Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила поведения участников бесед, которые помогают соблюдать внимательную, тактичную, уважительную форму общения на равных

О методах проведения просветительских бесед

 

Организация просветительских бесед на приходе, в школе, в ВУЗе и т.д. связана с работой в небольших группах, когда на беседу приходят очень разные люди, в том числе могут приходить и люди, негативно настроенные к Церкви. Как сделать так, чтобы беседа прошла конструктивно, чтобы людям было интересно, чтобы беседа не стала лекцией одного человека и не превратилась в перепалку с другим. Об этом данная статья.

Владимир Стрелов. Педагог, методист Братства православных следопытов.

Согласие

Что чаще всего мешает совместной работе, когда собирается группа людей?

Если все говорят одновременно, перебивая друг друга, это мешает. Или один человек берет слово и долго говорит, постепенно отходя от основной темы беседы. У кого-то звонит телефон, и он, вскакивая, покидает группу. Всем приходится либо ждать, либо потом повторять ему, о чем говорили без него. Когда один человек делает сообщение, кто-то шепчется между собой, это отвлекает внимание и говорящего, и остальных присутствующих. Высказанные кем-то соображения и мысли сразу оцениваются негативно: «Как ты мог такое сказать!», «Странная мысль…», «Это протестантизм какой-то!». Большинству участников, особенно далеким от православия, это будет мешать высказываться, задавать вопросы – а вдруг что-то не то скажешь.

Когда не определены рамки работы группы, появляется беспокойство: кто-то должен уже уходить, а тему еще не обсудили до конца.

Необходимо прийти к согласию по таким моментам, заключить общее соглашение. Обычно пункты такого соглашения вырабатываются сообща, всеми вмести, а не «спускаются сверху» ведущим, и достаточно регулярно повторяются в начале работы, особенно если встречи носят периодический характер. Важно отметить, что эти правила принимает для себя каждый из участников бесед и соглашается их исполнять.

В целом, это правила уважительного отношения друг к другу и к общей работе. Некоторые, как, например, отсутствие негативных оценок, направлены на создание комфортной доверительной атмосферы обсуждения, при этом само обсуждение направляется ведущим.

 

Большинство этих правил находят свое подтверждение в Священном Писании и аскетическом предании Церкви – достаточно почитать те увещания, которые ап. Павел обращает к своим собеседникам, например, из Римской (Рим. 12 гл.) или Ефесской церкви (Ефес. 4:1-5:21), или вспомнить увещания современных подвижников.

Некоторые современные верующие в связи с этим считают, что им правила не нужны, ведь они уже много лет являются православными христианами. Однако на практике мы то и дело сталкиваемся с тем, что в совместной работе люди руководствуются не смиренным духом, а духом суда, тщеславия и соревновательности, проявляют неуважительное отношение к собеседникам, просто забывая о существовании и ценности других – и не замечают этого.

Правила, предлагаемые ниже, являются лишь ступеньками к доброму, мирному общению. Их полнота и завершение – в исполнении заповеди любви (Ин. 15:12-13). Будет время, когда они настолько укоренятся в сознании и жизни, что действовать иначе будет казаться неестественным. Но пока мы не там, и надо с чего-то начинать.

Правила поведения участников бесед, которые помогают соблюдать внимательную, тактичную, уважительную форму общения на равных

1. Стараемся оставаться «здесь и сейчас». Это означает, что мы не размышляем о прошлом, не тревожимся о будущем, оставляем все, что нас беспокоит, за пределами рабочего пространства, стараемся быть полностью включенными в процесс. Для этого бывает нужна минута тишины в начале занятия.

2. Если опаздываем, предупреждаем заранее.

3. Отключаем средства связи или информируем о причинах ожидания звонка, выходим только по действительной необходимости.

4. Соблюдаем установленный регламент высказываний: 1-3-5 минут. Это дает возможность высказаться всем и учит четко формулировать свои мысли. Если я уважительно отношусь ко всем участникам бесед, то захочу выслушать и с вниманием отнесусь к высказываниям каждого.

5. Говорит всегда только один, и когда он говорит, все внимательно слушают. Не переговариваемся (без «междусобойчиков»). Это правило позволяет развивать интерес к каждому человеку, услышать его, в каждом увидеть образ Божий. С другой стороны, говорящий получает понимание того, что он важен для всех участников. Что бы он ни говорил (в рамках правил), его слушают.

6. Говорим только от своего имени, не употребляя местоимений «вы», «мы», «они». Мы несем ответственность за свои слова, делимся своими мыслями. Если же кого-то цитируем, то важно корректное цитирование. Фразы вроде «Церковь считает…» или «Святые отцы пишут…» применимы только к очень небольшому кругу тем, которые утверждены Соборами или имеют «согласие отцов». Темы, по которым в Церкви имеются разные мнения, нужно давать с большей точностью цитирования. Ну и конечно некорректны фразы вроде «Вы там все…» или «Мы знаем, что они…».

7. С уважением относимся друг к другу, а для этого:

· не поучаем друг друга,

· не проповедуем (для этого есть другое место и время),

· не делаем замечаний,

· не даем советов,

· не перебиваем,

· не исправляем,

· не подсказываем,

· не говорим друг о друге в третьем лице (как будто человека с нами нет), стараемся говорить, обращаясь к нему как к одному из собеседников,

· не даем оценки высказываниям других членов группы (ни хороших, ни тем более плохих)*[1],

· не вешаем ярлыки («консерваторы», «обновленцы», «либералы» и прочие, потому что они не имеют точного определения, и могут пониматься разными участниками по-разному, или не пониматься вовсе).

8. Беседа — пространство безопасности и доверия. Поэтому:

· мы не спорим, а дополняем (каждый имеет право на собственное мнение, пусть даже это мнение и будет неправильным, ведь далеко не все ходившие за Христом остались с Ним),

· все приглашаются к общению, но никто не принуждается,

· стараемся принимать друг друга, какие мы есть сейчас в данный момент, никого не осуждать даже в мыслях (или хотя бы ловим себя на том, что осуждаем).

Сюда можно было бы добавить, что личные высказывания, когда человек делится своим духовным опытом или переживаниями, не должны быть предметом обсуждения с третьими лицами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...