим требованиям:

o соответствовать социальному заказу;

o обеспечивать возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа;

o соответствовать образовательным стандартам;

o способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся;

o способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей;

o стимулировать использования более эффективных образовательных технологий;

o соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям школы и санитарно-гигиеническим требованиям;

o способствовать развитию учащегося.

Поэтому образовательная программа включает в себя: цели и ценности; адресность образовательной программы; учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания в конкретной школе, а также пояснительная записка к нему; характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану; описание организационно- педагогических условий, гигиенических требований к образовательным программам, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута; систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся; описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы.

Образовательная программа может быть дополнена другими программами, например, программами внеучебной деятельности, взаимосвязанными с учебными программами, программами дополнительного образования и т.д.

Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности учащегося, составленной на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующей образовательные цели и результаты. Она рассчитана на два года (10-11 классы).

Предлагаемый подход к организации образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной программы является результатом исследования проблем школьного образования авторским коллективом под руководством А.П.Тряпициной. Разработка образовательных программ привела к осознанию чрезвычайно важной идеи о том, что стандарт образования может быть достигнут различными путями, выбор пути зависит от особенностей конкретного обучающегося, а сама образовательная программа, обозначая образовательный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательных результатов; разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи ученику.

Индивидуальная образовательная программа может включать все, или почти все компоненты образовательной программы школы:

-ценности образовательной программы (определяет обучающийся);

-цель образовательной программы (определяет обучающийся);

-индивидуальные учебные планы (ИУП определяет обучающийся);

-характеристику учебных программ (составляют или учителя, или учащиеся совместно с учителями;

-описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута (составляют педагоги);

-систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагоги и обучающийся);

-описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся);

-описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся).

Таким образом, проектирование индивидуальной образовательной программы осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.

Индивидуальная образовательная программа выполняет нормативную, информационную, мотивационную, организационную функции и функцию самоопределения.

Функции индивидуальной образовательной программы

1. Нормативная функция- фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута

2. Информационная функция - информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося за два года

3. Мотивационная функция - определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося

4. Организационная функция- определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики

5. Функция самоопределения - позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного выбора

 

Одной из целей учебного плана является разработка возможных вариантов образовательных маршрутов учащихся с учётом требований времени, их образовательных запросов и познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении. Очевидно, что индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы.

Индивидуальный образовательный маршрут по своей сути является последовательностью этапов реализации индивидуальной образовательной программы с учётом конкретных условий образовательного процесса. Поскольку эти условия изменяются, индивидуальный образовательный маршрут не может быть некой раз и навсегда заданной константой. Он позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Таким образом, индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности»; индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

 

Основные идеи проектирования учебных планов.

1. Сохранение и развитие вариативной системы общего образования на разных уровнях: национально-региональном, школьном и индивидуальном.

2. Дифференциация норм предельной нагрузки школьников в зависимости от конкретных ведущих типов деятельности на разных занятиях.

3. Реальная разгрузка школьников.

Учебный план предусматривает сокращение инвариантной составляющей аудиторной и обязательной домашней учебной нагрузок школьников.

4. Усиление интегративного подхода в организации учебного процесса.

Интеграцию содержания образования предполагается осуществить путем введения модульной организации учебного материала и учебного процесса, а также путем введения интегрированных учебных курсов.

5. Усиление практической направленности образовательного процесса.

Для этого в учебный план должны быть включены различного рода практикумы, предусмотрены интерактивные и групповые формы работы.

6. Увеличение доли самостоятельной работы школьников.

Реализация этой идеи ведет к уменьшению доли обязательных часов в учебном плане по мере продвижения школьников к старшим ступеням образования, увеличению времени на самостоятельную работу (реферерирование, проектирование, исследовательскую и экспериментальную деятельности).

7. Повышение информационной компетентности учащихся.

С этой целью не менее 15 % учебных занятий должны проводиться с активным использованием информационных технологий.

8. Применение модульной технологии в организации образовательного процесса.

 

Что запрещено, что обязательно, что возможно при проектировании учебного плана?

При проектировании учебного плана, нельзя допускать уменьшения количества часов.

Обязательно выполнять требования, предъявляемые к содержанию каждой образовательной области, и учитывать рекомендации, разрабатываемые на региональном уровне.

Возможно:

- вводить в образовательные области разнообразные учебные курсы: новые, нетрадиционные для школьного образования, предметы (например, логика, риторика, шахматы, машинопись, автодело, экономика, имитационное моделирование и др.); интегрированные курсы в дополнение к уже существующим в учебном плане; практикумы; практики и др;

-использовать часы, предусмотренные для проведения обязательных занятий по выбору, на увеличение учебного времени изучения предметов, входящих в образовательные области базисного учебного плана;

- варьировать формы и методы взаимодействия педагогов и учащихся, режимы функционирования образовательного учреждения;

-предусматривать предоставление возможности выбора учащимися учебных предметов в вариативной части учебного плана ("Обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия") на разных ступенях образовательного процесса.

- перераспределять часы в рабочем учебном плане, отводимые на изучение той или иной образовательной области, между другими образовательными областями на определенный промежуток времени (четверть, триместр, семестр и др.), при условии обязательного выполнения годового учебного плана.

 

 

2. Индивидуальный учебный план учащегося и алгоритм его разработки

 

Индивидуальные учебные планы могут быть различными по содержанию, пропорциям отдельных компонентов образования, по сро­кам прохождения учебных курсов и последовательности их изучения в те­чение учебного года. Индивидуальный учебный план является вариантом субъектно-уровневого учебного плана. В отличие от традиционного учебного плана он имеет большие педагогические возможности, так как позволяет учитывать сформированность познавательной базы, образовательные потребности и склонности обучающегося.

Разработка ИУП осуществляется учеником на основе базисного и ра­бочего учебных планов школы или образовательной сети согласно задан­ным нормам и предъявляемым к качеству ИУП требованиям.

Алгоритм разработки ИУП – это определенная последовательность осуществляемых школьником выборов. Сначала осуществляются те выборы, в результате которых будет обеспечиваться обязательный образовательный минимум, затем определяются часы, оставшиеся в резерве, и уже после этого совершается следующий выбор.

Выбор происходит путем сравнения нескольких существующих альтернатив по значимым для школьника показателям или характеристикам с соблюдением установленных норм. Значимые показатели (например, количество часов, трудоемкость курса, место его проведения) являются, таким образом, основаниями для выбора учащимися курса.

С помощью норм осуществления выборов задаются некоторые обязательные для обеспечения качества образования и сохранения единого образовательного пространства требования к содержанию, объему учебной нагрузки, количеству, сложности и месту проведения курсов.

Последовательность осуществления выборов определяется уровнем норм. При разработке ИУП школьники будут пользоваться нормами федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Сначала выполняются нормы, обеспечивающие обязательные требования к минимуму и условиям образования школьников на федеральном уровне, затем - на региональном, муниципальном и, наконец, – на школьном. БУП задает только три нормы, обязательные для выполне­ния всеми школами, это:

- перечень общеобразовательных предметов, обязательных для изуче­ния (8 предметов);

-предельно допустимая недельная нагрузка учащихся (36 аудиторных часов в неделю);

-понятие профиля как комбинации предметов, включающую в себя не менее двух дисциплин, изучаемых на профильном (углубленном) уровне.

При нормативно обязательной 36-ти часовой учебной неделе базисным планом допускается, что учащиеся могут заниматься сверх 36 часов во второй половине дня в различных сторонних учреждениях, например, в системе дополнительного образования, в подготовительных классах и на подготовительных отделениях вузов т. д. Занятия в других орга­низациях могут засчитываться школой как курсы, входящие в ИУП. Система их зачета разрабатывается учреждениями и муниципальными органами управления образованием.

Все остальные нормы БУП носят рекомендательный, то есть нежесткий характер и поэтому позволяют выстраивать множество разнообразных вариантов для выбора. К ним относится:

-количество часов на прохождение всех программ обучения в 10, 11 классах (2100 часов);

-количество часов регионального компонента – 140 часов;

-количество часов школьного компонента, которые рекомендуется использовать для изучения элективных курсов, направленных на поддержку предметов профильного и общеобразовательного уровней - не менее 3 курсов в течение учебного года;

-нижние и верхние границы часов, отводимых на изучение учебных предметов в течение двух лет, 10-11 класса;

-количество часов на изучение предметов в течение учебной недели;

-перечень рекомендуемых профилей.

В рамках Федерального компонента содержания образования определяется состав только базовых и профильных общеобразовательных курсов. Учащиеся имеют возможность выбирать, на каком уровне, базовом или профильном, они будут изучать данные дисциплины.

Базисный план не отвергает возможности изучения на базовом, минимальном уровне тех общеобразовательных учебных предметов (информатика, география, искусство и др.), которые не вошли в инвариантную часть. Все они вошли во вторую, вариативную часть базисного учебного плана. Однако нужно иметь ввиду, что в плане они не являются обязательными для выбора. Каждый из них может войти в содержание того или иного ИУП в зависимости от пожеланий самого ребенка.

Другие компоненты БУПа (региональный и школьный) представлены в плане «рамочно», то есть с указанием только рекомендуемого числа часов, отводимых на их изучение. ИУП будет формироваться школьником из расчета 2100 часов, отведенных на изучение предметов федерального компонента, 140 часов – на курсы регионального компонента и 280 часов – школьного. Все три нормы базисного плана носят рекомендательный характер и могут изменяться. Неизрасходованные часы федерального компонента переходят в часы школьного компонента и могут тратиться школьником на элективные курсы. Часы школьного компонента могут быть израсходованы на предметы, включенные в федеральный компонента. С целью создания условий для существенной дифференциации и ин­дивидуализации содержания обучения старшеклассников, помимо профильных общеобразовательных предметов, вводятся элективные курсы, обязательные для посещения учащихся по их выбору. Элективные курсы, могут поддерживать разные предметы, входящие в базисный учебный план: изучаемые на профильном уровне; изучаемые на общеобразовательном уровне, а также удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного им профиля.

Среди них могут быть предметные и межпредметные курсы. Кроме этого, могут быть элективы по предметам, не входящим в базисный план. Например, такие курсы, как медицина, психология, менеджмент и т. д. Они также могут поддерживать профильность, расширять и углублять ее.

Таким образом, базисный учебный план предоставляет школам и учащимся большие возможности для разработки вариантов своих собствен­ных планов.

Таблица 1

 

Модифицированная форма БУПа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования

 

Инвариантная часть Количество часов
    за два года обучения1
Базовый уровень    
Русский язык   70 (1/1)
Литература   210 (3/3)
Иностранный язык   210 (3/3)
Математика   280 (4/4)
История   140 (2/2)
Обществознание (включая экономику и право) 140 (2/2)
Естествознание   210 (3/3)
Физическая культура   140 (2/2)
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях
Выбор предмета и уровня Количество часов за два года обучения2
    Базовый   уровень Профильный уровень
Русский язык 210 (3/3)
Литература 350 (5/5)
Иностранный язык 420 (6/6)
Математика 420 (6/6)
История 280 (4/4)
Физическая культура 280 (4/4)
Обществознание3 70 (1/1) 210 (3/3)
Экономика 35 (0,5/0,5) 140 (2/2)
Право 35 (0,5/0,5) 140 (2/2)
География 70 (1/1) 210 (3/3)
Физика 140 (2/2) 350 (5/5)
Химия 70 (1/1) 210 (3/3)
Биология 70 (1/1) 210 (3/3)
Информатика и ИКТ 70 (1/1) 280 (4/4)
Искусство (МХК) 70 (1/1) 210 (3/3)
Технология 70 (1/1) 280 (4/4)
ОБЖ 3 5 (1/-) 140 (2/2)
ВСЕГО: не более 2100
  (не более 30 / не более 30)
       

На основе базисного учебного плана разрабатывается рабочий план школы. Рабочим планом школы называется учебный план, разработан­ный на основе базисного плана с учетом возможностей школы и потреб­ностей старшеклассников в профильном обучении. Он является основ­ным документом, на основе которого формируются ИУП школьников.

1. В скобках расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю: (X класс / XI класс).

2. В скобках расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю: (X класс / XI класс).

3. В этом варианте учебный предмет "Обществознание" изучается без разделов "Экономика" и "Право".

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНЫЙ-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ)
ВСЕГО: 140 (2 / 2)
КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВСЕГО: не менее 280 до 2520 (36/36)
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе:   2520 (36/36)  
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе   2450 (35/35)
     

Желательно, чтобы и в рабочем плане школы за учащимися сохранилось право выбора:

-перечня и количества предметов федерального компонента, изучаемых школьниками на профильном уровне;

-перечня и количества предметов вариативной части федерального компонента, изучаемых на базовом уровне;

-перечня и количества элективных курсов;

количества часов учебного плана, расходуемых на изучение федерального, регионального и школьного компонентов образования.

Кроме этого, в школьном плане можно расширить эти возможности, включив в него дополнительно варианты выбора предметов и элективных курсов:

-по степени сложности и трудоемкости для учащихся;

-по формам изучения учебных курсов: дистанционная, экстернат, семейная, очно-заочная;

-по месту изучения курсов: в своей школе и других учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования.

Однако, известно, что при большом количестве альтернатив человек особенно нуждается в наличии каких-либо ориентиров, показателей, критериев, характеристик, которые могли бы служить опорой для осуществления оптимального выбора. В связи с этим в пояснительной записке к учебному плану необходимо раскрыть содержание показателей, по которым учащиеся смогут оценивать, сравнивать между собой и выбирать наилучшие альтернативы, а также нормы, рекомендуемые для осуществления выбора.

Перед формированием собственного плана учащийся должен будет познакомиться с базисным и рабочим планами и изучить алгоритм разработки ИУП.

При составлении индивидуального учебного плана старшекласснику необходима разумная поддержка взрослых. Ему необходимо предложить некие ориентиры, которыми он будет руководствоваться, осуществляя этот выбор. Это обусловлено тем, что потенциальное поле возможностей ограничивается необходимостью сохранения целостности, универсаль­ности и фундаментальности образования. Поэтому в рамках образовательного учреждения должна фиксироваться последовательность такого выбора, и осуществляться поиск наиболее удачных способов формирования портфолио.

 

Алгоритм разработки ИУП включает семь этапов, реализуя которые необходимо:

1. Включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из инвариантной или вариативной части федерального компонента).

2. Включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента). В случае если учебный предмет, выбранный на профильном уровне, совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, последний исключается учеником из состава инвариантной части.

3. Подсчитать количество часов, которые в сумме предполагается потратить на освоение предметов, обязательных для изучения, и минимальное количество предметов, изучаемых на профильном уровне.

4. Определить, сколько часов осталось в резерве. Для этого от 2100 часов отнять сумму часов на изучение обязательных предметов на базовом уровне и двух предметов на профильном уровне.

5. Определить, на изучение каких предметов или элективных курсов могут быть потрачены оставшиеся резервные часы. Включить эти курсы в учебный план.

6. Выбрать элективные курсы регионального (национально-регионального) компонент в объеме 140 часов за два учебных года. Включить их в учебный план

7. Определить, на что будут израсходованы часы школьного компонента.

Если они будут израсходованы на изучение предметов федерального компонента, то выбрать эти предметы, исходя из объема 280 часов за два учебных года. Включить эти курсы в учебный план. Определить, сколько часов осталось не использовано.

Если они будут израсходованы на элективные курсы, выбрать и включить в учебный план элективные курсы. Определить, сколько часов осталось в резерве.

Таким образом, предложенный алгоритм строится по принципу «добора», то есть вначале обеспечиваются минимальные нормы, затем выявляется остаток часов и уже после этого определяется, на что целесообразно израсходовать резерв учебного времени.

Прокомментируем некоторые моменты построения индивидуального учебного плана и рассмотрим примеры.

 

Разработку ИУП нужно начинать с определения дисциплин, изучаемых на профильном уровне Согласно пояснительной записке Министерства образования минимальное их число – две. Так, например, на профильном уровне учащийся может выбрать изучение таких предметов, как литература и история, или математика и русский язык, математика и право, иностранный и МХК в зависимости от характера его индивидуальных потребностей и будущего направления обучения после школы.

Затем определяется, какие из обязательных учебных предметов не вошли в отобранный на первом шаге перечень профильных курсов. При этом надо иметь в виду, что в случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, избраны на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются, базовый уровень засчитывается автоматически, поглощается профильным.

Так, в приведенных выше примерах все профильные предметы, кроме права и МХК, относятся к инвариантной части плана и поэтому могут быть зачтены как изучаемые. Таким образом, в план останется включить оставшиеся предметы инвариантной части: при выборе на профильном уровне литературы и истории - «Русский язык», «Математику» «Иностранный язык», «Физическую культуру», то есть 4 предмета инвариантной части; при выборе иностранного языка и профильного курса МХК - «Русский язык», «Литературу», «Математику», «Историю» и «Физическую культуру», то есть 5 предметов инвариантной части.

Затем избирается вариант изучения предметов естественно-научного цикла и обществознания.

Вместо предмета «Естествознание» можно изучать отдельные пред­меты естественнонаучного цикла («Физика», «Химия» и «Биология») в любых комбинация: все три на базовом уровне; один на базовом, два на профильном уровне, два на базовом, один на профильном уровне; и, наконец, все три на профильном уровне.

Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает раз­делы «Экономика» и «Право». Эти три предмета также могут изучаться учащимися как самостоятельные предметы в разных комбинациях, как на базовом, так и на профильном уровне: например, все на профильном или все на базовом уровне; один или два предмета на базовом, а остальные – на профильном уровне.

Обязательные учебные предметы, отнесенные к инвариантному ком­поненту БУПа, добавляются к выбранным ранее двум профильным кур сам. Подсчитывается суммарный объем (в учебных часах) полученной совокупности. Эта сумма сравнивается с указанным в БУПе объемом федерального компонента (2100 часов).

Если она меньше, то есть возможность увеличить состав профильных курсов или включить в полученный ранее перечень необязательные учеб­ные предметы на базовом уровне, например, географию, ОБЖ, информатику и другие, что позволит более эффективно реализовать межпредметные связи, обеспечить профильные курсы необходимым понятийным аппаратом смежных учебных предметов. Потом этот цикл повторяется вновь, то есть опять определяется сумма всех изр<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...