Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

для магистрантов заочной формы обучения

деятельности

Учебно-методический комплекс

для магистрантов заочной формы обучения

направление подготовки 030900.68 Юриспруденция

магистерская программа «Уголовный процесс, криминалистика и

судебная экспертиза»

Челябинск

 

Автор: Старикова И. Л., кандидат медицинских наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»

 

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 02 от 03 сентября 2013 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российской академии правосудия» (протокол № 01 от 26 сентября 2013 г.).

 

© Российская академия правосудия,

Уральский филиал, 2013.

© Старикова И.Л., 2013.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.………..……………………………………………..………….………….4

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………...……………........7

Тематический план………………………………………………………….….……8

Программа курса.……………………………………………………………..……..9

Планы семинарских занятий……………..……...................................................15

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы …………………………………………………………..........23

Контрольные задания………………………………….……………………...…...30

Примерная тематика магистерских диссертаций………….………………..…...32

Литература ………................................................................................................33

Вопросы для подготовки к экзамену ………….………………………………….39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс по «Теоретическим и организационным вопросам судебно-экспертной деятельности» для магистрантов заочной формы обучения по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция определяет общий объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать магистрант, содержание и структуру данного специального курса учебной дисциплины. Относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Последовательность изучения и содержание всех видов учебных занятий находится в прямой зависимости от бюджета времени, устанавливаемого учебным планом.

Знание теоретических и организационных вопросов судебных экспертиз, исследование в установленной законом процессуальной форме предметов, следов, изображений, живых лиц и трупов, обстоятельств дела, проводимое лицом, обладающим специальными знаниями с целью получения или проверки сведений, имеющих значение для правильного разрешения дела - необходимое условие профессиональной подготовки работников правоохранительных органов, адвокатов и судей. Поэтому основной целью изучения курса «Теоретические и организационные вопросы судебных экспертиз» является совершенствование и приобретение магистрантами знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач в типичных ситуациях, изучению и анализу уголовных дел и других материалов, умению делать соответствующие выводы по результатам проведенных исследований, в соответствии с требованиями уголовного и уголовно-уголовно-процессуального законов.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1) общекультурных компетенций (ОК):

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-1);

-быть способным добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- быть способным совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

2) профессиональных компетенций (ПК):

в правоприменительной деятельности:

- быть способным квалифицированно применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

- быть готовым к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

- быть способным выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-4);

в экспертно-консультационной деятельности:

- быть способным квалифицировано толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

- быть готовым принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам уголовного судопроизводства (ПК-8);

в научно-исследовательской деятельности:

- быть способным квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

- быть способным преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- быть способным управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- быть способным эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Изучив дисциплину «Теоретические и организационные вопросы судебно-экспертной деятельности», магистранты должен:

Знать:

- содержание спецкурса и иметь достаточно полное представление о возможностях судебной экспертизы в доказывании отдельных обстоятельств события преступления.

Уметь:

- анализировать относимость, допустимость, объективность собранного материала для судебной экспертизы и ее результатов.

Владеть:

- практическими навыками подготовки материалов для судебной экспертизы, формулирования вопросов, анализа и оценки заключения.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы Количество зачетных единиц и часов
заочная
Зачетные единицы - общая трудоемкость 3з.е.-108
Всего аудиторных занятий, из них  
Лекции  
Семинарские занятия  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля экзамен

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для магистрантов заочной формы обучения

 

 

№ п/п Разделы дисциплины Количество часов по всем видам учебных занятий  
Лекции Семинары/ из них в интерактивных формах Форма интерактивных занятий С/р
  Понятие и правовая природа специальных знаний в уголовном процессе. Признаки специальных знаний          
  Формы использования специальных знаний в уголовном процессе    
  Использование научно-технических средств в уголовном судопроизводстве        
  Сведущие лица в уголовном процессе России. Участие в уголовном процессе педагога, психолога, переводчика        
  Понятие и правовая природа судебной экспертизы. Признаки судебной экспертизы   2/2 Диспут-семинар  
  Классификация судебных экспертиз  
  Процессуальный порядок назначения и проведения экспертизы в уголовном процессе     2/2 Решение ситуационных задач  
  Права участников уголовного судопроизводства при производстве экспертизы. Помещение в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы          
  Процессуальное положение эксперта в уголовном процессе     2/2 Диспут-семинар  
  Заключение эксперта как источник доказательств    
  Процессуальное положение специалиста в уголовном процессе        
  Формы участия специалиста в уголовном    
  Характеристика отдельных видов экспертных исследований        
  Судебная экспертиза крови и иных выделений человек        
  Судебная генетическая (геномная) экспертиза        
Итого   14/6    

 

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Понятие и правовая природа специальных знаний в уголовном процессе. Признаки специальных знаний

Понятие специальных познаний в науке уголовно-процессуального права и криминалистике. Признаки специальных знаний в уголовном процессе. Необщеизвестность и необщедоступность специального знания. Юридические (правовые) знания и специальные знания в уголовном процессе: соотношение и условия использования в уголовном процессе. Цель использования специальных знаний в уголовном процессе. Структура специальных знаний.

Тема 2. Формы использования специальных знаний в уголовном процессе

Процессуальные и непроцессуальные формы использования специальных познаний в уголовном процессе. Непроцессуальные формы использования специальных познаний: несудебная экспертиза, проведение ревизий и документальных проверок, справочно-консультационная деятельность специалиста; привлечение специалистов к проведению экспертиз в качестве помощника эксперта. Возможности использования результатов этих форм в процессе доказывания.

Тема 3. Использование научно-технических средств в уголовном судопроизводстве

Использование НТС в процессе доказывания по уголовным делам. Понятие и виды научно-технических средств в уголовном процессе. Условия применения научно-технических средств в уголовном процессе.

Тема 4. Сведущие лица в уголовном процессе России. Участие в уловном процессе педагога, психолога, переводчика

Субъекты специальных знаний в уголовном процессе России. Понятие сведущего лица в уголовном процессе. Соотношение понятий сведущее лицо, эксперт и специалист в уголовном процессе.

Переводчик в уголовном процессе. Понятие и процессуальное положение. Функции переводчика в уголовном процессе России. Отличие переводчика от специалиста. Особенности применения специальных знаний переводчиком в уголовном процессе.

Тема 5. Понятие и правовая природа судебной экспертизы. Признаки и классификация судебной экспертизы

Развитие теории экспертизы в уголовном процессе и криминалистики. Понятие экспертизы. Понятие судебной экспертизы. Взгляды на судебную экспертизу как на отдельную науку. Экспертиза как институт уголовно-процессуального права. Основания проведения экспертизы, Процессуальные отношения, складывающиеся при назначении и проведении экспертизы. Субъекты экспертизы. Процессуальная форма назначения и проведения экспертизы. Судебная экспертиза как исследование на основе специальных познаний. Объект экспертизы. Предмет судебной экспертизы. Методы экспертного исследования и их уголовно-процессуальное значение. Цели экспертизы. Судебная экспертиза как институт доказательственного права.

Принципы экспертизы. Принцип обеспечения прав участников процесса при назначении и проведении экспертизы. Принцип независимости и автономии эксперта. Принцип «состязательности» судебной экспертизы. Принцип обоснованности и своевременности назначения проведения экспертизы. Принцип доступности заключения эксперта. Общие условия назначения и проведения экспертизы.

Тема 6. Классификация судебных экспертиз

Субординационное деление экспертиз на классы, роды, виды, разновидности. Классификация судебных экспертиз по субординации и трехмерному основанию экспертного исследования (предмет, объект, методика исследования). Характеристика отдельных классов экспертиз.

Классификация экспертиз по специальным основаниям. Классификация экспертиз по организационно-процессуальным основаниям.

Государственные экспертные учреждения. Виды экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Минюста России; в судебно-медицинских лабораториях Минобороны России; в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России; в таможенных лабораториях ГТК России

Комплексные экспертизы: особенности, отличие от комплексных исследований и комплекса экспертизы. Комиссионные экспертиз. Дополнительные экспертизы. Повторные экспертизы.

Тема 7. Процессуальный порядок назначения и проведения экспертизы в уголовном процессе

Назначение и проведение экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела. Назначение и проведение экспертизы на стадии предварительного расследования. Подготовительная стадия назначения экспертизы: принятие решения следователем о назначении экспертизы; планирование в этой связи действий; определение вида судебной экспертизы; формирование вопросов эксперту; выбор экспертного учреждения или эксперта, либо нескольких экспертов, которым поручается производство экспертизы; обеспечение эксперта исходной информацией для исследования. Стадия поручения экспертизы: составление постановления о назначении экспертизы, структура и содержание постановления о назначении экспертизы, обеспечения прав обвиняемого и его защитника при назначении и проведении экспертизы, передача эксперту исходной информации. Назначение экспертизы вне экспертного учреждения, назначение экспертизы в экспертном учреждении.

Назначение и проведение экспертизы в суде первой инстанции. Вопрос о назначении экспертизы в стадии назначения судебного заседании и в предварительном слушании дела. Назначение экспертизы в подготовительной части судебного заседания. Назначение экспертизы в судебном следствии.

Тема 8. Права участников уголовного судопроизводства при производстве экспертизы. Помещение в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы

Права участников уголовного судопроизводства. Участие сторон в формулировании вопросов эксперту. Проведение экспертом исследования. Участие сторон в исследовании заключения эксперта. Допрос эксперта.

Порядок, сроки и условия проведения экспертизы. Основания для помещения обвиняемого или подозреваемого, содержащегося под стражей, в стационар.

Тема 9. Процессуальное положение эксперта в уголовном процессе

Понятие процессуального статуса эксперта. Обязанности эксперта. Права эксперта. Ответственность эксперта. Основания для отвода эксперта. Понятие внутреннего убеждения эксперта и его роль в формировании экспертного заключения. Этические и психологические требования к эксперту. Психологическая структура познавательной деятельности эксперта.

Тема 10. Заключение эксперта как источник доказательств

Понятие, содержание и структура заключения эксперта. Общие и специальные основания заключения эксперта. Критерии оценки заключения эксперта: оценка объектов экспертного исследования и материалов экспертизы, оценка процессуального порядка назначения и проведения экспертизы; оценка квалифицированности и компетенции эксперта; оценка обоснованности заключения эксперта; процессуальная обоснованность, логическая обоснованность, научная обоснованность; полнота заключения эксперта: полнота, проведенного экспертом исследования; полнота отражения исследования в заключение эксперта.

Тема 11. Процессуальное положение специалиста в уголовном процессе

Понятие и процессуальное положение специалиста. Компетенция специалиста. Характеристика правомочий и обязанностей специалиста в уголовном судопроизводстве. Основания для отвода специалиста. Отличие специалиста от эксперта в уголовном процессе России.

Тема 12. Формы участия специалиста в уголовном процессе

Участие специалиста в следственных действиях: участие специалиста в осмотрах, участие специалиста в освидетельствовании, участие специалиста в получении образцов для сравнительного исследования. Условия и особенности привлечения педагога и психолога в уголовный процесс. Заключение и показания специалиста как новый вид источника доказательств в уголовном процессе России. Справочно-консультационная деятельность специалиста. Ревизия, несудебная экспертиза. Участие специалиста в стадии возбуждения уголовного дела. Использование знаний сведущих лиц при рассмотрении сообщений и заявлений о преступлениях. Участие специалистов и экспертов на стадии предварительного расследования. Тактика взаимодействия следователя со сведущими лицами при их участии в следственных и процессуальных действиях. Участие специалиста в судебном разбирательстве по уголовному делу.

Понятие и значение заключения специалиста как источника доказательств в российском уголовном процессе. Содержание заключения специалиста. Структура заключения специалиста. Оценка заключения специалиста.

Тема 13. Характеристика отдельных видов экспертных исследований

Понятие экспертной технологии. Сущность и процессуальные аспекты отдельных видов криминалистических экспертиз. Основные понятия криминалистической идентификации. Основные понятия криминалистической диагностики. Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий. Криминалистическая экспертиза оружия.

Тема 14. Судебная экспертиза крови и иных выделений человек

Понятие и задачи судебной экспертизы крови и иных выделений человека. Виды судебной экспертизы крови и иных выделений человека. Особенности назначения и производства судебной экспертизы крови и иных выделений человека. Типичные вопросы, решаемые судебной экспертизой крови и иных выделений человека. Оценка судом заключения судебной экспертизы крови и иных выделений человека.

Тема 15. Судебная генетическая (геномная) экспертиза

Понятие и задачи судебной генетической (геномной) экспертизы. Объекты исследования судебной генетической экспертизы. Особенности назначения и производства судебной генетической экспертизы. Типичные вопросы, решаемые судебной генетической экспертизой. Примерная формулировка данных вопросов. Оценка судом заключения судебной генетической экспертизы.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Понятие и правовая природа специальных знаний в уголовном процессе. Признаки специальных знаний. Формы использования специальных знаний в уголовном процессе.

1. Понятие и правовая природа специальных знаний.

2. Признаки специальных знаний.

3. Процессуальные и непроцессуальные формы использования специальных познаний в уголовном процессе.

Литература [1]

Нормативные правовые акты [2]

Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 6 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2291.

Об утверждении Инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы: приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 августа 2005 г. № 640 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2005. – № 49.

Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. № 347 // Российская газета. – 2003. – № 14.

Основная

Майлис, Н.П. Введение в судебную экспертизу. Учебное пособие / Н.П. Майлис. – М., 2004. – 112 с. *, **

Дополнительная

Евстигнеева, О.В. Использование специальных познаний в доказывании на предварительном следствии: Учебное пособие / О.В. Евстигнеева.– Саратов: СГАП, 2001.– 80 с.

Лившиц, Ю.Д., Кудрявцева, А.В. Вопросы использования специальных познаний в уголовном процессе / Ю.Д. Лившиц, А.В. Кудрявцева. – Челябинск: НТЦ-НИИОГР. – 2001. – 95 с.

Семинар 2. Понятие и правовая природа судебной экспертизы. Признаки судебной экспертизы. Классификация судебных экспертиз

1. Понятие и признаки судебной экспертизы. Предмет экспертного исследования. Понятие и виды объектов судебной экспертизы.

2. Содержание экспертной деятельности.

3. Классификация судебных экспертиз.

Литература

Нормативные правовые акты

Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 6 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2291.

Об утверждении Инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы: приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 августа 2005 г. № 640 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. –2005. – № 49.

Основная

Майлис, Н.П. Введение в судебную экспертизу. Учебное пособие / Н.П. Майлис. – М., 2004. – 112 с. *, **

Дополнительная

Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И. Н. Судебная экспертиза (экспертология): Учебное пособие / Д.А. Сорокотягина, И.Н. Сорокотягин. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000. – С.15-35.

Семинар 3. Процессуальный порядок назначения и проведения экспертизы в уголовном процессе

1. Назначение и проведение экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела.

2. Назначение и проведение экспертизы на стадии предварительного расследования.

3. Подготовительная стадия назначения экспертизы.

4. Стадия поручения экспертизы.

5. Назначение экспертизы вне экспертного учреждения, назначение экспертизы в экспертном учреждении.

6. Назначение и проведение экспертизы в суде первой инстанции.

7. Назначение экспертизы в стадии назначения судебного заседании и в предварительном слушании дела.

8. Назначение экспертизы в подготовительной части судебного заседания.

9. Назначение экспертизы в судебном следствии.

Литература

Нормативные правовые акты

Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. –2001. – № 52. – Ст. 4921.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 6 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2291.

Об утверждении Инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы: приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 августа 2005 г. № 640 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2005. – № 49.

Основная

Майлис, Н.П. Введение в судебную экспертизу. Учебное пособие / Н.П. Майлис. – М., 2004. – 112 с. *, **

Дополнительная

Бишманов, Б.М. УПК и вопросы использования института специальных знаний в уголовном процессе // Уголовное право. – 2004. – № 1. – С. 53-54.

Кудрявцева, А.В. Судебная экспертиза в уголовном процессе России: Монография / А.В Кудрявцева. – Челябинск: изд-во ЮУРГУ, 2001. – С. 178-196.

Семинар 4. Права участников уголовного судопроизводства при производстве экспертизы. Помещение в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы

1. Участие сторон в формулировании вопросов эксперту.

2. Участие сторон в исследовании заключения эксперта.

3. Допрос эксперта.

4. Порядок, сроки и условия проведения экспертизы.

5. Основания для помещения обвиняемого или подозреваемого, содержащегося под стражей, в стационар.

Литература

Нормативные правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.

О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Утв. ФЗ-№3185-1 от 02.07.92 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 33. – Ст. 1913 с.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 6 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2291.

Основная

Майлис, Н.П. Введение в судебную экспертизу. Учебное пособие / Н.П. Майлис. – М., 2004. – 112 с. *, **

Дополнительная

Россинская, Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: Норма, 2006. – 656 с.

Шейфер С.А. Следственные действия: Система и процессуальная форма / С.А. Шейфер. – М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2001. – С. 122-149.

Семинар 5. Процессуальное положение эксперта в уголовном процессе. Заключение эксперта как источник доказательств

1. Процессуальный статус эксперта.

2. Права, обязанности, ответственность эксперта.

3. Основания для отвода эксперта.

4. Понятие, содержание и структура заключения эксперта.

5. Критерии оценки заключения эксперта.

Литература

Нормативные правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.

Основная

Майлис, Н.П. Введение в судебную экспертизу. Учебное пособие / Н.П. Майлис. – М., 2004. – 112 с. *, **

Дополнительная

Громов, Н. Заключение эксперта как источник доказательств // Законность.– 1997.– № 9.

Балакшин, В. Заключение эксперта как средство доказывания по уголовному делу // Законность.– 1999.– №1.

Овсянников, И. О допустимости вероятностного заключения эксперта // Российская юстиция. – 1998. – № 6. – С. 29-30.

Россинская, Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе / Е.Р. Россинская. – М.: Норма, 2006. – 656 с. ****

Селина, Е. Процессуальные гарантии свободной оценки заключения эксперта // Российская юстиция. – 1998. – № 10. – С. 30.

Семинар 6. Процессуальное положение специалиста в уголовном процессе. Формы участия специалиста в уголовном процессе

1. Процессуальное положение специалиста.

2. Компетенция специалиста.

3. Характеристика правомочий и обязанностей специалиста в уголовном судопроизводстве.

4. Основания для отвода специалиста.

5. Отличие специалиста от эксперта в уголовном процессе России.

6. Формы участия специалистов в уголовном процессе.

7. Заключение специалиста.

Литература

Нормативные правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.

Основная

Майлис, Н.П. Введение в судебную экспертизу. Учебное пособие / Н.П. Майлис. – М., 2004. – 112 с. *, **

Дополнительная

Воробьев, П. Процессуальный статус специалиста: нужные разъяснения Пленума Верховного Суда // Законность, 2005. – №11. – 34 с.

Татьянина, Л.Г. Роль консультативного заключения специалиста в решении вопроса о назначении экспертизы // В сб. «Актуальные проблемы реформирования экономики и законодательства России и стран СНГ – 2001». – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001.– С. 186-189

Темираев, О. Компетенция специалиста // Законность. – 2005. – № 6. – С. 39.

Семинар проводится в диалоговом режиме.

 

Семинар 7. Характеристика отдельных видов экспертных исследований

1. Понятие экспертной технологии.

2. Сущность и процессуальные аспекты отдельных видов криминалистических экспертиз.

3. Основные понятия криминалистической идентификации.

4. Основные понятия криминалистической диагностики.

5. Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий.

6. Криминалистическая экспертиза оружия.

Литература

Основная

Майлис, Н.П. Введение в судебную экспертизу. Учебное пособие / Н.П. Майлис. – М., 2004. – 112 с. *, **

Дополнительная

Взаимодействие следователя и эксперта-криминалиста при производстве следственных действий / Под ред. И.Н. Кожевникова. – М., 1995. – 123 с.

Владимиров, Л.Е. Учение об уголовных доказательствах / Л.Е. Владимиров.– Тула: Автограф, 2000.– 464 с.

Власенко, В.Г. Взаимодействие следователя и специалистов при расследовании преступлений // В сб. Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. Под ред. В.В. Козлова. – Саратов, 1998 – С. 57-61.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ

При освоении дисциплины необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

1. Необходимо ознакомиться с настоящим учебно-методическим комплексом, изучить основные теоретические положения курса «Методика расследования отдельных видов преступлений» и систематизировать изученный материал.

2. Проанализировать уголовно-процессуальное законодательство на предмет наличия в нем всех изменений, которые были внесены к моменту начала рассматриваемой дисциплины, подобрать научную и учебную литературу, указанные в планах семинарских занятий и соответствующем разделе учебно-методического комплекса.

3. При изложении теоретического материала желательно приводить конкретные примеры, взятые из судебно-экспертной практики, с указанием источника.

Основными формами преподавания учебной дисциплины «Производство экспертных исследований в уголовном процессе» являются лекционные и семинарские занятия.

В рамках лекций раскрывается сущность, смысл и значение судебных экспертиз в уголовном процессе. На семинарских занятиях осуществляется контроль знаний магистрантов полученных ими в рамках аудиторных занятий и в ходе самостоятельной работы студентов по всем темам учебной дисциплины с различными учебными, научными и законодательными источниками, материалами судебно-экспертной практики, прививаются навыки публичных выступлений, аргументирования своей позиции, логического мышления, участия в диспутах и дискуссиях, мгновенного реагирования на вопросы, поиска правильного решения предложенной задачи, проблемной ситуации. Это достигается посредством проведения для студентов заочной формы обучения следующих видов семинаров[3] и (или) их сочетания:

- использование вопросно-ответного вида семинаров, развернутой беседы, решения задач и упражнений на самостоятельность мышления, контрольных (письменных) работ по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением;

- не исключается развернутая беседа, предполагающая подготовку всех студентов по всем вопросам семинара, выступления студентов (по желанию или по вызову преподавателя) с последующим обсуждением; решение задач и упражнений на самостоятельность мышления.

Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в форме устного опроса (собеседования), выступления студентов на семинарах, проверки письменных работ студентов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе, составляет 30 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа не могут составлять более 20 % аудиторных занятий.

Существенной частью учебного процесса наряду с аудиторной (лекциями и семинарами) является самостоятельная работа студентов: подготовка к лекциям, семинарам, другим практическим занятиям, зачету, выполнение контрольного задания и др. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников, выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему занятию по всем обозначенным в методическом пособии вопросам. Невыясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем[4].

Самостоятельная работа студента включает в себя использование и применение для подготовки к семинарским занятиям, выполнения контрольного задания, подготовки к зачету следующих баз данных, информационно-справочных и поисковых систем:

- Информационно-правовых справочных систем «Гарант», «КонсультантПлюс», которые установлены в библиотеке Уральского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия»;

- Обозревателей Интернета: Internet Explorer, Google Chrome и т.д.;

- Поисковых систем: yandex.ru, rambler.ru и т.д.;

- Сервера органов государственной власти России. URL: http://www.gov.ru;

- Официального интернет-портала правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru;

- Официального сайта Конституционного Суда РФ. URL: http://www.ksrf.ru;

- Официального сайта Верховного Суда РФ. URL: http://www.supcourt.ru;

- Официального сайта Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://www.cdep.ru;

- Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие». URL: http://www.sudrf.ru;

- Официальных сайтов судов общей юрисдикции;

- Официального сайта газеты «Российская газета». URL: http://www. rg.ru;

- Информационного портала Республики Казахстан. URL: http://www.zakon.kz;

- Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by;<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...