Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Петров В.П. Философия. М. 2012. Лекция 12.

СЕМИНАРСКО – ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8

ТЕМА. ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ.

Цели:

- углубление знаний у студентов о социальных характеристиках человека: индивидуальности и личности, концепциях личности, типах личности, социальных ролях личности, роли личности в истории;

- формировать умение выделять существенные сходства и различия;

- формировать умение уточнять понятия;

- формировать умение отличать факты от мнения;

- продолжать совершенствовать умение поиска новых идей.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - заслушивание сообщений по предлагаемым темам.

Требования к сообщению:

1)определение главной проблемы;

2)построение плана выступления при помощи вспомогательных проблем;

3) свободное владение знаниями раскрываемой проблемы;

4) определить свое отношение к проблеме;

5) дать оценку взглядам философа.

Методические советы.

1. Подготовка к семинару осуществляется на основе базового учебника: Петров В.П. Философия. М. 2012. Лекция 12.

2. Для подготовки сообщения выбирается одно из учений философов или философская проблема.

3. если вам необходима дополнительная информация, можете обратиться к другим учебникам по философии;

4. Время выступления – не более 6 мин.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Философская концепция личности.

2. Человек, индивид, индивидуум, индивидуальность.

Концепции личности:

3. психологическая;

4. социологическая;

5. ролевая;

6. философская.

Типы личности:

7. первая позиция (основой является принцип общественной деятельности);

8. вторая позиция (в основе лежит степень зависимости свободы личности).

9. Социальные роли личности: деятель, гражданин, патриот, семьянин, потребитель, собственник.

10. Роль личности в истории.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – выполнение заданий обязательно для всех.

Задание №1. Составьте ответы на вопросы:

Что обуславливает специфические черты личности?

Ответ.

Специфические черты личности обусловлены его собственной генетикой, физиологией, сознани­ем, личной культурой.

Дайте характеристику структуры личности, используя схему (преобразование графической информации в текстовую)

ЛИЧНОСТЬ
СПОСОБНОСТИ
Х А Р А К Т Е Р
ВОЛЯ
ТЕМПЕРАМЕНТ

 

 


Ответ.

Структура личности включает:

а) способности — свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности;

б) характер - совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

в) темперамент - динамическая характеристика психической деятельности индивида. Он проявляется первым делом в его впечатлительности, т. е. силе и устойчивости того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. Темперамент сказывается и на эмоциональной возбудимости, проявляясь в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, в устойчивости, с которой оно сохраняется. Выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой она овладевает моторной сферой и переходит в действие, устойчивостью, с которой она сохраняет свою действенную силу;

г)воля - способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

Что собой представляет ролевая концепция личности?

Составьте комментарий к высказыванию Лихтенберг Г.

«В каждом человеке есть что-то от всех людей».

Что побуждает человека к деятельности?

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ

Критерий оценивания сообщения:

- при выполнении всех требований к подготовке сообщений – 60 баллов;

- при невыполнении одного из 5 требований – минус – 12 баллов;

Критерий оценивания практической части:

- правильно составленные 4 ответов – 40 баллов;

- за неправильное выполнение 4–го задания минус – 16 баллов;

- каждый не правильно составленный ответ – минус – 8 баллов.

Общее оценивание: 100 - 95 – 5; 94 - 80 – 4; 79 – 50- 3; 49 – 20 – 2.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Петров В.П. Философия. М. 2012. Лекция 12.

2. Степин В.С. Философия. Мн. 2006.

3. Спиркин А.Г. Философия. М.2004.

 

 

Личность — одно из основных понятий философской антрополо­гии.

ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ
Личность присуща только че­ловеку и ни кому более в матери­альном мире.

Характеристика личности, её качеств играют важную роль в раскрытии сути философского отношения «универсум — чело­век», помогая понять, почему мир человека так отличается от мира природы и почему он остаётся че­ловеческим только на основе со­хранения богатства индивидуаль­ных различий между людьми.

® Философская

концепция личности

Проблема личности в истории философии и науки многогранна. В каждой из наук имеются свои особенности понимания природы и сути личности. Это закономерно присуще психологии и педагоги­ке, социологии и политологии, ювенологии и геронтологии, ис­тории и другим гуманитарным и общественным наукам.

Философия рассматривает личность через призму всеобщ­ности (универсальности) в сис­теме отношения «универсум — человек», тогда как другие науки

§ 1. Философская концепция личности  
§ 2. Становление и формирование личности  
 

подходят к личности узкоспецифически, исходя из предмета своего собственного исследования.

Объективно, личность человека является, складывается, формируется, функционирует и развивается в социуме, в обще­стве. Личностьмера человека, человека как субъекта соци­альных и общественных отношений, мера индивидуальности, проявление персональности. Сущность человека не есть абс­тракт, присущий отдельному индивиду, в своей действитель­ности она есть совокупность всех общественных отношений (К. Маркс). Становление человека как личности происходит под воздействием системы общественных отношений, в кото­рых осуществляется его бытие (по сферам жизни общества), причём эти отношения опредмечены, детерминированы собс­твенной, человеческой целеполагающей деятельностью. При этом необходимо учитывать ту закономерность, что человек как личность, находясь под воздействием тех или иных обще­ственных отношений, сам оказывает на них влияние, развива­ет и изменяет их. Кроме того, специфические черты личности обусловлены его собственной генетикой, физиологией, сознани­ем, личной культурой. Чтобы реально представлять личность в означенной интерпретации нам необходимо определиться с такими антропологическими понятиями как «человек», «ин­дивид», «индивидуум», «индивидуальность».

Человек. Понятие родовое, выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие «человек» включаются как его общесоциальные черты, носителем которых он является (речь, общение, интеллект, культура, деятельность), так и биологи­ческие (природоестественные), ибо носителем его социальной сущности является человеческий организм. Кроме того, чело­век обладает ментальными чертами, то есть он отражает в себе те духовные ценности народа, которые формировались истори­чески, они тесно связаны с его социальной сущностью.

Индивид. Индивидом в человеческом мире обычно называ­ют отдельного человека. Индивид — это представитель рода человеческого. Индивиды — носители общих свойств, пара­метров человека, в то же время эти параметры отличны от других биологических видов нашей планеты, а если в про­сторах Вселенной существует разум, то человек как индивид будет иметь свои планетарные земные отличия в сравнении с неземными социальными существами. Биологические и физиологические особенности человека индивидно конкрет­ны — отпечатки пальцев, роговица глаза, глазное яблоко, тембр голоса, походка, осанка, строение тела и отдельных его частей, нервная система.

Индивидуум. Человека с присущими ему социальными чертами можно определить как индивидуума, то есть обла­дателя социального своеобразия, социальной неповторимости: свои привычки и идеалы, определённые способности и соци­альные функции, особенности знаний и умений, своеобраз­ный набор профессиональных качеств, избирательный круг общения, собственный взгляд на мир и своя оценка проис­ходящего в нём. Индивидуумны взгляды, суждения и мне­ния, которые даже при общности их у разных людей всегда содержат своё собственное «Я». Индивидуумны потребности и способности человека.

Индивидуальность. Каждый homo sapiens обладает единс­твом биологической и социальной неповторимости, ориги­нальности, специфичности, охватывающей единство качеств как индивида, так и индивидуума. Индивидуальность нахо­дит своё выражение в природных и психических свойствах человека. Индивидуальность — это совокупность свойств и особенностей индивида, отличающих его от массы дру­гих. В этом смысле стопроцентных двойников в обществе нет и быть не может, поэтому даже новомодная позиция по проблеме клонирования человека беспочвенна в связи с его индивидуальностью. Индивидуальность — это биологически и социально неповторимый человек, имеющий определённый статус в обществе, исполняющий социальную роль.

Поэтому, когда необходимо подчеркнуть биологическое своеобразие человека, целесообразно использовать понятие индивидум если его социальное своеобразие, то — индивиду­ум; когда же речь ведётся о биосоциальной целостности и оригинальности человека — индивидуальность.

Определившись с вышеизложенными понятиями мы мо­жем говорить о понятии личность.

В русском языке этимология слова личность связана с тер­минами лик, лицо.

Сущностное понимание личности замыкается на диа­лектичный ряд её структурных качеств: во-первых, на де­ятельность; во-вторых, на психическую направленность; в-третьих, на сознательную ориентированность; в-четвёртых, на индивидуальную культуру: знания, умения, установки.

Личность — это человек, оцениваемый не только с точки зрения его базовых качеств (свойств), но и со стороны его соци­альных, духовных и физиологических особенностей. То есть в этом плане мы можем говорить о мере самой личности, которая проявляется в её особенностях и свойствах, выражаясь в самых разнообразных общественных позициях, в деятельности. Чаще всего здесь сочетаются достоинства и скрытыенаклонности человека, что прямо и косвенно детерминирует протекание разнообразных процессов и явлений в социуме и в обществе. Используя понятие меры личности, можно соотнести и ха­рактеризовать такие социальные явления, как гуманизм и диктатура, авантюризм и конформизм, террор и революция и т.п., а также определить типологию личности. В частности, в этих целях методологически приемлемо использование пер­сон Императора Николая II и Ленина, Врангеля и Фрунзе, Сталина и Гитлера, Хрущёва и Ельцина и т.п.

Важнейшим качеством человека как личности является его целеполагающая деятельность. Личность — это, прежде всего, активно действующий социальный субъект, способный изменять среду своего обитания. Далее, личность — это мыс­лящий (функциональное сознание, интеллект) и психически здоровый человек, обладающий собственной культурой. Все эти качества неразрывно связаны. Поэтому личность — это не только носитель общественных отношений, но и человек, который оказывает обратное влияние на них в соответствии со своими индивидуальными особенностями, свойствами и способностям, опытом и интеллектом, организованностью и профессионализмом, собственной культурой.

Независимо от того, присоединяется ли индивид к мнению большинства или идёт своим эмпирическим путём, в каждом конкретном случае — это персональная позиция человека, соответствующая его осознанию реальности в соответствии с условиями бытия.

Личность — это общественно и социально деятельный и индивидуально неповторимый человек.

В истории философии, в истории гуманитарной мысли разрабатывались разнообразные концепции личности. Оста­новимся на некоторых из них.

Психологическая концепция личности. В психологии личность (точнее индивид, индивидуальность) рассматрива­ется как целостность психических свойств, процессов, отно­шений, отличающих одного человека от другого. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы. Для психолога потенции конкретного человека различны, поскольку как врождённые, так и приобретённые качества людей индивидуальны. Ин­дивидуальность отражает неповторимость психических, био­логических и социальных свойств человека, делая его уни­кальным представителем какой-либо группы или общности. Возникновение личности как системного качества обуслов­лено в психологии тем, что индивид в совместной деятель­ности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность рассматривается в единстве (но не тождестве) чувс­твеннойсущности её носителя — индивида и условий соци­альной среды. Идеалистическая психология рассматривает личность как особую неизменную духовную сущность, как «целиком психическое существо». В «гармонической психо­логии», в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не остава­лось места в механической схеме «стимул — реакция».

Социологическая концепция личности. Социологи, как правило, оперируют понятиями личность, социальный субъ­ект для описания социальной сути и социальных качеств человека в процессе совместной деятельности. В современной социологии личность, как субъект, означает активное соци­альное начало, определённый тип способности к деятельности. При проведении социологических исследований социолога в первую очередь интересуют не индивидуальные особенности человека, а та социальная среда, социальная организация, со­циальный институт, в которые он включён и выполняет в них определённые социальные функции. Поэтому ролевая концеп­ция личности получила развитие именно в социологии, хотя зарождению её способствовала социальная психология.

Ролевая концепция личности. Суть её сводится к тому, что люди в процессе жизни и деятельности выполняют различные функции, исполняют социальные роли. Есть первичные фун­кции, которые отражают статусную позицию человека, опре­делённую его профессиональной деятельностью, занимаемой должностью. Есть вторичные функции, которые человек вы­полняет в силу разнообразных факторов бытия, обсуловлен- ных его потребностями и способностями. Особенность в том, что человек в обществе включён во множество социальных образований: семью, школу, вуз, предприятие, фирму, спор­тивную секцию, садоводческое товарищество, гаражный ко­оператив, охотничий коллектив, общество филателистов или нумизматов и т.п. В каждом из них он имеет свои интересы, играет социальную роль. Социальная роль — это способ по­ведения людей в зависимости от их статуса и позиции в об­ществе. Личность здесь рассматривается и представляется как ролевой субстрат конкретного социального института с присущими ему функциональными установками.

Философская концепция личности. О ней мы говорили ранее, раскрывая философскую сущность человека. Лич­ность — это субъект общества, социальный генератор системы общественных отношений (по 10-ти сферам жизни общества, как системообразующим институтам, основанным на базовых формах общественной деятельности), с присущей ему пси­хикой, личностной культурой, сознанием и деятельностью. Совокупность общественных отношений, в которых форми­руется и развивается личность, не статична, а диалектична, то есть в этом процессе работает система обратных связей, детерминированная наличествующим бытием. Личность — исторический тип человека, способного к самодеятельности и творчеству на основе предметного целеполагания. Лич­ностьмера человека, мера индивидуальности.

Существуют несколько теоретических позиций в определе­нии типологии личности, они весьма неодозначны. Различия характеризуют суть оснований выделения типов личности.

Первая позиция. В основе её лежит принцип Социальные социальной (точнее общественной) деятельностипы личности ти человека. В ней выделяются четыре типа личности, которые прослеживаются на исто­рическом пути развития человечества:

во-первых, деятели. Исторически — это люди, обладаю­щие различными способностями, начиная с рыболовов и охот­ников, воинов и ремесленников, земледельцев и рабочих до современных профессионалов во всех сферах жизни общества и областях деятельности. «Хотеть недостаточно, надо действо­вать», — заключал И. Гёте. Для таких личностей главное в жизни — активная преобразовательная деятельность, вклю­чая самого себя. Это так называемые «трудоголики», они отда­ются работе, находя в этом высшее удовлетворение, а отдельные неудачи только обостряют жажду деятельности. Становление и развитие индустриального общества привело к культивирова­нию именно такой личности — активной, профессиональной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного досто­инства и осознающей меру ответственности за себя, своё окру­жение и принимаемые решения. Потребность общества в таких личностях была всегда достаточно острой: П. Столыпин и С. Ко­ролёв, Г. Жуков и А. Косыгин, А. Сахаров и В. Путин;

• во-вторых, интеллектуалы. Это люди, которые в духе свободного научного творчества оценивают мир и происходя­щие в нём процессы. «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны», — отмечал Эсхил. Образ человека мыс­лящего, воплощающего в себе ментальные черты нации, его исторический опыт и память всегда пользовался огромным авторитетом: Р. Декарт и Ф. Вольтер, Г. Гегель и К. Маркс,

3. Фрейд и Ф. Ницше, М. Ломоносов и И. Ильин, Н. Бердяев и В. Розанов, Д. Волкогонов и А. Солженицын... Для таких личностей суть существования — в осмыслении многообраз­ной действительности мира (универсума) и поиск путей его развития. К сожалению, в этой исторической интеллектуаль­ной плеяде были трагичными судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, чьи идеи вызывали не­рвную дрожь и неприятие власть имущих. К их числу от­носятся — Пифагор, Сократ, Г. Галилей, Д. Бруно, Т. Мор, Т. Кампанелла, П. Флоренский, А. Чижевский, А. Лосев;

• в-третьих, эстеты. Прежде всего это деятели искусст­ва — писатели, поэты, художники, зодчие, музыканты — люди, остро чувствующие актуальное и потенциальное бы­тие. «Поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать действительности в угоду различным произволь­ным и приторным сентенциям», — подчёркивал Н.Г. Чер­нышевский. Правда жизни, заключённая в разнообразных художественных и музыкальных произведениях, воспита­ла не одно поколение людей на Земле. А гениальные пред­восхищения этих творцов иногда опережали самые смелые прогнозы. В частности, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) спроектировал воздухолёт (вертолёт); Г. Уэллс (1856-1946 гг.) в своих фантастических рассказах предвосхитил практичес­ки все современные космические события, кроме того, опи­сал урановую бомбу; А. Белый (литературный псевдоним поэта, писателя Бориса Николаевича Бугаева, 1880-1934 гг.) в 1921 г. написал стихи, в которых предвидел ужасное по своей разрушающей силе воздействие на всё окружающее атомного взрыва; А.Н. Толстой (1882-1945 гг.), в романе «Гиперболоид инженера Гарина» художественно представил свойства будущего лазерного устройства;

• в-четвёртых, гуманисты. «Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг», — призывал Ж.Ж. Руссо. Гуманисты на­делены глубоким чувством сострадания к горестям и чаяни­ям других людей и стараются облегчить им их душевные и телесные муки. Их сила в вере в своё предназначение, в любви к людям и всему живому, в активно деятельной соци­альной позиции. Они сделали делом своей жизни милосердие и добро. В частности, россиянин Фёдор Петрович Гааз (1780- 1853 гг.) — врач-филантроп, прозванный «святым доктором», был главным врачом московских тюрем, добился организации тюремных больниц, школ для детей арестантов, его жизнен­ный девиз «спешите делать добро»; всемирно известная ал­банка — мать Тереза (1910-1997 гг., в миру Агнес Гонджа Бояджиу) — основательница и настоятельница католическо­го Ордена милосердия, Нобелевский лауреат премии мира; Анри Дюнан (1828-1910 гг.) — швейцарский общественный деятель, инициатор создания «Красного Креста», Нобелевская премия мира в 1901 г.; Альберт Швейцер (1875-1965 гг.) — немецко-французский миссионер, врач, философ, Нобелевс­кий лауреат премии мира в 1952 г. Он построил госпиталь для прокажённых, от которых все отвернулись, его исходный принцип — «преклонение перед жизнью».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...