Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания и методические указания по выполнению

Э К О Л О Г И Я

 

 

Методические указания по выполнению контрольных заданий

для студентов заочной формы обучения

 

 

Составитель

Н.А. Бусоргина

 

 

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

УДК 574(078)

ББК 28.080я73

Э 40

 

Методические указания разработаны на основании требований Федеральных Государственных образовательных стандарта высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № ____ от «____» _____________ 2013 г.

 

 

Рецензент:

 

Н.В. Духтанова – доцент кафедры лесоводства и лесных культур,

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

Составитель:

Н.А. Бусоргина – доцент кафедры лесоустройства и экологии

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

Э 40 Экология. Методические указания по выполнению контрольных заданий для студентов заочной формы обучения / сост. Н.А. Бусоргина – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 36 с.

 

В методических указаниях изложены требования к выполнению и оформлению контрольных работ по экологии. Включены контрольные вопросы и ситуационные задачи, которые охватывают основные разделы дисциплины.

Методические указания предназначены для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям Лесное дело, Землеустройство и кадастры, Агрономия, Агрохимия и агропочвоведение,Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, Зоотехния, Техносферная безопасность.

 

УДК 574(078)

ББК 28.080я73

©Бусоргина Н.А., составление, 2013

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..  
Задания и методические указания по выполнению контрольной работы…………………………………………………………  
Вопросы для выполнения контрольной работы……………………………  
Примерные вопросы промежуточной аттестации (экзамен, зачет)………  
Список рекомендуемой литературы……………………………………….  

 

ВВЕДЕНИЕ

ЭКОЛОГИЯ – (от греч. «ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение) - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Изначально она развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками.

В настоящее время экология превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Экология прошла сложный и длительный путь к осознанию проблемы «человек – природа – среда». Актуальность этой проблемы вызвана обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты и привела к «экологизации» всех наук и других отраслей человеческой деятельности.

Целью освоения дисциплины «Экология» является формирование у студентов системы знаний о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о связях в надорганизменных системах (биогеоценозах, экосистемах и т.д.), о структуре и функционировании этих систем, иметь представление о глобальных закономерностях, происходящих в биосфере, глобальные экологические проблемы, стоящие перед человечеством.

В результате изучения учебной дисциплины студент долженориентироваться на понятия:

-уровни организации живой материи;

- среда и адаптации к ней организмов;

- популяции;

- экосистемы;

- биосфера;

- социальная и прикладная экология;

- место и роль человека в окружающем мире;

- основные экологические проблемы современного мира;

- возможные пути решения экологических проблем.

Программой предусмотрено овладение студентами научными основами экологии, изучение взаимосвязей живых организмов с окружающей средой и друг с другом, экологических основ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

В результате освоения образовательной программы по дисциплине «Экология» выпускники должны обладать определенным перечнем общекультурных и профессиональных компетенций.

Общекультурные компетенции:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться);

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

- владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности;

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

Профессиональные компетенции:

- способность использовать знания о земельных ресурсах страны и мира, мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию в пределах конкретного землепользования, муниципального образования, субъекта Федерации, региона;

- способность пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере;

- готовность к оценке физиологического состояния, адаптационного потенциала и определения факторов регулирования роста и развития сельскохозяйственных культур;

- способность к проведению экологической экспертизы проектов сельскохозяйственного землепользования;

- владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий, катастроф, стихийных бедствий.

Экологические знания позволят понять, что человек и природа – единое целое и представления о возможности господства над природой довольно призрачны и примитивны. Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашей стране таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, став на защиту дикой природы от наступления «дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.

 

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Форма контроля: зачет по контрольной работе и экзамен (зачет) по дисциплине.

 

Контрольная работа выполняется по общепринятой методике. Письменные ответы сопровождаются соответствующими рисунками и схемами. В конце работы приводится список использованной литературы.

Каждый студент выполняет свой вариант работы. Номер контрольной работы определяется при помощи таблицы «Номер контрольной работы» согласно последним двум цифрам номера студенческого билета, по горизонтали берется предпоследняя цифра, а по вертикали – последняя.

 

Таблица 1 - Таблица для контрольной работы

 

Вариант                    
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

1.1 Содержание, предмет и задачи экологии. Структура современной экологии.

1.2 Биотические факторы. Влияние растений друг на друга.

1.3 Проблема загрязнения почвы навозом и навозными стоками.

1.4 Понятие об экологическом кризисе и его причинах.

1.5 Что происходит, если в степных экосистемах по каким-либо причинам пропадают копытные? Произойдет ли резкое увеличение фитомассы? В каком случае произойдет значительное изменение экосистемы?

 

2.1 Пространственно-этологические особенности популяций: одиночный, семейный образ жизни, стая, колония, стадо.

2.2 Значение лимитирующих факторов. Закон «минимума».

2.3. Особенности агроэкологического мониторинга.

2.4 Эколого-биологическая роль продуцентов

2.5 На территории Советского Союза в 1930-50 гг. была создана мощная система лесопосадок. Опишите, как изменился микроклимат этих районов после проведенных мероприятий.

 

3.1 Понятие сообщество. Биоценоз. Биотоп. Составные части биоценоза и биотопа.

3.2 Роль В.И. Вернадского в определении закона внутреннего динамического равновесия.

3.3 Государственные органы управления и надзора по охране природы.

3.4 Особо охраняемые природные территории: заповедники

3.5 Человек забирает из водоема много воды на хозяйственные нужды. Установлены допустимые нормы водозабора. Они составляют для реки 1/25. На различные нужды хозяйства забирают 1/6 часть годового речного стока. Рассчитайте, во сколько раз превышает норму водозабор воды. К каким последствиям это приводит?

 

4.1. Экологические группы растений по отношению к свету.

4.2 Факторы, определяющие устойчивость агроэкосистем.

4.3 Влияние лесных биогеоценозов на агарные ландшафты.

4.4 Административная ответственность за экологические правонарушения.

4.5 Рассчитайте индекс сходства двух фитоценозов. Сделайте вывод о сходстве фитоценозов.

Первый фитоценоз – сосняк-черничник: сосна обыкновенная, черника, брусника, блестящий зеленый мох, майник двулистный, седмичник европейский, ландыш майский, грушанка круглолистная.

Второй фитоценоз – сосняк-брусничник: сосна обыкновенная, брусника, блестящий зеленый мох, ландыш майский, грушанка средняя, вереск обыкновенный, кукушник, плаун булавоводный.

5.1 Видовая структура сообществ (биоценоза). Показатели видовой структуры (обилие вида, частота встречаемости, постоянство, доминирование).

5.2 Нормирование селитебных территорий.

5.3 Основные источники загрязнения почвы. Мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения.

5.4 Особо охраняемые природные территории: заказники и резерваты.

5.5 Объясните, почему окончился неудачей эксперимент по акклиматизации южноамериканской ламы в горах Тянь-Шаня, где климат схож с климатом родных мест обитания этого животного.

 

6.1 Потоки энергии в экосистеме. Трофические цепи и экологические пирамиды. Правила пирамид.

6.2 Уровни организации живой материи.

6.3 Показатели качества воды.

6.4 Биологический мониторинг. Биоиндикация.

6.5 Люди никому не желают зла: не выдергивают в массе растения из почвы, не устраивают просто так массовую бойню животных. Они просто строят свои города, засевают свои поля полезными растениями, пасут свои стада. Почему же оказываются столь плачевными результаты человеческой деятельности для множества безразличных человеку растений и животных?

 

7.1 Биомасса, продукция и продуктивность экосистем. 4 класса сообществ по продуктивности.

7.2 Анатомо-морфологические и физиологические приспособления растений к низким и высоким температурам.

7.3 Источники и состав загрязнения атмосферного воздуха.

7.4 Нормирование загрязняющих веществ в окружающей среде.

7.5 Благодаря человеку многие виды растений попали с одного континента на другой и там успешно размножились. Какие свойства обычно характерны для таких переселенцев? В какие сообщества вселение идет легче, а в какие труднее и почему? Какие последствия для местных видов может иметь подобное вселение?

 

8.1 Пути адаптации живых организмов к экологическим факторам.

8.2 Продолжительность жизни и выживаемость. Экологические стратегии выживания

8.3 Санитарно-защитные зоны и зеленые насаждения животноводческих ферм и комплексов.

8.4 Отрицательная роль тяжелых тракторов и сельскохозяйственных машин на почвенную среду.

8.5 При проведении работ в своих садах и огородах местное население традиционно зеленую массу сорных растений и старые кусты плодовых кустарников выбрасывали на свалку. Что бы вы предложили с целью изменения традиций

9.1 Среда обитания и экологические факторы.

9.2 Понятие о популяции (элементарная, экологическая, географическая, сельскохозяйственная).

9.3 Экологические проблемы применения минеральных удобрений.

9.4 Особо охраняемые природные территории Удмуртии.

9.5 Благодаря каким свойствам и функциям биосферы можно утверждать, что совокупность живых организмов обладает средообразующей и средорегулирующей функцией, в частности, играет преобладающую роль в обеспечении качества окружающей человека среды?

 

10.1 Эффект экотона. Объясните с точки зрения экологии, почему наблюдается этот эффект.

10.2 Ресурсы биосферы. Эколого-экономическая классификация природных ресурсов.

10.3 Биотехнология в охране окружающей природной среды.

10.4 Особо охраняемые природные территории: памятники природы.

10.5 Вид А конкурирует с видом Б. Решите, может ли конкуренция между ними влиять на благополучие вида В, не конкурирующего с каждым из перечисленных двух? Если может, то как и в каких случаях?

 

11.1 Вода как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к водному режиму.

11.2 Типы вещества биосферы. Понятие о живом, косном, биогенном, биокосном веществе.

11.3 Резистентность вредителей. Причины возникновения.

11.4 Пространственная структура сообществ. Ярусность.

11.5 Океан – обширная саморегулирующаяся система, удаленная от населенных территорий. Почему бы в таком случае не использовать его для захоронения основной массы радиоактивных и других опасных отходов? Объясните свою точку зрения.

 

12.1 Понятие «жизненная форма». Жизненные формы растений. Опишите морфологические признаки и адаптации к местообитанию. Приведите примеры.

12.2 Агроэкосистемы. Особенности и отличие от естественных растительных сообществ.

12.3 Эдафические факторы. Значение эдафических факторов в распределении растений и животных.

12.4 Платность природопользования. Определение платы за природные ресурсы.

12.5 В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водоемы. Какое значение для здоровья человека и существования экосистем имеют такие водотоки? Выскажите предположения о путях защиты здоровья людей в населенных пунктах, использующих воду из данных водоемов.

13.1 Свет как экологический фактор.

13.2 Происхождение и эволюция биосферы.

13.3 Обезвреживание и очистка сточных вод

13.4 Лицензия и лимиты на природопользование.

13.5 Почему чужеземные виды растений чаще всего внедряются в местную растительность по обочинам дорог, насыпям, берегам рек и другим подобным местообитаниям и не приживаются в лесах, на лугах или в степях?

 

14.1 Биотические факторы. Биотические связи животных и растений.

14.2 Мониторинг окружающей природной среды.

14.3 Пространственная структура сообществ. Мозаичность. Что входит в понятие парцелла, синузия, ассоциация, формация. Приведите примеры.

14.4 Экологическая экспертиза. Экологические ограничения при проектировании сельскохозяйственных предприятий.

14.5 Почему толерантность популяции к факторам среды значительно шире, чем у отдельной особи, и каково экологическое значение этого явления?

 

15.1 Эколого-биологическая роль продуцентов

15.2 Государственный учет природных ресурсов (кадастры) и загрязнителей (по степени токсичности).

15.3 Снижение качества продукции из-за нарушения питания с/х растений и животных.

15.4 Акустическое (шумовое) загрязнение окружающей среды.

15.5 Почему, по мнению Ю.Одума, человек должен установить мутуалистические отношения с природой?

 

16.1 Эколого-биологическая роль консументов.

16.2 Основные типы природных экосистем и биомов. Зональность экосистем.

16.3 Биологическая защита растений.

16.4 Юридическая ответственность за экологические правонарушения

16.5 При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов), истребляющих куропаток и тетеревов, последние в лесу вымирают; при уничтожении волков вымирают олени; в результате уничтожения воробьев (Китай) урожай зерновых падает. Чем это объяснить?

 

17.1 Синергизм факторов.

17.2 Значение видового разнообразия для гомеостаза экосистем.

17.3 Виды стандартов качества окружающей среды. Для чего они необходимы?

17.4 Плата за загрязнение окружающей среды.

17.5 Еще несколько лет тому назад в одном из районов города Ижевска весной были слышны трели соловья. Несмотря на то, что этот район не перестраивался и не реконструировался, соловьи перестали гнездиться. Как вы думаете, какие экологические изменения произошли?

18.1 Влияние растений друг на друга

18.2 Определение понятий «биогеоценоз» и «экосистема». Их сходство и различие.

18.3 Современная экологическая ситуация в стране.

18.4 Международное сотрудничество в сфере экологии.

18.5 По данным ФАО человечество теряет (за счет вымывания, засоления, загрязнения и т.п.) 5-7 млн. т почвы в год. Если не брать в расчет возобновление почвы и распашку новых территорий, рассчитайте, за какой срок при нынешнем хозяйствовании человечество потеряет всю обрабатываемую сегодня почву (около 150 млн. т). Опишите возможные экологические последствия.

 

19.1 Гелиотропизм.

19.2 Видовая структура сообществ (биоценоза). Показатели видовой структуры (обилие вида, частота встречаемости, постоянство, доминирование).

19.3 Экологические последствия влияния животноводства на окружающую среду как на кормовую базу.

19.4 Экологические ограничения при проектировании сельскохозяйственных предприятий.

19.5 Не имея лицензии на охоту и охотничьего билета, гражданин Ш. застрелил в лесу лося, за что был задержан охотинспектором. Руководствуясь КоАП РФ и УК РФ, поясните, к какой ответственности может быть привлечен гражданин Ш.? Подлежит ли изъятию мясо и шкура убитого лося, а также оружие?

 

20.1 Экологическая структура сообществ

20.2 Отрицательное действие пестицидов на человека и с/х животных.

20.3 Охрана земель от деградации в результате эрозии.

20.4 Рождаемость и смертность популяции. Факторы, влияющие на гомеостаз популяции.

20.5 В чем принципиальное различие экологических условий проживания человека в сельской местности и в городской? В какой местности степень экологического риска выше? В чем различие и сходство видов загрязнения среды обитания человека в указанных местностях?

 

21.1 Температура как экологический фактор.

21.2 Понятие «экологически безопасная сельскохозяйственная продукция. Основные загрязнители пищевой продукции.

21.3 Значение дождевых червей в агроэкосистемах.

21.4 Особо охраняемые природные территории: ботанические сады и дендрологические парки.

21.5 Промысел оказывает большое влияние на плотность популяций ряда видов млекопитающих. Объясните, почему из популяции кабана, без риска ее уничтожить, можно изъять до 30% особей, тогда как допустимый отстрел лосей не должен превышать 15% численности популяции.

22.1 Факторы, влияющие на гмеостаз популяции.

22.2 Почвенно-биотический комплекс – основа агроэкосистем.

22.3 Понятие о предельно-допустимых концентрациях (ПДК) загрязняющих веществ и их условности.

22.4 Красная книга.

22.5 Какие особенности окружающей среды (понятие следует рассматривать в широком смысле) оказали принципиальное влияние на становление национальных архитектурных стилей? Приведите примеры.

 

23.1 Экологические сукцессии и их типы. Закономерности сукцессий.

23.2 Последствия осушения для экосистем.

23.3 Половая структура популяции, ее значение.

23.4 Генетически модифицированные (трансгенные) растения.

23.5 Объясните, почему водные млекопитающие (киты, дельфины) имеют гораздо более мощные теплоизоляционные покровы (подкожный жир), чем наземные звери, обитающие в суровых холодных условиях. Для сравнения: температура соленой воды не опускается ниже -1,3оС, а температура воздуха на суше может падать до -70оС.

 

24.1 Определение понятий «биогеоценоз» и «экосистема». Их сходство и различие.

24.2 Почвенные ресурсы и их значение в с.-х. производстве.

24.3 Проблема качества воды. Эвтрофирование водоемов.

24.4 Платность природопользования. Определение платы за загрязнение окружающей среды.

24.5 Объясните, почему у глухарей и тетеревов, как и у многих других птиц, ток происходит весной и осенью, хотя спаривание и выведение потомства наблюдается исключительно весной.

 

25.1 Почвенный покров (педосфера) как часть биосферы. Экологические функции почвы.

25.2 Регулирование численности (плотности) популяции.

25.3 Эколого-биологическая роль редуцентов.

25.4 Адаптивное растениеводство.

25.5 Прокомментируйте высказывание К. Маркса: «Изменяя внешнюю природу, человек в то же время изменяет свою собственную природу».

 

26.1 Гидросфера как часть биосферы. Роль воды в природе.

26.2 Эколого-биологическая роль продуцентов.

26.3 Экономический механизм охраны природы.

26.4 Юридическая ответственность за состояние окружающей среды. Виды наказания за экологические правонарушения.

26.5 Некоторые ученые предполагают, что к 2050 г. повышение средней глобальной температуры составит 2,5 градуса, а к 2050 г. – 3-4 градуса. Опишите прогноз возможных последствий повышения температуры для России.

27.1 Различия водных и наземных сообществ.

27.2 Биогеохимические циклы как основа динамического равновесия и устойчивости биосферы.

27.3 Атмосфера как часть биосферы. Экологические функции атмосферы

27.4 Интегрированная система защиты растений.

27.5 Руководствуясь основами экологии, укажите нормы и правила поведения, которые бы вы ввели для жителей многоэтажных, многоквартирных домов, которыми можно пренебречь в домах усадебного типа.

 

28.1 Биомасса, продукция и продуктивность экосистем. 4 класса сообществ по продуктивности.

28.2 Уровни организации живой материи. Область экологии.

28.3 Современная экологическая ситуация в регионе.

28.4 Понятие «экологически безопасная сельскохозяйственная продукция». Нормативы, лимитирующие содержание токсикантов в продуктах питания.

28.5 Почему необходимы каждому члену общества экологическая культура и экологическое воспитание?

 

29.1 Понятие о биосфере. Структура биосферы.

29.2 Изменения природных сообществ в результате распашки земель.

29.3 Загрязнение окружающей среды. Виды веществ-загрязнителей.

29.4 Особо охраняемые природные территории: национальные парки.

29.5 Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно всех насекомых, все растения и всех хищных позвоночных (земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих вместе взятых), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми? Самыми легкими? Объясните почему.

 

30.1 Понятие «жизненная форма». Жизненные формы растений по К. Раункиеру.

30.2 Сельскохозяйственные популяции.

30.3 Влияние охоты на экосистемы.

30.4 Санитарно-гигиенические нормативы содержания загрязняющих веществ в компонентах окружающей среды.

30.5. В результате аварийного сброса сточных вод, в которых содержалось 60 г сурьмы, было загрязнено пастбище площадью 1000 м2, глубина проникновения вод составляет 0,5 м. Можно ли пить молоко коров, которые паслись на этом пастбище? ПДК сурьмы в молоке 0,05 мг/кг.

 

31.1 Эктотермные и эндотермные организмы.

31.2 Пограничный эффект (эффект экотона)

31.3 Границы жизни в биосфере и ограничивающие факторы.

31.4 Агроэкологический мониторинг.

31.5 В воздухе присутствуют одновременно фенол (0,009 мг/м3) и ацетон (0,342 мг/м3); соответственно им ПДК равны 0,01 и 0,35 мг/м3, их фоновые концентрации равны 0. Допустим ли такой уровень загрязнения?

32.1 Классификация экологических факторов.

32.2 Основные направления эволюции биосферы.

32.3 Значение сохранения биологического разнообразия на Земле.

32.4 Экологические права граждан.

32.5Две женщины, родившиеся в один и тот же год, родили первенцев двойняшек-дочерей. Женщина «А» родила в 18 лет, а женщина «Б» - в 36 лет. Их дочери в свою очередь в том же возрасте что и матери родили двойняшек – дочерей. Все матери умирали в 72 года, рожали один раз. Рассчитайте, сколько потомков было у женщины «А» и «Б» к моменту их смерти; рассчитайте количество потомков в каждой семье через 144 года. Нарисуйте график динамики численности потомков у каждой женщины, отложив по вертикали число потомков, по горизонтали – время.

 

33.1 Влияние экологических факторов на выживание, рост, развитие и размножение

33.2 Целостность биосферы как глобальной экосистемы

33.3 Организация безотходных (малоотходных) производств.

33.4 Лицензия на комплексное природопользование.

33.5 Как будет меняться концентрация загрязнителей в цепях питания (многие загрязнители накапливаются в клетках и тканях организмов, не высвобождаются в окружающую среду), в каких дозах они будут поступать в организм человека в зависимости от потребляемой пищи (растения, травоядные, хищные животные, грибы и т.д.)?

 

34.1 Значение лимитирующих (ограничивающих) факторов. Закон «толерантности».

34.2 Возрастная структура популяции, ее значение.

34.3 Очистка воды в домашних условиях.

34.4 Факторы, определяющие масштабы потребления природных ресурсов

34.5 Иркутский ученый В.П. Кривых доказал, что протравливание семян зерновых культур хвойной мукой с небольшой добавкой фосфорного удобрения вместо «грубого» протравливания пестицидами дает прибавку урожая в среднем в 2 раза. Назовите выгоду предложенной ученым технологии.

 

35.1 Функциональные различия и задачи теоретической и прикладной экологии.

35.2 Фитогенные факторы.

35.2 Классификация веществ-загрязнителей по токсичности

35.3 Экологический паспорт предприятия

35.5 Иногда можно услышать вопрос: «Неужели современная наука и техника не могут найти средств для полного уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным?» Представьте, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Объясните почему.

36.1 Пища как фактор. Основные типы питания.

36.2 Границы жизни в биосфере и ограничивающие факторы

36.3 Биоразнообразие и его факторы.

34.4 Меры по охране вод.

36.5 Во всем мире каждый год вымывается около 25 тыс. т почвы. В районах, где земли расположены на крутых склонах и подвергаются неразумной эксплуатации, водная эрозия, кроме резкого снижения плодородия, может привести к драматическим результатам. Опишите к каким.

 

37.1 Значение лимитирующих (ограничивающих) факторов. Правило оптимума.

37.2 Границы и экотоны.

37.3 Современные тенденции изменения биосферы.

37.4 Отрицательные воздействия загрязняющих веществ на организмы.

37.5 В каком случае в водоеме развиваются сине-зеленые водоросли в массе? К каким экологическим последствиям это приводит?

 

38.1 Экологическая валентность. Эври- и стенобионтные виды

38.2 Экологические стратегии популяций.

38.3 Государственная экологическая экспертиза.

38.4 Проблемы производства экологически безопасной продукции.

38.5. Студенты решили озеленить территорию ВУЗа и посадить аллею из елей. В лесничестве им разрешили выкопать ели в лесу, но посоветовали брать молодые растения с просеки. Ребята не послушались и выкопали ели в глубине леса. Посадили их правильно, но через некоторое время заметили, что хвоя елей побурела и начала осыпаться. Дайте объяснение описанного явления.

 

39.1 Влияние экологических факторов на пространственное размещение организмов.

39.2 Пространственная структура популяции, ее значение.

39.3 Отрицательные воздействия загрязняющих веществ на организмы.

39.4 Экологический менеджмент.

39.5 Какими способами можно защитить урожай сельскохозяйственных культур от вредителей без использования ядохимикатов. Приведите конкретные примеры.

 

40.1 Численность, плотность популяции. Факторы, влияющие на гомеостаз популяции.

40.2 Геохимическая работа живого вещества

40.3 Экологические проблемы применения фосфорных удобрений.

40.4 Экологический аудит.

40.5 В окрестностях дымящих промышленных предприятий в лесах стала накапливаться подстилка. Почему это происходит, какие прогнозы можно высказать о будущем этого леса?

41.1 Значение лимитирующих факторов. Закон толерантности.

41.2 Факторы, определяющие устойчивость природных экосистем.

41.3 Нитраты и нитриты в сельскохозяйственной продукции.

41.4 Комплексные нормативы качества окружающей среды

41.5 В начале сезона было помечено 1000 рыб. В ходе последующего лова в общем вылове из 5000 рыб обнаружилось 350 меченых. Какова была численность популяции перед началом промысла?

 

42.1 Значение эдафических факторов в распределении растений и животных.

42.2 Экологическая ниша. Объясните, для чего необходимо пространственно-временное разделение экологических ниш. Приведите пример.

42.3 Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Причины исчезновения видов.

42.4 Государственные органы управления и надзора по охране природы.

42.5 Почему снижается плодородие почв, если вещества, изъятые человеком в виде урожая с полей, все равно рано или поздно в переработанном виде вновь возвращаются в окружающую среду?

 

43.1 Экологические группы растений по отношению к водному фактору.

43.2 Динамика и гомеостаз популяций.

43.3 Экологическая проблема - сокращение биологического разнообразия

43.4 Уголовная ответственность за экологические правонарушения.

43.5 У каждой насекомоядной птицы свой «потолок» высоты полетов при сборе корма. Например, дрозды кормятся на земле, мухоловки – в кронах деревьев, ласточки летают в поисках пищи значительно выше. Почему?

 

44.1 Особенности разных сред обитания и адаптации живых организмов к обитанию в них.

44.2 Границы жизни в биосфере и ограничивающие факторы.

44.3 Система экологического контроля в России.

44.4 Экологические проблемы применения азотных удобрений.

44.5 Площадь охотничьего хозяйства составляет 39000 га. Лесистость хозяйства 73%. Численность лося ориентировочно определяется в 421 особь. Рассчитайте плотность популяции лося. Дайте оценку плотности популяции лося (низкая, оптимальная, высокая, очень высокая), если для лесов среднего качества плотность лося должна составлять 3-5 особей на каждые 1000 га.

 

45.1 Мутуализм и симбиоз как формы межвидовых отношений.

45.2 Экологические сукцессии и их типы.

45.3 Производственно-хозяйственные нормативы качества окружающей среды.

45.4 Биотехнология в охране окружающей среды.

45.5. Докажите нерациональность сплошных рубок в разновозрастных и разнопородных лесах. Для каких лесов такие рубки рациональны?

46.1 Влияние газового состава и движения воздуха на живые организмы.

46.2 Возрастная структура популяции (инвазионные, полночленные популяции).

46.3 Чего больше, экологического вреда или пользы от применения удобрений.

46.4 Перенаселение Земли как глобальная экологическая проблема.

46.5. Какое количество арбуза, содержащего 120 мг нитратов на 1 кг сырой массы, можно съесть в сутки без вреда для своего организма, не учитывая другие источники их поступления.

 

47.1 Солнце как источник энергии.

47.2 Экологическая структура сообществ.

47.3 Нормирование загрязняющих веществ в продуктах питания.

47.4 Ресурсы биосферы. Факторы, определяющие масштабы потребления природных ресурсов.

47.5 Газообразные выбросы металлургического комбината содержат пыль и сернистый газ. Какие можно предложить методы очистки выбросов? Почему?

 

48.1 Свет как экологический фактор. Фотопериодизм.

48.2 Пространственно-этологическая структура популяций.

48.3 Санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны.

48.4 Разрушение озонового экрана как глобальная экологическая проблема.

48.5 В озеро, где обитали только «мирные» рыбы, при подселении других видов «мирных» рыб случайно попала икра хищной рыбы. Опишите, какие последствия это может иметь.

 

49.1 Синергизм факторов.

49.2 Свойства живого вещества

49.3 Значение сохранения биологического разнообразия на Земле

49.4 Экология и инновационная деятельность.

49.5 Некоторые ученые предполагают, что к 2050 г. повышение средней глобальной температуры составит 2,5 градуса, а к 2050 г. – 3-4 градуса. Опишите прогноз возможных последствий повышения температуры для России.

 

50.1 Биотические связи животных и растений.

50.2 Агроэкосистемы. Особенности и отличие от естественных растительных сообществ.

50.3 Тяжелые металлы и человек.

50.4 Ресурсообеспеченность. Факторы, определяющие масштабы потребления природных ресурсов.

50.5 Как вы понимаете следующее высказывание: «Чем выше иерархический уровень в нарушаемой экосистеме, тем пагубнее последствия для человека»?

51.1 Педосфера как часть биосферы. Глобальные экологические функции почв.

51.2 Взаимосвязь эволюции биосферы с ее разнообразием.

51.3 Тяжелые металлы и человек.

51.4 Влияние сбора продуктов дикой природы на экосистемы.

51.5 В густом еловом лесу можно встретить в подросте метровые елочки, возраст которых 30-50 лет. Сосенки под густым материнским пологом до такого возраста не доживают. Объясните, почему в подросте ели, в отличие от сосен, не гибнут; чем обусловлен их медленный рост; какова их дальнейшая судьба.

 

52.1 Влияние микроклимата местности на условия жизни.

52.2 Понятие о биосфере. Структура биосферы.

52.3 Антропогенная трансформация природных экосистем.

52.4 Защита окружающей среды от шумового воздействия.

52.5 Среди врачей-диетологов бытует мнение, что при выращивании моркови, редиса, свеклы, шпината, салата для употребления в сыром виде должны быть запрещены подкормки азотными удобрениями. Почему?

 

53.1. Объясните, для чего необходимо пространственно-временное разделение экологических ниш. Приведите пример.

53.2 Температура как экологический фактор. Физиологические адаптации растений к низким и высоким температурам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...