Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап IV. Игровая терапия с аутичными детьми с помощью музыкальных средств




Музыкальные импровизации, основанные на вычлененном биологическом ритме, присущем отдельному ребенку, являются до некоторой степени промежуточными между первичной и вторичной речью (языком). Поэтому для расширения контакта с миром, который в большинстве своем общается на вторичном языке, необходим последовательный перевод некоторых вторичных понятий на промежуточный (в нашем случае музыкальный) язык.

Несмотря на почти неограниченные возможности, которые представляются креативности и изобретательности терапевта, мы предлагаем начинать игровую терапию с использованием музыкальных средств с конкретною описания нейтральных явлений. Например, можно создать небольшой, в несколько строк, рассказ о грозе и исполнить его совместно с ребенком, иллюстрируя каждую фразу музыкальной картиной. В рассказ должны включаться и элементы неожиданности, эмоционально яркие описания.

Следующий уровень - это эмоционально окрашенные картины, в которые введены ситуации межличностных отношений. Они могут усложняться в зависимости от возможностей пациента. В качестве базового материала могут быть использованы конфликты между родственниками, конфронтация между одним человеком (ребенком) и какой-то группой людей.

Для детей III группы аутистического дизонтогенеза (О.С.Никольская и др., 1997; В.В.Лебединский и др., 1990; К.С.Лебединская, О.С.Никольская, 1991) с потребностью в аффективной остроте и героической самореализации музыкальная форма контакта в чистом виде является просто недостаточной. Здесь музыкальная импровизация становится элементом драматизации.

Одна из форм групповой музыкальной импровизации, предложенная Г.-П.Рейнеке (1993а), "от хаоса к сыгранности", в работе с III группой обретает конкретные сюжеты:

1-й вариант. Дремучий лес, все растерялись, паника, но один мальчик ищет выход из чащи и находит его; он выводит всех остальных.

2-й вариант. Море, шторм. Маленький катер пляшет на волнах из стороны в сторону, ему трудно справиться с волнами. Появляется большой корабль, он идет ровно и спокойно. Он берет катер на буксир и выводит его к берегу.

3-й вариант. Огонь. Язычки пламени пляшут в печке. Рядом сидят люди и смотря на огонь. Они греются. Тихо. Но вдруг из потрескивания поленьев и шума пламени появляется мелодия огня.

Возможности музыкотерапевтической работы с детьми II и IV групп (О.С.Никольская и др., 1997; В.В.Лебединский и др., 1990; К.С.Лебединская, О.С.Никольская, 1991) менее специфичны и более разнообразны.

Наконец, последний уровень - это тот, с которого дети с обычным ходом психического развития начинают освоение культурных архетипов - сказки. Один из вариантов - участие достаточно большой группы детей, а также родителей, приблизительно одинаково усвоивших музыкальные средства общения. Роли распределяются между детьми и их инструментами (а точнее их конституциональными ритмическими особенностями). Каждая роль насыщается ярким музыкальным характером. Сказку можно исполнить, как иллюстрируя отдельные сцены, так и сопровождая весь текст знакомыми детям музыкальными фразами-характеристиками. В такую постановку предлагается привлекать родителей и предлагать возможность сотрудничества между родителями и детьми с помощью музыкального, невербального и вербального языков.

Мы рассмотрели лишь некоторые возможности из огромного богатства вариантов и методов работы, то, с чем нам приходилось сталкиваться чаще. Бесконечное многообразие ситуаций и многообразие форм реагирования, постоялый поиск возможностей продвижения создают уникальность работы, в которой главным остается интуиция, открытость любому опыту, бережность к ребенку и оптимизм.


ЛИТЕРАТУРА

Аутичный ребенок: проблемы в быту./ Под ред. С.А.Морозова. -М., 1998.

Веденина М.Ю. Возможности организации внимания аутичного ребенка /Материалы международной научно-практической конференции намята К.С.Лебединской. - М.,1995. - С.28-29.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 Томах. Т.2. -М.,1982.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т.З. -М.,1983.

Каган В.Е. Аутизм у детей. -Л., 1981.

Лебединский В.В., Никольская О.С. Патопсихологическая структура раннего детского аутизма /Ранний детский аутизм/Под ред. Т.А.Власовой, В.В.Лебединского, К.С.Лебединской. М.,1981.-С.31-43.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.-М.,1985.

Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. -М.,1990.

Лебединский В-В. Аутизм как модель психического дизонтогенеза// Материалы международной научно-практической конференции памяти К.С.Лебединской. - М.,1995 - С.70-71.

Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Основные представления о синдроме раннего детского аутизма. Сообщение!. //Дефектология, 1987, N6.-C. 10-16.

Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р.. Либлинг М.М., Ульянова Р.К., Морозова Т.И. Дети с нарушением общения.-М.,1989.

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма.-М., 1991.

Лебединская К.С. Нарушения эмоционального развития как клинико-психологическая проблема. - Дисс.докт.психол.наук в форме научного доклада. - М.,1992.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений (перевод с англ.).- М, 1994.

Морозова Т.И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме. // Дефектология, 1990, N5. - С.59-66.

Морозова Т.И. Формирование коммуникативной функции речи у детей, страдающих ранним детским аутизмом, как профилактика вторичной школьной дезадаптации.//Социальная и клиническая психиатрия, 1992, т.2, вып.2. - С.93-96.

Морозова Т.И. К вопросу о специфичности речевых нарушений при раннем детском аутизме.//Материалы международной научно-практической конференции памяти К.С Лебединской. - М.,1995 -С.89-91.

Никольская О.С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей с ранним аутичмом. -Автореф.дисс.канд.психол.наук - М.,1985.

Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М., 1997.

Рейнеке Г.-П. Импровизация всем составом или коллективная импровизация (пер. с нем.). - СПб., 1993а.

Рейнеке Г.-П. Основные проблемы музыкотерании при аутизме (пер. с

нем.).-СПб., 19936. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М., 1987. Alvin J. Music therapy.- Hutchinson, 1975. Alvin J., Warvick A. Musical therapy for the autistic child. - Oxford,

New York, 1994. Baron-Cohen S. Social and pragmatic deficits in autism:cognitive or affective?//J.autism and developmental disorders, 1988, v. 18, No 3. -P.379-402. Baron-Cohen S., Leslie A.M, Frith U. Does the autistic child have a

"theory of mind"? // Cognition, 1985, 21.-P.37-46. Boxill E. Music therapy of developmental disabled/ - Austin, Texas, 1985. Grandin T. My expeirence as an autistic child. - J. Orthomolecular.

psychiatry, 1984, 13, 144-174. Lovaas O.I. The autistic child: language development through behavior

modification - New York,) 977. Lovaas O.I., Berberich J.B., Perloff B.F., Schaeffer B. Aquisition of imitative speech by schizophrenic childrenV/Science, 1966, 151. -P.705-707. Lovaas O.I., Varni J.W., Koegel R.L., Lorscn N. Some observations on the nonextinguishability of children's speech.//Child develop., 1977,48.-P.l 121-1127. Newson'E. Defining criteria for autism.-Athcns.1995. Nordroff P., Robbins C. Music therapy in special education. - New

York, 1971. Nordroff P., Robbins C. Music therapy for handicapped children.-

Gollancz, Lond.,1973. Nordroff P., Robbins C. Creative music therapy. - New York, 1977. 12/1.-P.47-59.

Schopler E. Changing parential development in behavioral treatment.// Autism: reappraisal of concept and treatment/ Eds. M.Ruttcr & E. Schopler. - New York, London, 1971.

Wing L. The handicaps of autistic children. Л coinparatjvcstudy. // J.child psychol.psychiatry, 1969,10. -P.l-40.


СОДЕРЖАНИЕ

Морозов С.А.

На пути к методике (предисловие).......................................5

Праведннкова Н.И.

Работа с родителями аутичного ребенка..............................9

Львова И.А., Праведннкова Н.И.

Методика обучения родителей аутичных

детей навыкам эффективного общения

и развивающей игры...............................................................30

Морозова С.С.

Методические указания по работе с детьми

с осложненными формами аутизма.....................................56

Морозова Т.И.

Методические рекомендации

но коррекции нарушений речевого развития

при детском аутизме.............................................................102

Бардышевский Н.В., Бардышевская М.К.

Методические рекомендации

по занятиям изобразительной деятельностью

с аутичными детьми............................................................133

Шарова Г.В.

Об использовании музыкальных средств

в коррекции детского аутизма

(на пути к методике музыкальной терапии

при раннем детском аутизме)............................................145

Литература..........................................................................................183

Бардышевская М.К.,

Бардышевский Н.В.,

Львова И.А.,

Морозова С.С,

Морозова Т.И.,

Праведникова Н.И.,

Шарова Г.В.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...