Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Медитация влияет на нашу жизнь 1 глава




Процесс духовного очищения, о котором я говорила, происходит в уме. Но вы также поймете, что необходимо избавиться и от некоторых старых завалов, которые накапливаются в нашем теле из-за психологи­ческих реакций.

Представьте себе человека, который прожил в комнате двадцать или тридцать лет и ни разу не удосужился сделать в ней уборку. Весь этот мусор, остатки еды, грязная одежда, накопившиеся за многие годы, будут доставать до потолка. Пытаться жить в таком мусоре чрезвычай­но неприятно. Но жилец этой комнаты даже не замечает этого до тех пор, пока однажды к нему не заходит друг и говорит: «Почему ты не убираешь комнату?». Тогда они вместе очищают от мусора один угол. После этого наш воображаемый жилец видит, что в этом углу жить го­раздо приятней и комфортней и он решает убрать всю комнату. Наконец, он может подойти к окну и по новому взглянуть на мир вокруг. Теперь у него появляется достаточно пространства, чтобы спокойно передвигать­ся внутри комнаты. Ощущение комфорта дает возможность человеку более свободно пользоваться своим умом, не вызывая при этом никако­го телесного неудобства.

Дом, в котором мы живем, есть наше тело. Неважно, сколько раз мы переезжаем из одного города в другой, из одной квартиры в другую, из квартиры в загородный дом - мы всегда берем это тело с собой до тех пор, пока оно полностью не разрушится, сгниет, превратится в прах. Однако до тех пор, пока это не случится, мы повсюду несем его с собой. Вот его-то нам и нужно сделать немного просторней и комфортней.

Психологическое накапливание помех и блоков происходит благо­даря нашим эмоциональным реакциям. Но раз ум их отложил, то он способен их и убрать. В нашей медитационной практике это называется «познать ощущение, не реагируя на него, затем отпустить его.»

Другой чертой медитационной практики является не реагирование. Это наиболее важный аспект достижения мира и гармонии внутри себя, ведь в противном случае наши ответные действия всегда будут накаты­ваться на нас и мы не сможем видеть путь ясно. Он всегда будет нам представляться смутным, неопределенным. Возможно, что мы услышим о нем и у нас появится слабое представление о том, что он означает. Но мы сами никогда его не увидим, потому что «видеть» всегда означает «видеть изнутри». От такого внутреннего видения нас будут заслонять реакции - наши эмоциональные ответные действия.

Когда мы наблюдаем за ощущениями и эмоциями во время меди­тации, у нас нет необходимости и желания реагировать. Следовательно, возможность воздерживаться от реагирования есть - и это как раз то, чем мы занимается! Мы можем взять не реагирование с собой в нашу повседневную жизнь. Какая бы эмоция в нас ни возникла, мы можем взглянуть на нее как на чувство, которое возникло и которое уйдет. Ес­ли мы научимся этому благодаря нашей медитационной практике, то выучим один из наиболее ценных уроков - как справляться с самим собой.

Общим заблуждением можно считать мнение, что раз мы живем, то значит знаем, как жить. Это одна из нелепостей нашей жизни. Уметь жить - это искусство. В жизни, по крайней мере, раз или два большинство людей испытывают полный провал. Они называют это трагедией или проблемой. На самом деле они просто были не искусными в своей жиз­ни. Третьим, но не менее важным, аспектом нашей медитационной практики является личное переживание мимолетности. До тех пор, пока мы не испытаем это сами, мимолетность будет оставаться всего лишь пустым звуком, облеченным в слово. Одни только слова никогда не ос­вобождали. Необходим опыт. Путь Будды ведет к освобождению - пол­ному и окончательному освобождению - которое должно стать личным переживанием. В медитации переживание мимолетности вполне кон­кретно: когда вы обращаете внимание на дыхание, то видите, как воздух вошел во время вдоха, а затем вышел. Он уже не будет прежним. Так и с ощущением: оно возникает, а затем проходит. Потом оно появляется в другом месте. Такое разнообразие чувств и ощущений, а потом не оста­ется вообще ничего. Боль в ноге. Вот она переместилась в другое место, а затем прошла. Ощущения приходят и уходят.

По мере того, как наше мастерство медитации оттачивается, мы более ясно видим мимолетность ощущений и мимолетность нашего те­ла. Все об этом знают. Не найти ни одного человека в мире, который бы не знал, что тело преходяще. Но все мы живет так, как будто будем жить постоянно, и скорбим о тех телах, которые оказались преданы не­изменному закону природы, как будто случилось нечто неожиданное.

Это явно неправильное представление о мире, лишенное всякого здравого смысла. Но оно возникает в нас, потому что мы закрылись для реалий этого мира. Мы только смотрим на то, что приятно. В том, что нас всегда окружают и неприятные вещи, мы пытаемся обвинить других. Некоторые заходят так далеко, что обвиняют в этом дьявола. Но, по сути, не имеет значения кого, вы обвиняете - своего соседа или дьявола. Реальность жизни заключается в том, что она постоянно изменчива, мимолетна и нам следует это принять и жить в соответствии с этим.

Когда мы научимся проникать глубже в себя, то начнем осознавать то постоянное движение, происходящее в каждой клетке нашего тела. Об этом законе природы мы учили еще в школе. Наверное, нам было в ту пору одиннадцать или двенадцать лет, когда нам говорили о том, что клетки нашего тела обновляются каждые семь лет. Я ясно помню, как пыталась понять - все ли клетки моего тела отмирают и на их место приходит целая масса новых. Так как это представлялось невозможным представить, я сдалась. Я просто не могла это вообразить. Теперь мы понимаем, что на самом деле происходит. Происходит то, что в течение этих семи лет клетки стареют, деградируют и обновляются - и это по­стоянный процесс.

Безусловно, должен быть способ, который бы давал возможность осознавать это. Медитация, возникающая во время медитации, дает возможность осознавать этот процесс как на поверхности кожи, так и под ней. Тогда у нас появляется совершенно иной взгляд на нас самих и на окружающий мир, потому что теперь мы знаем из прямых рук, что нет ничего в мире застывшего или статичного, и уж этого точно нет в нашем теле.

Ученые доказали, что нет ни единого твердого тела во всей Вселенной. Все во Вселенной состоит из энергетических частиц, двигаю­щихся настолько стремительно, сталкиваясь друг с другом и разлетаясь в стороны, что создается иллюзия твердости. Будда говорил о том же две с половиной тысячи лет тому назад, когда упоминал о таких же час­тицах. Правда, для этого ему не понадобилось проводить опыты в лабо­ратории. Он это испытал на себе. И доказательством стало его просветление. Наши ученые очень сведущие люди, но, наберусь смелости утверждать, не стали просветленными. Возможно, им как раз не хватает личного опыта.

На своем опыте мы можем убедиться, что нет ничего твердого, за­стывшего. Даже сама логика, простая, рассудочная, доказывает, что ес­ли бы что-то стало твердым, статичным, то человека бы не стало, а был бы просто труп. Но одни умные рассуждения не достаточны. Это нужно почувствовать. Только когда человек почувствует это во время медита­ции, тогда он поймет. Того, кто понял это на основании своего личного опыта, никто не сможет переубедить. Даже если весь мир будет гово­рить тебе: «Это не так. Почему ты так упрям? Почему ты считаешь, что тело не твердое? Разве ты его не касался? Ведь оно же твердое.». Вы не будете спорить, оставаясь непоколебимым. Когда люди пытались оспаривать то, чему Будда учил, он никогда не вступал в споры. Он не за­щищал свою точку зрения. Он говорил о своем личном опыте.

При сильной концентрации и глубоком погружении мы обнаружим постоянное движение внутри себя. Ум начинает понимать, что раз внутри существует такое непрекращающееся движение, то значит, то же самое происходит и снаружи. Так где же можно найти что-либо твердое, застывшее? Он может спросить тогда: «Если движение постоянное, то где же есть «я»?» Ощущения постоянно меняются. Ни одно не остается. Тело постоянно движется. Нет ничего, за что можно было бы уцепиться. Мысли тоже движутся. Где же есть я?» Конечно, люди могут найти не­кое воображаемое место, где они могут найти себя, например, в некой высшей сущности, душе и пр. Но если продолжить исследование и в этом направлении, то станет ясно, что это очередная иллюзия. Мимо­летность, бренность следует испытать.

Другой аспект нашей практики представляют медитационные тех­ники, о которых упоминает Будда в своей беседе об основах осознания, когда говорит о медитации на четыре стихии: земли, воды, огня и воз­духа. Ощущение твердости в теле есть стихия земли. Мы это также мо­жем ощутить в жесткости подушек для медитации, на которых мы си­дим. Стихию землю можно найти повсюду. Его можно найти в воде, иначе мы не смогли бы в ней плыть или грести лодку. Стихия земли есть и в воздухе. Иначе ни птицы, ни самолеты не могли бы летать.

Стихия огня - температура - также присутствует повсюду. Мы ее можем почувствовать в себе, если обратим на это внимание. Обычно мы ее ощущаем только тогда, когда мерзнем, перегреваемся на солнце, или испытываем болезненный жар. Но на самом деле температура присутствует всегда. Она есть во всех живых существах и в любом виде материи.

Стихию воды можно ощутить в крови, в слюне, в моче. Стихия во­ды является также связующей силой. Если из муки вы хотите пригото­вить тесто, то в муку необходимо добавить воды, чтобы скрепить ее мельчайшие крупицы. Вода, как связующий элемент, может быть обна­ружена повсюду. Без нее все эти постоянно движущиеся клетки просто развалилась бы. Никто бы здесь не сидел сейчас, если бы не было этого связующего элемента.

Все это очень интересно, правда? Но все это становится бесполез­ным, если остается неиспытанным. Пока не испытаешь, это становится еще одной темой для интеллектуальной беседы с друзьями на досуге. Когда же это становится опытом, то открывается видение на то, как все на самом деле устроено. Знание и видение вещей такими, «какие они на самом деле есть» - частое выражение, к которому прибегал Будда.

Сюда мы можем добавить еще и пространство, как пятую стихию. Эти пространства, отверстия, существуют внутри нас, например, во рту или носу. Внутренность нашего тела имеет открытые пространства. Вселенная это пространство. Если мы это поймем и соединим с поняти­ем, что подобное можно найти повсюду, то избавимся от этой нашей привычки разделять: «Вот это есть «я» и я позабочусь о себе, а весь ос­тальной мир пусть справляется так, как может. Пусть люди живут долго и счастливо, но не подходят ко мне слишком близко.» Если мы поймем, что представляем из себя ничто иное, как энергетические частицы, ко­торые сталкиваются и разлетаются, ничто иное, как пять стихий, то что же такое есть «я», которое мы так ревниво оберегаем? И какую такую опасность представляет мир, который нас окружает?

Медитация направлена на приход озарения. Озарение это цель буддистской медитации. Техники медитации являются всего лишь ин­струментами. Использовать их нужно, по возможности, наилучшим образом. Один человек пользуется ими несколько иначе, чем другой. Чем искусней становимся в них мы, тем быстрей и легче придет результат. Но главное внимание нужно обращать не на результат, а на владение инструментом. Только тогда совершенствуется ваше мастерство и при­ходит легкость.


 

Глава 3. Спокойствие и понимание

Существует много различных техник медитации. В «В пути к очи­щению» упоминается 40 техник. Однако существует только два направ­ления, два течения, которым нужно следовать - это спокойствие и по­нимание. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Пока мы не бу­дем знать, в каком направлении следует идти, маловероятно, что мы дойдем до цели. Нам необходимо знать, по какому пути нужно идти.

Чтобы добиться результатов, которые может дать медитация, следу­ет пользоваться обоими направлениями - и спокойствием, и понимани­ем. Большинство людей хотят спокойствия. Каждый ищет покоя, чувства блаженного удовлетворения. Как только проблеск такого чувства появляется в медитации, человек ощущает прилив счастья и ему хо­чется испытать это еще и еще. Многим достаточно этого одного ощу­щения. Но не для этого служит медитация - это всего лишь средство для достижения высшей цели. Спокойствие всего лишь средство. Пони­мание же и есть эта высшая цель. Любые средства необходимы и важ­ны, но их не следует смешивать с конечной целью. Но из-за того, что они приносят столько удовольствия, к ним появляется привязанность.

В этом наша постоянная трудность - мы всегда пытаемся удержать то, что приятно, и отринуть то, что неприятно. Из-за того, что мы дела­ем это целью нашей жизни, наша жизнь становится бесцельной. Невоз­можно избавиться от всего, что неприятно, и сохранять то, что приятно. До тех пор, пока мы следуем в этом направлении, можно считать, что у нас нет никакого направления. То же самое справедливо и по отноше­нию к медитации.

Итак, каким образом мы приобретем спокойствие и что это нам даст? Удерживая внимание на дыхании, мы, наконец, обретем некое спо­койствие. Ум на какое-то время может остановиться, не думать, и дей­ствительно почувствовать легкость. Ведь ум никогда не испытывает легкость, потому что мыслительный процесс - это движение, а в движе­нии всегда присутствует элемент раздражения. Но на какое-то мгнове­ние может прийти это ощущение легкости и мы сможем продлевать эти мгновения по мере того, как будем это практиковать все больше и больше. Это не так уж и трудно. Возможно, что трудно будет только поначалу, ведь все, что необходимо для этого - это терпение, реши­мость, немного хорошей каммы (см. Главу 7) и тихое место.

У нас у всех, пусть немного, но есть эта хорошая камма. Иначе мы бы не сидели здесь. Те, у кого много плохой каммы, обычно не приез­жают на медитационный ритрит, а если и приезжают, то не надолго. Так что хорошая камма здесь уже присутствует.

Что же касается терпения, то к этому нас уже принуждает само на­хождение здесь. Еще одну вещь сюда нужно добавить, еще один важ­ный ингредиент для этой смеси, - решимость, настрой. Когда вы сади­тесь в первый раз медитировать, твердо заявите себе: «Я все время буду оставаться со своим дыханием. Как только я его потеряю, я тут же к нему вернусь.» Вы, словно канатоходец, идете, балансируя по натянутой веревке. Как только вы соскальзываете с нее, вы тут же взбираетесь на нее опять. Поэтому решимость, настрой необходимы для этого.

Когда возникает это спокойное и приятное ощущение, то, что Буд­да называет приятным пребыванием, которое потом уходит, как и все, что приходит, должно потом исчезнуть, то первая мысль, которая долж­на к вам прийти, это мысль о мимолетности бытия, а не «О боже, опять это ушло», или «Мне было так приятно. Как это чувство вернуть опять?» - ведь люди обычно так реагируют.

Жить по Дхамме, переживать ощущения по Дхамме нужно совсем по-особому. Это противоположно тому, как это делает большинство людей. Это сугубо индивидуальный процесс понимания. Когда Будда сидел под деревом Бодхи до своего просветления, Суджата принес ему молочный рис в золотой чаше и сказал ему, что золотую чашу он может оставить себе. Будда бросил чашу в реку, которая текла за его спиной, и сказал, что если чаша поплывет против течения, то он просветлеет. И, конечно же, это произошло. Разве золотая чаша может поплыть против течения? Смысл этой истории в том, что если мы живет в соответствии с Дхаммой, то должны пойти против наших естественных инстинктов и наклонностей. Мы должны пойти против того, что легко, комфортно, что делают все вокруг. Гораздо трудней пойти против течения, чем пой­ти по нему.

Приятное пребывание, приятные ощущения, вначале физические, а потом эмоциональные, - возникают вначале в теле, а потом через ра­дость и счастье в эмоциях, после чего становится очень покойно и тихо, - все это тоже должно уйти.

Мы должны увидеть их мимолетность, и только потом можно ис­пользовать это приятное пребывание для некоей цели. Если мы не мо­жем увидеть мимолетность приятного пребывания, то это означает, что мы используем для собственного комфорта. То, что мы используем для обретения собственного комфорта, лишь укрепляет эго, а не ведет к его утрате, что является сутью учения Будды.

Все учение Будды направлено на то, чтобы человек утратил свое «я». Будда говорил: «Я учу всего лишь одному - как избавиться от страданий.» Это не означает, что страданиям в мире придет конец. Это лишь означает, что если нет того, кто реагирует на страдания, то нет и самого страдания. «Я» прекратит существование. Если нет того, у кого появляется проблема, как может вообще существовать проблема? Если человек использует приятное пребывание для личного комфорта, то он идет по неправильному пути.

Снова и снова возвращаясь к своему дыханию, мы достигаем со­стояния покоя. Восьмая ступень на Славном Восьмеричном Пути - пра­вильная концентрация - означает полную поглощенность медитацией. Неотрывное слежение за дыханием ведет нас к этому, но достичь такой поглощенности невозможно одним страстным желанием или сидением в медитации раз или два. На все необходимо время. При этом необхо­димо проникать в суть всего, что возникает во время наблюдения за дыханием. Любая мысль, которая появляется, не является назойливой гостьей, не указывает на то, что человек не способен медитировать, не означает, что вокруг слишком холодно или жарко, слишком поздно или рано - ничего подобного. Мысль - это не назойливая гостья, которая пришла нас побеспокоить. Она учитель, который нас учит. В конечном итоге, мы все является своими учителями и своими учениками, так и должно быть. Просто мы должны знать, на что нам смотреть, чтобы это могло нас научить.

Каждая мысль наш учитель. Прежде всего, она учит тому, что наш ум неуправляем, что он ненадежен, на него нельзя положиться. Он ду­мает о таких вещах, о которых нам совсем не хочется думать, когда на­оборот - нам хочется быть совершенно спокойными и собранными. Первое, что мы узнаем о своем уме, это то, что он не является такой уж восхитительной нашей частью, как мы привыкли об этом думать, только потому, что мы смогли что-то выучить, запомнить, разобраться в каких-то фактах и концепциях. Ум неуправляем, ненадежен и не занимается тем, чего мы хотим от него.

Следующее, что необходимо понять, это то, что верить своему уму необязательно. Не обязательно верить во все те мысли, которые возникают в нашей голове. Как пришли они без нашего приглашения, так и уйдут. Значение их очень мало, в особенности во время медитации. Возраст некоторых из них может достигать двадцати лет. Некоторые оказываются чистейшей фантазией. Некоторые весьма неприятны, а некоторые просто пришли из снов. Некоторые будут настолько рас­плывчатые, не оформившиеся, что их будет даже трудно определить. Они возникают так быстро, что нет даже времени на то, чтобы их обозна­чить. Так зачем вообще верить во все то, что человеку обычно приходит в голову?

Во время медитации у нас появляется возможность познать свой ум - тот мыслительный процесс, который в нем происходит, - и нау­читься не втягиваться в него. Почему мы должны верить во все то, что происходит в нашей повседневной жизни? Мы верим, когда ум говорит нам: «Этот мужчина ужасен», или «Эта женщина лгунья». Мы верим, когда он говорит нам: «Я так разочарован, мне так скучно», или «Я должен заполучить эту вещь», или «Я должен поехать в это место». Мы этому всему верим, а должны ли? Абсолютно такой же мыслительный процесс происходит и во время медитации. Мысли появляются, задер­живаются на какое-то время и уходят без всякой закономерности или причины.

Как только мы сможем это увидеть, осознать, мы сможем действи­тельно менять мысль, которая засела у нас в уме, на ту, которую мы хотели бы иметь. Но это можно совершать лишь тогда, когда мы пере­станем верить в то, что ум нам говорит, а будем лишь наблюдать за происходящим в нем мыслительным процессом. То же самое происхо­дит с воздухом, который нас сейчас окружает. Мы не хватаем его и не говорим «это мой воздух», хотя без него мы не смогли бы прожить. Воздух просто есть. Также и мысли - они просто есть. Мыслительный процесс совершенно естественное явление для ума, а поскольку мы жи­вы, этот процесс все время продолжается. Но это не означает, что ему нужно доверять. Наоборот, от большей части мыслей, которые возни­кают, следовало бы избавиться.

И еще одну интересную вещь мы узнаем о своем уме. Когда мы сидим в медитации и концентрация никак не наступает, а мысли все время приходят; когда чувствуем, как подступает сон, а внимание не­достаточно, то узнаем о себе следующее: когда ум не развлекается, мы засыпаем. Ум желает, чтобы его развлекали. Он хочет читать книги, смотреть телевизор, навещать друзей, делать какую-то работу, он хочет быть чем-то занятым. Он не может быть счастливым и удовлетворен­ным самим собой. Это еще одна частичка того нового понимания, кото­рое мы открываете в себе.

Представьте себе, что вы в одиночестве находитесь в пустой ком­нате в течение недели. Это считается весьма жестоким наказанием, по­тому что уму это трудно вынести. Ведь ему нужна постоянная подпит­ка. Так же, как это необходимо для тела. Уму нужна новая информация, потому что самого его недостаточно. Так мы узнаем о себе еще такую одну важную особенность, когда сидим в медитации.

Мысли очень непостоянны. Они появляются и уходят. Как и дыха­ние, их невозможно надолго задержать. Если быть достаточно внима­тельным, то можно отметить их появление. Их исчезновение отметить достаточно легко, а вот появление отметить сложнее. Задержка же их, сохранение невозможно. Они все равно уходят. Все мысли, которые появлялись в течение последнего часа, уходят, ведь так?

Они непостоянны и они не принадлежат никому. Вы ведь не хоти­те, чтобы все они принадлежали вам? Они ведь того не заслуживают. Едва ли мы найдем какую-нибудь стоящую мысль, так зачем же их присваивать? Зачем пытаться думать, что они и есть вы? Почему бы не от­носиться к ним, как к чему-то, что появляется и уходит? То же самое можно сказать и о своем теле - это и есть я? Оно лишь появляется в ре­зультате зачатия и исчезает после смерти. Это закон природы, ее факт, который наше эго с его заносчивостью и самомнением не позволяет понять.

Заносчивость эго необязательно означает, что мы заносчивые лю­ди. Его заносчивость лишь означает, что мы непросветленные. Лишь в Архатах заносчивость прекращается. Это означает, что мы смотрим на мир и на себя с точки зрения «я», и тогда часто мир и окружающие лю­ди представляются угрожающими, потому что «я» очень хрупкое и ра­нимое и легко может быть подавлено.

Все мысли, которые возникают во время медитации, помогают за­глянуть в себя, понять непостоянство такого явления, как тело и ум, что мы этим не владеем. Если мы действительно способны владеть своими мыслями, то почему бы не владеть тем, что представляет настоящую ценность? Никому неинтересно владеть каким-то хламом. Всем хочется иметь нечто ценное. Медитация показывает, что мысли не представляют такой ценности.

Третья сторона такого мыслительного процесса в медитации пока­зывает нам, что он есть дукха, или неудовлетворенность. Дукха означа­ет не только страдание. Дукха также означает неудовлетворенность, что представляет собой гораздо более широкий термин, охватывающий все, что мы испытываем в жизни, даже самые приятные вещи. И происходит это из-за их мимолетности, непостоянства. Неудовлетворенность наше­го мыслительного процесса становится очень отчетлива во время меди­тации, потому что все время пытаемся сконцентрироваться, а вместо этого мы сидим и разные мысли приходят в голову.

Понимание всеобщего непостоянства, неудовлетворенности и от­сутствие эго приходит в результате личного опыта. Никому не удастся постигнуть эти три вещи до тех пор, пока это не случится с ним самим. Слова, которыми они обозначены, очень красивые и для большинства знакомые, но реализация их возможна только тогда, когда познаешь их изнутри. Несмотря на то, что в каждый отдельный момент мы испыты­ваем это на себе, мы, как правило, не обращаем на это достаточно вни­мания.

В каждый отдельный момент мы умираем, но и на это не обращаем внимания. Для этого требуется особое внимание, которому мы учимся в процессе медитации. Взгляните внимательно и поймите, что неудовлетворенность мыслительным процессом заложена в нем самом.

Нам всем доступно переживание реальности - того, как на самом деле все есть - если мы расширим нашу осознанность до такой черты, когда сможем действительно ее увидеть. Мы все переживаем в точности то, о чем говорит Будда, но нам нужно углубиться в смысл сказанного им. Бесполезно сидеть и думать: «Как хотелось бы не думать», или «Как хотелось бы сконцентрироваться», или «Хотелось бы, чтобы это было не так тяжело», или «Хорошо бы, чтоб нога так не болела». Все это ва­ши мечтания, ваши надежды. А мы не можем себе позволить окунуться в мечтания и надежды, если хотим достичь до самых корней наших тре­вог и беспокойств.

Будда сказал, что все мы больны и лекарством является Дхамма. Будду иногда называли Великим Лекарем. Но как и с любым лекарст­вом, недостаточно только знать о нем или прочитать этикетку на нем. Чтение этикетки - вот чем занимались многие в течение нескольких тысячелетий. Давайте перестанем читать этикетку и проглотим пилю­лю. Это не так уж трудно, когда узнаешь разницу.

Когда возникают неприятные ощущения от сидения в одной позе, ум немедленно отвергает их, сопротивляется. Ум немедленно заявляет: «Мне это не нравится. Это очень неприятно. Я не продержусь так в те­чение десяти дней. Мне нужен стул», или «Зачем так сидеть? Это же глупо», или «Это не стоит того. Медитация не стоит такого дискомфор­та», или что-нибудь еще в таком духе. Ум способен заявить все, что угодно. Он может говорить на любую тему и видеть ее любую сторону. Общепризнанная техника любых дебатов - говорить вначале о преимуществах обсуждаемого вопроса, а затем наоборот - говорить о его не­достатках. Только ум способен на это. Он может идти в любую сторону.

Не сидите и не думайте: мне это не нравится, моя правая нога, или спина, или шея - или что бы то ни было - затекла, заболела и т.д. Нет. Используйте возникающее ощущение как еще один способ для проник­новения в суть вещей. Ощущение - это основа нашего существования. Мы реагируем в результате нашего контакта с миром через ощущения. Мы видим, слышим, осязаем, обоняем и, конечно, размышляем. (Будда говорил об уме, о мыслительном процессе, как о шестом чувстве. Ино­гда мы тоже ссылаемся на свои мысли, как на шестое чувство.) Если бы мы были слепы, то мир нам являлся бы совершенно иным. Если бы мы были глухи, то мир опять же представлялся бы нам иным. То же самое можно сказать и о других чувствах. Но сейчас у нас есть все органы чувств и мы контактируем с миром через них и, благодаря им, у нас возникают ощущения. И с этим уже ничего не поделаешь. Мы не можем не совершать контакт с миром. У Архатов также есть ощущения, три рода ощущений - приятные, неприятные и нейтральные. У каждого они есть. Нейтральные ощущения это те, которые мы не осознаем, потому что недостаточно внимательны. Мы еще недостаточно накопили внима­тельности. Но мы уж точно осознаем приятные ощущения и наслажда­емся ими, изобретая различные способы, чтобы продлить их. Вся экономика земного шара направлена на то, чтобы создавать приятные ощущения и поощрять людей хотеть их все больше и больше. Если бы люди их отвергли, то вся экономика по большей части бы рухнула. Приятные ощущения создаются с помощью вентиляторов, холодильников, горячей и холодной воды, различной пищи, улучшенных матрасов и другими подобными вещами.

Все испытывают те или иные ощущения - приятные, неприятные и нейтральные. Они возникают в быстрой последовательности. Большинство людей живут, стараясь удержать приятные ощущения и избавиться от неприятных. Эта борьба обречена на неудачу. Никто не сможет удерживать приятные ощущения. Никто не сможет навсегда избавиться от неприятных. Никому без исключения это не удастся. Смерть неиз­бежна, а она очень часто сопряжена с очень неприятными чувствами. Но эти неприятные чувства не сопряжены только с преклонным возрас­том и смертью. Самые молодые, самые сильные испытывают неприятные физические ощущения и неприятные эмоции.

Если мы, наконец, решимся замереть, остановиться на какое-то вре­мя и взглянуть на это более пристально, не убегая от того, что вызывает неприятные ощущения и не хватаясь за приятные, - всего лишь во время одной медитационной сессии - то мы узнаем о себе так много. Наблю­дение за неприятными ощущениями, возникающими во время сидения - а именно они возникают у большинства - это еще один способ глубже понять свои реакции. Человеку хочется изменить ощущение, хочется избавиться от него. В этом проявляется его спонтанная, импульсивная реакция на неприятное ощущение через движение, позволяющее изба­виться от него как можно быстрей.

В повседневной жизни мы пытаемся избавиться от неприятных ощущений, избегая людей, ситуаций, которые их провоцируют в нас, обвиняя других, вместо того, чтобы взглянуть на возникающее ощуще­ние и сказать себе: «Что ж, вот оно возникло. Какое-то время оно будет со мной, а потом уйдет. Ничего не остается постоянно. Если я буду наблюдать за этим пристально, то активизирую свое внимание, осознан­ность, а не реакцию.»

Такая реакция, направленная на удержание приятного и отторже­ние неприятного, является причиной нашего бесконечного блуждания между рождением и смертью, потому что этот путь никуда не приводит. Это движение по кругу. Выйти из этого таким образом невозможно. Это бесконечная карусель, в которой нет двери. Мы все крутимся и крутим­ся, стараясь удержать приятное и избавиться от неприятного, и конца этому не будет. Единственный выход из этой карусели - взглянуть на само ощущение и не реагировать на него. Если мы научимся этому во время медитации, хотя на одно мгновение, мы сможем повторить это в повседневной жизни себе на пользу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...