Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения на развитие эмпатии




УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ

Упражнение «Пойми другого»

Каждый участник в течение двух-трех минут описывает на­строение кого-либо в группе. Необходимо представить себе, прочувствовать человека, его состояние, эмоции, пережива­ния и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачиты­ваются вслух и подтверждается их достоверность.

упражнение «Любящий взгляд»

Один из участников выходит за дверь. Его задача — опреде­лить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взгля­дом- Ведущий в его отсутствие выбирает для этой цели двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Коли­чество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается.

Упражнение «Эпитеты»

Каждому участнику дают одну из фотографий «эмоциональ­ного состояния» человека.

Задание: внимательно рассмотрите фотографии и охаракте­ризуйте их. Причем это должна быть характеристика не ка­ких-то отдельных частей лица, а личности в целом. Подберите не менее семи эпитетов, раскрывающих характер человека и его эмоциональное состояние. Например: этот человек спо­койный, уживчивый, слабый, бесхитростный, дружелюбный, покладистый, простой, веселый, радостный, беззаботный.

Материал: набор фотографий с изображением людей, ис­пытывающих различные эмоциональные состояния.

Упражнение «Отражение чувств»

Все участники разбиваются на пары. Первый член пары произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участ­ник сначала излагает своими словами содержание того, что услышал, а затем пытается определить чувство, которое испы­тывал его партнер в момент произнесения фразы. Партнер оценивает точность обоих отражений. Затем участники меня­ются ролями.

Упражнение «Вчувствование»

Участникам группы предлагается объединиться в группы по тРи человека и распределить между собой роли: 1) говорящего, *■ ) слушающего, 3) чувствующего.

Задание для говорящего: вспомнить и рассказать ситуацию, в

которой были пережиты сильные чувства. Это может быть

эпизод, насыщенный как позитивными, так и негативными

еРеживаниями. Постарайтесь не оценивать свои чувства, не

ОсУждать, не критиковать их.

Задание для слушающего: передать смысл услышанного без интерпретаций и оценок.

Задание для чувствующего: вчувствоваться в переживания говорящего, понять и описать те чувства, о которых он услы­шал и которые переживает говорящий здесь и сейчас.

Говорящий может уточнить смысл услышанного и выра­женных при этом чувств. Затем обсуждаются переживания уча­стников группы, как во время произнесения фраз, так и во время их восприятия.

Упражнение «Телефонный разговор»

Упражнение выполняется в парах. Партнеры располагаются спиной друг к другу и имитируют телефонный разговор, в ходе которого по манере говорить, по интонации голоса парт­нера они должны определить его эмоциональное состояние. Затем обсуждаются результаты выполнения задания.

Упражнение «Сыщик»

Ведущий просит участников представить себя в роли сыщи­ков. Каждый намечает себе объект слежки (одного из членов группы), стараясь, чтобы тот об этом не догадался. Необходи­мо выяснить, каково настроение объекта, его эмоциональное состояние. Упражнение выполняется в течение пяти минут. Затем результаты наблюдения обсуждаются.

Упражнение «Красный карандаш»

Группа садится по кругу. Один из участников должен рас­сказать сидящему слева от себя о какой-то своей проблеме или затруднении. В ответ последний должен реагировать с пози­ции «красного карандаша» - критика, советчика. Затем «крас­ный карандаш» рассказывает о своей проблеме следующему участнику. Каждый следующий участник делает то же самое.

Упражнение «Поддержка»

Участники садятся по кругу. Каждый участник группы рас­сказывает сидящему справа от него о своей проблеме или зат­руднении. Его партнер говорит то, что считает нужным, стара­ясь выразить поддержку говорящему. Далее все повторяется до

тех пор, пока все участники группы не побывают соответствен­но в роли оказывающего поддержку и принимающего ее.

Вопросы для обсуждения: . В каком случае легче было реагировать на происходящее (в

каком труднее), когда вы были «красным карандашом» или

«поддержкой»?

• Какими словами вы оказывали поддержку? Какие чувства испытывали при этом?

Упражнение «Внутренний голос»

Участники становятся по кругу. Один из участников груп­пы (назовем его «А») выбирает себе того, кто будет играть роль его внутреннего голоса. Тот встает за спиной участника «А» и говорит от первого лица: «Я (имя участника «А»), сейчас чув­ствую... потому что... из-за того, что... ». Затем ведущий задает вопросы участнику «А»: «Прав ли твой внутренний голос? Все ли он сказал из того, что ты хотел бы услышать? Может, ты хотел бы послушать другой «внутренний голос»? Затем следу­ющий участник группы выбирает себе «внутренний голос».

Вопросы для обсуждения:

• С какими трудностями вы встретились во время выполне­ния упражнения?

• Что затрудняет или облегчает отражение чувств другого че­ловека?

• Какие чувства вы испытывали?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...