Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения к основным грамматическим темам




 

1 класс.

 

Букварный период

Буквы а, у, м, х, о (по 1 ч);

с, п, к, в, т, н, ы (по 2 ч).

Членение слов на слоги и звуки, соединение звуков в слоги и; слова; слогообразующая роль гласных.

Составление слов типа мак, Тома из букв разрезной азбуки предварительным анализом. Слоговое чтение. Соотнесение прочи-, тайного слова с предметом. Письмо букв, слогов и слов. Заглавная буква в именах и кличках.

Преобразование слов указанного типа (сом — сон; сор — сыр; сон — нос; ма— мак; ма —мама).

Членение предложений на слова. Составление простейших предложений без изменения форм слова из букв разрезной азбуки, их чтение и письмо. Заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения.

 

Слоговое чтение вслух слов указанной сложности, предложений и коротких текстов. Соблюдение правильного ударения и пауз на точках при чтении.

Ответы на вопросы по прочитанному.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из 3—4 таких слов (с предварительным анализом).

Правописание жи, ши.

Перенос слов.

Проктическое применение правил о большой букве в именах людей, в написании предложений (большая буква в начале, точка в конце предложения).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащееся должны уметь:

- понимать, простейшие обращения, просьбы, приказания, поручения, адресованные одному или всем ученикам, слова и фразы, необходимые в учебной и бытовой деятельности;

- правильно употреблять в самостоятельной речи слова, обозначающие предметы, действия, признаки и качества, наглядно ими воспринятые;

- соотносить употребляемые слова с обозначаемыми предметов и явлениями;

- выражать названия одного предмета и группы однородных предметов;

- практически распределять названия предметов по родовым признакам;

- практически пользоваться вопросами кто? что? что делает? что делал(а)? что будет делать? какой? какая? какое? куда? где? чем? у кого? и правильно отвечать на них;

- четко и правильно произносить все сохранные и вновь поставленные звуки изолированно, в словах и предложениях, различать их на слух;

- четко и правильно, с соблюдением ударения, произносить двух и трехсложные слова, четко - произносить окончания слов при изменении формы слова;

- пользоваться в речи простым предложением, устанавливать по вопросам связь между словами в предложении;

- различать и выделять из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки, устанавливать их порядок в анализируемом слове, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие твердые;

- читать по слогам ориентировочно 15 слов в минуту и складывать из букв разрезной азбуки слова, предложения, короткие тексты, состоящие из пройденных по программе букв;

Понимание и правильное употребление слов со значением уменьшительности-ласкательности, увеличительности (существительные с суффиксами -ик, -ок, -к, -чек, -очк, -ечк, -иц);

слов, обозначающих животных (существительные с суффиксом -онок, енок);

лиц по роду их деятельности (существительные с суффиксами -ист, -щик, -чик, -ниц(а), -тель, -арь);

движение, признаки предметов по цвету, форме, величине, вкусу, весу, температурным Свойствам, качеству и противоположных им по значению (твердый— мягкий); признаки действия (быстро, весело, хорошо); время действия (утром, вечером, сегодня):

Образование формы множественного числа существительных (с окончанием -ы(-и),

а (-я) и глаголов (настоящего и прошедшего времени).

Составление и употребление простых предложений с существительными и глаголами в единственном и множественном числе.

 

2 КЛАСС

 

Слова, отвечающие на вопросы кто? что? |

Различение одушевленных и неодушевленных предметов. Изменение слова по вопросам и постановка вопроса к словам (у кого? к о м у? и т. д.). I

Предлог — отдельное слово, служащее для связи слов в предложении.

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в на-1 званиях городов, деревень, рек.

Слова, обозначающие действия предмета, отвечающие на вопросы что делает? что делать? что делал? что 'сделал?

Слова, обозначающие признаки предмета, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Корень. Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов. Наблюдение за единообразным написанием корней (лес — лесник — лесной).

Окончание. Значение окончания в слове.

Правописание безударных гласных в корне слова,

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Различение на слух и в произношении звонких и глухих согласных.

Разделительный ь на материале звонких и глухих согласных (воробьи, копья, братья, ружьё).

Практическое усвоение словообразования при помощи приставок: в-(во-), до-, на-, над-, за-, по-, про-, под-, о-(об-), с-(со-), у-.

Предложение

Выделение предложения на слух из текста. Точка в конце предложения, большая буква в начале предложения. Составление предложения и распространение их по вопросам.

Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Предложения повествовательные и вопросительные. Точка, вопросительный знак в конце предложения.

Выделение в предложении слов (словосочетаний), связанных собой по смыслу.

 

3 КЛАСС

 

Слово

Состав слова. Корень, приставка, окончание (повторение).

Корень слова. Выделение корня в словах. Однокоренные слова. Правописание непроизносимых согласных в корне. Правописание звонких и глухих согласных. Приставки. Выделение приставки в словах. Правописание гласных и согласных в приставках (в-, до-, за-, на-, над-, о-, от-, под-, пере-, про-, с-) и в соответствующих предлогах. Дифференциация приставок и предлогов. Подбор однокоренных слов с разными приставками и слов с разными корнями, но с одинаковой приставкой (убежал, забежал, прибежал; улетел, увел, убрал и т.д.). Образование новых слов с разными приставками.

Разделительный ь (повторение). Разделительный ъ после приставки. Правописание слов с разделительными ь и ъ. Сопоставление разделительных ь и ъ.

Ударение. Ударный слог в слове. Различение ударных и безударных гласных. Смыслоразличительная роль ударения.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Понятие о проверочном слове, выделение проверочного слова среди однокоренных слов.

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением; умение пользоваться орфографическим словарем, данным в учебнике. -

Суффикс. Нахождение суффикса в простых по составу словах.

Образование слов с помощью суффиксов (-ик, -ек, -чик, -ок (-ек) и приставок.

Части речи.

Слова; обозначающие названия.предметов (одушевленных и неодушевленных), выделение их в тексте, различение по вопросам кто? что?, правильное употребление в речи в различных формах (в зависимости от связи их с другими словами в предложениях).

Понятие об имени существительном, изменение существительных по числам, род имен существительных. Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в словах, обозначающих отчества людей, названия городов, улиц, рек, гор, фабрик, заводов, колхозов, клички животных и т. д. Названия действий, постановка к ним вопросов что делает? что дела л? что будет делать? Понятие о глаголе. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее.

Названия признаков предметов, постановка к ним вопросов какой? какая? какое? какие? Определение предмета по ряду признаков.

Сравнение предметов по признакам и действиям.. Понятие об имени прилагательном. Согласование имени прилагательного с именем существительным по родам и числам.

Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.

Предлог перед существительным и прилагательным (на, в, у, под, над, с, около, за, к, перед).

Предложение

Составление предложений. Распространение предложения. я Связь слов в предложении (по вопросам). Определение предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Связь между ними по смыслу. Составление предложений по данному подлежащему и сказуемому. Распространение предложений по вопросам. Второстепенные члены предложения, связанные с подлежащим и сказуемым.

Составление распространенных и нераспространенных предложений по схеме (по вопросам и без вопросов).

Выделение слов, связанных по смыслу, без предлога и с предлогом.

Предложения по цели высказывания (восклицательные). Их составление.

 

 

4 КЛАСС

Слово

Состав слова.

Приставка. Подбор подходящих по смыслу приставок данным словам, обозначающим действия. Однокоренные слова с приставками. Правописание гласных и согласных, в приставках (кроме приставок з- и с-, пре- и при-) и в соответствующих предлогах. Отли-чие приставки от предлога. Разделительный ъ после приставок.

Суффикс. Суффикс в простых по составу словах. Образование слов с помощью суффиксов.

Группировка слов и разбор слов по составу, имеющих одинаковые приставки или суффиксы. Подбор однокоренных слов с приставками.

Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением. Упражнения в пользовании орфографическим школьным словарем.

Части речи

Общее представление о частях речи.

Имя существительное. Значение имени существительного! Род и число существительных. Изменение существительных по вопросам.

Мягкий знак у существительных женского рода после шипящих в конце слова (мышь, рожь, дочь) и его отсутствие после шипящих у существительных мужского рода (мяч, нож).

Знакомство с названиями падежей и умение различать падежи. Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (1, 2, 3-е склонение). Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном, числе (кроме имен существительных на-мя,-и,-ие,-ия).

Падежи и предлоги. Правильное употребление предлогов с различными падежами имен существительных.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного. Вопросы, на которые отвечает имя прилагательное. Изменение прилагательных, по родам, числам. Правописание окончаний имен прилагательных (-ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие).

Глагол (16 ч). Значение глагола. Умение ставить вопросы к глаголам. Изменение глаголов по временам; согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде, числе.

Правописание частицы не с глаголами.

Предложение

Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Выделение подлежащего и сказуемого. Связь между словами в предложении. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

Различение главных и второстепенных членов предложения. Второстепенные члены предложения (без определения по видам).

Самостоятельное распространение предложений. Выделение слов, связанных по смыслу, путем вопросов. Самостоятельное составление предложений с изученными грамматическими формами по данному подлежащему или сказуемому.

Сложное предложение. Общее знакомство со сложным предложением, состоящим из двух простых. Запятая в сложном предложении. Составление сложных предложений с изученными частями речи.

 

 

4.2. 6. Каким образом при изучении русского языка осуществляется развитие речи учащихся?

Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Основные направления работы по развитию речи:

1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...