Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика детей старшего дошкольного возраста




Раздел.

Содержание образовательного процесса определялось рабочей программой, разработанной на основе основной общеобразовательной программы ДОУ. В течение учебного года деятельность воспитателей была направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка.

Рабочая программа выполнена в полном объеме. С детьми систематически проводилась ООД в соответствии с основной общеобразовательной программой и утверждённым расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигались в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. В режимных моментах были предложены новые формы планирования воспитательно-образовательной работы (перспективного и календарного планов) и составлена рабочая программа группы.

В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское и педагогическое обследование воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребёнка и группы в целом.

В мае был проведён итоговый мониторинг, который показал, что у 41% детей учебные навыки сформированы полностью, у 49% сформированы частично и у 10% навык не сформирован. Предполагаемая причина. Воспитанники имеют нарушения в звукопроизношении, низкий уровень запоминания, дети испытывают трудность в общении, не могут выстроить свою речь. Низко развит познавательный интерес.

Результаты освоения образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие» К концу учебного года у всех детей сформировано умение самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, поддерживать порядок в шкафчике. Дети с большим желанием дежурят, накрывая и убирая столы, выполняют работу в уголке природы и наводят порядок в игровых уголках. Соблюдают элементарные правила безопасного поведения, на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Научились самостоятельно организовывать игры, подчиняться правилам игры. Все дети в группе знают имена своих родителей. С каждым днем ребята проявляют все больший интерес к истории России, участвуют в спортивно-патриотических праздниках, понимают свою сопричастность к родной стране, родному селу. Дети хорошо знают герб и флаг России, могут рассказать об армии, о национальных традициях. В группе проводились различные развлечения. Для родителей выставлялись творческие работы детей, сделанные к праздникам.

«Физическое развитие» Дети закрепили привычку следить за чистотой тела, одежды и обуви, пользоваться индивидуальными предметами гигиены расческой и носовым платком, научились правильно сервировать обеденный стол, красиво сидеть за столом держать ровно спину. Практически все дети, постоянно посещающие детский сад, справились с задачей освоения гигиенических навыков. Главной задачей этого направления является формирование у детей представления о здоровом образе жизни. Для этого проводятся беседы о здоровом образе жизни, игры, используются наглядные пособия, ежедневно проводится утренняя зарядка, во время прогулки дети участвуют в спортивных играх, развивая силу, ловкость, выносливость, гибкость, координацию. После дневного сна проводятся закаливающие процедуры (хождение по солевой дорожке, хождение по ребристой поверхности, дыхательная зарядка). Научились выполнять ходьбу и бег легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, могут прыгать на мягкое покрытие (высота 20см.), прыгать в длину с места (не менее 80см.), с разбега (не менее 100 см.), прыгать через скакалку; умеют метать предметы правой и левой рукой; участвуют в упражнениях с элементами спортивных игр.

«Художественно – эстетическое развитие». На занятиях продуктивной деятельности воспитанники научились уверенно пользоваться ножницами, кистью, освоили приемы лепки.Дети научились хорошо вырезать из бумаги составлять несложные композиции. В своих рисунках дети научились передавать цвет, форму, пропорцию, успешно создавать сюжетные композиции.

Художественно-эстетическое развитие детей старшей группы находятся в активном развитии: приобретают любовь к книге к чтению, активно и эмоционально реагируют на прочитанный или рассказанный материал. Дети учатся художественному исполнению стихотворений. За этот год дети значительно повзрослели; стали более уверенными, научились формировать самооценку, оценивать поступки других людей, отстаивать свое мнение. Научились взаимодействовать в игре, в труде.

Занятия велись по перспективному плану, в основе которого лежит учебно-методическое пособие И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду» для старшей группы. В работе с детьми использовались разнообразные методы и приёмы (словесные, наглядные, игровые, практические). Дети освоили нетрадиционные техники рисования, что даёт ребёнку возможность удивляться и радоваться миру. За этот период дети овладели некоторыми приёмами изобразительного искусства, научились составлять несложные композиции из предметов, последовательно рисовать отдельные предметы. Кисти и пальцы приобрели хорошую подвижность, гибкость. Дети стали творчески подходить к своим рисункам. Кружковая работа дала положительные результаты.Продукты детского творчества регулярно выставлялись в приёмной на стенде «Наше творчество».

«Познавательное развитие» Дети научились счету в пределах 10; отвечают на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»; уравнивать неравные группы предметов двумя способами, сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине на глаз, проверяя точность способами наложения и приложения; знают геометрические фигуры и их особенности; называют части суток и дни недели. В течение года дети учились создавать новые постройки и конструкции, учились выделять основные части построек, работать коллективно. Дети умеют распознавать предметы из разного материала, называть их характеристики и свойства. Узнали о транспорте, о различных профессиях людей, научились использовать полученные знания в дидактических играх, изучили технику, помогающую в труде и в быту, проводили опыты с водой, воздухом, песком.

«Речевое развитие». Занятия по развитию речи были направлены на совершенствование речи. Дети учились пересказу, составлению рассказа по картинкам, заучивали стихи, учились драматизировать сказки. Хорошим подспорьем для развития речи было внедрение инновационной технологии ТРИЗ. В течение года воспитателями группы были разработаны конспекты НОД с использованием элементов ТРИЗ-технологии по программе «Я познаю мир». В результате использования технологии ТРИЗ дети стали проявлять свою индивидуальность, учиться нестандартно мыслить. Стали более самостоятельными, сообразительными. Дети научились составлять рассказ об объектах по признакам.

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, руководителей, родителей. Использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.

Воспитательно-образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно-развивающей среды. В связи с этим, мы постаралась создать в нашей группе предметную развивающую среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности. В группе были дополнены уголки по образовательным областям: математический уголок (счётный материал, предметные картинки); чтение худ. литературы (хрестоматии для старшей группы, книги о природе, сказки, загадки); экспериментальный уголок (лупы, банки с природным материалом, картотека экспериментов); уголок природы (календарь природы); физический уголок (мешочки с песком, флажки, игра настольная «Футбол», «Хоккей», картинки с изображением различных видов спорта); уголок развития речи (дидактические игры, сюжетные картинки).

Ребята в соответствии со своими интересами и желаниями свободно занимаются в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, конструированием, играют в сюжетно-ролевые игры. В группе также постоянно обновляется уголок для развития творческих способностей (красками, карандашами, раскрасками, пластилином, клеем, кисточками, трафаретами, цветной бумагой). Дети могут свободно подойти к нему и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу. Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.

Работа с родителями. Основная цель работы с родителями: Приобщить их к образовательному процессу в ДОУ. Воспитателями были составлены перспективный и календарный планы, в них указывались все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, тематика наглядно-стендовой информации. В соответствии с годовым планом работы проводились общие и групповые родительские собрания. Систематически внутри группы для родителей оформлялись папки-передвижки для педагогического просвещения родителей по различным областям развития детей, выпускались информационные листки, проводились анкетирования, беседы, выставки, фотоотчёты. Родители охотно шли на контакт. Оказывали помощь в озеленении участка. Помогли сделать вазоны для клумб. В подготовке к утренникам помогали делать атрибуты, костюмы. С удовольствием участвовали в конкурсах вместе с детьми.

Вывод: Вся проведённая работа за год была объёмна, плодотворна и эффективна. По результатам работы, можно сделать вывод, что у детей повысилась самооценка, стремление к активной деятельности. Они эмоционально отзывчивы, любознательны, способны решать проблемные ситуации. Положительное влияние на этот процесс оказало тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Процесс развития личности дошкольника через механизмы идентификации – обособления, описанный В.С. Мухиной, позволяет определить роль взаимоотношений со сверстниками в этом развитии. Она говорит, что у детей в старшем дошкольном возрасте впервые складывается общественное мнение и дети начинают прислушиваться к мнению сверстника и подчиняться мнению большинства.

Важное значение имеет тот факт, что через общение со сверстником, у ребенка формируется адекватное представление о себе и своих возможностях, развивается самооценка, формируются личностные качества. Именно сверстник является равным партнером в процессе общения.

Основными критериями становления данной потребности являются:

- интерес к ребенку;

- эмоциональный отклик на его действия;

- стремление привлечь к себе внимание;

- желание выяснить оценку своих действий и поступков у других детей.

Дети 5-6 лет, как отмечает М.И. Лисина, уже умеют согласовывать свои действия с участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. У детей формируются полезные привычки и такие важные человеческие качества, как радость открытия, гордость за достижение своего маленького коллектива, интерес к новому делу. Всему этому ребенок учится в процессе общения.

Способность к общению необходимо развивать с раннего возраста. Для этого ребёнок должен уметь вступать в контакт, уметь организовать общение, знать нормы и правила общения. Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эти качества ребенка и поможем ему их развить, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками - не интересен окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости, эмоциональной неустойчивости, агрессивности, конфликтности, застенчивости. Педагоги должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

В большинстве существующих программ по воспитанию дошкольников главным методом формирования навыков общения является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей, начинают понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Другой формой нравственного воспитания является организация совместной деятельности дошкольников - игровой или продуктивной. Здесь дети строят общие дома, вместе рисуют картинки или разыгрывают сюжеты. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатываются навыки общения. Однако нередко такие совместные занятия детей кончаются ссорами, недовольствами сверстников. Все это способствует возникновению замкнутости, непонимания и обидам.

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот способ опирается на уверенность в том, что раннее развитие самосознания, положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и навыков общения со сверстниками и направлен на подкрепление положительной самооценки ребенка.В результате он источником большинства проблемных форм межличностных отношений.

Формирование навыков общения дошкольников на первых этапах должно базироваться на следующих принципах:

1. Безоценочность.Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкуретность и ориентацию на оценку окружающих, мы исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

В психологии существуют определенные методы позволяющие выявить особенности уровня общения детей со сверстниками. В своей работе по выбранной теме мы использовали следующие методы:

- социометрия;

- метод наблюдения;

- метод проблемных ситуаций.

Выделяют следующие стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Эти стороны общения проявляются одновременно. Коммуникативная сторона проявляется в обмене информацией, интерактивная - в реализации взаимодействия партнеров общения при условии однозначного кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная - в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.

Наиболее универсальное средство человеческого общения – язык и речь. Язык – это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию, и является основным инструментом коммуникации. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самопознание личности. Язык существует и реализуется через речь.

В речевом общении имеют значение такие особенности, как:

- Значение, смысл слов, фраз. Играют важную роль точность употребления слов, его выразительность, доступность, правильность произношения звуков, гибкость и выразительность интонации.

- Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция.

- Выразительные качества голоса.

- К неречевому воздействию относятся мимика, пантомимика, жесты, также расстояние, на котором общаются собеседники.

- Монологическое общение предусматривает межличностное общение неравноправных, не обладающих равной активностью партнеров. Диалог, напротив, предполагает сопрягаемость и одновременность действий; сменяемость позиций воздействующего и отражающего, взаимную интеллектуально-волевую активность; обменный характер действий. [24, с.269]

Выделяется две разновидности монологического общения: императив и манипуляция.

- Ролевое общение предполагает ту или иную форму регламентации содержания, средств общения; общение осуществляется с позиций соответствующих социальных ролей. Личностное общение возможно при знании личности партнера, умении предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

- Ритуальное общение – чаще всего пролог к построению отношений, однако оно может выполнять и самостоятельные функции в жизни современного человека: укрепление психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация своих установок и ценностей, то есть в ритуальном общении человек подтверждает свое существование в качестве члена общества той или иной важной группы. По своей сути оно ролевое. Отличительная особенность ритуальных отношений состоит в их безличности.

- Диалогическое общение – это равноправное субъект субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.

- Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают не выраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственное, контактные, а тип общения их создающего – межличностным типом общения.

Таким образом, общение многолико; включает много форм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение - важнейший фактор формирования личности, так же общение – это наилучший путь для того, чтобы познать себя.

Характеристика детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного

Раздел

Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие – менее. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляются социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. Для выявления этих сведений мы использовали метод наблюдения.

Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Сюда можно отнести такую методику, как «Капитан корабля». Также для получения сведений о социологическом статусе ребёнка мы использовали метод проблемных ситуаций.

При использовании методики «Капитан корабля», во время индивидуальной беседы ребенку показывали рисунок корабля и задавали следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в плавание?

2. Кого пригласили на корабль в качестве гостей?

3. Кого ни за что бы не взяли с собой в плавание?

4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей затруднений. Они уверенно называют 2-3 имени сверстников. Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы) попадают в группу отверженных (или игнорируемых), ответы детей заносили в таблицу (таблица №1), из которой видно, что сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его социометрический статус. Анализ и сопоставление данных полученных нами в результате проведения данных исследований дали возможность изучить особенности коммуникативных взаимодействий в группе, статусное место каждого члена группы. В результате полученных данных мы выделили 3 группы детей.

Таблица №1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...