Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология юного наркомана. Портрет аддиктивной семьи




Психология юного наркомана

Употребление наркотиков помогает юношам и девушкам временно «вы- ходить из себя», ослабляя кризис идентичности с его болезненными кон- фликтами с родителями и сверстниками. Наркотики выполняют для под- ростка следующие важные функции: поддерживают чувство взрослости и освобождения от родителей; формируют ощущение принадлежности к группе, а также среду неформального общения; дают возможность оты- грывать сексуальные и агрессивные побуждения, не направляя их на лю- дей; помогают регулировать эмоциональное состояние; реализуют твор- ческий потенциал подростков через экспериментирование с различными веществами.

ПАВ дают подростку чувство взрослости и освобождения от родителей; формируют ощущение принадлежности к группе, а также среду нефор- мального общения; дают возможность отыгрывать сексуальные и агрессив- ные побуждения, не направляя их на людей; помогают регулировать эмо- циональное состояние; реализуют творческий потенциал подростков через экспериментирование с различными веществами.

Подросток, не знающий, что он из себя представляет, нередко начинает принимать алкоголь и наркотики из стремления к самопознанию, с целью нащупать внешние границы своего «Я», ускользающие от него, когда он послушно функционирует в трезвом упорядоченном мире. Употребление ПАВ также помогает юношам и девушкам временно «выходить из себя», ослабляя кризис идентичности с его болезненными конфликтами с родите- лями и сверстниками и мучительными колебаниями в выборе профессии. У химически зависимых подростков выявляются следующие иррацио-

нальные убеждения.

• Все надоело.

• В жизни нужно попробовать все.

• Наркотики делают жизнь интереснее.

• От травки зависимости не бывает.

• Один раз не опасно.

• Если не колоть в вену, зависимости не будет.

• Если колоться редко, то зависимость не возникнет.

• Если я почувствую, что «сажусь», я сумею остановиться.

• Наркоманами становятся слабые.

• Все зависит от меня.

• Я постепенно буду снижать дозу и брошу.

• Чтобы избавиться от героина, можно курить анашу.

• Все сидят на наркотиках.

• Мне никто не поможет.

• Я никому не нужен.

• Мне все равно.

• По кайфу даже умирать не страшно.

Аддиктивное поведение может стать формой псевдолидерства вслед- ствие сильной потребности подростка в лидерстве среди сверстников, ко- гда он не в состоянии приобрести статус лидера иным путем. Из-за особен- ностей воспитания подросток не может реализовать в поведении модели


 

сексуального поведения, принятые обществом. Поэтому он втягивается в аддиктивную практику в тайном сговоре со сверстниками, чтобы спра- виться с чувствами стыда, тревоги или вины.

Участие в группе наркоманов облегчает обретение статуса, который за- висит здесь не столько от личных качеств, сколько от возможностей добы- вания наркотика, предоставления места для сбора компании и т. п. В груп- пе молодых наркоманов нередко нет лидера, ее стабильность построена на слепом выполнении каждым членом группы своей функции, а попыт- ка оставить группу грозит издевательствами и побоями.

Обычно наркоманы объединяются в группы под влиянием следующих факторов:

• страх передозировки наркотика и надежда, что группа спасет;

• совместный криминальный поиск средств и добычи наркотиков;

• наркопритоны специально снабжаются наркодельцами;

• взаимовыручка перед лицом внешней угрозы со стороны семьи, пра- воохранительных органов, врачей, граждан;

• наличие сильного лидера или лица, способного удовлетворить по- требность в наркотиках;

• совместные действия и яркие, эмоционально насыщенные пережи- вания;

• отсутствие обычных обязанностей, независимость от общества и се- мьи.

Портрет аддиктивной семьи

Большинство наркоманов происходит из неполных или распавшихся семей, в которых родители страдали алкоголизмом, психопатиями, депрес- сией. Родственникам наркомана часто свойственно зависимое поведение, которое проявляется в форме трудоголизма, аддикции оздоровления, ал- когольной зависимости, гемблинга, религиозного фанатизма и т. п. Это по- зволяет говорить о семейном аддиктивном сценарии, в котором наркотиза- ция подростка служит связующим звеном для разобщенной семьи.

В аддиктивной семье говорят, думают, рассуждают на одном уровне, а взаимодействуют, чувствуют, переживают — на другом, что образует скрытый подтекст семейных отношений, провоцирующий и фиксирую- щий наркотизацию подростка.

Характерны:

• невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга, когда се- мейная жизнь низводится до совместного быта;

• директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;

• поведение подростка контролируют чрезмерно или недостаточно;

• избегание эмоционально близких отношений с подростком: «Я сде- лаю, как ты хочешь, только отстань! » или: «Что еще тебе нужно? У тебя же все есть! »;

• готовность родителей идти на поводу у подростка;


 

• непоследовательность в отношениях с подростком: его то приближа- ют к себе, то отвергают, независимо от особенностей его поведения;

• манипулирование чувствами подростка со стороны родителей и вза- имный обман;

• использование подростка как средства давления и манипуляции су- пругами друг другом («Не кричи на меня: видишь, ребенок от этого страдает! »);

• чувство вины родителей друг перед другом и перед подростком;

• явные и скрытые сообщения, подчеркивающие вину подростка за про- исходящее, упреки в неблагодарности и слабоволии;

• непоследовательность в ожиданиях, выражающаяся то в уверенно- сти в успехе терапии и реабилитации, то в высказываниях о беспер- спективности и бесполезности терапии, фатальной обреченности под- ростка;

• острые, болезненные реакции наркотизирующегося подростка на се- мейную ситуацию, особенно на холодную и строгую мать;

• преимущественная активность матерей и растерянность и пассив- ность отцов.

Описаны три типа матерей химически зависимых детей:

1) «мама-девочка» сохраняет дозамужние интересы и безразлична к ре- бенку;

2) «мать-героиня» организует лечение членов семьи, страдающих алко- голизмом, и нередко сама начинает лечиться от наркомании вместо своего ребенка;

3) «мать-страдалица» самоотверженно борется с неисчислимыми про- блемами семьи, одновременно усугубляя их (например, «из жалости» дает сыну деньги на героин).

Отцы этих детей также представлены тремя типами:

1) «отец-герой», лишающий ребенка ответственности за его аддиктив- ное поведение;

2) агрессор, жестоко наказывающий ребенка за аддиктивное поведение, нередко сам страдает алкоголизмом;

3) «отсутствующий отец» — разведенный, двоеженец, тихий алкоголик, работоголик.

В семье наблюдается слишком серьезная и тяжелая атмосфера, в ко- торой каждый ведет себя как жертва, и единственное допустимое прояв- ление юмора — высмеивать других и превращать детей или посторонних в мишени для насмешек. Личные границы полностью отсутствуют, уеди- нение невозможно. Основные правила в таких семьях: «Не смей говорить о реальных проблемах! Не смей чувствовать! Не верь! » Дети не имеют права на тайну, зато имеется масса семейных секретов. Самые частые се- мейные секреты — алкоголизм в родительской или прародительской се- мье, супружеские измены и сексуальные дисфункции, психические за- болевания.


 

Часто возникновению аддикции способствуют отсутствие других детей в семье, конфликты между родителями, излишне заботливая или, наобо- рот, властная мать. При полном отсутствии подлинного единства в семье конфликты между членами семьи игнорируются или отрицаются. Некото- рые члены семьи объединяются в подгруппы, чтобы защититься от других и манипулировать ими. Никому не разрешается говорить с посторонними о семье; другие люди воспринимаются как враждебные.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...