Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

для всех специальностей с учетом разных форм обучения

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Очно-заочная Заочная Очная, сокр. Очно-заочная, сокр. Заочная, сокр.
№№ семестров 3–6 3–6 3–6 1–2 1–2 3–4
Аудиторные занятия: 72–51 36–17 14–12 34–17 26–17 8–6
лекции 36–32 18–9 10–8 18–10 14–10 6–4
практические и семинарские занятия 32–17 18–8 6–2 16–7 12–7  
тематические дискуссии и деловые игры 18–6 8–4   8–2 6–3  
Самостоятельная работа 85–56 123–93 126–106 106–123 114–103 132–114
Всего часов на дисциплину 140–120 140–127 140–120 140–120 140–120 140–120
Текущий контроль (количество, №№ семестров) 2 контр. раб. 1 контр. раб. 1 контр. раб. 2 контр. раб. 1 контр. раб 1 контр. раб.
Виды итогового контроля (экзамен) Экзамен Экзамен Экзамен Экзамен Экзамен Экзамен

 

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, из них Само­стоя­тельная работа
Лекции Практ. занятия, семинары Темат. дискус., делов. игры
1. Философия, её роль в жизни общества и человека          
2. Исторические типы философии и философствования          
3. Бытие          
4. Сознание          
5. Познание          
6. Природа как объект философского осмысления          
7. Общество как развивающаяся система          
8. Личность. Проблема свободы и ответственности          

 

 

9. Человек в мире культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур          
10. Человек в информационно-технотронном мире          
11. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем          
ИТОГО:          

 

 

Форма обучения очно-заочная (вечерняя)

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, из них Самостоятельная работа
Лекции Практ. занятия, семинары Темат. дискус., делов. игры  
1. Философия, её роль в жизни общества и человека          
2. Исторические типы философии и философствования          
3. Бытие          
4. Сознание          
5. Познание          
6. Природа как объект философского осмысления          
7. Общество как развивающаяся система          
8. Личность. Проблема свободы и ответственности          
9. Человек в мире культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур          
10. Человек в информационно-технотронном мире          
11. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем          
ИТОГО:          

Форма обучения заочная

 

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, из них Самостоятельная работа
Лекции Практ. занятия, семинары Темат. дискус., делов. игры
1. Философия, её роль в жизни общества и человека          
2. Исторические типы философии и философствования          
3. Бытие          
4. Сознание          
5. Познание          
6. Природа как объект философского осмысления          
7. Общество как развивающаяся система          
8. Личность. Проблема свободы и ответственности          
9. Человек в мире культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур          
10. Человек в информационно-технотронном мире          
11. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем          
ИТОГО:          

4. Содержание курса

4.1. Общие методические указания к изучению дисциплины

1. Философия, ее роль в жизни общества и человека

Философия как особая форма общественного сознания, самосознание эпохи, специфический способ духовно-теоретического освоения мира и человека в их взаимодействии. Философия как вид мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия; их особенности. Сущность философии – постижение универсальных проблем бытия через призму человеческого существования. Многообразие философских проблем и их возможная классификация: онтологические, гносеологические, аксиологические, праксиологические. Предмет философии. Историческое изменение предмета философии. Проблема основного вопроса философии. Функции философии: мировоззренческие (гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная, отражательно-информационная) и методологические (эвристическая, логико-гносеологическая, интегрирующая).

Специфика философского знания. Средства самовыражения философии: идеи, понятия, образы-символы. Философская рефлексия. Философские категории – язык философии и мыслительные формы постижения всеобщего. Средства познания в философии. Культура философского мышления – фундамент формирования полноценного специалиста в сфере экономических, юридических и управленческих дисциплин.

2. Исторические типы философии и философствования

Зарождение философии в античном мире, Древнем Китае и Древней Индии. Проблема первоначала в милетской школе. «Логос» и зачатки диалектики у Гераклита. Роль элеатов в выявлении специфики философского знания. Атомизм Демокрита. Софисты: смена космоцентризма антропоцентризмом. Сократовская критика субъективизма и релятивизма софистов и формирование традиции трансцендентализма европейской философии. Своеобразие философствования и философского метода Сократа. Учение Платона о подлинном и неподлинном бытии. «Эйдосы» Платона и их роль в формировании мира вещей. Учение Платона о душе и познании. Социальная доктрина Платона. Аристотель о предмете «метафизики». Критика Аристотелем учения Платона об «эйдосах» и создание концепции «форм». Проблема соотношения формы и материи. Философские основоположения («причины») Аристотеля. Ум – Перводвижитель Аристотеля. Учение о душе и познании. Политика и этика Аристотеля.

Духовные, социальные и философские предпосылки возникновения средневековой философии. Основные черты и главные направления средневековой философии. Августин Блаженный – выразитель основных идей патристики. Особенности средневековой схоластики. Спор номиналистов и реалистов об универсалиях. Фома Аквинский – вершина средневековой схоластической философии. Разделение предмета теологии и предмета философии. Философский синтез Ф. Аквинского.

Европейское Возрождение как историческая эпоха. Мистический пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно как смена основополагающей парадигмы Средневековья. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения. Социальные утопии эпохи Возрождения. Роль Реформации в духовном развитии Западной Европы.

Социальные и научные предпосылки философии Нового времени (XVII–XVIII вв.). Влияние научных открытий И. Кеплера, Г. Галилея, И. Ньютона на образ философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм – главные направления философии Нового времени. Ф. Бэкон – родоначальник эмпиризма в философии Нового времени. Критика «идолов» познания. «Натуры» и «формы» Бэкона. Соединение «формы» и материи. Индукция как доминирующий метод познания мира. Попытки получить всю совокупность «форм» как выражение безграничной веры в силу науки. Выведение из области философии целевой причины – тенденция к приданию философии эпистемного характера. Рационализм Р. Декарта. Картезианское сомнение как исходный момент философствования. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерий истины. Правила метода Декарта. Его дуализм. Бог как гарант существования истинного знания, описывающего реальные процессы. Т. Гоббс и его попытки синтезировать эмпиризм и рационализм с помощью учения о «микроакциденциях». Дж. Локк и его сенсуалистическая трактовка опыта и «чистого разума». Простые и сложные идеи. Учение о первичных и вторичных качествах. Локковская теория абстракций. Пантеизм Б. Спинозы. Логическая дедукция картины мира, исходящая из принципа, что порядок вещей такой же, как порядок идей. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Радикальный гносеологический скептицизм Д. Юма. Роль французского Просвещения в создании идеологии французской буржуазной революции. Материалистические тенденции во французском Просвещении.

Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики. Критическая философия И. Канта. Понятие трансцендентального субъекта. Априоризм Канта. «Вещь сама по себе» и «вещь-для-нас». Рассудок и разум. Идеи чистого разума. Антиномии Канта. Кант о возможностях и границах теоретического разума. «Коперниковский переворот» Канта в философии. Роль практического разума в разрешении антиномий Канта. Категорический императив. Абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля. Система и метод философии Гегеля. «Энциклопедия философских наук», ее структура. Спекулятивная логика Гегеля. Смысл его «триады». Философия природы. Философия духа. «Хитрость мирового разума» в объяснении смысла истории. Осознание понятия свободы как критерий исторического развития. Панлогизм гегелевской философии. Исторические судьбы гегелевской философии.

Постклассическая философия XIX – начала XX веков. Философия марксизма. Начальный этап философской эволюции Маркса. «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» – первая попытка создания Марксом целостной философской концепции. Проблема отчуждения, отчужденного труда и отчужденного человека в ранних работах Маркса. Отчуждение и идея коммунизма. Коммунизм как средство преодоления отчуждения и формирование универсального человека. Формирование основ историко-материалистического мировоззрения. Материалистические воззрения на историю. Взаимодействие общественного бытия и общественного сознания. Теория общественно-экономических формаций. Движущие силы исторического процесса. Материалистическая диалектика. Исторические судьбы марксизма.

Позитивизм в XIX веке. Программа «позитивной философии» О. Конта. Закон «трех стадий развития человеческого духа» Конта как универсальный закон истории. Органицистская концепция общества Г. Спенсера. Иррационализм и «философия жизни». Мир как воля и представление А. Шопенгауэра. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора. «Воля к власти» и идеал «сверхчеловека» Ф. Ницше. Интуитивизм А. Бергсона.

История русской философии. Проблема начала русской философии. П. Я. Чаадаев об исторической судьбе России. Славянофильство и западничество. Разработка славянофильских идей в творчестве А. С. Хомякова и И. В. Киреевского. Суть «западничества» А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского. «Философия общего дела» Н. Ф. Федорова. Философские воззрения великих русских писателей – Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. «Философия всеединства» Вл. Соловьева. Экзистенциально-религиозная философия Н. А. Бердяева. «Русская идея». Философия русского космизма.

Основные течения западной философии XX века. Философская программа неопозитивизма. «Постпозитивизм» и философия науки. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Проблема подлинного и неподлинного в человеческом существовании. Свобода и экзистенция. «Пограничная ситуация». Светский и религиозный экзистенциализм. Философская герменевтика как вариант гуманитарного познания. Фрейдизм как философское мировоззрение. «Коллективное бессознательное» в психоанализе К. Юнга. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Философия постмодернизма.

3. Бытие

Понятие бытия. Изменение представлений о бытии в истории философии. Бытие и небытие. Уровни бытия. Своеобразие бытия человека. Объективная и субъективная реальности. Материя как философская категория для обозначения объективной реальности. Историческое изменение представлений о материи: вещественно-субстратное, философско-гносеологическое, субстанциально-аксиологическое. Уровни организации материи: неживая природа, биологический и социальный уровни. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время, отражение, системность. Движение и покой. Многообразие форм движения материи и диалектика их взаимодействия. Всеобщие и специфические свойства пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Трехмерность и изотропность пространства. Необратимость времени. Специфика пространства и времени на биологическом и социальном уровнях организации материи. Личностно-экзистенциальное переживание пространства и времени. Темпоральность социальных процессов.

Системность и самоорганизация. Синергетика. Хаос и порядок. Неравномерность и нелинейность незамкнутых природных систем. Диссипативные структуры как начало самоорганизации системы. Понятия «система», «элемент», «структура». Форма и содержание системы. Сущность и явление. Детерминационные связи бытия: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Понятие развития. Исторические этапы развития диалектики. Законы развития: закон диалектической противоречивости, закон перехода количества в качество, закон диалектического синтеза. Исторические судьбы диалектики.

4. Сознание

Отражение – атрибутивное свойство материи. Генезис форм отражения в живой природе: раздражимость, чувствительность, психика животных. Аутизм – самопроизвольная активность жизнедеятельности простейших организмов. Своеобразие психики животных: наглядно-образное «мышление»; «орудийная» деятельность, подчиненная естественным, инстинктивным в своей основе, движениям; «язык», как выражение непосредственных реакций. Тайна возникновения человеческого сознания. Дарвинская концепция происхождения человека и трудности ее современной интерпретации. Качественное отличие человеческого сознания от психики высших животных. Сущность сознания. Структура сознания: телесно-перцептивные, логико-понятийные, эмоциональные, ценностно-мотивационные компоненты. Сверхсознание (самосознание) и бессознательное. Проблема бессознательного. Уровни бессознательного. Психика человека по З. Фрейду. Отход от ортодоксального фрейдизма в творчестве А. Адлера и К. Г. Юнга. Коллективное бессознательное. Бессознательное у Э. Фромма как фундаментальная структура экзистенциального бытия человека.

Идеальный характер сознания. Субстация идеального – совокупность материальной и духовной культуры. Опредмечивание и распредмечивание как деятельная основа проявления идеального. Идеальное – это гносеологические образы и высшие ценности бытия человека, реализуемые в социальной деятельности людей. Проблема искусственного интеллекта.

5. Познание

Познание как философская проблема. Социально-опосредованный, исторически развивающийся характер познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное. Научное. Понятие субъекта и объекта познания. Индивидуальный и коллективный, трансцендентальный и эмпирический субъекты познания. Познанное и непознанное.

Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Формы чувственного и рационального познания. Два типа мышления: рационально-логическое, дискурсивное (левополушарное) и образное (правополушарное). Рассудок и разум. Интуиция и творчество. Соотношение сознательного и подсознательного в познании. Объектное осмысление действительности. Включенность объекта в контекст культуры и истории. Недостаточность субъект-объектного подхода для понимания многомерного процесса познания. Знание и незнание, их диалектическая связь. Вера и убеждение как состояние знания.

Истина и заблуждение. Истина как гносеологическая категория. Корреспондентская, когерентная, прагматическая концепции истины. Истина как соответствие конструктивно построенным формам познавательной деятельности объективных свойств предмета познания, заданного посредством практики. Объективность истины. Относительная и абсолютная истины, диалектика их взаимодействия. Конкретность истины. Практика как критерий истины. Абсолютность и относительность этого критерия. Истина-ценность как соответствие предмета его понятию. Когнитивное и ценностное в научном познании.

Специфика научного познания в его соотношении с обыденным познанием. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический. Их отличительные признаки. Формы теоретического и эмпирического познания. Общелогические методы научного познания.

Социальное познание. Понимание в гуманитарном познании. Сциентизм в науке и пути его преодоления. Этика ученого.

 

6. Природа как объект философского осмысления

Понятие природы. Живая и неживая природа. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности в условиях Земли, ее уникальности и множественности во Вселенной. Ценность жизни.

Природа и общество. Субстанциальная, генетическая и функциональная связь природы и общества. Отличие законов социума от законов природы. Человеческая деятельность как специфический способ существования социального. Естественная и искусственная среда обитания («первая» и «вторая» природа). Изменение форм практики, познавательных образов, нравственного и эстетического отношения человека к природе в ходе истории. Роль природной среды в развитии общества. Противоречия в системе «природа-общество» в современную эпоху. «Римский клуб». Экологические проблемы, их научные, социально-философские и этико-гуманистические аспекты. Космизм. Идея ноосферы и ее актуальность. Объективная необходимость международного сотрудничества для сохранения жизни на Земле.

7. Общество как развивающаяся система

Общество как предмет философского исследования. Эволюция философских воззрений на природу общества. Отождествление общества и государства в период античности. «Град божий» и «град земной» в эпоху Средневековья. Божественная предопределенность конца земной истории в учении Августина Блаженного. От естественного состояния общества – война всех против всех – к договорной концепции государства Т. Гоббса. Общество как проявление «общего духа народов» в учении Монтескье. Гегелевское понимание объективности общественного развития. «Хитрость» мирового духа. Общество как организм по Г. Спенсеру. Марксистская концепция материалистического понимания общественной жизни. Понятие общественно-экономической формации. Базис и надстройка. Формация или цивилизация? Концепции цикличности исторического процесса О. Шпенглера и А. Тойнби. «Столкновение цивилизаций» по А. Хантингтону. «Индустриальное» и «постиндустриальное» общество. Различные интерпретации смысла истории (Н. Бердяев, К. Ясперс, Ф. Фукуяма).

Общество как саморазвивающаяся система. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Социальная практика как способ разрешения общественных противоречий. Революционный и эволюционный типы развития общества. Роль объективных условий и субъективных факторов в развитии общества. Соотношение необходимости и сознательной деятельности людей в истории.

Структура общества. Материально-производственная сфера общества. Способ производства как материальная основа общества. Диалектика «живой» и «опредмеченной» деятельности в структуре производительных сил. Три технологических способа исторического соединения человека со средствами труда. Современная научно-техническая революция. Наука как непосредственная производительная сила общества. Волнообразное развитие НТР по Н. Кондратьеву. Производственные отношения как отношения экономических интересов. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

Социальная сфера общества. Субъекты социальных отношений: семья, группы, слои (страты), классы и их взаимоотношения. Этногенез и исторические общности людей. Народ и нация.

Политическая сфера общества. Субъекты политических отношений: государство, партии, профсоюзы и другие массовые объединения, церковь. Гражданское общество и государство, их соотношение и взаимодействие. Сущность власти. Своеобразие политической сферы нынешнего российского общества.

Духовная сфера общества. Общественное сознание и его структура. Общественная психология и идеология. Характеристика основных форм общественного сознания.

Единство и многообразие исторического процесса.

8. Личность. Проблема свободы и ответственности

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Общефилософская концепция человека как теоретико-методоло­гическая основа наук о Homo sapiens. Природа и сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Структура личности: биологическая и психологические подструктуры, социальный опыт, направленность личности. Проблема типизации личности.

Формирование и развитие личности. Роль семьи в формировании личности. Социализация как процесс овладения социально-историческим опытом, фиксированным в материальной и духовной культуре. Фазы социализации: адаптация и интериоризация. Поиск социально-нравственных идеалов, выработка жизненной позиции и принципов отношения к миру. Содержание повседневной жизни и ее влияние на личность. Роль общения в становлении личности. Массовая культура и личность. Различия в характере социализации личности и угроза ее деперсонализации. Критическое и некритическое отношение к социальной действительности. Конформистская личность. Эскапизм как проявление конформизма. Прагматичный конформист. Нонконформистская личность: нигилист, консерватор, реакционер, реформатор, революционер.

Исторический детерминизм и свобода выбора в деятельности человека. Свобода как глубочайшая ценность личности. Свобода как внутреннее состояние человека, как моральная самодетерминация личности. Свобода как процесс развития форм и способов деятельности, позволяющих овладеть необходимостью и превратить её в условие собственного развития. Бремя свободы. Бегство от свободы. Ответственность личности как следствие и коррелят реализации своих свобод и обязанностей.

Смысл жизни и цель жизни. Смерть и бессмертие. Проблема смерти и жизни в духовном опыте человечества. Проблема права на жизнь и права на смерть (эвтаназия).

9. Человек в мире культуры. Запад, Восток,
Россия в диалоге культур

Понятие культуры. Аксиологическое и технологическое истолкование культуры. Формы существования культуры. Преемственность и взаимовлияние культур в историческом процессе. Культура и цивилизация. Запад как историческое и геополитическое понятие. Либерально-демократическая модель политического устройства западного общества. Роль протестантизма в развитии западной ментальности. Специфика азиатского (восточного) типа общества. Россия между Западом и Востоком. Культурно-историческая традиция альтернативы «славянофильство – западничество». В поисках «русской идеи».

10. Человек в информационно-технотронном мире

Понятие «информационного общества». Становление информационного общества в результате доминирования информационного – «четвертого» – сектора экономики вслед за исторически сложившимися секторами экономики такими как сельское хозяйство, промышленность и экономика услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию Революционизирующее воздействие информационных технологий на социальную структуру общества (возникновение «информационных сообществ»), на промышленные корпорации (появление «электронных коттеджей» по А. Тоффлеру). Идея «глобальной электронной цивилизации» Дж. Пелтона.

Влияние информационного общества на культуру. Зарождение нового типа культуры, подчиненного классификации и унификации с целью повышения эффективности передачи информации. Перспектива изменения характера труда, быта, процесса урбанизации, психологии человека в результате компьютерной революции. Социально-философские последствия развития системы Интернета.

11. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
Человечество перед лицом глобальных проблем

Вступление современной цивилизации в качественно новое состояние. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Интенсификация глобальных техногенных процессов. Увеличение интенсивности воздействия техносферы на геокосмическую, геологическую и биологическую сферы. Угроза уничтожения жизни на Земле. Завершение эпохи потребительского отношения к природе.

Антропосоциальные глобальные проблемы: преодоление демографического взрыва в слаборазвитых странах, предотвращение негативных последствий научно-технического прогресса; проблема образования, воспитания, культуры; выработка ценностей устойчивого и безопасного развития. Пути перехода к ноосферной цивилизации. Новая философия и экология культуры.

4.2. Методические указания к изучению отдельных тем

Тема 1. Философия, ее роль в жизни общества и человека

При подготовке данной темы следует особое внимание обра­тить на оптимальное понимание сути философии. Нет единого определения философии. В одном из последних учебников по философии приводится следующее определение: «...философия – это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человече­ства, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты» (Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 2006. – С. 5). Дан­ное определение перекликается с гегелевским: «Философия – это эпо­ха, схваченная в мыслях». Однако можно встретить и такую трактовку этого понятия: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома» (Цит. по: Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. – С. 330). Это определение принадлежит немецкому романтику Новалису, по­эту, а не титулованному философу.

Если суммировать многообразие воззрений на философию, то основная полемика разворачивается вокруг, следующего вопроса: «Философия – это наука или нечто отличное от науки?» По форме своего построения, по способу обоснования своих положений, по логике доказательства выводов философия отвечает всем стандартам научного знания. Но философские рассуждения наполнены ценностными определениями, затрагивающими проблему смысла человеческого существования, счастья, надежды, веры, любви. Если наука старается избавиться от всевозможных ценностных представлений, уповая на беспристраст­ную объективность, то философия изначально питает пристрастие к человеку, рассматривает через призму человеческих интересов Уни­версум. Получается, что философия – не наука, она – больше, чем наука. Философия стремится постичь суть человеческого бытия пу­тем бесконечного вопрошания человеком мира, путем придания миру человеческой теплоты, превращения мира в свой дом. В этом смысле можно согласиться с Новалисом, что философия – это ностальгия повсюду быть дома. Аксиологическая (ценностная) тональность фи­лософии позволяет ей стать мировоззрением, ибо масштабом обобщенных воззрений на мир является сам человек, а сама природа ценностного освоения бытия предполагает тесное единение структуры научного познания с внерациональными формами постижения мира, такими как вера, надежда, любовь во всем богатстве их проявления, начиная с обыденных представлений и кончая идеальными построе­ниями. Такое понимание философии ведет к многовариантности ос­новного вопроса философии. Это может быть отношение бытия и сознания. (Ф. Энгельс). Это может быть поиск ответа на четыре вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? (И. Кант). С равным успехом он может звучать и так: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она этого не стоит – значит ответить на основной вопрос философии» (А. Камю).

Как и любая дисциплина, философия имеет свой предмет. Ее предметом является всеобщее в системе «мир – человек». Так как в истории философии акценты на члены этого отношения делались различные, то этим объясняется изменение предмета философии в ходе исторического развития. Философия конкретизирует свою сущ­ность с помощью функций. Так как в учебной литературе этот вопрос изложен достаточно подробно, то студенту под силу самостоятельно освоить этот материал.

Тема 2. Исторические типы философии и философствования

В силу чрезмерной объемности данной темы обратим внима­ние на те трудности, с которыми сталкивается студент при изучении этого материала.

В античной философии важно вычленить софийный характер философствования. Пифагор, Сократ, Платон видят в философии любомудрствование, где достигается удивительное единство челове­ческого духа, постигающего сущностное соразмерностью благу. Само благо является своеобразным синтезом истины, добра и красоты. Поэтому достигается единение человеческого духа, постигающего целостное бытие. Это своеобразие древнегреческой философии хо­рошо выразил Г. Г. Майоров, подчеркивая, что «мысль, руководимая идеями вещей самих по себе и прежде всего идеей Добра, охваченная любовью – Эросом, влекущим ее к предмету ее вечных исканий, к подлинному бытию, собирает все свои резервы – чувства, рассудок, интуицию, весь опыт изучения явлений и опыт переживаний, все свое искусство, науку и религиозный опыт, чтобы совершить прыжок в область неявленного и тайного, но от этого не менее близкого, даже самого близкого к нам из всего, что есть – прыжок в само бытие» (Майоров Г. Г. Философия как искание абсолюта. Опыты теоретические и исторические. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – С. 21).

Важно вычленить основные этапы развития древнегреческой философии. Первоначальный этап связан с деятельностью так назы­ваемых досократиков, т. е. мыслителей, творивших до Сократа. Их в большей мере занимал космос, мироздание. Они считали, что суще­ствуют общие законы космоса, которым подчиняется все мироздание, включая и человека. Ярче всего эту мысль выразил Гераклит в своем Логосе. Софисты порывают с космологической традицией и объявля­ют человека мерой всех вещей. Следовательно, человек берется за точку отсчета всего происходящего, он задает масштаб своего изме­рения мира. Однако эта продуктивная идея была самими же софиста­ми доведена до абсурда, когда мнение каждого объявлялось истин­ным. Гений Сократа позволил ему сохранить основную мысль софис­тов – человек центр Вселенной – и уйти от их релятивизма и субъекти­визма. В человеческом познании есть не только выражение субъек­тивных устремлений человека, но нечто не зависящее от индивида. Это интерсубъективное содержание позволяет людям осуществлять общение, познание мира. Однако откуда в сознании человека может появиться нечто им не созданное, но задающее смысл всему налич­ному? Вот загадка, над которой мучительно размышляет Сократ. Он весь в сомнениях, прислушивается к своему внутреннему голосу, ко­торый нашептывает ему от имени Божества. Однако не у каждого есть свой даймонион, да и божественное в душе слабо поддается философской рефлексии, поэтому Платон надындивидуальный слой человеческого сознания выносит в царство идей. Платоновские эйдосы начинают противостоять миру вещей как образцы. Возникает система объективного идеализма, в которой порознь находятся сущности и то, сущностью чего они являются.

Основным оппонентом Платона стал его ученик – Аристотель, который сформулировал свои возражения учителю. Стагирит пытается соединить два мира. Он никак не может смириться с тем, что сущность предмета отрывается от самого пред­мета. Так возникает понятие формы. Однако в конечном итоге форма Аристотеля стала поразительно походить на эйдосы Платона и тому есть веская причина: оба они под сущностью понимали нечто вечное, неизменное, равное самому себе. Для них предметом философии являлись нетелесные свойства мира, отличные от предмета естествоз­нания и математики. Своеобразие этих свойств Аристотель объеди­нил в слове «теология», выводя его на многотрудную тропу исторических блужданий. И хотя Аристотель недвусмысленно отнес три из четырех своих основоположений к божественному учению, одновременно они выступали причинами в рамках философии. Аристотель стремится придать философии научный характер, но не отказывается от предельных притязаний своей метафизики, включая в нее помимо материальной причины также формальную, действующую и целевую причины.

При изучении философии Средневековья надо обратить внимание на изменение социально-философской парадигмы. Отдельного разговора заслуживает вера, ставшая центром духовной деятельности средневекового человека. Философия попадает в зависимость от христианской религии. Это выражается в теоцентричности философии. Два направления средневековой философии по-разному оце­нивали роль философии, но и патристика и схоластика не могли отка­заться от философии как средства прояснения и объяснения догма­тов церкви, чтобы сделать их более доступными человеческому пони­манию. Так как высшая мудрость носит божественный характер, то христианство отказывает философии в ее софийности и соглашается признать за ней ограниченные познавательные права. На этой осно­ве и развилась схоластика, претендующая в ряде случаев на рацио­нальное истолкование всех догматов церкви. Такая направленность философского поиска постепенно приводит к потере изначальной софийности и обрет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...