Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Карьерная (закрытая) и позиционная (открытая) системы: системы внутреннего роста и деловых качеств, узкой специализации и способности гибко изменяться.




Закрытая – та модель, которую пытался внедрить в Табели Петр I, она используется в некоторых европейских странах (Франция) – замещение любой должности на госслужбе возможно только через самый низовой уровень госслужбы. «Перевернутый стакан» - попасть наверх можно только через самый низ, пройдя всю лестницу должностей. Эта система характеризуется не только требованием о последовательном карьерном росте, но она предполагает еще и гарантии карьерного роста. Когда служащий поступает на службу, он знает, что поступив, через сколько-то лет у него будет определенный уровень жалования, социальной защиты, гарантий пенсионных и т.д. Мб его карьера будет развиваться быстрее, но определенный минимум карьерного роста ему всегда гарантирован. Требование роста в условиях достаточно стабильной системы гос органов. Предполагается, что внутри каждого ведомства, министерства происходит карьерный рост и, следовательно, переход из одного ведомства в другое довольно сложен.

В РФ – открытая модель. «Этажерка с открытыми полками». На каждый уровень можно попасть совершенно свободно. На каждую должность объявляется открытый конкурс. Конкурс предполагает, что оцениваются профессиональная подготовка, возможно опыт профессиональной деятельности кандидата, но не обязательно выслуга лет на госслужбе, возможно и попадание в систему гос службы «со стороны», при наличии определенного опыта и проф качеств. Если конкурс открытый, то нет никаких законодательных гарантий. Хотя, естественно, что государственная служба как замкнутая система требует определенных гарантий роста, но они не носят абсолютного характера. Периодически проводятся аттестации служащих, которая позволяет служащему быть включенными в кадровый резерв на замещение другой должности. Но может и не обеспечить включение в кадровые резервы. Можно регулярно проходить аттестации, признаваться соответствующим занимаемой должности и продолжать оставаться на ней годами. При этом такая система больше соответствует тем принципам, которые характерны для нашей системы оив. Проблема в том, что создать систему стабильного роста в рамках одного ведомства не представляется возможным, т.к. нашу систему постоянно лихорадит, постоянные реформы, реорганизуются, реформируются. Открытая позиционная системы связана всей системой функционирования оив и отражает не только статус гос служащего, но и многие другие аспекты организации деятельности системы ИП.

2) гражданство РФ – реализация политических прав гражданами, соответственно, именно граждане обладают правом поступать на государственную службу. Из трех видов государственной службы только для одного вида предусмотрено гос служба иностранных граждан – для военной службы. Гражданская и правоохранительная не предусматривает возможность поступления на службу иностранных граждан, а вот в военной при соблюдении определенных условий предусматривает.

3) профессионализм и возможность совместительства - максимально полное вовлечение служащего в служебную деятельность. Чтобы служба была основным видом деятельности. Профессионализм предполагает, что совмещать службу с другими видами деятельности можно, но все равно служба дб основным видом деятельности; а вот совмещать службу с другим основным местом работы или службы нельзя. Причем это касается совмещения не только других видов деятельности, например, трудовой. Нельзя работать в какой-то организации на постоянной основе и еще по совместительству проходить государственную службу. Но точно так же нельзя на одной должности гос службы быть в качестве основной, а на другой должности – по совместительству. В законе больше других ограничений нет, кроме принципа профессионализма, в законе не препятствует совместительству и в том числе совмещению одним государственным служащим двух должностей государственной службы или государственной должности и должности государственной службы.

4) оценка и продвижение на основе заслуг и достоинств – замещение любой должности и продвижение требуют оценки проф деятельности, заслуг и не предполагает автоматического повышения на основании выслуг лет, пребывания в должности на протяжении определенного периода. Выслуга лет необходима, но недостаточна для продвижения. Именно нахождение в определенной должности в течение какого-то установленного времени предполагает, что возможно прохождение аттестации, квалиф экзамены и уже на основании аттестации уже возможно дальнейшее продвижение.

5) специальные квалификационные (профессиональные, а не управленческие) требования – наше законодательство страдает некоторыми противоречиями. Открытая позиционная система госслужбы предполагает возможность замещения должностей, т.е. свободного перемещения между разными гос органами, разными ведомствами. И это перемещение не предполагает привязки профессиональных качеств к профилю деятельности конкретного ведомства. Служащий может десять лет проработать в министерстве здравоохранения, а потом перейти в министерство сельского хозяйства. С точки зрения открытой позиционной системы этот переход расценивается в качестве нормального. Предполагается, что служащий в первую очередь должен приобретать квалификацию управленческую, а не профессиональную. И в то же время в отношении квалификационных требований замещения целого ряда должностей предполагаются требования, связанные с профессиональной подготовкой. С другой стороны, следующий аспект снимает это противоречие: квалификационные профессиональные требования зачастую касаются требования наличия высшего образования либо управленческого, либо юридического, либо экономического, т.е. предполагают, что речь идет именно о некотором профессионализме управленческом, и профессиональная подготовка служащего должна носить характер обеспечивающей его уровень образования и квалификации как управленца вообще. И в меньшей степени в качестве профессионала в той области, в котором непосредственно осуществляется его деятельность.

6) нормативное регулирование статуса и механизма разрешения служебных споров – когда мы говорим о нормативном определении прав и обязанностей, мы предполагаем, что в отношении статуса служащего должны быть достаточные гарантии защиты от произвола со стороны руководства в части оценки его деятельности. Здесь мы можем говорить о неких общих теоретических вещах, связанных с осмыслением самого феномена гос службы и функционирования гос бюрократии. В 20е годы М. Вебер проводил исследования, касающиеся механизма прохождения го службы; он сформулировал представления об идеальной бюрократии: она должна максимально эффективно работать в любом государстве и обеспечивать высокое качество государственной деятельности, выполнения гос функций. Он считал, что важным условием идеальной бюрократии будет закрепление, формализация статуса служащих, чтобы для него был четко определен круг должностных обязанностей, чтобы он понимал, что от него могут требовать и чтобы его нельзя было привлечь к ответственности за выполнение чего-то, что не связано с этими формализованными служебными обязанностями. Такое положение создаст защиту служащего от произвола со стороны начальства и заставит служащего работать на государство, а не на руководителя, думать о государственной и общественной пользе, о целях, которые стоят перед государством, а не о конкретных задачах выслужиться перед руководством. Например, «азиатский тип правления»: служба носит характер абсолютно иерархический; указание начальника – закон. «Западноевропейский тип устройства гос-ва и функционирования бюрократии» – каждый служащий должен нести ответственность; если он тупо выполняет то, что говорит начальник, то его нельзя привлечь к ответственности, потому что он всегда сможет сослаться на указания начальника. В случае с идеальной бюрократией по Веберу предполагается, что нормативное закрепление формализует отношения (между служащим и начальником) в государственном аппарате. В таком виде можно говорить о том, что любые споры, которые возникнут, будут перенесены на рассмотрены в суд, и если суд посчитает, что претензии руководителя к служащему не обоснованы, то начальник будет поправлен. Тем не менее, в том, что касается отечественной бюрократии, возможно стремление к этому, это рассматривается в законе, но в реальной практике ситуация далека от этого.

Теоретически служащий может пойти судиться со своим начальником п поводу какого-то распоряжения. Себе дороже. Но если он имеет намерение продолжать служить в этом органе и под руководством этого руководителя не будет переносить в плоскость судебного разбирательства. В этом смысле нормы о судебном разбирательстве практически мертвые, они в общем-то не применяются. Отчасти то же самое можно сказать и вообще о нормативном регулировании статуса, ибо это сделано в первую очередь с упором на защиту и механизмы разрешения споров. Наоборот, скорее, это выгодно начальнику, это своего рода инструмент давления на уклоняющихся или ненадлежаще исполняющий свои обязанности служащих.

7) политической нейтральности – сложный принцип с точки зрения его реального воплощения. Те гос-ва, которые стремятся к идеальной бюрократии по Веберу: Изменения после выбора политического курса могут затрагивать высшую иерархия госслужбы, но весь аппарат должен быть политически нейтрален, т.е. должен выполнять управленческие функции независимо от того, кто находится у власти, какая политическая программа реализуется. Служащему это не должно быть значимо. Смена руководства не должна приводить к смене всего аппарата. Крайняя ситуация: бывают случаи, когда приход нового руководителя может привести к смене практически всего государственного аппарата, менялись все вплоть до самого низшего звена гос службы (например, губернатор в определенных областях). Таки случае скорее исключительные. Чаще всего же все-таки меняется несколько уровней, не только низшая, но и высшая иерархия, а так руководители государственных органов и их структурных подразделений. Да, это не совсем правильно, но это есть, констатация факта.

Второй аспект данного принципа касается того, что политическая нейтральность должна сказываться в том, что исполнение закона, обеспечение прав граждан, выполнение каких-то общих гос функций никак не должно зависеть от того, какое Правительство в данный момент находится у власти. И те органы, которые выполняют приземлённые рутинные функции гос аппарата, не должны испытывать никакого влияния, связанного со сменой политического руководства. Это касается, в том числе, и запрета служащего высказывать свое мнение о деятельности государственных органов и должностных лиц; как того, где он проходит гос службу, так и во всех остальных. Гос служащий должен держать при себе свои политические взгляды. Дб соблюден внешний вид абсолютной лояльности к руководству со стороны всего государственного аппарата. Критика с нижних рядов в системе гос службы не должна предполагаться.

8) защита прав и интересов публичных, прав и интересов граждан. Данная конституционная идея находит свое отражение ФЗ «О государственной гражданской службе» и в ФЗ «О системе государственной службы» - ст. 18 КРФ толкование законов должно предопределяться публичными интересами, правами и свободами граждан. Каждый служащий должен в своей проф служебной деятельности помнить о государственной пользе, о той общей цели государства и задачах, которые вытекают из этой общей цели. В частности это предполагает, что служащий должен расценивать граждан, с которыми ему приходится иметь дело в рамках своей служебной деятельности, не как объекты гос управления, а как граждан, которые имеют право получать и требовать от государства выполнения определенных публичных функций и которые для этой цели платят налоги.

Раньше главный критерий эффективности деятельности гос аппарата было то, как быстро и точно исполняются приказы и распоряжения, поступившие сверху, то сейчас новый критерий нормативно закрепленный, но на практике еще не абсолютно реализованный. Основной критерий – удовлетворенность граждан деятельностью гос органов. Если без излишних препятствий, то служба функционирует хорошо. В этом отношении системы оценивания результатов деятельности смещается в стороны оценки с точки зрения гражданина, удовлетворенности граждан, в этом и состоят как раз публичные интересы. Предполагается, что никакие внутриведомственные интересы не должны превалировать над защитой публичных интересов. Все медленно, но меняется в лучшую сторону.

 

Должности гос службы. здесь может быть не слишком точно формулируется общее понятие. Дело в том, что в законодательстве сейчас оперируют двумя понятиями: должность гос службы и гос должность.

Государственная должность – это учрежденная в установленном порядке штатная единица государственного органа. Все должности в госорганах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...