Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как побуждать ребенка вести себя по-другому




Теперь вы понимаете, что так называемое «плохое поведение», с точки зрения вашего ребенка, является стратегией, которая приводит к выигрышу. Для него в таком поведении нет ничего «плохого» или «мучающего». Он знает, что эта стратегия по­зволяет ему получить то, что он хочет.

И тут вдруг вы убираете этот желаемый результат. Вы вдруг перестали замечать поведение, за которое до сих пор ругали. Если раньше вы гонялись за ним, то теперь наказываете его, отрывая от занятий и усаживая в угол. Вы начали следовать стратегии действительного решения проблемы поведения. Но ведь ваш ребенок не знает об этом. Он только видит, что поведе­ние, которое до этого успешно действовало на вас, теперь при­водит к совершенно иному результату — без какого-либо воз­награждения. В итоге ему придется искать иные способы при­влечения вашего внимания.

С этой минуты вы сможете стать ему самым полезным про­водником. Не упустите шанс научить ребенка хорошему пове­дению, такому, которое, помимо прочего, позволит ему полу­чить то, что он хочет.

Нужно сделать так, чтобы ребенок из ваших слов и действий понял, что есть широкий набор альтернативных моделей по­ведения, реакция на которые станет для него приятной наградой.

Давайте вернемся к семье Гэри (см. главу 15). Мы видим, что изменение реакции на его плохое поведение (члены семи теперь игнорируют побег Гэри из-за стола) было только час­тью их подхода к решению проблемы нежелательного поведе­ния Гэри. Члены семьи также условились уделять ему больше своего внимания, когда он сидит за столом, — чаще обращать­ся к нему, чаще говорить вслух, как хорошо он себя ведет, и вообще больше вовлекать его в процесс общения за обеденным столом. Они внимательно следили за тем, чтобы Гэри получал вознаграждение за то, что сидит за столом.

Если вы действительнохотите изменить к лучшему плохое поведение вашего ребенка, вы должны показать ему, какое по­ведение вознаграждается. Мы понимаем, что и тут легко ска­зать, да трудно сделать. Но не забывайте, что людям свойствен­но привыкать к хорошему и они перестают замечать его. Как и в случае с Гэри, если вы привыкните к его хорошему поведению и станете обращать на него меньше внимания, то он постарается сделать так, чтобы заставить вас обратить на него внимание.

Вы облегчите себе поиск модели поведения, которая может быть вознаграждена, если представите себе такую модель, ко­торая несовместима с моделью нежелательного поведения. На­пример, Гэри не может бегать по комнате и одновременно си­деть за столом. Поэтому, если та форма поведения, которую можно назвать «сидение за столом» усилится, то «бегание по кухне» неизбежно ослабеет.

Если мы хотим успешно решить проблему поведения Гэри, оба вышеуказанных паттерна О — П — Р должны существо­вать нераздельно.

 

О П Р

Время ужина   Вскакивает     Игнорируется из-за стола

 

О П Р

Время ужина   Сидит за столом     Много внимания со стороны родственников

 

Таким образом, обе вышеуказанные стратегии являются как бы половинками одной большей стратегии. Вспомним Роберту. Когда ее братья и сестры уходят в школу, она колотит кулачка­ми, виснет на занавесках и плачет. Хотя Роберта поначалу дей­ствительно расстраивалась, мы видели, что ее мама способство­вала такому поведению своим вниманием и игрушками. В итоге оно стало привычным шаблоном.

Как вы помните, мы предложили маме перестать замечать Роберту, когда та сердится. Но теперь вы знаете, что эта стра­тегия должна сопровождаться поощрением поведения, несовместимого с гневом. Мама должна быть наготове, чтобы про­явить внимание и дать Роберте игрушку, как только та пере­станет плакать и висеть на занавесках, и только тогда начать играть или беседовать с ней. Таким образом, эффективный план решения проблем поведения всегда можно отобразить двумя схемами О — П — Р.

О П Р

Братья и сестры Роберты уходят в школу   Роберта колотит кулачками, виснет на занавесках и плачет   Мама Роберты не обращает на нее никакого внимания

 

О П Р

Братья и сестры Роберты уходят в школу   Роберта не плачет и не виснет на занавесках   Мама Роберты уделяет ей внимание или дает ей игрушку

 

Каждая программа состоит из двух частей: 1) по отноше­нию к плохому поведению принимаются неприятные для ре­бенка меры; 2) альтернативное поведение (желательно, что­бы оно было несовместимо с плохим) поощряется.

Если вы хотите справиться с проблемой плохого поведения, то подумайте и решите для себя, какое поведение вы выберете в качестве альтернативы плохому. Дайте определение этому альтернативному поведению и запишите свою формулировку:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Договоры

Мы все время говорим об использовании вознаграждений для поощрения желательного поведения ребенка. В сущности, речь идет о соглашениях или договоренностях между вами и вашим ребенком. Вы говорите ребенку, что он должен сделать («садись сюда») и как вы «заплатите» ему за это поведение («я дам тебе игрушку»). Заключать договоры можно просто устно, но иног­да более сложные соглашения можно записывать на бумаге (мы уже рассмотрели этот вопрос в главе 13).

Простые договоренности могут использоваться как для про­тиводействия плохому поведению, так и для поощрения аль­тернативного поведения. Например, мама Дженнифер могла бы противопоставить ее плачу такую простую договоренность:

«Я буду сегодня считать, сколько раз ты заплачешь. Если та будешь плакать не больше трех раз, то когда папа придет домой, он поиграет с тобой в мяч».

Мама предлагает заключить такой договор, потому что зна­ет, что игра с папой — это вознаграждение для Дженнифер. Мама могла бы сделать этот договор более наглядным, прикрепив на дверцу холодильника таблицу и делая в ней отметки всякий раз, когда Дженнифер плачет. По мере того, как Дженнифер станет успешнее выполнять условия контракта, мама сможет уменьшить число разрешенных плачей до двух, потом до одного и, может быть, даже до нуля. Но она может принять и другое решение — скажем, будет уходить из комнаты, когда дочка начинает плакать, но этот плач еще входит в число «раз­решенных». Возможно, маме следует каким-то образом разно­образить вознаграждения, чтобы Дженнифер не наскучило иг­рать в одну и ту же игру.

Мама могла бы побудить Сару быстрее одеваться, если бы догадалась поощрить альтернативу — быстрое одевание — та­ким простым договором: «Сара, я включаю таймер. Звонок про­звенит через час. Если ты оденешься до того, как прозвенит звонок, мы с тобой сегодня вечером вместе проведем «нашеособое время».

В условия этого простого договора входят: 1) желаемое по­ведение; 2) вознаграждение. В последующие дни таймер можно устанавливать на все более короткие отрезки времени, пока Са­ра не начнет одеваться достаточно быстро. И сама Сара может принять участие в определении того, что будет наградой. «Осо­бое время» — это 20 минут, в течение которых мама играет с Сарой, причем Сара выбирает, в какую игру они будут играть.

Родители Хозе договорились с ним, что будут поощрять по­ведение, альтернативное дракам, и предложили ему заключить такой договор: «Хозе, если ты будешь хорошо играть с сестрой до обеда и не будешь драться, то получишь на десерт мороже­ное».

Как видите, по условиям этих договоров ребенка вознаграж­дают: 1) за уменьшение числа случаев проявления плохого по­ведения, или 2) за то, что он ведет себя хорошо, или 3) за то и другое вместе. Постарайтесь заключать с ребенком простые до­говоры, вознаграждая его за то, что он начинает реже вести себя нежелательным образом, или за альтернативное, хорошее поведение. Однако не забывайте, что если ваш ребенок соблюдает условия договора, то и вы должны соблюдать их.

Измените обстановку

Итак, мы теперь знаем, как изменять свою реакцию на плохое поведение. То есть, по сути, мы рассмотрели только часть П-Р в паттерне О — П — Р. Но плохое поведение можно также изменить, если обратить пристальное внимание на то, что предшествует ему, то есть на часть О — П.

Обстановкой мы называем ситуацию, непосредственно предшествующую проявлению нежелательного поведения. Некоторые ситуации способствуют механизму поведения ребенка. Например, ребенок скорее заплачет, если он устал. Он скорее станет «путаться под ногами», если его не замечают; он за­визжит, если не может справиться с заданием; захочет подрать­ся с сестрой за игрушку, если в комнате она одна. Существуй множество ситуаций, которые буквально подталкивают ребен­ка к плохому поведению.

В данном разделе мы рассмотрим ряд способов такой орга­низации среды, окружающей ребенка, которая способствовала бы хорошему поведению.

Обучайте ребенка новым навыкам. В дополнение к по­ощрению конкретного альтернативного поведения, несовмес­тимого с плохим, вы одновременно можете и должны учить ре­бенка разным новым навыкам. В конечном счете, когда его день заполнен освоением навыков, для плохого поведения остается меньше времени. К примеру, родители Гэри, продолжая игнорировать его «вскакивания с места», могут одновременно учить его навыкам поведения за обеденным столом: как пользовать­ся ножом, как налить воды в стакан, как помочь убрать со стола,

Для примера вознаграждайте других своих детей. Покажите ребенку, каких конкретных действий вы от него ожидаете (и пусть он увидит, что они поощряются!), вознаграж­дая других детей, когда те поступают таким образом. Этой стра­тегии должны следовать все члены семьи. Предположим, вы заранее условились с другими детьми в вашей семье, что они продемонстрируют определенные действия, а вы вознаградите их в наглядной форме. Но это можно делать и не договариваясь заранее.

Например, если Марк отка­зывается помыть руки, скажите: «Иди сюда, папа, посмотри, как хорошо Джимми вымыл руки». Такая стратегия «вознаграждения другого» полезна, когда нужно не заметить плохое поведение ребенка и поощрить аль­тернативное поведение. Просто проигнорируйте его плохое по­ведение и похвалите хорошее поведение другого ребенка!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...