Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль социально-педагогической деятельности и отчетность

Управление социально - педагогической деятельностью.

М.В. Шакурова под социально-педагогической деятельностью понимает деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания (забота общества о своём прогрессе в лице младших поколений; условия, создаваемые обществом, государственными и частными структурами, для физического, психического и социального развития человека) и социально-педагогической защиты (система условий и средств, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность отдельного субъекта, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил).

Управление социально-педагогической деятельностью осуществляется на нескольких уровнях:

1.международный – через нормативно-правовые документы мирового значения (Конвенция о правах ребёнка и др.), также федерального значения (кодексы, конституция), федеральные законы; нормативно-правовые документы регионального значения (постановления, программы, указы и т.д.); нормативные документы местного значения.

2. на уровне учреждения (школы, центры) посредством подчинения СПД-ти общей концепции деятельности учреждения.

3. на уровне конкретного специалиста посредством планирования, контроля, отчёта.

4. федеральный

Планирование социально-педагогической деятельностью.

Сущность планирования.

СПД в условиях школы заключается, в том числе в планировании основных видов деятельности и мероприятий с учётом конкретных исполнителей, сроков исполнения.

Планирование СПД определяет её структуру, и содержание на конкретный период времени.

Цель планирования – координация деятельности с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетов в направлениях деятельности, решениях и уточнение этапов деятельности.

Эффективность планирования СПД

Эффективность планирования СПД зависит от чётких представлений о том уровне, на котором находится её предмет к началу планирования и о результатах работы к концу планирования; от выбора эффективных путей и средств достижения цели.

Принципы планирования

*Научность (учёт социальных, экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы)

*Согласованность (координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения)

*Оптимальность (выбор содержания и форм плана. Наиболее подходящих для конкретных условий)

*Перспективность (построение плана с учётом близких и далёких перспектив, но конкретных задач и целей)

*Коллегиальность (использование форм коллективного планирования, учёт мнений, заинтересованных сторон, структур, оценка экспертов)

*Конкретность (чёткость формулировки сроков и указаний непосредственных исполнителей деятельности)

Разработка плана может строиться по следующей схеме:

1.Ознакомление с постановлениями, решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме.

2. Изучение документов по общим основам планирования.

3. Изучение вопросов и рекомендаций по конкретной планируемой деятельности.

4. Анализ плана прошлого года.

5. Изучение рекомендаций научной организации труда.

6. Подготовка проекта плана.

7. Коллективное обсуждение плана.

8. Рассмотрение проекта плана работы на методическом объединении в утверждении его на заседании педагогического совета.

Форма плана

Годовой план или на полугодие в образовательном учреждении

План работы на более короткий срок, как правило на четверть, месяц, неделю (календарный план). Формой представления такого плана выступают планы- графики, циклограммы, план- сетка.

Планы проведения конкретной акции, формы работы. Планирование деятельности в отношении конкретных проблем и конкретных подопечных.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшую перспективу. Он выстраивается на основе анализа прошлого опыта и с учётом настоящего состояния дел.

Структура перспективного плана:

*Аналитическая записка (состояние социальных проблем учащихся, педагогического коллектива, наиболее актуальные проблемы с той или иной социальной группой; количественно- качественный анализ результативности работы)

Цели и задачи

Планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица). К числу основных разделов относят: профилактику, защитно-охранную деятельность, организационную или координационную работу.

Календарный план – уточняет определённые перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события.

Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если чётко установлена временная последовательность основных элементов СПД-деятельности.

План – график позволяет упорядочить предстоящую деятельность.

План – сетка наглядно представляет весь объём запланированной работы на определённый период.

План конкретного мероприятия строится по принципу плана – графика, но в нём указываются действия, сроки и исполнители.

Важен систематический учёт работы и её результаты. Документация и учёт работы социального педагога не подлежат строгой регламентации, ведутся в произвольной форме. Выбираются с учётом передового опыта и традиций.

Оценка СПД-деятельности даётся по её результатам с учётом стажа. Опыта, на основе глубокого анализа фактов, мнения жителей микрорайонов.

Обязательные документы:

1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе, законов, подзаконных актов по осуществлению прав ребёнка.

2. Должностная инструкция.

3. Перспективный, календарный план на год, который может быть представлен как отдельный документ, так и в контексте годового плана. В нём должны быть представлены те виды работ, которые являются основополагающими в работе социального педагога в конкретном образовательном учреждении.

(отчёты о проведённых социально-педагогических исследованиях, возможных экспериментах; создание или уточнение банка данных и картотек по всем категориям нуждающихся; оформление социально-педагогического паспорта класса, микрорайона; взаимодействие с различными социальными институтами-правовыми, здравоохранительными, по охране прав ребёнка, муниципальные службы занятости населения; документированная деятельность по защите прав ребёнка; пропаганде социально-педагогических идей – ЗОЖ, общечеловеческие ценности, профилактика девиантного поведения; типы выступлений на педагогических советах, родительских собраниях и собрании перед учащимися; участие и организация общешкольных мероприятий и акций; работа по повышению собственного профессионализма).

  Направление деятельности   Категория клиентов (учащиеся, родители, учителя)   Форма работы   Задействованные специалисты   Сроки исполнения   Примечание
           

Можно вести журнал учёта работы социального педагога в целях защиты самого педагога.

  Дата   Виды проведённой работы   С кем   Затраченное время   Примечание
         

4. Циклограммы, графики. Основанием может быть что угодно. Например, один раз в год- оформление социального паспорта класса, школы; один раз в месяц – организация рейдов в рамках операции «Подросток» совместно с инспектором по делам несовершеннолетних; еженедельно- собеседование, консультирование учащихся, посещение проблемной семьи; ежедневно- контроль присутствия на уроках учащихся школ; регулярно- участие в работе совета профилактики нарушения права, индивидуальная работа с учащимися, родителями и педагогами, организация внеурочной занятости подростка.

5. График индивидуальных консультаций для отдельных клиентов, учёт обращения родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем по следующей форме:

  №   Дата   Ф.И.О. клиента   Категория клиента   Краткое содержание проблемы   Рекомендации, время следующих консультаций
           

6. График и учёт тематических, групповых консультаций

  №   Дата   Тема занятия   Категория группы   Примечание
         

7. Проекты или программы по отдельным, наиболее актуальным направлениям социально- педагогической работы (например, «Семья», программа «Инициатива»,»Подросток», «Здоровье»).

8. Документация по учёту правонарушений, отклонений в развитии, конфликтах в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детей, стоящих на внутришкольном контроле, документация по контролю за движением учащихся.

9.Документация о совете профилактики (индивидуальные карты работы с несовершеннолетними).

10.Документация по вопросам опёки и попечительства (подробные списки с номерами личных дел, датами лишения родительских прав и назначения опёки, адресом, телефоном, местом работы, акты обследования жилищно-бытовых условий).

11.Данные по изучению социального состава семьи; социального портрета учащегося, класса, школы; социальных ожиданий родителей, учащихся и педагогов.

12.Учёт мер по социальной защите прав детей из неблагополучных семей.

13.Методические рекомендации для родителей.

14.Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребёнка, снятию конфликтов в межличностных отношениях.

15.Систематизированная информация в виде карточек или информационных стендов по городским или районным службам для родителей или детей.

Контроль социально-педагогической деятельности и отчетность

Для совершенствования социально-педагогической деятельности важное значение имеет систематический учет ее результатов. Документация и учет работы социального педагога не подлежат строгой регламентации, ведутся в произвольной форме, выбираются с учетом передового опыта и традиций. Согласно основным рекомендациям методического письма «О социально-педагогической работе с детьми», оценка деятельности социальною педагога дается по ее результатам, с учетом стажа и опыта работы, на основе глубокого анализа фактов, мнения жителей микрорайона, актива общественности, детей, предприятий, учреждений, организаций микрорайона, родителей, работников образовательных учреждений.

Отчетность может включать следующие блоки информации:

о числе выявленных в микрорайоне образовательного учреждения детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве на дальнейшее воспитание;

о выполненной работе по охране детства за истекший календарный год;

об успеваемости и здоровье подопечных детей;

об оздоровлении и летнем отдыхе учащихся, проживающих в семьях опекунов;

об оказании материальной помощи несовершеннолетним;

о продолжении обучения или выпуске из школы учащихся, оставшихся без родителей, в том числе имеющих опекуном (попечителей).

Иные составляющие включаются в отчет по рекомендации (требованию) администрации школы, органа управления образованием, местного самоуправления, социальной защиты населения и т. п.

Предлагаемая ниже примерная форма статистического отчета социального педагога поможет систематизировать и подытожить деятельность социального педагога за отчетный период.

Пути определения эффективности СПД:

- соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов (но необходимо помнить, что могут быть разные ситуации и любое соотношение проверяемо)

- эффективность работы рассматривается как фактически достигнутая или через эффекты. Эффективность может быть предполагаемой.

Другими важными факторами, которыми можно оценить эффективность деятельности социального педагога являются следующие:

*Субъекты, оценивающие деятельность, методы, методики оценки, факторы, влияющие на эффективность. Методическое письмо о социально-педагогической работе с детьми в числе основных критериев эффективности работы социального педагога выделяют:

а) результаты решения социально-педагогических проблем детей и взрослых конкретного микросоциума:

б) степень включенности детей и взрослых в деятельность социума по месту жительства;

в) динамика изменений отношения детей и подростков, молодёжи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;

г) степень включённости населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;

д) улучшение социально-педагогической обстановки в социуме, микрорайоне, их микроклимат;

е) степень воспитания в детской, подростковой, молодёжной, семейно-соседской семей демократических самодеятельных начал;

ж) уровень профессионального роста социального педагога.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...