Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие принципы лежат в основе построения раздела «Фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»?




 

1)Концентрический принцип изучения грамматики и правописания в начальной школе.

Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентрическое расположение материала дает возможность разъединять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и каждый отрабатывать отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков. Концентризм программы также создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Системно-концентрический принцип структурирования кур­са русского языка в начальной школе состоит в том, что существует взаимосвязь между всеми компонентами программы по русскому языку (в том числе между разделами и между темами внутри раздела).

В одном и том же разделе программы от класса к классу, от темы к теме усложняются в определенной взаимосвязи теоретические сведения, повышается уровень практических умений по языку и речи. Система представляет собой взаимосвязанное расположение частей целого, предусмотренного программой, в определенном порядке. Концентрический — взаимосвязанный порядок с наличием центра. Порядок всегда должен быть чем-то обусловлен; это что-то есть центральное, ключевое. Оно объединяет, являясь доминантой (важнейшей составной частью, идеей). В обучении языку по анализируемым учебникам «Русский язык» доминантой системы является личностно-развивающая направленность обучения.

 

Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а поэтому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении следует руководствоваться следующими дидактическими принципами:

 

2) принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя – это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. ПС должен характеризоваться в обучении такими основными признаками, как использование языкового мышления учащихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения. Итак, практическая реализация ПС при обучении предполагает:

 

Принцип активности. Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать над языком. ПА может быть осуществлен при наличии следующих условий:

3) принцип систематичности и последовательности;Принцип систематичности подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения.

 

4) принцип наглядности;Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, которые помогают развивать речевую активность, подготавливая учащихся к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях. ПН осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов знакомыми словами изучаемого языка, подбор синонимов и антонимов, сравнение явления РЯ и ИЯ; речь учителя) и экстралингвистических средств (изобразительные ср-ва, мимика, жесты, движения, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности).

На уроках ИЯ нужно пользоваться не только зрительной наглядностью, но обращаться также к слуху и к другим ощущениям (в т.ч. и к двигательным, связанным с процессом говорения и письма).

Учащиеся 4 – 5-х классов отличаются недостаточно еще развитым абстрактным мышлением, поэтому в работе с ними нужно использовать ср-ва зрит. наглядности: картины, предметы, иллюстрации, макеты, таблицы. Подростки способны мыслить абстрактно, и поэтому их уже можно учить с помощью средств лингвистической и слуховой наглядности.

5)принцип доступности и посильности;Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.

6)принцип учета возрастных особенностей обучаемых;

7) Индивидуализация обучения – такая организация процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.

 

Также существуют методические принципы, характерные именно для обучения иностранному языку. Их разделяю на общеметодические и частнометодические принципы.

Общеметодические принципы:

принцип дифференцированного подхода требует четко разграничивать обучение говорению, аудированию, чтению и письму. ПДП предполагает использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала, возраста учащихся, их способностей и качеств.

принцип управления процессом обучения характеризуется ясностью представления себе промежуточных целей обучения, мотивационным обеспечением учебного процесса, делением всего языкового материала на учебные дозы и определением последовательности их введения и повторяемости, периодичностью контроля и т.п.

принцип вычленения конкретных ориентиров. Идея П. Я Гальперина, который выделял 3 типа ориентиров: образцы действий (показ), описания способа выполнения действий (объяснение), опорные точки правильного выполнения действий (подкрепление).

принцип комплексного подхода к мотивации в обучении ИЯ.

Частнометодические принципы:

принцип устного опережения (материал сначала отражается устно, а потом письменно);

принцип параллельного обучения всем видам речевой деятельности;

принцип коммуникативной направленности в условия школьного обучения м.б. реализован только в том случае, если автор учебников или учителя сумеют создать мотивы речевой деятельности и необходимые искусственные или естественные ситуации в классе и во внеклассной работе (встреча с носителями языка, переписка с зарубежными школьниками).

принцип устной основы обучения требует усвоения всего языкового материала через устную речь, причем обучение письменной речи (чтению и письму) реализуется на материале, прочно усвоенном в устной речи. Этот принцип предполагает наличие устного вводного курса.

принцип опоры, исключения и учета.

4.1.4. Из каких частей состоит раздел «Фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»? Раскройте содержание каждой части.

Основными разделами курса грамматики и правописания для каждого класса являются: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чтение».

1) Звуки и буквы: Важнейшее программное требование по этому разделу для I, II, III, IV и V классов заключается в том, чтобы выработать у детей умение различать звуки на слух и в произношении и обозначать их на письме, считаясь, при этом с закономерностями русской графики. Программные требования предусматривают развитие фонематического восприятия у детей, умения четко и правильно произносить звуки речи, знакомство с фонетическим составом слова, усвоение различия между гласными и согласными, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими, ударными и безударными гласными. В III—V классах умения и навыки по этому разделу получают дальнейшее развитие. Совершенствуется звуко-буквенный анализ, усиливается внимание к развитию фонематического восприятия учащихся. Эта работа должна быть направлена, прежде всего, на овладение учащимися приемами безошибочного списывания, письма под диктовку, проверки написанного, повышения уровня грамотности. Важнейшее программное требование по этому разделу не только для I класса, но и для II—V классов заключается в том, что дети должны уметь различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами русской орфографии.

Уже в конце подготовительного и начале I класса дети знакомятся с тем характерным фактом правописания в русском языке, что между письмом и произношением часто не бывает соответствия. В связи с этим особое значение приобретают упражнения по развитию умений соотносить гласные буквы в ударных и безударных слогах форм одного и того же слова, сопоставлять произношение и написание слов в целом (вода — воды, лес — в лесу).

2) Слово: учащиеся должны усвоить, что каждое слово обозначает тот или иной предмет или явление действительности, оно имеет определенное значение. Грамматическое значение слова выявляется в процессе изучения состава его и выделения в нем значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также при овладении общим понятием о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе и др.).

Переход к изучению темы «Состав слова» дает возможность познакомить учащихся с морфологическим анализом, что очень важно для общего языкового развития и овладения грамотным письмом. Подготовительная работа осущ-ся на уроках развития речи, ее цель — уточнить и обогатить словарный запас детей, научить их пользоваться различными формами словоизменения (склонением и спряжением) и использовать разные способы словообразования, должно придаваться большое значение словарной работе.

Усложняется языковой материал: даются слова с более сложной морфологической структурой (с приставками, суффиксами), относящиеся к разным частям речи (особенно" глаголы). В процессе работы над составом слова учащиеся усваивают правописание безударных гласных в корне слова.

Следует проводить большую пропедевтическую словарно-орфографическую работу на уроках произношения, развития речи и грамоты.

3) Предложение: школьники I—V классов узнают о предложении, его основных видах по значению и интонации, главных и второстепенных членах предложения, связи между словами, однородных членах предложения. На основе знаний у детей формируются орфографические, речевые, пунктуационные навыки и умения в области языкового анализа: фонетического, морфологического, орфографического и синтаксического. Они должны научиться выделять предложения из речи, печатного текста, уметь выделять в предложении слова по вопросам о ком? о чем говорится? что говорится?, уметь распространять предложения по вопросам что? у кого? кому? чем? с чем? о ком? о чем? какой? какие? как?, уметь закончить предложение и т. д.

4) Связная речь: работа проводится на уроках развития речи. У младших школьников обогащается содержательная сторона высказывания и формируется умение в построении связного текста. Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков произношения, обучения грамоте и проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания.

Среди речевых упражнений - словарные, синтаксические и композиционные (анализ и составление рассказов простейшего типа) упражнения. Вводится понятие текста. Упражнения в связной речи проводятся на уроках чтения и частично на уроках грамматики и правописания, т. е. в процессе изучения всего программного материала. Задачей обучения письму является развитие мелкой мускулатуры рук, пространственных представлений и глазомера учащихся, совершенствование графических навыков (отработка начертаний букв, четкого, плавного письма слов, предложений, текстов).

В результате обучения письму ученик должен «перевести» звук в букву (фонетико-графическое написание), правильно и четко написать букву, слово, предложение, списать их с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки.

Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитывает у них аккуратность трудолюбие.

Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словесные и др.) и обучающие изложения и сочинения.

5) Чтение и развитие речи: важнейшими задачами обучения чтению являются:

1. Совершенствование первоначального навыка чтения, его правильности, беглости, осознанности и выразительности.

2. Формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения.

3. Овладение умением работать с текстом.

4. Активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.

Программа по чтению для каждого класса включает следующие разделы: «Тематика чтения и произведения для заучивания наизусть», «Навыки чтения, работа над текстом и связной устной речью», «Внеклассное чтение».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...