Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие. 2 час.




Программное содержание

Понятие «классическая традиция». Соотношение «традиция» - «новаторство» в детской литературе. Значение традиции в культуре. Проявление традиции в творчестве автора и конкретном произведении; тематика, художественные средства, концепции и идеи. Формы (родовые, жанровые, композиционные, речевые).

Классические традиции в творчестве современных детских поэтов: В.Берестов, И. Пивоварова, а также В. Лунин, М.Яснов.

Анализ художественных произведений. Особенности анализа стиха.

Вопросы для обсуждения

  1. Какие темы детских стихов следует считать классическими?
  2. Чем классический детский стих отличается от стиха игрового?
  3. Как проявляется традиция? Как нарушается традиция? Почему происходит нарушение традиции?
  4. Анализ стихотворных произведений. Особенности анализа стиха.

Самостоятельная работа. 2 час.

Выучить наизусть: В. Берестов «Как хорошо уметь читать», В. Лунин «Сметанопад», И. Пивоварова «Серенький денёк», М. Яснов «Горести-печалести».

Литература к теме

  1. Хализев В. Теория литературы. – М.: Высшая школа. – 2004. – С. 362 – 367.
  2. Лунин В. Формулы и стихи. – Детская литература. – 1998. – №4.- С. 31 – 38.
  3. Виктор Лунин. Материалы к биографии.// Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи…». – М.: Линка-Пресс. – 2003. – С.67-74.

Тема №10. Процесс формирования человека в ребёнке: повести о детстве Х1Х – начала ХХ века.

Самостоятельная работа. 4 час.

Программное содержание

«Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова как модель взросления ребёнка, попытка понять процесс формирования человека, определить нравственную картину мира.

Интерес к внутренней жизни ребёнка. Психология детской души. Становление человеческой личности в пространстве быта и бытия, среди людей и событий.

Художественные приёмы создания образа Серёжи Багрова: мистификация читателя, «живость изустного повествования», психологический анализ внутреннего состояния, подлинность описаний. Психологический портрет ребёнка: возможности памяти, сила впечатлений, их эмоциональное выражение, возникновение потребности анализировать происходящее, наблюдения за жизнью и участие в «живой работе», умение стать на позицию другого, рождение и утверждение нравственных качеств личности, активный и осмысленный путь познания действительности.

Педагогика воспитания в трактовке С.Т. Аксакова. Активное включение ребёнка в жизнь – одно из важнейших условий становления личности. Особая роль природы и чтения в период взросления человека.

Условия формирования творческой личности в ребёнке: М. Горький «Детство». Роль бабушки в противостоянии мальчика «свинцовым мерзостям русской жизни». Колоритная речь героев и персонажей повести «Детство». Особое значение чтения и устных рассказов бабушки в становлении творческой личности Алёши Пешкова. Повесть М. Горького в советской и российской критике.

Литература к теме

  1. Сетин Ф. С. 271-272; 275 – 281.
  2. Арзамасцева И. С. 192 – 195; 283 -284.
  3. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. Изд. 3-е, дораб. – М.: Просвещение. – 1989. – С. 305-307.
  4. Гриценко З.А. Детские годы Багрова-внука как модель взросления человека. – Дошкольное воспитание. – 2008. - №10. – С. 63-71.

 

Тема №11 «Детство» Л. Толстого.

Практическое занятие 2 час.

Программное содержание

«Детство» (1852 г.) – часть трилогии Л. Толстого о становлении человека в ребёнке. Автобиографические мотивы в произведении.

Психологический анализ как понятие и основной метод работы Л. Толстого.

Образная система «Детства»: Николенька и его ближайший круг – родители, бабушка, братья и сёстры, Наталья Савишна, Карл Иванович, друзья по играм, встречам, знакомствам.

Внутренний мир Николеньки: пути формирования. Процесс воспитания Николеньки. Дорога из детства в отрочество. Склонность мальчика к самоанализу.

 

Самостоятельна работа. 4 час.

  1. Прочесть произведение Л. Толстого «Детство».
  2. Выделить те главы, которые имеют особое положение в композиции повести. Объяснить, в чём оно заключается. Какую роль выбранные главы играют в процессе формирования характера Николеньки, в понимании основной мысли повести?
  3. Можно ли согласиться с тем, что автор показал в произведении «счастливую, счастливую, невозвратимую пору детства»?
  4. Когда, на Ваш взгляд, закончилось детство Николеньки? Почему так?

Литература к теме

Писатели нашего детства: 100 имён. Биографический словарь. Часть 3. – М.: Либерея. – 200. – С. 413-423. Далее: Писатели нашего детства, с указанием

 

Тема №12. Детская литература «серебряного века».

Самостоятельная работа. 3 час.

Программное содержание

Эстетические поиски в русском искусстве рубежа Х1Х – ХХ вв. История понятия «серебряный век», его значение. Реальность происходящего и её отражение в искусстве для взрослых и детей.

Новое открытие детства и ребёнка как самоценного субъекта общества. Социальная неоднородность детства и её изображение в литературе (Е. Сысоева, К. Лукашевич и др.). Охранительные тенденции в литературе для детей.

Способы воздействия литературы на читателя – ребёнка: обращение автора к собственной биографии, реализм в сюжетосложении и романтизм в поэтике; тематика, близкая детям из разных социальных слоёв и разных типов семей; вставные легенды, сказки, сны и т.д. Разнообразие типов и характеров детей и взрослых. Учёт возрастных особенностей читателей. Пафос литературы для детей.

Споры вокруг художественного уровня детских произведений. Оценка детской литературы «серебряного века» К. Чуковским, С. Маршаком, критиками нового времени.

  1. Изучение темы по лекции и учебникам.
  2. Прочитать статью К. Чуковского «Лидия Чарская». Соб. соч. В 6 т. – М.: 1946. – С. 150-162). Обосновать своё согласие или несогласие с автором статьи.

Литература к теме

  1. Гриценко З. Учебник. – С.154 – 162.
  2. Арзамасцева И. – С. 236 – 239.

 

Тема №13. Изображение ребёнка в русской литературе конца Х1Х – начала ХХ в. «Ангелочек» Л. Андреева в цикле рассказов о детстве.

Практическое занятие. 2 час.

Программное содержание

Детство как «счастливая, счастливая невозвратимая пора…»: счастье детства в понимании авторов Х1Х – начала ХХ в. Мастерство А. Чехова в «изображении детей и детской психологии»: рассказ «Событие». Художественные особенности рассказа.

Тип «маленького каторжника» в литературе конца Х1Х – начала ХХ в.: А. Чехов, И. Бунин, А. Серафимович и др. Социальные проблемы в произведениях и способы их решения. Поэтика детства.

Общественная значимость произведений.

Самостоятельная работа. 4 час.

. Чтение рассказа А. Чехова «Событие» и рассказа Л. Андреева «Ангелочек». В каком случае можно говорить о психологическом подходе автора к изображению героев? Что такое «психологический подход в литературе»? Когда он стал возможным? Почему?

Литература к теме

  1. Андреев Л. Ангелочек. – Собр. соч. в 6 т.– М.: 1990, т. 1. –С. 157-168; комментарий В. Чувакова: с. 594-595.
  2. Гриценко З. Практикум. – С. 75 – 78.

 

Тема №14. Природоведческая литература для детей Х1Х века. «Кладовая солнца» М.М.Пришвина.

Лекция. 2 час.

Природоведческая литература: определение понятия. Анимизм и антропоморфизм в детской литературе. Мысли В.Г. Белинского о природоведческой книге. Основные задачи природоведческой литературы.

Антропоцентрический и экоцентрический типы мышления человека, их отражение в детской литературе.Значение природы для становления ребёнка.

Пути развития природоведческой литературы. Художественное направление в исследовании темы природы в литературе Х1Х в.: Д.Н. Мамин-Сибиряк, А. Чехов. Новаторство А. Чехова в изображении природного мира.

Ведущие темы в природоведческой литературе ХХ-ХХ1 в для детей. Отношение к ним детских авторов. Специализация и профессионализм писателей как обязательное условие создания настоящей природоведческой литературы. Задачи и способы их решения.

Жанровое разнообразие. Художественные поиски и эксперименты.

Писатели-природоведы – «переводчики с бессловесного» (В. Бианки). Образ повествователя в природоведческом произведении.

Художественное направление в природоведческой литературе ХХ в.: М. Пришвин, К. Паустовский, Ю Коваль, Ю. Казаков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...