Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

на основе системно-деятельностного подхода




1. Организация понимания учащимися необходимости освоения новых знаний и умений (предметных или метапредметных).

2. Организация мотивации учащихся к учебной или развивающей деятельности.

3. Организация понимания учащимися необходимости освоения конкретного знания и умения.

4. Организация мотивации учащихся на освоение конкретного знания и умения.

5. Организация понимания учащимися функции (назначения) пробного действия.

6. Организация мотивации учащихся на осуществление пробного действия.

7. Организация выполнения пробного действия.

8. Организация контроля результатов пробного действия.

9. Организация фиксации учащимися затруднений в выполнении пробного действия либо в обосновании правильности выполнения задания.

10. Организация рефлексивного выхода с целью осознания учащимися причин затруднений и построение проекта учебных действий, направленных на их преодоление.

11. а) реконструкция реальных действий учащихся при выполнении пробного задания и фиксация несоответствия его нормативным требованиям

б) выявление причин и фиксация проблем:

отсутствие знания правильного способа действий;

отсутствие умения правильно его применять

12. Организация процесса постановки целей и задач учебной деятельности по освоению новых знаний и умений.

13. Организация знакомства учащихся с новыми знаниями, на основе которых затем выводится соответствующий конкретный алгоритм применения нового знания.

14. Организация знакомства учащихся с конкретным алгоритмом, разъяснение логики его шагов с использованием конкретного образца.

15. Организация тренинга для освоения действий по применению конкретного алгоритма.

16. Организация процедуры контроля полученных результатов, их рефлексивная оценка и коррекция.

17. Организация общей рефлексивной оценки результатов учебной (или развивающей в случае усвоения метапредметного содержания) деятельности.

Первый шаг алгоритма направлен на организацию учителем понимания учащимися, для чего им необходимо осваивать знания, умения по конкретному предмету (назначение предмета) или же для чего им необходимо развивать свои способности (метапредметное содержание). Учащиеся должны понимать, где эти знания им могут пригодиться по жизни вообще и в учебной деятельности в частности. Это позволит затем осознанно войти в образовательные пространства либо изучения определенного учебного предмета, либо развития способностей, если усвоению будет подлежать метапредметное содержание.

Организация мотивации учащихся в учебной или развивающей деятельности предполагает формирование потребности («мне это надо»), желания («я хочу это освоить») и возможности («я могу это освоить и могу это использовать»)

Два последующих шага алгоритма направлены на организацию понимания учащимися необходимости освоения конкретного знания и умения и мотивирования на предстоящую учебную или развивающую деятельность.

Особое место в этом алгоритме отводится пониманию учащимися функции (назначения) пробного действия в обучении. Следует объяснить учащимся, что целью пробного действия является не контроль имеющихся знаний и умений, а их самодиагностика, выявление границ знания и незнания, умения и неумения. Правильная организация пробного действия помогает понять учащимся, что неудача – это не трагедия, следовательно, не нужно расстраиваться из-за того, что не удалось выполнить пробное задание, наоборот, неудача проясняет, над чем ему, как ученику, нужно работать дальше, а именно, какие новые знания и новые умения необходимо осваивать. Таким образом формируется опыт правильного реагирования на ситуацию неуспеха при выполнении учебных действий и мотивирование на проявление активности при выполнении пробного действия.

Будучи предварительно подготовленным на выполнение пробного действия, учащийся мотивационно готов его выполнять и адекватно воспринимать возможные затруднения. Затем учитель организует само выполнение пробного действия. Для этого учащимся предлагается конкретное задание, построенное на основе нового знания и умения им пользоваться, которые учащимися еще только предстоит осваивать. Таким образом, учитель сознательно создает для учащихся проблемную ситуацию, которая и должна вызвать у них затруднение. Вслед за этим учитель организует контрольную процедуру, в ходе которой устанавливается полное или частичное несоответствие реального результата пробного действия нормативному (то есть тому, который должен быть). Ученики должны осознать, что они либо неправильно выполнили задание, либо, даже если они случайно угадали правильный ответ, но при этом не смогли обосновать его, то его тоже нельзя считать верным.

Следующим шагом алгоритма является организация фиксации учащимися своих затруднений при выполнении пробного действия или в обосновании правильности выполнения задания.

Фиксация затруднения связана с признанием учащимся своей ответственности за невыполнение этого задания. В речевой форме это должно выражаться в виде утверждений типа: «Я не смог сделать это» (с указанием того, что именно не смог сделать), «Я не смог решить эту (конкретно какую) задачу». Обычно человеку трудно психологически признавать ответственность за разрыв в деятельности и формулировать, таким образом, свои затруднения. Скорее он склонен искать «виноватых», стремится оправдать себя, ссылаясь на внешние, не зависящие от него обстоятельства. Но если учащегося правильно ориентировать в процессе вхождения в пространство пробного действия, то эти психологические трудности снимаются. Более того, учащийся готов в этом случае к встрече с фактами разрывов в деятельности и формулированию своих затруднений, что создает предпосылки и для замотивированного выхода затем в рефлексию всей возникшей проблемной ситуации и поиска в самом себе подлинных причин появления затруднений. Таким образом учащиеся приучаются конструктивно относиться к ситуациям неуспеха, приобретают жизненно важную способность критически относиться к своим знаниям, умениям, способностям.

Следующим шагом алгоритма является организация учителем выхода учащихся в рефлексию с целью анализа и оценки своих действий при выполнении пробного задания. Обычно после того, как учащиеся зафиксировали свои затруднения, учитель предлагает им разобраться, почему не удалось выполнить задание, какие знания и умения для этого у них отсутствуют. Приглашая школьников проделать рефлексию, учитель, таким образом, организует их выход в пространство аналитической оценочной деятельности, чтобы определить причины их затруднений и построить план действий, направленный на их устранение. Для этого учащимся необходимо сначала восстановить свои реальные действия при выполнении задания и зафиксировать, что способ их действий был неправильным. Затем учитель организует процесс осознания учащимися своих проблем, то есть отсутствие у них знания правильного способа действий в аналогичной ситуации и отсутствие умения правильно его применять. Организация учителем выполнения этого шага подготавливает учащихся к последующему процессу постановки целей и задач учебной деятельности по освоению новых знаний и умений. Ответив на вопросы, чего они не знают и не умеют, чтобы правильно выполнять задания подобные пробному, учащиеся могут ответить на последующие вопросы: «Каковы же будут цели нашего занятия, какие новые знания вам необходимо освоить и какие новые умения приобрести?» Вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы достичь этих целей?» позволит учащимся сформулировать учебные задачи. Понятно, что формулировки эти не сразу будут правильными, точными. Но при помощи учителя при неоднократном повторении этих действий учащиеся быстро усваивают их и впоследствии не испытывают с этим затруднений.

Последующие 13-16 шаги алгоритма связаны с освоением новых знаний и умений. Они могут реализовываться по-разному, с учетом тех методических средств и способов, которые наработаны практикой преподавания различных учебных предметов, предшествующим опытом и уровнем сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся. Главное, о чем должен помнить педагог, что любой опыт в этой области у учащихся может формироваться только через их организованную учебную деятельность, следовательно, она должна обязательно присутствовать на каждом занятии независимо от его содержания.

Завершающим шагом алгоритма является общая рефлексивная оценка результатов учебной деятельности. В ходе ее учащимся предлагается ответить на вопросы: «Какие цели были поставлены? Удалось ли их достичь? Какие задачи предстояло решить? Удалось ли их реализовать? Полностью ли они реализованы? Над чем еще необходимо поработать?»

Организация образовательной деятельности учащихся на основе данного алгоритма обеспечивает их активность на каждом из его шагов, позволяет провести учащихся через различные виды учебных действий, а следовательно, обеспечить получение необходимого предварительного опыта приобретения, преобразования и применения новых знаний в различных задачных и проблемных ситуациях и на материале разных предметов.

Целенаправленное формирование у учащихся универсальных учебных действий предполагает организацию педагогами специальных занятий метапредметной и общеметодологической направленности. Эти занятия могут проводиться как в отдельное от обычных предметных уроков время, то есть в дополнительно выделенные для этого часы, так и в ходе самих предметных уроков, если открывается возможность органично включить их в общий сценарий образовательного события, предусматривающий выходы и в метапредметное содержательное пространство. При этом важно учитывать наличие и необходимость приобретения предварительного опыта пребывания учащихся в различных пространствах организованной учебной деятельности, который можно было бы затем рефлектировать, прежде чем с ними можно будет вести осмысленную речь об общих культурных средствах и способах самоорганизации и управления своими учебными и исполнительскими действиями. Поэтому педагогам необходимо заботиться о создании условий для приобретения учащимися такого опыта, причем в правильно организованной форме, которую может вначале предлагать сам же учитель.

Необходимым условием успешности этой работы становится, таким образом, овладение методологически обоснованным педагогическим инструментарием, позволяющим организовать особое активное пребывание учащихся в пространстве учебной деятельности, а затем и целенаправленное формирование у них соответствующих общеучебных регулятивных умений на занятиях метапредметных по своей содержательной направленности.

Таким образом, в этой работе педагогов с учащимися необходимо различать два принципиально разных уровня, связанных, во-первых, с организацией благоприятных условий для приобретения учащимися первичного опыта осуществления регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий под руководством и при направляющей роли педагога, во-вторых, с организацией процесса целенаправленного формирования у учащихся умений самостоятельно организовывать процессы, то есть регулировать самостоятельно свою учебную деятельность: осуществлять постановку целей и задач,планирование сроков и путей достижения, выбирать и реализовывать способы познавательных и коммуникативных действий в соответствии с меняющейся ситуацией, проводить контроль и оценку результатов и хода учебных действий, корректировать их в случае необходимости.

И первый и второй варианты организации занятий с учащимися предлагается осуществлять по одному и тому же приводимому выше алгоритму, но содержание их при этом будет существенно разным. В первом случае оно в основном будет связано с освоением определенных предметных содержаний, знаний и умений, а универсальные учебные действия, в том числе и регулятивные, осуществляются хотя и самими учащимися, но под руководством и при направляющей роли педагога, а потому остаются на уровне фоновых вспомогательных и нерефлектируемых специально представлений. Во втором - внимание, сознание и мышление учащихся акцентируются на освоение самих способов организации и осуществления регулятивных универсальных учебных действий, их рефлексии, контроля, оценки и коррекции, то есть на наращивании и совершенствовании способностей к самоорганизации своей учебной деятельности.

В Приложении к данному пособию приводится образец сценария занятия с учащимися, метапредметного по своей содержательной направленности и выстроенного в логике системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса с учетом требований новых стандартов общего образования.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...