Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные формы организации музыкально-ритмической деятельности умственно отсталых младших школьников

В настоящее время значительно возрос интерес к музыкально-ритмическому воспитанию, в том числе и различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Значимость вопросов музыкально-ритмического воспитания сегодня обусловлена особым внимание к поиску внутренних механизмов самого человека, активизирующих закономерную смену его психологических состояний. Ритм в данном случае рассматривается не только как основной элемент музыкального языка, способствующий развитию специальных свойств и качеств человека, позволяющих ему осуществлять музыкальную деятельность, но и как первооснова человеческой сущности. Это значит, что ритм, во-первых, упорядочивает связь между психологическими процессами и их внешними проявлениями, пробуждает внутреннюю активность в человеке; во-вторых, выступает в качестве механизма, позволяющего найти собственный путь вхождения в мир музыкального искусства.

Музыкально-ритмическое воспитание осуществляется через музыкально-ритмическую деятельность. Музыкально-ритмическая деятельность – это особый вид музыкальной исполнительской деятельности, в которой содержание музыки, ее характер передаются в движениях. При этом стержнем музыкально-ритмической деятельности является музыка, которая, по мнению Э. Жак-Далькроза, основоположника современной системы ритмического воспитания, через движение приобретает телесные формы и преобразует наши тела. Движения под музыку формируют как общую музыкальную культуру, так и культуру тела, что является необходимым условием гармоничного развития.

Коррекционно-развивающие возможности музыкально-ритмической деятельности обусловлены, прежде всего, тем, что она, являясь источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т. е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.

Музыкально-ритмическая деятельность основывается, как уже было сказано ранее, на взаимосвязи музыки и движения, оказывающих положительное воздействие друг на друга. Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения), музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях. Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и овладение ими детьми осуществляется посредством игр, упражнений и танцев.

В процессе формирования у умственно отсталых детей движений под музыку решаются следующие задачи:

· развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, форму, характер музыкального произведения), в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, песню);

· овладение «языком движений», его семиотическими формами, умением с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце, игре передавать музыкальный образ;

· развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;

· осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер умственно отсталого ребенка.

Все формы организации музыкально-ритмической деятельности умственно отсталых младших школьников можно разделить на урочные и внеурочные. Традиционной урочной, а также основной, формой организации музыкально-ритмической деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида является урок ритмики. Ритмика традиционно стоит в ряду специфических коррекционных учебных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида, являясь не только наиболее адекватным и эффективным методом коррекции двигательных расстройств у умственно отсталых детей, но и важнейшим средством их эстетического воспитания. В педагогике под словом ритмика (от греческого rhithmikos – равномерный, размеренный, относящийся к ритму) подразумевается система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. В настоящее время существуют различные виды ритмики: логопедическая или логоритмика, фонетическая, коррекционная, физкультурная, оздоровительная и др. Ритмику, практикуемую в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, традиционно считают коррекционной и подразумевают под ней своеобразный вид кинезитерапии (то есть терапии движением), основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. Музыка, движение и слово – это «три кита», которые лежат в основе урока ритмики и являются исторически обоснованными, т. к. в древности их триединство составляло синтетическую основу искусства. Однако определяя вид ритмики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, считаю необходимым добавить к слову коррекционная слово музыкальная. Урок ритмики традиционно относится к специфическим коррекционным предметам, и не рассматривается в качестве предмета художественно-эстетического цикла, не смотря на то, что является синтезом двух видов искусств (музыки и танца). За формированием двигательных умений и навыков, коррекции психомоторных нарушений умственно отсталых детей (что, несомненно, важно), невилируется художественная и эстетическая ценность музыки и танца как видов искусства, не используются в полной мере их воспитательные и развивающие возможности. Уроки ритмики помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе музыкально-ритмической деятельности формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Музыкально-ритмическая деятельность способствует развитию музыкальности, музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении, формированию музыкально-культурного кругозора.

К сожалению, до сих пор еще продолжают встречаться ошибки в преподавании ритмики. В первую очередь, они вызваны не пониманием основной цели музыкально-ритмического воспитания, приоритетности музыкально-эстетического развития над двигательным. Ритмика, являясь синтетическим, интегративным видом деятельности, позволяет решать целый спектр разнообразных образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач, лежащих во многих плоскостях, - от задач укрепления здоровья умственно отсталых учащихся, развития их психомоторики, до задач формирования и развития у них творческих и созидательных способностей, коммуникативных умений и навыков и т. д. Однако основной системообразующей целью является развитие музыкальности, становление музыкально-эстетического сознания умственно отсталого ребенка через возникновение у него способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении, формирование музыкально-культурного кругозора его личности. Основную цель данного урока необходимо связать не с освоением знаний, умений и навыков, направленных на развитие двигательной сферы умственно отсталых учащихся, а с формированием индивидуальных свойств и качеств личности ребенка во взаимодействии с музыкальным и танцевальным искусством. Главное – это помочь ребенку почувствовать музыку в себе, ощутить ее воздействующе-преобразующую силу. С этих позиций должны определяться и педагогические задачи урока ритмики. Результатом же должны являться те изменения, которые происходят в ребенке, и которые будут проявляться в его музыкальной культуре, в характере музыкальной деятельности, в том числе музыкально-ритмической, в его эстетическом отношении к действительности.

В большинстве своем уроки ритмики похожи на уроки хореографии, на занятия художественной гимнастикой или аэробикой. Важно понимать, что урок ритмики – это не хореографический класс, не урок физкультуры под музыку, не фитнес, это не спортивное явление, а художественное. При таком подходе не только не реализуется основная цель уроков ритмики, но и ставится под сомнение основополагающий принцип музыкальной ритмики, заложенный еще Э. Жак-Далькрозом, об органичной связи движения и музыки, при котором музыка исполняет главную, ведущую роль, а не является фоном для движения. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движение же является своеобразным средством выражения художественных образов. Ритмика – это умение слушать и «пропевать» музыку в движении. В этой связи, на уроках ритмики необходима установка на глубокое восприятие музыки, умение ее пережить и прочувствовать, передавая свои ощущения так, как если бы она (музыка) была создана самим учеником. Только при соблюдении этого условия музыка надолго, а часто и навсегда остается в эмоциональной памяти ребенка, оказывая влияние на его мироощущение и поведение. При глубоком восприятии музыкального искусства через движение волшебный мир музыки полностью раскрывает свою высочайшую художественно-эстетическую ценность. Эта задача может быть решена только при организации систематической работы по восприятию музыки на уроках ритмики: предварительного прослушивания и подробного анализа музыкального произведения, предлагаемого для движения. Урок ритмики должен быть наполнен лучшими образцами разнообразных по характеру, содержанию, жанру и стилю музыкальных произведений народной, классической и современной музыки. Репертуар должен способствовать формированию музыкального вкуса, расширению кругозора, пополнению «музыкального багажа» умственно отсталого ребенка, обогащению его словарного запаса, получению доступных ему знаний о музыке как виде искусства.

На уроках ритмики есть возможность познакомить умственно отсталых детей с таким древним видом искусства, как танец. И этим ни в коем случае нельзя пренебрегать. Танцевальная музыка представляет значительную часть музыкального искусства прошлого и настоящего, поэтому умственно отсталых учащихся следует знакомить и с музыкальной, и с танцевальной культурой разных стран и эпох. Умственно отсталые дети должны познакомиться в доступной им форме с историко-бытовым, бальным, народным и современным танцем, получить элементарные сведения о танцевальном искусстве.

Музыкально-ритмическая деятельность умственно отсталых детей вне занятий представляет собой особую форму музыкального воспитания, которая обеспечивает решение коррекционно-развивающих задач и задач эстетического воспитания в процессе общения педагога и детей в условиях музыкально-игровой, театрализованной, кружковой и досуговой деятельности. В процессе организации данной формы музыкально-ритмической деятельности решаются следующие задачи:

· обогащение музыкально-художественного опыта, впечатлений детей путем организации в свободное время музыкально-игровой, художественной и театрализованной деятельности;

· активизация потенциальных возможностей детей, обеспечение развития эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкально-ритмической деятельности;

· формирование умения использовать навыки в движениях под музыку в свободной игровой, театрализованной, досуговой деятельности, развитие элементарных творческих проявлений детей;

· осуществление средствами музыки и танца профилактики и коррекции имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер умственно отсталого ребенка в процессе свободного общения педагога и детей.

Содержательная и организационная сторона музыкально-ритмической деятельности вне занятий предполагает следующие направления:

· музыкально-игровое;

· музыкально-театрализованное;

· кружковое;

· досуговое.

Любая исполнительская деятельность, в том числе и музыкально-ритмическая, по своему характеру имеет некоторые общие элементы с детской ролевой игрой, поэтому игра – не только один из эффективных методов обучения, но и форма организации деятельности. Музыкально-игровая деятельность вне занятий включает в себя музыкальные и музыкально-ритмические игры, которые могут быть использованы в различных режимных моментах, свободной деятельности детей, на праздниках и развлечениях. Выделяют следующие виды игр: музыкально-дидактические игры, игры с пением, игры с движением, речедвигательные игры, игры-шутки, игры-загадки, ритмические игры. При этом музыка может использоваться в музыкально-игровой деятельности в двух вариантах: в виде музыкальной иллюстрации в игре или, когда сама музыкальная деятельность выступает основным содержанием игры (например, игра в урок музыки или ритмики, в праздник, в концерт). В первом случае, музыка придает выразительность, ритмичность движениям, позволяют показать чувства и настроение, возникающее в ходе игры; во втором, играя в «урок ритмики», «концерт», педагог может активизировать исполнение детьми знакомых ритмических движений, танцев, хороводов.

Театрализованная деятельность занимает особое место среди видов художественной деятельности. Гармоничное сочетание разных видов искусства в театрализованной деятельности позволяет решать задачу художественного развития и формирования творческой активности ребенка. Своеобразие театрализованной деятельности проявляется в том, что она сочетает в себе как зачатки ролевой игры, так и элементы театрального искусства. Театрализованная деятельность — понятие, которое включает в себя разные виды театрализованных игр, организуемых детьми совместно со взрослым или самостоятельно. Изначально театральное искусство было пластическим: персонажи игровых представлений общались с помощью танца, мимики, жестов, пантомимы. К музыкально-театрализованной деятельности, включающей в себя музыкально-ритмические движения, можно отнести музыкально-сценические этюды и ритмопластические спектакли.

Музыкально-сценические этюды носят импровизационный характер и способствуют не только развитию творческого воображения, но и элементов актерской техники. В музыкально-пластическом этюде характер действий и их смена определяются содержанием музыкального произведения и его структурой. Музыкально-сценические этюды должны быть разнообразного характера, чтобы помочь детям активизировать свое личное отношение, как к драматургии музыкального произведения, так и к исполняемому ритмопластическому образу. Такая форма работы заставляет умственно отсталого ребенка не только услышать музыку, но и «увидеть» ее. Музыкальные произведения для таких этюдов можно найти в многочисленных альбомах детских пьес русских и зарубежных композиторов (П. Чайковского, Р. Шумана, В. Ребикова, А. Лядова, А. Гречанинова, Г. Свиридова, К. Дебюсси и др.). Музыкально-сценические этюды должны основываться не только на умениях и навыках практического (ритмопластического) характера, но и на теоретических знаниях в области музыки, искусства танца, основ сценического искусства. При работе над музыкально-сценическим этюдом особое внимание следует уделять заданиям:

· развивающим выразительность жестов;

· формирующим умение действовать с воображаемыми предметами;

· закрепляющими навыки передачи в ритмопластических импровизациях черты разных характеров, оттенки настроений;

· совершенствующими навыки воспроизведения музыкальных образов с помощью мимики и жеста.

Учитывая разный творческий потенциал учащихся, необходимо подбирать сценические этюды, исходя из индивидуальных особенностей воспитанников. Также полезно предлагать детям самим придумывать сюжеты для сценических этюдов. Хорошие результаты дает работа по созданию различных пластических и танцевальных композиций на одни и те же музыкальные произведения.

Постановка ритмопластических спектаклей — это итог работы по формированию и развитию музыкально-ритмической деятельности, основанный на методе театрализации занятий ритмикой. Такие спектакли дают возможность умственно отсталым детям погрузиться в мир театра, готовят их к восприятию балетного искусства, к осознанию того, что балет состоит из двух параллельных и постоянно связанных потоков — танца (вместе с пантомимой и другими видами пластики) и музыки. Основой либретто ритмопластического спектакля может стать знакомая сказка, или же либретто может быть написано исходя из содержания музыкальных произведений. К созданию либретто, а также к подбору музыкальных произведений необходимо привлекать детей. Ребята также могут помочь в разработке эскизов костюмов и декораций.

На кружковых и досуговых формах организации музыкально-ритмической деятельности я не буду сегодня останавливаться подробно. Эти формы организации хорошо известны и разработаны. Как правило, кружковая и досуговая работа в школах, а особенно в школах-интернах VIII вида бывает весьма разнообразной. Практика многих школ убеждает в возможности и целесообразности организации для умственно отсталых детей кружков музыкальной и танцевальной направленности. Подготовка праздников, развлечений, музыкальных гостиных также включает в себя работу по развитию музыкально-ритмической деятельности умственно отсталых учащихся, подготовку разнообразных ритмических и танцевальных номеров.

Подводя итог всему выше сказанному, необходимо отметить, что музыкально-ритмическая деятельность имеет важное значение для развития и коррекции отклонений умственно отсталого ребенка, его эстетического воспитания и может быть успешно реализована в различных формах учебной и внеучебной деятельности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...