Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

организации в условиях рынка

экономической системы

Коммерческая организация – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Организация вправе самостоятельно планировать и осуществлять свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией (закупленными товарами), определять направления использования прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты нало­гов и других обязательных платежей. В процессе своей деятельности организация формирует имущество, которое может принадлежать ему на праве собственности, находиться в его оперативном управлении либо хозяйствен­ном ведении.

Целью коммерческой организации на рынке является получение прибыли за счет выполнения различных видов деятельности. Основным требованием рынка к коммерческим организациям является не только выпуск большего количества продукции, но и повышение ее качества, обеспечение ее реализации.

Коммерческие организации обладают на рынке значительной долей самостоятельности, что позволяет им определять виды деятельности, планировать свою работу, проводить ее анализ, вступать в договорные отношения с теми субъектами рынка, которые предлагают более выгодные условия. Однако при высокой степени рыночной свободы каждая организация вынуждена работать в условиях неопределенности, которая может стать причиной ее несостоятельности и банкротства с последующим выведением за рамки рыночного пространства.

Любая коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности выпуска­емой продукции или оказываемых услуг, является открытой экономи­ческой системой (рис. 1).

Рис. 2. Организация коммерческого типа как открытая экономическая система

 

Основными направлениями ее деятельности в условиях рынка является производство (закупка) сырья, материалов (товара) и реализация продукции (товара, услуги) или выполнение работы. Для решения своих уставных задач коммерческая организация должна определить свое место в рыночной среде, исследовать конъюнктуру рынка, проанализировать фирменную структуру рынка, знать объемы и состав товарного предложения, иметь представление о конкурентной ситуации. Таким образом, организация, участвуя в рыночных отношениях, должна провести исследование конкретной рыночной ситуации, а затем уже принимать обоснованные коммерческие решения относительно своей деятельности.

В процессе своей деятельности на рынке организация потребляет и выпускает определенные виды ресурсов. Потребляемые коммерческой организацией на входе в рынок ресурсы преобразуются в результате производст­венного процесса и на выходе представляют собой трансформированные ресурсы иной потребительной стоимости. Соотношение ресурсов на входе и на выходе определяет уровень эффективности работы организации за счет превышения доходной части над расходной (рентабельная работа), превышения расходной части над доходной (убыточная работа), равенство доходной и расходной частей (работа в условиях само­окупаемости).

В качестве ресурсов организацией потребляются сырье и материалы, приборы, комплектующие детали, инструмент, топливо и энергию, земельные ресурсы, компьютерные средства и технологии, информация и программное обеспечение, здания, сооружения, производственный инвентарь.

К процессам, осуществляемым в организациях по преобразованию ресурсов, следует отнести: осуществление научных исследований и проектных работ; транспортировку сырья и готовой продукции, утилизацию отходов; ремонт, модернизацию и восстановление технологического оборудования; контроль и профилактику выпуска брака; обслуживание производственного цикла; хранение сырья и готовой продукции; профилактику безопасности технологического цикла и живого труда; управление производственными процессами.

Преобразование ресурсов в организациях осуществляется посредством реализации различных функций управления, к которым относятся: учет, анализ, статистика и контроль; принятие решений и их реализация; мотивация деятельности; планирование и регулирование.

К функциям организации деятельности субъекта рынка по преобразованию ресурсов относятся: нормирование и ресурсообеспечение основной деятельности; оперативное планирование снабжения, технологических циклов и сбыта продукции; исполнение функций управления; выявление резервов и рационализация производства; координация производственных функций во времени и пространстве; диспетчеризация производства и планирование рабочих мест; создание благоприятных условий для сотрудников и выполнения производственных функций; разделение и кооперирование труда; реализация готовой продукции и маршрутизация ее сбыта.

Для осуществления свой деятельности организация должна решить ряд задач:

- осуществить отбор учредителей и продумать процесс учреждения фирмы;

- обеспечить формирование имущества организации, средств производства и реализации продукции в соответствии с ее профилем и сбытовыми задачами;

- осуществить формирование кадров соответствующего профессионального состава и квалификации;

- наладить собственную систему планирования и бухгалтерского учета;

- сформировать современные системы управления организацией, создать необходимые службы организации, включая службу техники безопасности, контроля качества продукции, сбыта и др.;

- осуществить формирование системы социальной деятельности организации в соответствии с требованиями российского законодательства;

- обеспечить выбор и освоение прогрессивной технологии производства, обеспечивающей наивысшую производительность труда, качество продукции, экологическую безопасность.

 

 


Вопрос. 2. Цель функционирования и факторы конкурентоспособности коммерческой организации

Коммерческая деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность участников рынка, предпринимателей, заключающуюся в произ­водстве товаров и оказании услуг, направ­ленную на извлечение максимальной прибыли, при условии использования инновационных процессов, реализацию функции собственности и действий по наращиванию капитала и развитию производства. Получение прибыли является непосредственной целью организаций на рынке, однако получить прибыль фирма может только в том случае, если она производит или предлагает на рынок такую продукцию (услуги), которая удовлетворяет общественные по­требности.

Прибыль можно рассматривать как непосредственную цель функционирования коммерческой организации и одновременно – как результат ее деятельности. Организация, которая не имеет прибыли от своих коммерческих операций, постепенно становится неконкурентоспособной, ограничивает свое влияние на рынке и может попасть в категорию несостоятельности.

Субъекты рынка, целью деятельности которых является не получение прибыли, а решение собственных уставных задач (общественные организации, система потребительской кооперации, учреждения бюджетной сферы и др.), занимаются коммерческой деятельностью в рамках своих функций на рынке, при этом получаемая прибыль направляется на некоммерческие цели.

В общем смысле прибыль является разницей между выручкой организации от ее основной деятельности и суммой затрат, налогов, а также непланируемых платежей (например, штрафов, пени). Содержание механизма формирования прибыли в коммерческой организации представлен на рис. 2.

В своем стремлении макси­мизировать прибыль коммерческая организация обладает четырьмя степенями свободы: свобода установление цен; свобода формирования затрат от основной деятельности; свобода формирования объемов продукции; свобода выбора номенклатуры и ассортимента продукции (товаров, услуг, работ).

Рис. 2. Механизм формирования прибыли в организации

 

Большинство организаций, ориентированных на максимальную прибыль, относятся к субъектам среднего, микро- и малого предпринимательства.

Одним из важнейших факторов конкурентоспособности организаций в современных условиях является качество деятельности, товара, услуги. Преимущество на рынке имеют те организации, которые предоставляют к продаже товары (продукцию, услуги, работы) более высокого качества. При этом качество рассматривается как совокупность свойств товара (продукции, услуг или работ), определяющих его пригодность для удовлетворения общественных и личных потребностей в соответствии со своим назначением.

Качество товара включает в себя множество компонентов: технико-экономические показатели, качество технологии изготовления, эксплуатаци­онные характеристики, показатели назначения товара, его надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости. Большое значение при определении уровня качества товара имеют такие свой­ства и характеристики товара, как экологические, эргономиче­ские, эстетические.

Качество продукции следует рассматривать как комплексный результат качества труда, предметов труда, средств труда, технологии, управления, производственной среды в це­лом.

Повышение качества выпускаемой продукции затрагивает все направления деятельности конкретной организации и в итоге выходит на такой макроэко­номический показатель, как качество жизни. Схема формирования качества жизни, ее взаимосвязь с категориями качества продукции, качества производственной и торговой деятельности, а также структура уровня и образа жизни приводятся на рис. 3.

Рис. 3. Схема формирования качества жизни населения в РФ

Важной задачей в обеспечении качества продукции является формирование органи­зованной системы управления качеством, направленной, прежде всего, на интересы потребителей, затрагивающей все подразделения фирмы и приемлемой для всего персонала. При этом большое внимание должно уделяться постоянному процессу повышения квалификации кадров и их мотивации в производственной деятельности. Качество является одним из факторов повышения конкурентоспособности фирм в силу следующих обстоятельств:

- качество является непрерывным процессом, затрагивающим все стороны деятельности организации;

- повышение качества зависит от того, насколько каждый работник фирмы заинтересован и участвует в его формиро­вании;

- качество предусматривает в обязательном порядке использование новой техники и технологий, способствует снижению себестои­мости продукции.

Повышение качества может быть осуществлено только при условии применения автоматизации всех стадий производственного цикла, начиная с проектирования и завершая процессами контроля качества. Планирование научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ должно быть организовано так, чтобы проектировать одновременно несколько вариантов изделия с более высокими качественными характеристиками.

Цена продукции, так же как и ее качество, является фактором, обусловливающим конкурентоспособность организации. В условиях рынка цена служит важнейшим регулятором производства и оказывает как непосредственное так и опосредованное влияние на величину формируемой прибыли, на характер и ре­зультаты конкурентной борьбы. В общем смысле цена представляет собой ко­личество денег (продукции, товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.

Основным моментом в отношениях «товар – покупатель» является процесс принятия самим покупателем решения о покупке, при котором оцениваются средства удовлетворения потребности, предлагаемые на рынок. Поэтому все коммерческие решения в рамках ценовой политики принимаются с учетом соотношения «цена – качество», при этом объектом принятого решения является формирование такого соотношения «цена – качество» которое соответствовало бы требованиям рынка (потребителя) и целям товаропроизводителя.

Соотношение «цена – качество» может изменяться либо посредством изменения вознагражде­ния за определенное качество в обусловленном диапазоне цен, либо путем изменения качества продукции при сохранении ее цены. Поэтому качество товара можно рассматривать как необходимую потребителю совокупность всех вещественных и нематериальных составляющих свойств товара, а цена определяется в виде объективных затрат потребителя, связанных с приобретением продукции (товара, услуги), как носителей данного качества. При рассмотрении цены как эквивалента стоимости товара определенного качества происходит возмещение затрат одного субъекта рынка на производство и распределение данного товара другим субъектом.

При рассмотрении цены как совокупности затрат, сопутствующих покупке, цена становится необходимой для создания возможности приобретения продукта или его использования (например, затраты, связанные с приобретением автомобиля).

В условиях рынка может быть использовано несколько вариантов формирования цен (Ц) на продукцию (товары, услуги):

Первый вариант: Ц = Себестоимость + Прибыль;

Второй вариант: Ц = Спрос – Предложение;

Третий вариант: Цена i- го конкурента > Ц < Цена j -го конкурента.

Первый вариант установления цены полностью опре­деляется условиями производства и сосредоточивается в рамках конкретной организации, однако такой вариант невозможно применить в условиях конкурентного рынка, где на рынке действуют несколько производителей. Данный вариант формирования цены может быть использован только в случае, если фирма-производитель является ведущей на рынке, при этом цена не должна являться для покупателя решающим фактором при покупке.

При использовании второго вариантаустановления цены за основу принимаются прогнозируемый спрос и себестоимость товара. Т.е. цена определяется предварительно и далее фирме необходимо установить, при каком количестве проданных товаров предприятие начнет получать реальную прибыль.

При формировании цены по третьему вариантуучитывается уровень конку­ренции на рынке. Определяющим для производителя при данном варианте формирования цены является уменьшение расходов и увеличение прибыли.

Вопрос 3. Неопределенность функционирования коммерческой

организации в условиях рынка

Рыночная среда характеризуется большой неопределенностью, т.к. предполагает наличие множества субъектов хозяйствования, цели и мотивы которых достаточно изменчивы.

Под неопределенностью функционирования коммерческой организации понимается неполнота или неточность информации об условиях осуществления коммерческой деятельности, что вызывает нестабильность осуществления коммерческих процессов и, как правило, становится невозможным предсказать последствия любых коммерческих действий. Поэтому коммерческая деятельность и от­дельной организации, и всех субъектов рынка, напрямую связаны с риском. Коммерческая организация всегда связывает свою деятельность с наличием и реализацией рисковых ситуаций, рассматривая риск как постоянный фактор коммерческих операций.

Риск в коммерческой деятельности рассматривается как угроза потерь в виде до­полнительных расходов, получения доходов ниже ожидаемого уровня. Т.е. риск – это совокупность потенциальных неприятных ситуаций в коммерческой практике и связанных с ними последствий в виде потерь, ущерба, убытков вплоть до несостоятельности и ликвидации организации как субъекта рынка.

Непредвиденные результаты могут возникнуть на всех стадиях обращения товара – от его проектирования до утилизации, однако наиболее высока доля вероятности на стадии проектирования из-за высокой степени неопределенности си­туации, связанной с востребованностью данного товара в рыночном пространстве. Схема оценки риска приведена на рис. 4.

Рисковая ситуация формируется под влиянием ряда факторов внешне и внутренне среды, которые могут иметь прямое и косвенное проявление.

К внешним факторам прямого воздействия на уровень и структуру риска относятся: законодательство, действия государственных организаций, налоговая система, взаимоотношения с партнерами, конкуренция. Внешние факторы косвенного действия включают: политические условия, экономическую ситуацию на рынке, экономическое положение в отрасли, международные события, стихийные события.

 

Рис. 4. Схема оценки риска в коммерческой практике организаций

К внутренним факторам, определяющимуровень и структуру риска в коммерческой деятельности участников рынка, относятся: организация процессов производства и обращения, управление фирмой и принятие коммерческих решений, коммерческая стратегия, наличие финансовых средств.

Наиболее действенным способом защиты от риска является его нейтрализация следующими способами:

- уклонение от риска путем отказа от занятия конкретным видом деятельности, от заключения рискованного контракта, от проведения рискованной операции;

- поиск источников необходимых ресурсов для покрытия возможных потерь;

- передача (трансферт, от фр. transfert - переводить) риска коммерческим партнерам, банковским учреждениям за счет заключения договоров факторинга, поручительства, банковской гарантии (табл. 1);

- страхование рисков, их диверсификация за счет использования альтернативных возмож­ностей получения дохода от различных видов деятельности, не­посредственно не связанных друг с другом, привлечения к поставкам других поставщиков, расширения клиентской базы покупателей товаров, диверсификации кредитного портфеля и портфеля ценных бумаг фирмы, расширения программ реального инвестирования;

- самострахование, т.е. создание коммерсантом специального резервного фонда за счет отчислений от прибыли сумм на покрытие непредвиденных расходов при наступлении рискового случая или событий.

В коммерческой практике субъектов рынка часто встречаются ситуации, связанные с передачей (трансфертом) коммерческого риска другой стороне. Трансферт может быть осуществлен путем установления различных типов договорных отношений между фирмой и ее поручителем (гарантом)[1] (табл. 1). При этом распределение риска между сторонами должно носить четкий характер, решение о передаче риска необходимо обосновывать по критерию эффективности в сравнении с другими методами снижения риска, риск должен быть передан по обоюдовыгодной цене.

Таблица 1

Варианты трансферта коммерческого риска при использовании

различных договоров

Виды договоров Особенности трансферта рисков
1. Договор аренды (финансового лизинга)
Собственник (арендодатель) несет часть рисков, связанных с арендованным имуществом (риск физических повреждений собственности, риск снижения коммерческой ценности объекта и т.п.). Арендатор несет риск случайной гибели и риск случайной порчи арендованного имущества в момент его передачи
2. Договор хранения и перевозки грузов
Транспортная компания несет статические риски, связанные с гибелью товара при перевозке. Динамические риски возлагаются на коммерческую фирму
3. Договор купли-продажи, оказания услуг
Изготовитель берет на себя ответственность по устранению неисправностей, выявленных или возникших в ходе эксплуатации товара, в течение гарантийного срока, заранее оговоренного в договоре
4. Договор поручительства
В заключении договора участвуют три стороны: поручитель, принципал (коммерческая структура) и креди­тор. Поручитель (юридическое или физическое лицо) принима­ет на себя риск неудачи деятельности принципала и дает гаран­тии кредитору на возмещение кредита

Окончание табл. 1

Виды договоров Особенности трансферта рисков
5. Договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования)
В заключении такого договора участвуют три стороны: фактор-посредник, фирма-поставщик и фирма-покупа­тель. Фактор-посредник приобретает дебиторскую задолжен­ность и в течение 2-3 дней оплачивает 70-80 % требований в виде аванса, оставшаяся часть погашается по мере поступле­ния средств на его счета
6. Строительные контракты
а) строительство «под ключ»
Ответственность по договору возлагается на подрядчика до момента полной передачи объекта заказчику, предусматривается ответственность по технологическому оборудованию, материалам, запчастям, частичной (полной) ответственности подрядчика за порчу строительной техники
б) «поставка оборудования и контроль за строитель­ством»
Подрядчик отвечает за послед­ствия своих действий и упущений по поставкам оборудования и контролю за строительством без учета стоимости оборудования, материалов и т.д., которые являюются собственностью заказчика
7. Биржевые сделки
а) опционы на закупку товаров и услуг
Поставщик гарантирует продажу товара по фиксированной цене в течение определенного срока. Опционы могут быть проданы по текущей котировке
б) фьючерсные контракты на закупку растущих в цене товаров
Исполнение контракта после его подписания отложено на определенный срок. Момент времени, в который совершается поставка товара или услуги, строго фиксирован. В контракте может быть предусмотрена «плавающая» цена поставки. Таким образом, с одной стороны, покупатель получает гарантию получения товара (услуги) в нужный срок по оговоренной цене, снижая тем самым риск снабжения и инфляционный риск. С другой стороны, есть возможность отказа от контракта, если будут найдены альтернативные и более эффективные каналы снабжения

Вопрос 4. Несостоятельность (банкротство) коммерческой организации

 

Неопределенность функционирования коммерческой организации связана не только с риском недополучения запланиро­ванной прибыли, непредвидимыми расходами, но может поставить предприятие в условия несостоятельности.

Реализация механизма банкротства организаций осуществ­ляется в соответствии с Федеральным эконом РФ № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – ФЗ о банкротстве), устанавливающим основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирующим порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения процедур банкротства.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается при­знанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязатель­ных платежей.

Признаком банкротства является необходимая и достаточная совокупность формальных и материальных правовых фактов, дающих возможность суду признать лицо банкротом.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты их исполнения, и если сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Юридические и физические лица, рассматриваются в данном случае как должники.

Обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом РФ основанию называется денежным обязательством.

К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на услови­ях, которые определяются законодательством РФ.

В качестве кредиторов могут выступать лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уп­лате обязательных платежей, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если организация не способ­на удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их выполнения. Формально организация считается несостоятельной по решению арбитражного суда или в силу добровольной ликвидации со дня официального уведомле­ния.

Процедуры банкротства, применяемые в отношении должника, представляют собой совокупность юридико-фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию (в экономическом смысле). Процедуры банкротства проводятся в судебном порядке, за исключением досудебной санации.

Досудебная санация включает меры по восстановлению платеже­способности должника, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях преду­преждения банкротства.

К судебным процедурам банкротства относятся наблюдение, фи­нансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производ­ство, мировое соглашение. Судебные процедуры проходят по решению арбитражного суда и под его контролем. Дело о несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к долж­нику – юридическому лицу в совокупности составляют сумму не менее 100 тыс. рублей, а к должнику-гражданину – не менее 10 тыс. рублей. Рассмотрим механизм реализации процедур банкротства.

Под наблюдением понимается такая процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества и проведения анали­за финансового состояния должника, составления реестра требования кредиторов и проведения пер­вого собрания кредиторов. Определение о введении наблюдения выносится судьей арбит­ражного суда единолично, в нем должны содержаться указания на признание требований заявителя обоснованными, утверждение временного управляющего, размер его вознаграждения и источник выплаты.

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, которое должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банк­ротом в арбитражный суд.

Временный управляющий, который назначается при введении наблюдения арбитражным судом, имеет право:

- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных ст. 63 и 64 ФЗ банкротстве;

- заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных законодательством;

- обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника.

Финансовое оздоровление представляет собой такую процедуру банкротства, которая приме­няется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком. Основанием для введения финансового оздоровления арбитражным судом является решение собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 75 ФЗ о банкротстве.

Определение о введении финансового оздоровления выносится арбитражный суд в следующих случаях:

- если име­ется ходатайство учредителей (участников) должника, собствен­ника имущества должника – унитарного предприятия, уполно­моченного государственного органа;

- если имеется ходатайство третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления обеспечения исполне­ния обязательств должника в соответствии с графиком погаше­ния задолженности, размер обеспечения должен превышать раз­мер обязательств должника, включенных в реестр требований кре­диторов на дату судебного заседания, не менее чем на 20 процентов.

Разрабатываемый график погашения задолженности предусматривает, что наступление погашения должно быть не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финан­сового оздоровления, при этом оно должно вестись еже­месячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

Если у арбитражного суда достаточно оснований полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, то судом может быть вынесено определение о введе­нии внешнего управления. Однако при наличии признаков банкрот­ства в соответствии с законом и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных ст. 75 ФЗ о банкротстве, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об от­крытии конкурсного производства. При введении финан­сового оздоровления, арбитражный суд утверждает административного управляющего.

Внешнее управление является такой процедурой банкротства, которая применяется к должнику для восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Одновременно с введением внешнего управления арбитражным судом назначается внешний управляющий. Срок введения внешнего управления составляет не более 18 меся­цев и может быть продлен в порядке, предусмотренном ФЗ о банкротстве, не более чем на 6 месяцев.

Внешнее управление предусматривает введения моратория (приостановле­ние исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей) с момента введения внешнего управления. Данный мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки погашения которых наступили до введения внешнего управления.

Конкурсное производство применяется к должнику в качестве процедуры банкротства в целях соразмерного удовле­творения должником требований кредиторов. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства, которое вводится сроком на год, но может быть продлено не бо­лее чем на 6 месяцев. На время действия конкурсного производства арбитражный суд утверждает кандидатуру конкурсного управляющего.

Мировое соглашение – такая процедура банкротства, которая может быть применена на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. В мировом соглашении могут содержаться ряд условий: об отсроч­ке или рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; об исполнении обязательств должника третьи­ми лицами; о скидке с долгов; об обмене требований на акции; об удовлетворении требований кредиторов всеми способами, не проти­воречащими законодательству.

Вступление в силу мирового соглашения осуществляется с даты его утвержде­ния арбитражным судом, оно является обязательным для должни­ка, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом оглашении. Основанием для расторжения мирового соглашения является заявление конкурсного кредитора или конкурс­ных кредиторов и (или) уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового оглашения не менее 1/4 требова­ний конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Расторжение мирового соглашение осуществляется только арбитражным судом.

При погашении задолженностей должника перед кредиторами соблюдается определенная очередность. Различают кредиторов первой, второй и третьей очереди.

Первоочередными признаются расчеты по требованиям граж­дан, перед которыми должник несет ответственность за причи­нение вреда жизни или здоровью, а также компенсация мораль­ного вреда. При определении размера требований граждан, перед ко­торыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, происходит капитализация соответству­ющих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выпла­те гражданам по достижению ими возраста 70-ти лет, не менее чем за 10 лет. Если возраст гражданина превышает 70 лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет 10 лет. Требования к компенсации морального вреда удовлетворяются в размере, установленном судебным актом.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

Расчеты с другими кредито­рами (в том числе с конкурсными кредиторами), а также требования кредиторов по обязательствам, обес­печенным залогом имущества должника, производятся в третью очередь.

Кредиторы первой, второй и третьей очередей являются привилеги­рованными. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного пога­шения требований предыдущей очереди. Если окажется, что сумма недостаточна для полного удовлетворения всех требований кредито­ров соответствующей очереди, то эти требования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся каждому из них.

При банкротстве индивидуального предпринимателя возникает ряд последствий, которые можно охарактеризовать следующим образом:

- прекращаются начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и осуществление иных финансовых санкций по всем обязательствам;

- прекращается взыскание с гражданина по всем исполнитель­ным документам, за исключением документов по требованиям о взыскании алиментов, о воз­мещении вреда, причиненного жизни и здоровью;

- сроки исполнения обязательств гражданина считаются насту­пившими.

Срок для предъявления претензий креди­торов индивидуального предпринимателя не может превышать двух месяцев. В случае признания индивидуального предпринимателя банкротом требования его кредиторов удовлетворяются за счет принад­лежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыс­кание. Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам физического лица, закреплен граж­данским процессуальным законодательством. Решение арбитражного суда о признании индивидуального предпри­нимателя банкротом направляется судебному исполнителю для прода­жи имущества должника.

В случае нарушения законодательства о банкротстве виновная сторона подвергается уголовному и административному наказанию. К преступлениям в сфере несостоятельности (банкротства) по российскому законодательству относятся:

- преднамеренное банкротство, т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации в личных интерес<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...