Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

и социальном развитии территорий

 

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают региональные бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, региональные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.

Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали от других районов страны. С этой целью разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. Региональным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Региональные финансы - это не только система экономических отношений. Они являются и совокупностью денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Это вызывает необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.

Одной из составляющих региональных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности. Чаще всего это коммунальные предприятия. Во-вторых, финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме региональных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие. Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, например страховые, поступления из централизованных внебюджетных фондов, например пенсионного и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

 

Региональные бюджеты - главная финансовая база региональных органов власти

 

Финансовой базой региональных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Региональные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом программы повышения народного благосостояния.

Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют региональные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется через бюджетную систему. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более 65% всех бюджетных средств, на здравоохранение - свыше 80%, на социальное обеспечение - около 90%, на жилищно-коммунальное хозяйство - 100%. В настоящее время число региональных бюджетов составляет 29,3 тыс. Их объем (по расходам) в 1995 г. приблизился к 150 трлн руб., или примерно 50% консолидированного бюджета Российской Федерации.

Доходы региональных бюджетов. На региональные органы власти возложена важная задача по претворению в жизнь государственных социально-экономических реформ. Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществление государственной программы в области социального развития требует больших материальных и финансовых ресурсов. Доходы региональных бюджетов формируются за счет закрепленных и регулирующих источников доходов.

Термин закрепленные, или собственные, доходы означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Роль большинства этих налогов незначительна. Вместе с тем, надо отметить, что значение некоторых из этих налогов может существенно повыситься, например на имущество.

Перспективным является и земельный налог. Цель его - способствовать повышению уровня благоустройства территорий населенных мест. Кроме того, он служит экономическим рычагом, способствующим повышению эффективности использования земли, и источником возмещения затрат местных бюджетов на освоение и обустройство территорий населенных пунктов.

Региональные органы заинтересованы в закрепленных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние на предприятия. Постоянно увеличивающиеся расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для сбалансированности расходов и доходов региональных бюджетов. Таким образом, в число этих доходов входят:

· процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов;

· дотации, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие;

· субвенции, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие на строго определенные цели;

· средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе исполнения бюджета.

В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы" в число главных регулирующих доходов региональных бюджетов входят отчисления: от налога на добавленную стоимость; от акцизов; от налога на прибыль предприятий, хозяйства, по ставкам, определяемым законами.

Нормативы отчислений, регулирующих доходы, утверждаются вышестоящими региональными органами власти в зависимости от общей суммы расходов регионального бюджета и объема их закрепленных доходов. По объему и экономическому значению регулирующие доходы занимают ведущее положение в доходах региональных бюджетов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами региональных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.

Так как темпы роста расходов региональных бюджетов превышают темпы их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), иногда возникает необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета. Нужно отметить, что дотация и субвенция как методы наделения финансовыми ресурсами региональных бюджетов несовершенны. Они лишены стимулирующих качеств и создают у региональных органов иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, снижает их воздействие на выявление экономических резервов в подведомственном им хозяйстве, уменьшает возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и субвенции, полностью исключить их как методы наделения региональных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотационности этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это может привести к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это приведет к осложнению в финансировании плановых мероприятий. Поэтому, видимо, не везде и не всегда следует стремиться к замене дотации любыми средствами. Представляется, что дотация может иметь место в тех населенных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, исторических памятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии покрыть необходимые расходы. Примером могут служить города и поселки-курорты, города - исторические и архитектурные заповедники и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых па местах не хватает средств.

Расходы региональных бюджетов. Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, процесс урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема региональных бюджетов. Рост региональных бюджетов непосредственно связан с урбанизацией, т. е. расширением социально-бытовой инфраструктуры. В общем объеме региональных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5-7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Региональным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов региональных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют приблизительно половину всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - 60-86%.

Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов региональных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, - также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации растут потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, торговля и т. д.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.

Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Целесообразно разбить городские территории на участки и давать подряды на их обслуживание на конкурсной основе городским специализированным организациям по благоустройству, кооперативам. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.

 

Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие региона

 

Важнейшая составная часть финансового обеспечения населенных мест, развития и содержания в них производственной и социальной инфраструктуры - средства предприятий и хозяйственных организаций. Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для социально-бытовой инфраструктуры, является их прибыль. Из прибыли, которая остается в распоряжении предприятий, формируются целевые фонды, в том числе фонды социального развития. Само название этого фонда свидетельствует о главной его цели - развитии социальной сферы. За счет средств этих фондов коллективы предприятий удовлетворяют свои потребности в жилье, социально-культурных и бытовых услугах.

Значительный объем финансовых ресурсов предприятий направляется на содержание подведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. Доходы, получаемые от эксплуатации предприятий, производящих некоторые услуги, не покрывают затрат на их содержание. Поэтому за счет прибыли промышленных, строительных, транспортных и других предприятий покрываются убытки ведомственного жилищно-коммунального хозяйства и расходы на содержание социально-культурных учреждений.

Развитие промышленности в городских поселениях сопровождается, как правило, ростом числа их жителей. И то, и другое ведет к увеличению нагрузки на городские коммуникации, что требует их реконструкции и увеличения эксплуатационных расходов. Однако региональные органы власти не всегда располагают для этого необходимыми ресурсами. Все это вынуждает их обращаться за помощью к предприятиям, находящимся на подведомственной им территории. Предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы на общегородские мероприятия. Руководители предприятий сами понимают, что нормальная работа их предприятий, уровень производительности труда в значительной степени зависят от состояния социальной инфраструктуры города. Поэтому промышленные предприятия берут на себя часть забот по содержанию городского хозяйства.

В последние десятилетия в практику хозяйственной работы на местах широко внедряется метод долевого участия предприятий в создании объектов инфраструктуры. Такая форма участия средств ведомств вызвана ростом потребности в инфраструктуре, повышением ее технической оснащенности, недостаточностью средств у некоторых предприятий для сооружения отдельных инфраструктурных объектов. Например, в городах уже невозможно строительство небольших жилых домов. Раньше такие дома строили многие, в том числе и мелкие предприятия. Современные объекты социально-бытовой инфраструктуры не только значительны по мощности, но и требуют сложного инженерно-технического оснащения, что уже непосильно для отдельных предприятий-застройщиков. Все чаще предприятия стали объединять свои средства со средствами региональных органов. Подобная форма использования средств предприятий прогрессивна и перспективна. Она способствует кооперации ресурсов ведомств и региональных органов, более рациональному их использованию, комплексности застройки городских массивов, более быстрому достижению экономического и социального эффекта от вкладываемых средств.

Но в то же время надо отметить, что в условиях становления рыночных отношений и экономического кризиса многие предприятия в целях снижения себестоимости своей продукции и повышения конкурентоспособности пошли по пути не только сокращения выделения средств на общерегиональные мероприятия, но и отказа от подведомственных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Тем самым усиливается нагрузка на региональные бюджеты по содержанию и развитию социальной инфраструктуры.

Следует полагать, что после выхода страны из экономического кризиса с укреплением своего финансового положения предприятия в целях социальной защищенности своих трудовых коллективов и улучшения условий проживания их в населенных пунктах будут увеличивать выделение средств на социальную инфраструктуру и осуществление общерегиональных мероприятий. Все это приведет вновь к повышению значения средств предприятий в региональных финансах.

 

Региональные внебюджетные фонды

 

В связи с расширением для региональных органов власти возможностей по объединению средств предприятий и местных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема места объединения этих средств. Одним из возможных путей концентрации средств предприятий на финансирование общерегиональных мероприятий стало образование территориальных внебюджетных фондов экономического и социального развития.

Внебюджетный фонд местного органа власти может формироваться за счет:

· добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций, средств самообложения населения;

· доходов от местных займов и местных денежно-вещевых лотерей, аукционов;

· привлечения на добровольной основе средств предприятий, колхозов, кооперативов, других общественных организаций и граждан;

· штрафов за загрязнение окружающей среды, порчу объектов историко-культурного назначения и др.

Такие фонды создаются на основании решений региональных представительных органов, в соответствии с которыми исполнительные органы открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом создается коллегиальный орган, состоящий из представителей региональных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган принимает решение об использовании средств фонда.

Мобилизованные в такие фонды средства могут быть направлены на расходы: связанные со строительством на кооперативных началах объектов социально-культурного назначения; не запланированные в бюджете на текущий год (главным образом на расходы по благоустройству); связанные с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также финансированием плановых затрат в случае невыполнения планового размера доходов; связанные с перерасходами установленных смет и нормативов (например, перекрытие установленных сметных расходов на строительство, пополнение установленных нормативов собственных оборотных средств подведомственным предприятиям и другие незапланированные расходы).

Средства, полученные за счет взносов предприятий, должны, как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.

Создание фондов развития местного хозяйства в населенных пунктах содействует:

· концентрации средств предприятий и региональных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры;

· усилению материальной заинтересованности региональных органов в результатах своей хозяйственной деятельности;

· укреплению финансовых ресурсов региональных органов власти, что придаст необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач;

· более эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов нашего общества;

· усилению экономической связи региональных органов с предприятиями, расположенными на подведомственной им территории;

· освобождению предприятий от выполнения не свойственных им функций по развитию местного хозяйства.

Состав финансовых ресурсов региона можно представить в виде схемы (рис. 3.1).

 

 

Контрольные вопросы

1. Каково назначение региональных финансов? Назовите их составные части.

2. Охарактеризуйте состав доходов и расходов региональных бюджетов.

3. В чем состоит назначение региональных внебюджетных фондов? Какие существуют источники их формирования и основные направления использования?

4. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил

 

В условиях становления и развития рыночных отношений проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития на определенном историческом этапе.

Ø Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.

Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечивать большую эффективность производства, получать максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. Особенно большое значение имеют комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива. При современном размещении производства в условиях нарождающегося рынка особое значение имеют структурная перестройка всей хозяйственной системы, социологизация экономики, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должны быть направлены на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России, комплексность их развития, формирование территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение их природных и экономических ресурсов.

Важнейшие закономерности размещения производства в условиях развития рынка состоят в следующем:

· рациональное, наиболее эффективное размещение производства;

· комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации;

· рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий:

· выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Рациональное, наиболее эффективное размещение производства означает всемерную экономию затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства вплоть до готового продукта. Природные ресурсы в разных регионах России отличаются по величине запасов, содержанию полезных компонентов, горно-геологическим условиям залегания. Большое значение при этом имеют транспортные условия, обеспечивающие приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и потребления. Также оказывает огромное влияние на размещение производства стоимость перевозок, особенно в России с ее огромной территорией и неравномерным размещением природных богатств. Поэтому одной из главных задач повышения эффективности, снижения стоимостных затрат являются сокращение чрезмерно дальних, особенно громоздких перевозок, приближение материалоемких производств к источникам сырья, а топливно-энергетических - к источникам энергии.

Важным условием рационального размещения производства являются кооперирование и комбинирование производства, а также внедрение новейших наиболее прогрессивных и безотходных технологий. При этом рациональное размещение производительных сил предусматривает бережное отношение к природным ресурсам, их сбережение и улучшение экологических условий. Все большее значение приобретают сокращение потерь при добыче и обогащении полезных ископаемых, работы по лесовосстановлению, бережное использование земельных ресурсов.

Комплексное развитие хозяйства экономических районов предполагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийское значение, отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, а также потребности ведущих отраслей и отраслей инфраструктуры. Комплексность хозяйства регионов предполагает укрепление экономических связей между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс и сферой услуг.

Каждый экономический район России имеет свой особый природно-ресурсный потенциал, своеобразные экономические и социальные условия, которые определяют его экономический профиль. Экономический район представляет собой хозяйственный комплекс, целостную территориальную хозяйственную систему, где ведущая роль должна принадлежать отраслям рыночной специализации.

В России уже на стартовом уровне становления и развития рыночных отношений сложилась система территориально-производственных комплексов различных рангов и типов. Идет процесс постоянного развития единого хозяйственного комплекса на основе межотраслевых комплексов (топливно-энергетического, машиностроительного, химического, строительного, лесного, агропромышленного и др.), а также республиканских и региональных комплексов.

Современный хозяйственный комплекс России имеет сложную отраслевую структуру, которая в настоящее время коренным образом перестраивается с учетом социологизации.

Отраслевая структура общероссийского комплекса связана с территориальной структурой комплексов разных рангов. Основное место принадлежит региональным комплексам, которые представляют собой рациональное сочетание эффективных отраслей рыночной специализации с дополняющими территориальный комплекс отраслями, а также производственной и социальной инфраструктурой (транспорт, связь, жилой фонд, предприятия сферы услуг и т.д.).

Территориально-производственный комплекс - это пропорционально согласованное сочетание производств и предприятий экономически и технологически связанных отраслей.

Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий является необходимым условием эффективного размещения производства в условиях рыночной экономики. Особое значение оно имеет для России с ее огромной территорией, богатейшим и разнообразным природно-ресурсным потенциалом. При этом регионы имеют различные экономические, природно-ресурсные и исторические условия и особенности, разные уровни экономического развития. Поэтому каждый регион может формировать свою, присущую только ему рыночную специализацию экономики и на основе экономических связей обмениваться продукцией с другими регионами. Так, сложившиеся общероссийские металлургические базы в Центральном, Уральском и Западно-Сибирском районах сохраняют свою специализацию и в перспективе будут поставлять свою продукцию на рынок других регионов, как и нефтегазоносные регионы Западной Сибири, Урала, Поволжья, Северного района. В то же время они будут получать продукцию, им необходимую, из других регионов России.

На современном этапе экономического развития в условиях становления и развития рынка особенно важно дальнейшее совершенствование разделения труда между регионами путем объединения и согласования их трудовых усилий, правильного сочетания интересов государства с интересами каждого региона или республики. Вопросы создания новых крупных хозяйственных объектов требуют рассмотрения в масштабе всех субъектов РФ, утверждения специальных программ.

Территориальное разделение труда и рациональная рыночная специализация регионов при организации правильных экономических связей между регионами и внутри них будут способствовать повышению уровней экономического развития, необходимому расширению производства и его эффективности.

Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. В обеспечении эффективного развития экономики в условиях развития рыночных отношений велико значение выравнивания уровней социально-экономического развития всех регионов страны. При вступлении в рынок отдельные территории России, республики, автономные округа, регионы находятся на разных уровнях экономического развития.

Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов является важнейшей закономерностью размещения производства, важным фактором ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом.

В настоящее время при общем падении уровня жизни по территории страны выделяются регионы, которым в первую очередь должно быть уделено внимание правительства России. В этих отсталых регионах могут возникнуть и очаги напряженности, способные дестабилизировать ситуацию во всей России.

Поэтому необходимы выделение дополнительных средств из бюджета страны для выравнивания уровней социально-экономического развития этих регионов, составление целевых программ их развития.

В зоне традиционного расселения малочисленных народов Севера, как известно, расположены уникальные минерально-сырьевые, топливно-энергетические и биологические ресурсы, интенсивное промышленное освоение которых без соблюдения социальных и экологических требований и условиях легко ранимой северной природы нанесло невосполнимый ущерб экономике и самобытной культуре этих народов. Была подорвана экономическая основа их развития - традиционные отрасли хозяйства - оленеводство, охота, рыбный промысел, т. е. ухудшалась среда их обитания. Возникла угроза исчезновения не только традиционных занятий, обычаев, культуры, но и самих малочисленных народов Севера. Решение проблем народов Севера возможно на основе проведения специальной государственной политики, главной целью которой является выравнивание уровней, преодоление социально-экономического и культурного отставания, достижение качественного улучшения условий их жизнедеятельности.

В период перехода к рыночной экономике необходимым условием возрождения малочисленных народов Севера являются усиление государственной протекционистской политики, установление льгот и гарантий в соответствии с законами России.

Объективные закономерности размещения производительных сил, являясь отражением законов развития рыночной экономики, действуют не изолировано друг от друга, все они взаимообусловлены.

Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение имеют и принципы размещения - конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны. Принципы можно рассматривать как методы хозяйствования.

Ø Принципы размещения производства в условиях рыночной экономики представляют собой основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике.

Принципы размещения производительных сил развиваются и углубляются на базе изучения и использования опыта и моделей развития рыночной экономики в отдельных странах. На стартовом уровне перехода к рыночным отношениям выделяются следующие принципы:

· приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления;

· первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;

· оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию;

· использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление и развитие экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

С учетом принципа приближения производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления решается проблема сокращения и ликвидации дальних не

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...