Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ- второй вид административного действия




это основанное на законе одностороннее юридически властноеволеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, связанное с реализацией его полномочий, изданное с соблюдением установленной процедуры.

В российской науке АП существует явная диспропорция между работами, посвященным нормативным админ актам и актам ненормативным, индивидуальным. Большинство работ посвящено нормативным актам; и можно сказать, что в целом концепция АА разработана в отечественном АП доктрине именно в части нормотворчества оив. При этом, когда речь идет об индивидуальных, то чаще всего говорят, что это практически то же самое, что и нормативный только индивидуальный. В отличие от российской доктрины, в Германии существует две параллельных/ независимых доктрины – индивидуального АА (это АА в узком смысле этого слова) и нормативного акта, издаваемые оив. Они действительно очень разные по своим свойствам, особенностям, характеру. В целом мы будем говорить об АА вообще.

Общие особенности АА:

· издается оив

Оговорка: есть органы, специально наделенные особыми публичными правомочиями, не входящие в систему оив, имеют право издавать АА. Типичный пример: ЦБ, который не входит в систему оив, органом ИВ в строгом смысле не является, но при этом издает предписания, реализуемые в форме административного акта (закон о ЦБ предусматривает достаточно широкий перечень полномочий, реализуемых в форме АА). В любом случае, если даже это не оив, это всегда государственный орган или муниципальный орган местного самоуправления, т.е. это обязательно органы публичной власти. Все предписания, издаваемые иными органами, лицами и организациями, даже в некоторых случаях реализующие публичные полномочия и функции государства и муниципальных образований (саморегулируемые организации, например), они никаких властных актов издавать не вправе. Проблема с гос учреждениями: теоретически они не должны издавать властных предписаний, но периодически на практике издают.

· АА, в отличие от ЮЗД, всегда издается уполномоченным должностным лицом

Гос служащий, которые не является ДЛ, не вправе издавать админ акт. АА это всегда реализация тех властных полномочий, которые предполагают особые должностные полномочия. При издании АА необходима реализация полномочий самого органа, а это свойство/признак ДЛ.

· форма реализации публично-правовой компетенции государственного органа.

При издании АА реализуется публично-правовая компетенция. С одной стороны, это достаточно очевидно, с другой стороны, могут возникнуть ситуации, когда такой очевидности не будет. Например, ситуация, когда государство распоряжается каким-то своим имуществом. С точки зрения многих цивилистов это не что иное как сделка, притом что речь идет о распорядительном акте, издаваемом, например, органом управления гос имуществом в пределах его публично-правовой компетенции. АА по форме, по всем требованиям, которые к нему предъявляются, по содержанию. Кстати в ст. 8 ГК, где перечислены основания для возникновения ГП, есть еще и АА, правда есть различия между актами гос органов или ОМС. В тех случаях, когда речь идет о пограничных ситуациях, все-таки они предполагаются как форма реализации публично-правовой компетенции, а не реализации неких частно-правовых прав, возникающих в гражданском обороте.

· носит властный характер АА, т.е. не требует согласие адресата

АА чаще всего влечет определенные обязанности, содержит некие предписания, обязательные для адресата. Не всегда кстати адресат может быть очевиден. Например, решение о предоставлении земельного участка гражданину самого гражданина по большому счету не обязывает к чему-то; обязывают другие органы и организации совершить необходимые действия, связанные с передачей, устранением всех препятствий пользования и т.д. Но все равно предполагается, что властность в этом отношении не связана или по крайней мере сам АА по юр свойствам не содержит признаков встречного волеизъявления со стороны другого участника правоотношения, в отличие от админ договора. Это – АА, несмотря на то, что сначала гражданин пишет заявление о предоставлении ему земельного участка. В самом решении о предоставлении зем участка никаких следов этого не будет и самое главное- гос орган фактически никак не будет связан с волеизъявлением, выраженным со стороны частного лица. Соответственно, в определенны случаях могут возникать какие-то споры и сомнения относительно последовательно властных признаков, но это характерная отличительная особенность АА.

· оказывает непосредственное внешнее воздействие

АА непосредственно влечет возникновение правовых последствий: прав, обязанностей, ответственности. Содержит некие предписания, обязательные для адресата. Внешнее воздействие – результат издания АА. Считается, что этот признак увязывает правовые последствия с самим волеизъявлением. Например, именно правовые последствия, связанные с выдачей лицензии, влекутся решением о предоставлении лицензии. Отсутствие решения влечет невозможность наступления соответствующих последствий. В этом отношении АА значим именно как определенное властное волеизъявление. Проблема: властное волеизъявление государственного органа, тем не менее, реализуется в пределах закона, и произвольное решение не предполагается при этом. То, что решение носит характер властного волеизъявления, не означает произвольность принятия решения. Решение носит властный характер, но не может носить характер произвольного. Соответственно, когда речь идет о выдаче лицензии, при наличии определенных обстоятельств, которые оцениваются органом, выдающим лицензию, решение обязательно должно приниматься; и если все необходимые условия для предоставления лицензии есть, то лицензия должна быть выдана. Не пределах полномочий гос органа решать, давать или не давать лицензию. Законодатель определил их условия. Но если условия соблюдены, орган их оценивает и эту оценку выражает в своем властном волеизъявлении.

· АА носят подзаконный характер;

В этом отношении они не могут конкурировать с законом. В основном это касается НПА, которые при издании должны ограничиваться теми нормами, нормативно установленными целями и прочих характеристик правоотношений, которые содержатся в законе.

· индивидуальные акты должны соответствовать нормативным актам

Это нормативно не закреплено, ни из чего прямо не следует, но с точки зрения логики и здравого смысла это есть в правовом государстве. В тех случаях, когда НА издается одним органом, а индивидуальный – другим, нижестоящим, это не вызывает никаких вопросов. Другая ситуация: когда один и тот же орган, одно и то же должностное лицо, сначала издает НА, а позже – индивидуальный, в котором не следует своим же собственным нормативным указаниям. Насколько орган связан своим предшествующим волеизъявлением? Это спор и теоретический, и практический. Для правового государство совершенно неприемлем такой подход, когда «что хочу, то и творю», потому что для другой стороны, для частного лица, должна существовать определенная правовая определенность.

 

Виды АА:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...