Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды государственных услуг.




Составлены оны на основании общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Соответственно, практически все услуги, которые в эконом классификаторе отнесены к услугам, государством в той или иной форме обеспечиваются. На сегодняшний день найти хотя бы одну сферу, где государство не оказывало бы услуг, невозможно. Это не обща тенденция в социальной системе; она присуща только нашему государству.

По критерию субъекта оказания:

(1)оказываемые непосредственно органами государственной власти и

(2)оказываемые специально созданными для этого государственными учреждениями и государственными предприятиями, подведомственными соответствующим органам исполнительной власти

 

По сфере оказания:

  • социальные услуги,
  • услуги в области трудоустройства и занятости,
  • услуги образования,
  • медицинские и оздоровительные услуги,
  • транспортные услуги,
  • услуги связи (почты)
  • коммунальные услуги,
  • услуги учреждений культуры (библиотек, музеев, театров),
  • ритуальные услуги,
  • ветеринарные услуги.

 

Платность государственных услуг:

Гос пошлина обеспечивает главный критерий, по которому может определяться объем взимаемых с потребителя средств за предоставление ему той или иной услуги. То, что касается требований, вытекающих из самой соц природы гос услуг, мы можем говорить о трех элементах, требованиях, критериях. Которыми гос-во должно учитывать и руководствоваться при установлении платности и размеров платы за оказание гос услуг.

-плата по своему размеру должна быть экономически обоснована расходами на обеспечение оказания услуги

Объем платы должен предполагать возмещение расходов и не должен предполагать прибыли, превышающей все прямые и косвенные расходы на оказание услуги, связанные как с непосредственным обеспечением деятельности по оказанию услуги, так и амортизацию материальных активов, основных средств, которые используются для оказания услуги. Гос услуг должна быть экономически оправдана по размеру ее оплаты.

В отличие от частных лиц, здесь не должен работать принцип: сколько максимально гражданин может заплатить за оказание услуги, столько с него брать и нужно. Поскольку деятельность носит социально-значимый характер, такая логика не годится.

-обеспечивать доступность получаемой услуги - если рентабельность оказания услуги делает ее недоступной, государство должно за счет своих средств поддерживать оказание услуги

Это связано с его социально-значимым характером. Государство осуществляет деятельность по оказанию услуг для того, чтобы этими услугами могли воспользоваться, иначе это было бы довольно странно. Если первое входит в противоречие со вторым, то второе должно иметь приоритет: если рентабельность оказания услуги делает ее недоступной, то гос должно за счет своих средств поддерживать оказание услуги. Например, транспортное обслуживание отдаленных сельских окраин. В этом случае если сделать деятельность экономически рентабельной, то она будет интересна многим коммерческих организациям, но она таковой быть не может; для того, чтобы соц значимый интерес защищался, государство такие услуги должно поддерживать финансово. Форма определяется самим государством в данном случае. Как именно государство считает эффективным потратить средства, выделенные на обеспечение доступности этой услуги, зависит от самого государство. Оно определяет, создать ГУП, гос учреждение или зарегистрировать АО с гос участием, вложив в него определенные активы, или просто выделить субвенции, распределив их на конкурсной основе, или выделить из гос бюджета платежи частным организациям, которые обеспечат оказание услуг. Выбор государства предопределяется экономическими условиями конкретного вида услуги, но важно, чтобы при любом механизме, который будет использоваться государством, главная цель обеспечения услуги была все-таки достигнута.

-плата за такую услугу не может расцениваться как обязательный платеж.

Обязательность платежа предполагает, что размер этого платежа никак не увязан с фактом получения услуги и тем более с объемом оказанной услуги. Платеж за гос услугу с объемом должен как-то соотноситься. Мы должны разделять гос пошлину, которая носит характер обязательного неналогового платежа, и плату за оказание услуги. Пошлина, как правило, взимается за ту деятельность государства, которая услугой в административно-правовом смысле считаться не может. В широком смысле даже деятельность судов по осуществлению правосудия можно считать оказанием услуги, но мы исходим из более узкого представления об услуге, как деятельности гос органов, оив по предоставлению конкретных социальных благ гражданам. Пошлина уплачивается в соответствии с законом с НК РФ, либо когда обращение в юрисдикционный органы или контрольно-надзорные. Исключения есть, но их мало. В основном речь идет о платежах за регистрацию, за лицензирование, получение иных видов разрешений, и в этом случае речь идет об обязательном платеже, но это не гос услуги. А вот в гос услугах размер платы должен увязываться с объемом того блага, той услуги, которая конкретному лицу предоставляется. Соответственно, плата не носит характер обязательного платежа.

 

Помимо доктринальных требований к услугам вообще, в законе об организации оказания гос/муницип услуг, есть определенный набор требований, которые можно рассматривать, как определенные условия оказания гос услуг в смысле закона 2010 года.

Условия оказания государственных услуг по закону от 27.07.2010 №210-ФЗ:

1.Если не запрещено – в электронной форме

Если закон не запрещает, то любая гос услуга может оказываться в электронной форме. В электронной форме есть определенные преимущества, но есть и явные недостатки. В частности, интернет портал гос услуги, который предполагает аккумулирования в одном месте всех электронных ресурсов по оказанию гос услуг в электронной форме. Однако степень оснащенности, пригодности нашей системы гос управления к взаимодействию с гражданами в режиме удаленного доступа оказывается недостаточной. Во многих случаях через портал можно подать заявление, но невозможно, например, получить загран паспорт (они не могут заменить посещение гос органа, а тем самым сама электронная форма делается в значительной степени бессмысленной). Она упрощает получение услуги, но она не может заменить и не дает оснований считать, что сама услуга оказывается в электронной форме.

Кроме того электронная форма во многих ситуациях отвергается со стороны гос органов по причине того, что могут возникнуть основания для мошенничества; в электронной форме отсутствие непосредственного взаимодействия с гражданином лишает возможности проверить личность, подлинность документов, которые предоставляются. С точки зрения гражданина такие аргументы со стороны гос орган воспринимаются как попытка защитить коррупционную составляющую взаимодействия с частным лицом.

Сама электронная форма создает риск того, что сведения, попадающие в гос органы через электронную систему, не подвергаются той степени контроля и отслеживанию движений этой информации.

2.В соответствии с административными регламентами

Закон предполагает, что все гос/муницип услуги оказываются в соответствии с административным регулированием, осуществляемым в форме админ регламентов. Админ регламенты обеспечивают админ императивную составляющую, которая привносится даже в гражданские формы оказания услуг делая их государственными.

3.Услуг, включенных в реестр

4.При условии оплаты государственной пошлины + оплаты в установленном в соответствии с методикой размере платы за оказание услуг, необходимых для оказания государственных услуг

5.Принцип запрета требовать информации, имеющейся в государственных органах (ст.7) – с 1 июля 2011 года

Хотелось бы, чтобы это имело отношение не только к оказанию гос/муницип услуг, но и использовалось в качестве общего принципа деятельности государства. Это больше требование, которое было бы желательно рассматривать в качестве принципа админ процедур, админ процесса, однако закон закрепляет это правило только во отношении гос/муницип услуг: запрет требовать той инфы, представления тез документов, которые уже имеются либо в том же органе, в который гражданин обращается, либо в других гос органах, где информация может быть получена для рассмотрения обращений. Норма хоть и вступила в силу, но практика ее применения оставляет желать лучшего.

6.В многофункциональных центрах и с использованием единых электронных карт

Это вопрос больше организационный, однако в нем есть и правовая составляющая. Статус многофункциональных центров предполагает появление некого особо субъекта. Это некий посредник между гос и частным лицами; это тот инструмент, которые предполагает исключение коррупционного фактора прямого взаимодействия, который предполагает повышение эффективности работы гос органов за счет того, что с них снимается непосредственная обязанность прямого взаимодействия с гражданами, но который разрывает, в том числе, связь ответственности гос органов перед гражданами? Если речь идет о некачественном получении или приеме документов, оформлении документов, то это те недостатки которые могут быть виной самого гражданина или многофункционального центра. А вот распределение, в том числе, имущественной ответственности между многофункциональным центром и гос органами не урегулированы в должной степени на законодательном уровне. Тоже самое касается и единых электронных карт. Закон об организации оказания гос/муницип услуг предполагает создание единой национальной платежной системы предполагающей создание и информационной базы данных универсального характера и платежной универсальной системы. Здесь говорить о том, насколько это допустимо в принципе и правомерно сложно, пока не ясно ак именно должна функционировать эта система.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...