Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации.




В начале контрольной работы покажите незавершенность процесса централизации и необходимость реформ. Затем следует дать анализ внутренней политики Ивана IV, рассмотреть правление Ивана Грозного в 40-е-50-е гг. ХVI в., когда проводились крупные реформы при участии «Избранной Рады». Раскройте смысл и последствия венчания Ивана IV. Обратите внимание на процесс формирования сословий централизованного государства. Далее следует выяснить причины перехода к контрреформам. Дайте характеристику основным направлениям внешней политики Ивана IV. В заключении отметьте, что основная часть внешнеполитических проблем не была решена, и решение их было отложено на последующий период.

Литература:

1. Веселовский С.Б. Царь Иван Грозный в работах писателей и историков. Три статьи. – М.: ООО «Пробел», 1999.

2. Иоаннн Грозный. Петр Великий и др. Биографические очерки.- М.: Респ., 1998.

3. Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М., 1989.

4. Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве./ Из истории создания Централизованного государственного аппарата в конце ХV – первой половине ХVI в. – М.: МГУ, 1968.

 

5. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М.: Наука, 1983.

6. Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд.// Отечественная история – 1997. №

Тема № 5. Время альтернатив на Руси (1598 – 1613 гг.)

План:

1. Смута в России XVII в. Выбор пути развития России.

2. Борьба русского народа против иноземцев.

Методические рекомендации.

Контрольную работу следует начать с выяснения причин Смутного времени в России ХVIII в. Затем необходимо остановиться на основных событиях этого периода, поставивших Россию перед выбором пути развития. Обратите внимание на различные термины: «смута», «крестьянская война», «польско-шведская экспансия». Определите причины подъема национально-освободительного движения. Дайте характеристику организаторам I и II земского ополчений. Раскройте значение Земского собора 1613 г. и установления правления династии Романовых.

Литература:

1. Морозова Л.Е. Б.Ф. Годунов // Вопросы истории. -1998. - №1.

2. Морозова Л.Е. В.И. Шуйский // Вопросы истории. - 2000. - № 10.

3. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале ХVII в. – Новосибирск, 1987.

4. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». – М., 1988.

5. История внешней политики России (конец XV века – XVII века) от свержения ордынского ига до северной войны. – М.: Международные отношения, 1999.

Тема № 6. Экспедиция Ермака и присоединение Сибири.

План:

1. Ермак.

2. Присоединение Сибири: цели, реалии, результаты.

3. Россия и Сибирь.

Методические рекомендации.

Контрольную работу можно начать с характеристики основных направлений внешней политики России в конце ХVI в. Обратите внимание на вопрос об организации казачьей дружины Ермака, на ее социальный состав. Отметьте, что в современной исторической литературе встречаются разные характеристики деятельности Ермака.

Затем выделите основные этапы присоединения Сибири в последующие века. Какую цель преследовало царское правительство, когда присоединяло сибирские народы? Какие результаты были получены? Следует кратко остановиться на дискуссионных вопросах вхождения Хакасии в состав Российского государства.

Проанализируйте процесс интеграции сибирского региона в Российское государство.

Литература:

1. Скрынников Р.Г. Экспедиция в Сибирь отряда Ермака. – Л., 1982.

2. Сибирская экспедиция Ермака. – Новосибирск, 1986.

Тема 7. Церковный раскол в России ХVII вв.

1. Русская церковь накануне раскола.

2. Ревнители благочестия.

3. Патриарх Никон.

4. Последствия церковной реформы для российского общества.

Методические рекомендации.

Начните контрольную работу с вопроса об особом положении русской церкви в Российском государстве. Назовите причины и сущность церковной реформы. Далее покажите основные противоречия между светской и духовной властью. Дайте характеристику деятельности Никона. В заключении определите последствия церковной реформы для российского общества.

Литература:

1. Богданов А. П. Патриарх Никон. // Вопросы истории. – 2004. -№1.

2. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т. 3.

3. Костомаров Н.И. Российская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.

4. Нефедов С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII в.// Вопросы истории. –2004. -№4.

Тема № 8. Петр I: преобразование традиционного

российского общества и государства.

План:

1. Объективная необходимость проведения преобразований в экономической, политической, культурной сферах российского общества.

2. Реформы Петра: цели и результаты.

3. Внешняя политика Петра I.

Методические рекомендации.

Следует обратить внимание на предпосылки проведения реформ в петровской России. Затем укажите, каких сфер жизни общества коснулась реформаторская деятельность Петра I. Вспомните, какие оценки петровским преобразованиям давали его современники. Определите основные направления внешней политики Петра I.

Литература:

1. Анисимов Е.В. Петр I: Рождение империи. – М., 1989.

2. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России ХVIII в. (опыт целостного анализа) – М.: РГГУ, 2001.

3. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра I.- М., 1984

4. Писарькова Л.Ф. Российская бюрократия в эпоху Петра I // Отечественная история. –2004. -№1.

5. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. – М., 1984.

Тема № 9. Просвещенный абсолютизм в России (II половина XVIII в.)

План:

1. Екатерина II: проекты переустройства российского общества.

2. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.

Методические рекомендации.

Контрольную работу следует начать с понятия «просвещенный абсолютизм». Отметьте, что Екатерина II осознавала необходимость реформ, но ее политика все же была непоследовательной. Проанализируйте социальную политику Екатерину II. Назовите основные направления и задачи внешней политики Екатерины II.

Литература:

1. Виноградов В.Н. Дипломатия Екатерины Великой // Новая и новейшая история. – 2001. - № 3.

2. История внешней политики России. XVIII век (от северной войны до войн России против Наполеона). -М.: международные отношения, 1998.

3. Каменский А.Б. Сословная политика Екатерины II // Вопросы истории. – 1995. - №3.

Тема 10. Либеральные и консервативные тенденции

в общественной жизни России в I половине ХIХ.

План:

1. Два периода внутренней политики Александра I.

2. Проект государственных преобразований М.М. Сперанского.

3. Отечественная война 1812 г.

4. Политический курс Николая I.

 

 

Методические рекомендации.

Контрольную работу начните с воцарения Александра I, вспомните, как был воспринят русским обществом 23-летний царь, который в первый период своего правления предпринимает попытки решения основных проблем общественно-политической жизни России – крепостного права и абсолютизма. Остановитесь кратко на деятельности Негласного комитета, М.М. Сперанского. Дайте характеристику личности и деятельности Александра I. Выясните причины Отечественной войны 1812 г., назовите основные сражения. Какое значение имела победа над французской армией для дальнейшего развития российского общества?

Литература:

1. История внешней политики России 1 половины XIX в. (от войн России против Наполеона до Парижского мира 1856 г.) – М., 1999.

2. Пресняков А.Е. Российские самодержавцы. - М., 1990.

3. Российские самодержавцы (1801 – 1917 гг.) (Сост. Боханов А., Захаров Л. и др.).- М., 1993.

4. Сахаров А.Н. Александр I и Аракчеев // Отечественная история.-1998, № 1.

5. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М.М. Сперанского. – М., 1991.

Тема № 11. Начало революционной борьбы против

самодержавия и крепостничества.

План:

1. Отечественная история 1812 г. Ее влияние на общественное сознание.

2. Формирование дворянской революционности.

3. Восстание 14 декабря 1825 г., его влияние на идейное развитие российского общества.

Методические рекомендации.

Приступая к изучению данной проблемы, следует вспомнить, что декабристы называли себя «детьми 1812 г.». Как заграничный поход русской армии повлиял на общественное сознание? Обратите внимание на то, что движение декабристов возникло в среде гвардейских офицеров. Сравните основные положения «Русской Правды» Пестеля и «Конституции» Муравьева. Назовите причины поражения декабристского восстания и значение революционного выступления декабристов.

 

Литература:

1. Бокова В.М. Эпоха тайных обществ. М.: Реалии-пресс., 2003.

2. Восстание декабристов./ Документы. - М., 2001.

3. Гордин А.Я. Мятеж реформаторов 14.12. 1825. – Л., 1985.

4. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т.5. - М., 1989.

5. Нечкина М.В. Декабристы. - М., 1985.

6. Российские самодержавцы 1801 – 1917 гг. (Боханов А., Захаров Л. и др.). - М., 1993.

Тема № 12. Общественно-политическое движение

в России во II четверти XIX в.

План:

1. Россия перед проблемой выбора пути дальнейшего развития: теория официальной народности, западники и славянофилы.

2. Петрашевцы.

3. Зарождение революционно-демократической идеологии. Деятельность В. Г. Белинского и А. И. Герцена.

Методические рекомендации.

В начале контрольной работы обратите внимание на то, в каких условиях Николай I приходит к власти. Выясните, почему Россия оказывается в этот период перед выбором пути дальнейшего развития. Кратко остановитесь на основных положениях «теории официальной народности». Когда сложились кружки западников и славянофилов? В чем заключалась сущность их дискуссии? Дайте характеристику деятельности Белинского и Герцена. Какое значение основоположники «русского социализма» придавали русской общине?

Литература:

1. Егоров Б.Ф. Петрашевцы. – Л., 1988.

2. История России ХIХ – начало ХХ вв. Учебник для исторических факультетов университетов./ Под ред. В.А. Федорова. - М.: «Зерцало», - 1998. – С.208-231.

3. Цимбаев Н.И. Славянофильство (из истории русской общественно-политической мысли ХIХ в.) – М.: Изд. МГУ, 1986.

Тема № 13. Эпоха правительственных реформ (II половина ХIХ в.)

План:

1. Крестьянская реформа 1861 г. Ее буржуазный характер и крепостнические черты.

2. Буржуазные реформы 60-х-70-х гг. ХIХ вв. Изменения в общественно-политическом строе страны.

Методические рекомендации.

Изучая данную проблему, следует учесть современный взгляд на подготовку и проведение крестьянской реформы как на составную часть александровской модернизации страны.

Необходимо взять во внимание, что правительственные реформы последовали за отменой крепостного права. Охарактеризуйте некоторые из проектов освобождения крестьян, позицию правительства и монархии. Покажите противоречивый характер реформы. Остановитесь более подробно на каждой из буржуазных реформ 60-70-х гг. ХIХ в., раскройте содержание и значение.

 

Литература:

1. Ананьич Б.В. Великие реформы в России 1856 – 1874 // Вопросы истории – 1993 - № 10.

2. Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. – 1998. - № 10.

3. Опыт российских модернизаций ХVIII – ХХ вв. / Отв. ред. В.В. Алексеев. – М., 2000.

Тема № 14. Общественно – политическая мысль России II половины

XIX в. о развитии страны.

План:

1. Складывание и развитие теории народничества.

2. Организация революционных народников и их тактика в 70-80 –е гг. ХIХ в.

3. Кризис революционного народничества: появление и сущность либерального народничества и начало распространения марксизма в России.

Методические рекомендации.

В контрольной работе следует кратко изложить биографии и основные взгляды теоретиков народничества: М. Бакунина, П. Лаврова, П. Ткачева. Рассмотрите процесс создания народнических организаций, их тактические приемы в 70-80- е гг. ХIХ в. проанализируйте результаты «хождения в народ». Сравните программы и тактику «Народной воли» и «Земли и воли». Обратите внимание на кризис революционного народничества, на сущность либерального народничества.

Необходимо остановиться на личности Г. Плеханова, который после разрыва с народничеством переходит на позиции марксизма. Проанализируйте программные положения группы «Освобождение труда».

Литература:

1. Антонов В.Р. Чернышевский о пореформенной России // История СССР. – 1989 - № 2.

2. Будницкая О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология. (II половина ХIХ – ХХ в.). - М.: РОССПЭН., 2000.

3. Зверев В.В. Эволюция народничества: «теория малых дел» // Отечественная история. – 1997. - № 4.

4. Пантин И. К. и др. Революционная традиция в России 1783 – 1883 гг. - М. Мысль, 1986. - 343 с.

5. Рудницкая Е.Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России// Вопросы истории. – 2003. -№8.

Тема № 15. Проблема исторического выбора России

(конец ХIХ – начало ХХ вв.)

1. Внутренняя политика Николая II.

2. Реформы С.Ю. Витте.

3. Реформы П.А. Столыпина.

4. Становление парламентаризма в 1905 – 1907 гг.

Методические рекомендации.

В данной теме главное внимание нужно обратить на политику самодержавия в поисках выхода из назревания революционного кризиса. Охарактеризуйте личность Николая 11, его политические взгляды. Отметьте роль С.Ю. Витте и П.А. Столыпина в реформировании России. Укажите, что С.Ю. Витте сделал многое для превращения России в индустриальную страну. Далее следует детально остановиться на положениях аграрной реформы П.А. Столыпина. Необходимо отметить специфические условия становления парламента:

а) развитие революционных событий и неудачи во внешней политике;

б) формирование многопартийной системы.

Следует ознакомиться с Манифестом 17 октября 1905 г., который положил начало складыванию парламентаризма в России.

 

Литература:

1. Зырянов П.Н. Петр Столыпин – политический портрет. - М., 1992.

2. Карелин ПГ. Витте С.Ю.// Россия на рубеже веков: исторические портреты. - М., 1991.

3. Леонов С.В. Партийная система России (конец ХIХ - 1917 гг.) // Отечественная история. - 1999. - № 1.

4. Опыт российских модернизаций ХVIII – ХХ вв.// Отв. ред. В.В. Алексеев. – М., 2000.

5. Столыпин П.А. Программа реформ. Документы и материалы. В 2 томах. М.: РОССПЭН., 2003.

6. Рогалина Н.Л. Аграрный кризис в российской деревне начала ХХ века// Вопросы истории.- 2004.- №7.

7. Шацилло К.Л. I Российская Дума // Отечественная история.– 1996 - № 4.

Тема № 16. Февральская революция 1917 г. в России.

План:

1. Причины и развитие революции. Возникновение двоевластия.

2. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.

3. Итоги и уроки Февральской революции.

Методические рекомендации.

Назовите причины февральской революции. Не останавливаясь детально на событиях революции, обратите внимание на формирования властных структур после свержения самодержавия. Раскройте сущность двоевластия. В заключении необходимо показать значение февральской буржуазно-демократической революции и ее влияние на дальнейший ход событий в стране.

 

Литература:

1. Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства (III – IV 1917 г.)// Отечественная история. – 2001 - № 3.

2. Гайда Ф.А. Февраль 1917 г.: революция, власть буржуазия // Вопросы истории. – 1996. - № 3.

3. Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 г. // Отечественная история. – 1997 - № 1.

4. Гросул В.Я. Истоки 3 революций // Отечественная история. – 1997. - № 6.

5. История внешней политики России конец XIX – нач. ХХ вв. (От русско-французского союза до октябрьской революции). - М., 1999.

Тема № 17. Октябрь 1917 г.: Социальная революция или переворот?

План:

1. Альтернативы развития России после установления единовластия Временного правительства в июле 1917 г.

2. Изменения расстановки политических сил страны к началу осени 1917 г.

3. Октябрь 1917 г.: революция или переворот?

 

 

Методические рекомендации.

Контрольную работу следует начать с раскрытия сущности общенационального кризиса осени 1917 г. Необходимо указать на изменения, происшедшие в расстановке политических сил страны к началу осени 1917 г. Важно показать тактику и стратегию большевиков в этот период. Обратите внимание на новейшие исследования событий октября 1917 г. и на различные концепции и оценки.

Литература:

1. Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 // Отечественная история. – 1997. - № 1.

2. Иоффе Г.З. Почему февраль? Почему Октябрь? // Общественные науки. – 1989 - №5.

3. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары. – М., 1993.

Тема № 18. Россия в гражданской войне.

План:

1. Причины, начало гражданской войны.

2. «Белые» и «Красные»: социальная база, состав, взгляды на будущее России.

3. Основные этапы гражданской войны. Роль и масштабы «красного» и «белого» террора в борьбе за власть.

4. Последствия и уроки победы большевиков.

Методические рекомендации.

Исходя из определения гражданской войны, назовите основные концепции начала и периодизации гражданской войны в России. Обратите внимание на споры в новейшей историографии по вопросу о зачинщиках этой братоубийственной войны. Обратите внимание на взаимодействие и борьбу разных политических «потоков»: «белых», «красных», политическое размежевание которых проходило не только по социальным признакам. Назовите причины, по которым белое движение потерпело поражение, и факторы, которые обеспечили победу «красных». Обратите внимание на проблему «красного» и «белого» террора. В заключении определите значение и последствия гражданской войны.

Литература:

1. Бортневский В.А. Красный и белый террор //Учительская газета.– 1990. - № 12.

2. Зырянов П.Н. Молодые годы А.В. Колчака // Вопросы истории. – 2002. - № 6.

3. Красный террор в годы гражданской войны. По материалам особой следственной комиссии // Вопросы истории. - 2001 - № 7-10.

4. Цветков В.Ж. Белое движение в России в 1917 – 1922 гг. // Вопросы истории 2000 - № 7.

Тема № 19. Советская Россия в условиях НЭПа.

План:

1. Причины перехода к НЭПу.

2. НЭП: сущность, механизмы развития, опыт и уроки.

3. Почему свернули НЭП.

Методические рекомендации.

Назовите основные причины, по которым Советское государство приняло решение о переходе к НЭПу. Раскройте сущность НЭПа и особенности его реализации. Отметьте, что НЭП – это комплекс мер экономического, политического, идеологического характера. Укажите на противоречия НЭПа в политико-идеологической, в экономической области, которые в конечном счете и привели к свершению НЭПа.

Литература:

1. Горинов М.М. НЭП: поиски путей развития. – М., 1990.

2. Дмитриенко В.П. Военный коммунизм, НЭП.// История СССР. – 1990. - № 3.

3. Павлова И.В. Власть и общество В СССР В 1930–е гг.// Вопросы истории. – 2001 - № 10.

4. У. Эньюань (КНР). Нэпманы // Отечественная история. – 2001. – № 5.

Тема № 20. Национальный вопрос в советской России и поиск

путей его решения. Образование СССР.

План:

1. Политические партии о путях решения национального вопроса в России.

2. Цели, направления и особенности национальной политики советской России.

3. Дискуссии по вопросу о создании советской федерации народов.

Методические рекомендации.

Обратите внимание на то, что распад Российской империи начался в феврале 1917 г., когда заметно усилились сепаратистские настроения на ее окраинах. Кроме того, следует учесть, что после Октября началось стихийное национально-освободительное движение. Целесообразно остановиться на различных путях решения национального вопроса, предлагаемых политическими партиями. Назовите основные мероприятия большевиков, направленные на сохранение территориальной целостности России. В работе необходимо остановиться на «Декларации прав народов России», в которой излагались основные принципы национальной политики РСДРП (б).

Укажите предпосылки объединения советских республик, раскройте основные положения плана «автономизации советских республик», предложенного Сталиным, и Ленинский план создания федерации. Образование СССР произошло в составе 4 республик: РСФСР, ЗСФСР, Украины и Белоруссии.

Литература:

1. Бурмистрова Т.Ю., Гусакова В.С. Национальный вопрос в программах и тактике политических партий в России 1905 – 1917 гг. - М., 1975.

2. Журавлев В.В., Ненароков А.П. Новые факты из истории образования СССР // Историки спорят. 13 бесед. – М., 1989.

3. Коржихина Т. Из истории наркомата по делам национальностей РСФРС (1917 – 1923 гг.) // Политическое образование. – 1989. - № 7.

Тема № 21. СССР на пути форсированного строительства социализма.

План:

1. Мир и СССР в 30-е гг. ХХ в.

2. Сталинская модернизация: цель, средства, итоги.

3. Формирование тоталитарного режима (репрессии, терроризм).

Методические рекомендации.

Контрольную работу следует начать с того, что СССР в 1930-е гг. по-прежнему стремится к роли мирового центра революционного движения. В то же время СССР сумел добиться выхода из международной изоляции. Необходимо подчеркнуть, что в этих условиях неотложной потребностью стала модернизация экономики, индустриализация в целях создания крупного машинного производства, превращения страны из аграрной в индустриальную. Укажите, что в руководстве страны возникли разногласия при выборе концепции индустриального развития страны. Обратите внимание на темпы коллективизации, заданные сталинским руководством.

Отметьте, что результаты сталинской модернизации были закреплены в Конституции СССР 1936 г.

Литература:

1. Гордин Л.А., Клопов Э.В. Что это было: размышления о предпосылках и об итогах того, что случилось с нами в 30-40-е гг. - М., 1989.

2. С. Куртуа, Н. Верт и др. Черная книга коммунизма: преступление, террор, репрессии. - М., 1999

3. Ивницкий Н.А. Коллективизм и раскулачивание (начало 30-х гг. ХХ в.). - М., 1994.

 

 

Тема № 22. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: взгляд через годы.

План:

1. Причины, масштабы и уроки потерь СССР на первом этапе войны.

2. Основные этапы Великой Отечественной войны.

3. Складывание антигитлеровской коалиции и проблема вклада ее участников в освобождение СССР и разгром гитлеровской Германии.

Методические рекомендации.

В начале следует отметить, что в настоящее время с открытием архивов и появлением новых документов стало возможным изучение «белых пятен» истории Великой Отечественной войны. Обратите внимание на дискуссии о причинах и виновниках Великой Отечественной войны, о «внезапности» нападения Германии на СССР. Необходимо указать, что на первом этапе войны СССР понес наибольшие потери. Попытайтесь выявить объективные и субъективные причины поражения советской армии осенью 1941-летом 1942 гг.

Охарактеризуйте процесс складывания антигитлеровской коалиции и вклад ее участников в освобождение СССР и разгром гитлеровской Германии.

Литература:

1. Гертц Д.М. «Забытые» страницы ВОВ (1941 – 1945 гг.) // Вопросы истории. – 1995 - № 5.

2. Першин В.Г. Людские потери в ВОВ // Вопросы истории. – 2000. -№ 7.

3. Супрун М.Н. Продовольственные поставки в СССР по ленд-лизу в годы второй мировой войны // Отечественная история. – 1996. - № 3.

4. Якобсен Х.А. Вторая мировая война: некоторые итоги // Вопросы истории. – 1995. - № 7.

Тема № 23. Послевоенное устройство мира.

Противоборство двух мировых систем (1945 г. – нач. 50-х гг.).

План:

1. Послевоенное устройство мира. Изменения в расстановке политических сил после окончания II мировой войне и роль СССР в этом процессе.

2. Была ли неизбежна «холодная война». Ее причины и сущность.

Методические рекомендации.

Контрольную работу следует начать с описания новой геополитической обстановки, сложившейся на международной арене после окончания второй мировой войны. Определите роль Советского Союза и США в расстановке политических сил. Определите причины «холодной войны», ее начало. Какие факторы способствовали развязыванию этой войны. Обратите внимание на формирование двух противоборствующих систем, на формирование блоков НАТО и ОВД. Целесообразно показать в работе влияние гонки вооружения и идеологического противостояния на социально-экономическое развитие супердержав.

Литература:

1. Данилов А.А. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы (А.А. Данилов, А.В. Пыжиков). – М.: РОССПЭН, 2001

2. Кочетков Т.Ю. Вопросы создания ООН и современная дипломатия // Отечественная история. – 1995. - № 1.

3. Медведев Ж.А. Сталин и «дело врачей». Новые материалы.// Вопросы истории. – 2003. - №1-2.

4. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. - М., 1998.

 

Тема № 24. Внутриполитическая жизнь страны после смерти

И.В. Сталина: проблемы, опыт, уроки.

План:

1. Борьба за политическую власть в стране после смерти И.В. Сталина. Разработка новых подходов к развитию страны и повышению ее роли в международных делах.

2. Разоблачение культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС.

3. Противоречивый характер «Хрущевской оттепели».

 

 

Методические рекомендации.

В начале контрольной работы следует указать, что со смертью Сталина закончилась целая эпоха – эпоха сталинизма. Отсутствие надежного легитимного механизма власти вызвало длительный политический кризис, борьбу за право обладания ею. Укажите, что в ходе этой борьбы определились три ключевые фигуры: Маленков, Берия и Хрущев, каждый из которых претендовал и на выбор варианта общественных преобразований. Обратите внимание на причины, по которым Хрущеву удалось одержать победу в борьбе за власть. Подчеркните значение ХХ съезда КПСС в либерализации общественно-политической жизни. Раскройте противоречивость «хрущевской оттепели».

Литература:

1. Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история. – 2000. - № 1.

2. Н.С. Хрущев. Материалы и биографии сост. Ю.В. Аксютин. – М., 1989.

3. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945 – 1991. Изд. II. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. – С.85 – 168.

4. Пыжиков А.В. Проблема культа личности в годы хрущевской оттепели.// Вопросы истории. – 2003. -№4.

5. Пыжиков А.В. Последние месяцы диктатора (1952 – 1953 гг.) // Отечественная история.– 2002. - № 2.

 

Тема № 25. Социально – экономическая политика

СССР II половины 1960 –х-1980-х годов.

План:

1. НТР в мире: необходимость перевода советской экономики на интенсивный путь развития.

2. Мартовский и сентябрьский (1965 г.) Пленумы ЦК КПСС: разработка мер по развитию промышленности и сельского хозяйства.

Методические рекомендации.

Тему данной работы целесообразно начать с определения причин механизма торможения, начавшегося с середины 1960-х гг., показать кризисную ситуацию в области экономики, ее экстенсивное развитие. Также следует отметить отставание СССР от ведущих держав в научно-технической, технологической областях. Необходимо рассмотреть решения названных пленумов ЦК КПСС по разработке мер развития промышленности и сельского хозяйства.

Литература:

1. Арбатов Т.А. Затянувшееся выздоровление (1953 – 1985 гг.). – М., 1991.

2. Зубков Е.Ю Уроки незавершенных переворотов 1956 и 1965 гг. // Страницы истории современного общества. – М., 1990.

3. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. - М., 2002.

4. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945 – 1991. – Новосибирск:: Сибхронограф, 2000. С. 245 - 310.

Тема № 26. Советское общество в конце 60-х – начале 80-х гг. ХХ в.

План:

1. Социальная дифференциация и образ жизни.

2. Церковь и советское общество.

3. Противоречия культурной жизни страны.

Методические рекомендации.

В работе следует отметить расслоение советского общества, причины этого процесса. Определите место номенклатуры как социальной группы, обратите внимание, что в литературе существует проблема определения ее численности. Необходимо показать на источники доходов номенклатуры, их уровень жизни сравнить с уровнем жизни основного населения. Покажите место церкви в жизни советского общества. Раскройте причины противоречий в культурной жизни страны.

 

Литература:

1. Козлов В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе (1952 – 1982). По рассекреченным документам Верховного суда и Прокуратуры СССР// Отечественная история – 2003. - №4.

2. Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко 1970 – 1985 гг. - М., 1997.

3. Пихоя Р. СССР: история власти 1945 – 1991 гг. - М., 1998.

4. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. - М., 1995.

Тема № 27. Перестройка в СССР: замыслы и реальность.

План:

1. Поиски путей модернизации социализма.

2. Проблемы и последствия коммунистической модернизации страны.

3. «Новое политическое мышление» во внешней политике.

4. Гласность и общественное сознание.

Методические рекомендации.

Целесообразно указать на политические противоречия внутри страны и кризис власти, а также на экономические проблемы страны. Обратите внимание на формирование политического плюрализма и начало пересмотра исторического пути страны за годы советской власти. Проследите, к чему привел курс на совершенствование социализма. Дайте определение понятиям: гласность, демократизация общества. Раскройте основное содержание внешнеполитической концепции нового мышления. Дайте анализ советско-американских встреч на высшем уровне в Женеве, Рейкъявике, Вашингтоне и т.д.

Литература:

1. Печенев В.А. Взлет и падение Горбачева глазами очевидца. - М., 1996.

2. Согрин В. 1985 –1995 гг.: реалии и утопии новой России // Отечественная история. - 1995. - № 2.

3. Согрин В. Горбачев М.: личность и история // Общественные науки и современность. – 1992. - № 3.

Тема № 28. Распад СССР – неизбежность или результат

непродуманной национальной политики.

План:

1. Обострение национальных проблем в условиях перестройки.

2. Дискуссии о путях обновления советской федерации.

Методические рекомендации.

В условиях гласности, демократизации общественной жизни обострились национальные проблемы, появились опасные симптомы сепаратизма. Назовите предпосылки для подъема широких национальных движений в союзных республиках. Обратите внимание на стремление советского руководства во главе с М. Горбачевым сохранить, обновить СССР. О чем свидетельствовали результаты народного референдума, организованного по вопросу сохранения СССР? Какие пути обновления союза были предложены представителями различных политических течений?

Альтернативная центру модель нового союза, крайнее обострение отношений российского и союзного руководства сыграли роль в разрушении СССР.

 

 

Литература:

1. Медведев Р.А. За кулисами августа: загадки Фороса.// Вопросы истории – 2003. - №7.

2. Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз?// Отечественная история. – 2003. -№4.

3. Политическая история: Россия – СССР – РФ: в 2 т. Т.2. - М., 1996.

4. Празаускас А. Мог ли быть вечным «Союз нерушимый» // Свободная мысль. – 1992.- № 2.

5. Ципко А. Территория или попытка разобраться в причинах распада советской империи // Родина. – 1992. - № 8-9.

Тема № 29. Воссоздание российской государственности.

Проблемы становления и развития суверенной России.

План:

1. Создание суверенной России. Выборы президента.

2. Основные тенденции и проблемы развития политической системы.

3. Октябрьские события 1993 г. Ликвидация советской политической системы.

Методические рекомендации.

Следует отметить, что Россия – РФ является правопреемницей СССР. Обратите внимание, что с момента распада СССР одной из актуальных задач явилось сохранение территориальной целостности России. Дайте характеристику периоду правления президента Ельцина, формам и методам его руководства, поиска путей решения проблем.

 

Следует показать проблемы развития политической системы страны, которые едва не привели к гражданской войне 1993 г.

Каким образом завершилась конституционная война между президентом и парламентом России? Дайте характеристику основным положениям Конституции РФ 1993 г.?

Литература:

1. Декларация о государственном суверенитете РСФСР // Советская Россия. – 1990. – 14 июня.

2. Пихоя Р.Г. Конституционно- политический кризис в России 1993 г.: хроника событий и комментарии историка // Отечественная история. - 2002. - № 4 – 5.

3. Политическая история: Россия – СССР – РФ: в 2 т. Т. 2. - М., 1996.

4. Согрин В.В. 1985 – 1995: реалии и утопии новой России // Отечественная история. – 1995. – № 5.

Тема № 30. Россия в поисках нового места в мире.

План:

1. Отношения с бывшими республиками СССР и странами социального блока.

2. Россия и Запад.

3. Европейская перспектива.

 

Методические рекомендации.

Обратите внимание, что после распада СССР произошло изменение положения России на международной арене. Россия должна была добиться прежде всего признания на международной арене. Рассмотрите основные направления международных связей:

а) отношения с дальним зарубежьем;

б) отношения с ближним зарубежьем.

Литература:

1. История России. Новейшее время 1945 – 1999 г. Уч. для студентов ВУЗов. Под ред. Б. Безбородова. - М.: Изд. АСТ, Олимп, 2000.

2. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. - М., 1996.

Тема № 31. Вхождение Хакасии в состав Российского государства.

План:

1. Хакасия накануне присоединения к России.

2. Дискуссии о дате и характере присоединения «Кыргызской землицы» к России.

Методические рекомендации.

Дайте характеристику социально-экономического, политического развития Кыргызской землицы накануне присоединения к России. Обратите внимание на дискуссионные проблемы о дате и характере присоединения Хакасии к России. Необходимо взять во внимание мнения таких ведущих авторов, как В.Я. Бутанаев, К.Г. Копкоев, И.Л. Кызласов по данным проблемам.

Литература:

1. Россия и Хакасия: 290 лет современного развития. Материалы научно – практической конференции, посвященной 290 –летию присоединения Хакасии к России.

2. Ултургашев С.П. О периодизации политической истории Хакасии // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Вып. V. - Абакан, 2001. С. 107 - 113.

 

 

Тема № 32. Образование Хакасской автономной области (1917 – 1930-е гг.).

План:

1. Деятельность Национального комитета хакасов (июль 1917 – 1919 гг.).

2. Создание Хакасского уезда.

3. От уезда к области.

Методические рекомендации.

В контрольной работе следует отметить, что после Февральской революции активизировалось национально-освободительное движение на окраинах России. В Хакасии был создан национальный комитет хакасов, деятельность которого была направлена на формирование автономии хакасского народа. Охарактеризуйте деятельность лидера национального движения С.Д. Майнагашева. Обратите внимание, что создание Хакасского уезда шло в условиях укрепления советской власти. Следующей ступенью в национально-государственном строительстве стало создание Хакасского округа. Дайте характеристику политико-правового статуса уезда и округа. Отметьте, что Хакасская автономная область, созданная в 1930 г., явилась настоящей формой самоопределения

Литература:

1. Тугужекова В.Н. От Хакасского уезда к Хакасской автономной области // К 70 – летию ХАО. Материалы научно – практической конференции, посвященной 70 – летию ХАО. 20.10.2000 г. – Абакан, 2000. – С. 6 - 14.

2. Гладышевский А.Н. на пути становления национальной государственности // К 70 – летию ХАО. Материалы научно – практической конференции, посвященной 70 – летию ХАО. 20.10.2000 г. – Абакан, 2000. – С.28 - 35.

 

Вопросы к экзамену по «Отечественной истории».

1. Теория и методология исторической науки. Источники изучения истории и историография отечественной истории.

2. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.

3. Проблема этногенеза восточных славян

4. Проблема образования Древнерусского государства и этапы его становления.

5. Быт, хозяйство и общественный строй Древней Руси.

6. Византия и Русь: проблема политико- культурного влияния.

7. Крещение Руси: причины и последствия.

8. Политическая раздробленность русских земель. Основные центры раздробленности.

9. Иноземные нашеств

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...