Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пояснительная записка. Оценивание диктанта. Критерии и нормативы оценки диктантов. Классификация грубых и негрубых ошибок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

 

Утверждено приказом

Министерства образования и науки

Луганской Народной Республики

№___ от «_» _______ 20__

 

 

Государственная итоговая аттестация

по русскому языку

ІX класс

СБОРНИК ДИКТАНТОВ

 

ЛУГАНСК

Составители:

Вылиток С. В. – методист высшей категории Института профессионального развития ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Гонтарева Л. Г. – учитель-методист высшей категории ГОУ ЛНР «Краснодонская средняя школа №24 имени Героя Советского Союза И. В. Туркенича»

Мельничук А. ассистент кафедры русского языкознания и коммуникативных технологий

Серебряк М. В. – доцент кафедры русского языкознания и коммуникативных технологий

Тимофеева И. В. – учитель-методист высшей категории ГОУ ЛНР «Антрацитовская основная школа №1-лицей имени Героя Советского Союза Олега Кошевого»

 

Под редакцией ректора ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет», кандидата филологических наук, доцента Марфиной Ж. В.

 

Сборник диктантов предназначен для проведения Государственной итоговой аттестации по русскому языку в ІX классе. Тексты диктантов с творческими заданиями позволят определить уровень овладения учащимися правописными и пунктуационными умениями, умениями свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др. ); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному.

Пояснительная записка

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классе является обязательной и проводится в форме диктанта с творческим заданием. Такой вид работы дает возможность определить уровень овладения учащимися правописными и пунктуационными умениями, а также выявить уровень сформированности речевых умений: свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др. ); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному.

Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на аргументацию собственной позиции с опорой на читательский или жизненный опыт. Необходимо привести не менее одного аргумента. Объем творческого задания - не менее 100 слов.

Аттестация проводится в течение 2, 5 астрономических часов. Отсчет времени ведется с момента начала чтения учителем текста. Использование учащимися дополнительных источников (словарей, справочников, учебников и т. п. ) не допускается.

При оценивании диктанта с творческим заданием учитывается:

- орфографическая и пунктуационная грамотность работы;

- выполнение творческого задания.

 

Оценивание диктанта

Критерии и нормативы оценки диктантов

ОЦЕНКА Число ошибок (орфографических и пунктуационных)
«5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1
«3» 5/5, 4/6, 3/7, 2/8, 1/9, 6/4, 7/3
«2» 7/7, 6/8, 5/9, 4/10, 3/11, 2/12, 1/13, 8/6, 9/5, 10/4
«1» при большем количестве ошибок

  Примечание:

1. На оценку «3» допускается максимум 10 ошибок, но не более 5 орфографических или не более 7 орфографических, если есть однотипные.

2. На оценку «2» допускается не более 14 ошибок, но не более 8 орфографических или 10 орфографических, если есть однотипные.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

 

Классификация грубых и негрубых ошибок

Орфографические ошибкиисправляются, но не учитываются:

1. Описки.

2. На не изучаемые в школе правила.

Относятся к негрубым:

1. Исключения из правил.

2. Ошибки на правила, требующие знания этимологии слова.

3. Большая буква в составных наименованиях, собственных именах нерусского происхождения.

4. Ы – И после приставок.

5. Трудные случаи различения частиц НЕ и НИ (Как не любить мне эту землю! Как ни старался, ничего не вышло. )

6. Слитное – раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами.

7. Слитное – раздельное написание предлогов, не регулируемое правилами.

8. НЕ с прилагательными, причастиями, выступающими в роли сказуемого.

Пунктуационные ошибки исправляются, но не учитываются:

1. Запятая вместо точки с запятой между однородными членами предложения и между однородными придаточными.

2. Пропуск запятой для выделения обособленного обстоятельства, выраженного существительным с производным предлогом и несогласованного определения

3. Если в целях предупреждения смешения грамматических фактов или более сильного их выделения употребляется один знак вместо другого в той же функции (тире вместо запятой для отделения приложения в конце предложения или вводного слова при обобщающих словах).

Относятся к негрубым:

1. Неправильный выбор знака препинания (тире вместо двоеточия в БСП).

2. Отсутствие восклицательного знака в конце предложения (сравни: отсутствие вопросительного знака в конце вопросительного предложения относится к грубым пунктуационным ошибкам).

3. Пропуск одного из сочетающихся знаков препинания.

4. Лишняя запятая между однородными придаточными или точка с запятой между частями СПП, имеющими общий второстепенный член, общее вводное слово.

5. Постановка лишнего знака препинания для выделения придаточного при встрече сочинительного и подчинительного союзов в сложном предложении).

 

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Повторяющиеся ошибки – это ошибки в одном и том же слове или в однокоренных словах.

Однотипные ошибки – ошибки на одно правило.

Не являются однотипными: проверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; приставки ПРЕ и ПРИ; большая буква в собственных наименованиях, пунктуационные ошибки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...