Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рост федеральных органов исполнительной власти

Вопрос № 63. Конституционное право США в новейшее время.

 

Двухпартийная система

 

Исторически сложившаяся во второй половине XIX в. двухпартийная система сохранялась и в новейшее время. Решающую роль при выборах президента, конгресса, губернаторов играют республиканская и демократическая партии. Они имеют наиболее широкую поддержку избирателей и попеременно находятся у власти. Западная двухпартийность – это в рамках одного правящего класса соревнуются два политических клана разной направленности идеологической или региональной.

Политические партии образовались в XIX веке: Демократическая - в 1828 г., Республиканская - в 1854 г.
С 1930-х годов демократическая партия со времени президента Франклина Рýзвельта (1933-1945 гг.) в бóльшей степени стала сторонницей государственного регулирования экономики и социальной помощи нуждающимся гражданам. Демократы со второй половины XX века выступают за защиту прав негров, латиноамериканцев. Республиканская партия выступает за поощрение частного предпринимательства, за сокращение налогов на предпринимателей, ограничение чрезмерных расходов на социальную помощь нуждающимся на образование, медицину, пособия по безработице). Ведь эти социальные мероприятия требуют значительных финансовых средств и приводят к росту налогов, паразитизму и нежеланию работать у нуждающихся.

К президентским выборам партии принимают политические платформы, выражающие общепартийные установки на предстоящие четыре года. В этот документ включаются требования различных фракций партии. Членов партии объединяет общность политических взглядов и желание одержать победу на выборах. Хотя партии и приводят к власти руководителей государства, сами они в значительной степени остаются в стороне от процесса государственного управления.

Во второй половине XIX в. чрезвычайно возросла роль партийных боссов. Они контролировали партийный механизм проведения выборов и предоставляли политическим деятелям услуги в достижении политических целей. Партийные собрания и съезды выдвигали кандидатов на выборные должности соответствующих органов власти. Эта система находилась под контролем продажных партийных боссов и полностью отстраняла рядовых членов партии и граждан от выдвижения кандидатов на выборные должности всех уровней.

должность ведут два кандидата - от демократической партии и от республиканской.

 

Лоббизм

В США считается, что лоббизм не является нарушением независимости конгресса, а приближает его к практическим потребностям заинтересованных лиц.

Поправки к конституции в сфере избирательного права

 

Согласно конституции США избирательное право устанавливается законодательным собранием каждого штата. Это приводит к исключительному разнообразию норм избирательного права. Поэтому для введения единообразных норм для всей страны приходилось вносить соответствующую поправку в конституцию США.

В 1920 г. девятнадцатая (XIX) поправка предоставила избирательные права женщинам. В 1964 г. двадцать четвёртая (XXIV) поправка запретила ограничения права голоса вследствие неуплаты какого-либо избирательного или иного налога. Избирательный налог существовал до принятия поправки в южных штатах и лишал права голоса около десяти миллионов малоимущих, в основном негров. В 1971 г. двадцать шестая (XXVI) поправка сократила возрастной ценз для избирателей с 21 года до 18 лет. В 1975 г. федеральным законом окончательно отменялся ценз грамотности. В настоящее время сохраняется ценз осéдлости - 30 дней для президентских выборов.

 

Президент и конгресс

Президент активно участвует в законодательном процессе. Юридическим средством воздействия президента на конгресс является право отлагательного вето на законопроект, принятый конгрессом. Законопроект возвращается президентом в конгресс. Он может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой палате. Вето президента преодолеть практически невозможно. Ведь ни одна партия не обладает квалифицированным большинством, а мнения партий по законопроектам часто противоположные. Обычно вето президента преодолевается примерно в 10 % случаев, а в 90 % случаев остается непреодолённым. Это означает, что президент, наложив вето, фактически может отменять законы, принятые конгрессом. Президенты стали более часто использовать право вето.

Конституция не наделяет президента правом законодательной инициативы и участия в заседаниях палат при принятии законов. Роль президента в законодательном процессе определяется не только конституционными обычаями, но и законами. Например, в соответствии с законом США о государственном бюджете 1921 г. президент обязан предоставлять конгрессу ежегодно бюджетное послание. Закон о занятости 1946 г. требует от президента ежегодного доклада об экономическом положении страны. Эти законы свидетельствуют о расширении полномочий президента в сфере регулирования экономического развития.

При осуществлении своих полномочий президент издаёт нормативные акты в форме исполнительных приказов, прокламаций, директив. Они во многом напоминают законы конгресса

Президент формирует и осуществляет внешнюю политику, ведёт международные переговоры, заключает международные договоры, которые вступают в силу после одобрения сенатом. Наряду с международными договорами президент может заключать с другими государствами исполнительные соглашения, которые не требуют одобрения сенатом. При этом четко не разграничивается, какие вопросы должны регулироваться международными договорами, а какие исполнительными соглашениями. Для обхода сената президенты и стали нередко заключать исполнительные соглашения.

Президент независим от конгресса. Он получает мандат от народа. Конституция не запрещала переизбрание президента. По обычаю, установленному первым президентом Д. Вашингтóном, президент не может занимать свою должность более двух сроков. Этот обычай нарушался Ф. Рузвельтом.

 

Рост федеральных органов исполнительной власти

При расширении регулирующей роли государства происходил постоянный рост федеральных служащих.

С усилением власти президента, ростом числа федеральных органов, осуществлением федеральных экономических и социальных программ проявилась тенденция к усилению федеральной власти. Активное вмешательство федеральных органов в дела штатов стало обычной практикой. Наиболее серьёзной формой зависимости штатов от центра является финансовая. Ведь без дотаций из центра штаты существовать не могут. Вместе с тем проявляется стремление осуществить сбалансированное разделение полномочий между федерацией и штатами с тем, чтобы избежать взаимного вмешательства в функции друг друга и обеспечить сотрудничество федерации и штатов.

Система органов федеральной исполнительной власти обычно именуется администрацией президента и включает в себя три звена:1) кабинет министров и министерства - департаменты; 2) исполнительный аппарат президента, собственно администрация президента; 3) исполнительные агентства - ведомства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...