Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шаги, из которых состоит процесс купания в ванне




1. Залезает вванну, садится, умывает лицо.

2. Моет уши.

3. Моет шею.

4. Смываетмыло.

5. Моет грудь.

6. Моет руки и плечи.

7. Моет поясницу.

8. Смывает мыло.

9. Моет ноги.

10. Моет ступни.

11. Становится на колени.

12. Моет наружные половые органы и ягодицы.

13. Садится.

14. Смывает мыло со всех частей тела.

15. Выходит из ванны.

Другой вариант: Душ. Учить ребенка принимать душ труд­нее. Для того чтобы это мероприятие имело успех, будет луч­ше, если вместе с ребенком душ будете принимать вы: папа с сыном, мама с дочкой. Демонстрируйте каждый шаг и посте­пенно переставайте помогать. Это довольно длительный про­цесс, но со временем вам достаточно будет наблюдать за ре­бенком со стороны. Когда он уже будет неплохо принимать душ, можно будет начать учить его мыть голову.

 

Шаги, из которых состоит процесс вытирания

1. Вытирает лицо.

2. Вытирает уши.

3. Вытирает шею.

4. Вытирает грудь.

5. Вытирает руки и плечи.

6. Вытирает спину.

7. Вытирает ноги.

8. Вытирает ступни.

9. Вытирает наружные половые органы и ягодицы.

Мы представили вам шаги, из которых состоит умение ку­паться в ванне и вытираться. Обучать этим умениям ребенка нужно одновременно.

Когда вы будете купать и вытирать ребенка, следуйте ука­занному выше порядку, обращая по ходу дела его вниманиенасоответствующие части тела.

 

Программа

Следуйте принципу инверсии и работайте над каждым шагом до тех пор, пока ребенок не выполнит его без вашей физичес­кой помощи на трех или четырех занятиях. Затем переходите к обучению следующему шагу.

Сначала выполните за ребенка все действия, необходимые для того чтобы помыться и вытереться, за исключением пос­леднего шага каждой программы.

На каждом этапе, который он осваивает, давайте ему разъяс­нения и при необходимости помогайте физически. Помните, что ваши словесные указания должны быть чет­кими: «Вымой ступни!», «Вымой руки и плечи!», Вытри ступ­ни!», «Вытри руки и плечи!».

Каждый раз после завершения работы хвалите и вознаграж­дайте его.

Примечание: Для большинства детей возможность поиг­рать в ванне после купания сама по себе является вознаграж­дением. Однако важно помнить, что после вытирания ребенка тоже нужно вознаградить.

После того как ребенок научится мыться и вытираться при условии, что вы напоминаете ему о необходимых действиях, начните одну за другой убирать ваши подсказки, пока он не научится мыться и вытираться сам.

Постепенно начинайте приучать его оставаться в ванной ко­мнате без вас. Побуждайте его выполнять в ваше отсутствие все большую часть заключительных шагов, пока, наконец, он не научится самостоятельно приходить в ванную комнату и принимать ванну, после того как вы наполните ее.

 


Причесывается

 

Оборудование сцены

Прежде чем начать, сами разделите волосы ребенка, сделайте пробор. Расположите щетку в его руке так, чтобы ему удобно было ее держать.

Учите ребенка расчесывать волосы перед зеркалом. Это позволит, во-первых, создавать мотивацию и, во-вторых, демонстрировать ему необходимые действия в процессе обучения, когда вы физически помогаете ему причесываться. Стойте позади ребенка так, чтобы вы оба могли смотреть в зеркало.

Практикуйтесь, когда волосы не очень запутаны (это значит, что после мытья головы этого лучше не делать)

Держите наготове награду.

Сначала расчесывайте волосы вместе с ребенком. В течение четырех или пяти занятий проходите вместе все указанные ни­же шаги в том порядке, в каком они представлены. Не забывайте хвалить и вознаграждать ребенка за сотрудничество с ва­ми (за то, что он наблюдает за процессом в зеркало, стоит спо­койно и т.п.). Затем постепенно переставайте помогать, руководствуясь представленной ниже программой.

 

Программа

1. Если ребенок держит щетку в правой руке, сначала расче­сывайте левую половину головы. Начните с пробора и веди­те щетку вниз. Скажите: «Веди щетку вниз!» Следите за тем, чтобы ваши указания на первых уроках были просты­ми и произносились медленно. Не надо сильно тянуть за волосы в тех местах, где они спутаны, так как неприятные ощущения, которые при этом может испытывать ребенок, отобьют у него охоту расчесывать волосы.

2. Свободной рукой ребенка проводите по волосам вслед за щеткой, говоря при этом: «Пригладь волосы!»

3. Поднимите его руку со щеткой над головой и попросите: «Проведи щетку вниз!» Расчешите волосы сзади тремя длинными движениями щетки сверху вниз. После каждого такого движения должно следовать движение свободной рукой ребенка и ваши слова: «Пригладь волосы!»

4. Расчешите волосы с правой стороны, приглаживая их сво­бодной рукой ребенка после каждого движения щетки свер­ху вниз. Каждый раз говорите ему: «Веди щеткой вниз!», затем: «Пригладь волосы!» По окончании процесса хвалите ребенка: «Очень красиво! Ты причесался!» Скажите ему, как симпатично он выглядит. Если речь идет о девочке, то для нее ленточка или заколка может послужить хорошей наградой.

Процесс постепенного прекращения физической помощи ребенку мы разбили на пять этапов (или шагов). Каждый этап должен продолжаться до тех пор, пока ребенку не станет удоб­но выполнять необходимые действия в соответствующих ус­ловиях и вы не увидите, что он готов еще больше обходиться без вашей помощи. Следите за тем, чтобы он усваивал то, чему вы его учите как можно лучше. Проведите ребенка черезвсеэтапы следующим образом:

1. Направляйте его руку, держа его за кисть.

2. Направляйте его руку, держа его за предплечье.

3. Направляйте его руку, поддерживая его за локоть.

4. Не направляйте его руку своей рукой; давайте только словесные указания и, если надо, поначалу показывайте ему, какие пряди нужно расчесать.

5. Не давайте никаких указаний; дайте ему только щетку и скажите: «Расчеши волосы!»

Помните, дети овладевают этим умением медленно. На про­тяжении всего процесса обучения вы будете помогать ребенку все меньше и меньше (не переставая при этом хвалить и воз­награждать его).

Когда он научится расчесывать свои волосы совершенно са­мостоятельно, все равно продолжайте хвалить его, поскольку это поможет сделать причесывание повседневным делом. Пос­ле того как он научится пользоваться щеткой, начните подоб­ным же способом учить его расчесывать волосы расческой.

А как же быть с запутанными волосами? Расчесывая эти места, помогайте ребенку держать волосы выше «узелков», что­бы не пришлось тянуть. В этих случаях легче действовать щет­кой —она меньше тянет волосы. Поэтому, прежде чем пустить в ход расческу, пройдитесь по запутанным прядям щеткой.

 

Моет голову

Для того чтобы ребенок начал учиться мыть голову под душем, он должен сначала привыкнуть к душу.

 

Оборудование сцены

Пользуйтесь одним из «бесслезных» шампуней, но на всякий случай держите под рукой полотенце.

В зависимости от того, как в вашем доме устроена ванная комната, можно учить ребенка мыть голову под душем, а можно — в раковине.

Если вы решите учить его мыть голову под душем, то зани­маться этим нужно в конце мытья под душем. Возможно, помо­гать ребенку вы будете, стоя рядом с душем. Тогда вам нужно будет надеть что-нибудь, что можно и намочить.

Если вы учите ребенка мыть голову в раковине, вам понадо­бится какой-нибудь сосуд, из которого вы будете поливать ему на голову вначале, чтобы намочить волосы, и в конце, чтобы сполоснуть их. Особенно важно это в том случае, если у вас нет смесителя и для горячей и холодной воды используются два отдельных крана.

Представленная здесь программа разработана для обучения ребенка умению мыть голову под душем. Тем не менее, шаги, которые нужно сделать, для того чтобы научить его мыть го­лову в раковине, будут такимиже.

Примечание: Для некоторых детей хорошей наградой мо­жет стать ручное зеркальце. Дайте ему посмотреть, как он вы­глядит с пеной на голове. А потом покажите, что происходит, когда после ополаскивания пена исчезает.

 

Программа

1. Тщательно смачивает волосы.

2. Выдавливает немного шампуня на ладонь, а потом нано­сит его на волосы.

3. Втирает шампунь в голову, пока не образуется пена.

4. Споласкивает волосы: подставляет голову под душ не­сколько раз и трет волосы руками до тех пор, пока они не начнут поскрипывать.

5. Вытирает волосы полотенцем.

Работайте над каждым шагом до тех пор, пока ребенок не выпо­лнит его без вашей физической помощи на трех или четырех занятиях. Затем переходите к обучению следующему шагу.

Помогите ребенку намочить волосы. Сделайте шаги 2-4 за него, после чего скажите: «Вытри волосы!» — и, если надо, по­могите. Похвалите его за завершение задания.

Помогите ребенку намочить волосы. Сделайте за него шаги 2 и 3, а затем скажите: «Сполосни волосы!» Окажите ему физи­ческую помощь и непременно обратите его внимание на по­скрипывание волос под пальцами, когда мыла на них совсем не осталось. Позвольте ему самому вытереть волосы поло­тенцем, после чего похвалите его и вручите награду.

Помогите ребенку намочить волосы. Попросите его налить немного шампуня на ладонь и нанести его на волосы. При необ­ходимости помогите. Пусть он сам закончит мыть и вытирать волосы. Не забудьте похвалить его за работу.

Когда ребенок научится мыть голову сам с помощью ваших словесных указаний, начните убирать свои подсказки, прежде всего указание: «Вытри волосы!» Занимайтесь так до тех пор, пока он не научится мыть голову без каких бы то ни было ука­заний.


Застилает постель

 

Оборудование сцены

Надежно подоткните в ногах постели простыни, одеяло и по­крывало.

Если кровать стоит так, что со всех сторон до нее дотянуть­ся трудно, отодвиньте ее от стены. Уберите подушку, Приготовьте награды ребенку.

В течение четырех или пяти занятий физически помогайте ему проходить все перечисленные ниже шаги. Хвалите и воз­награждайте его за сотрудничество с вами. Затем шаг за шагом начинайте учить его стелить постель так, как предложено в про­грамме.

Программа

1. Подтягивает верхнюю простыню к изголовью настолько, насколько возможно, и разглаживает морщинки. Скажи­те: «Натяни простыню!»

2. Подворачивает простыню внутрь под матрас с обеих сто­рон. Скажите: «Подверни простыню!»

3. Накрывает постель одеялом и разглаживает складки. Ска­жите: «Накрой одеялом!»

4. Подворачивает одеяло внутрь с обеих сторон. Скажите: «Подверни одеяло!»

5. Кладет подушку. Скажите: «Положи подушку!»

6. Накрывает постель покрывалом, кладя его поверх подуш­ки. Скажите: «Натяни покрывало!»

Примечание: Если покрывало достаточно длинное, заведи­те его за подушку и подверните с другой стороны подушки сан­тиметра на три.

Работайте над каждым шагом, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он не выполнит его без вашей физи­ческой помощи на трех или четырех занятиях. Затем перехо­дите к обучению следующему шагу.

 

Физически помогитеребенку пройти шагис 1 по 5, послечего скажите: «Накрой подушку покрывалом!» Если надо, по­могите и подскажите: «Накрой подушку покрывалом!» Похва­лите ребенка и вручите ему награду.

Продолжайте в том же духе, переставая помогать физичес­ки на шаг раньше каждый раз, когда ребенок овладевает очеред­ным шагом, и делайте это до тех пор, пока он не научится вы­полнять все задание с помощью одних только словесных ука­заний, относящихся к каждому из шагов. Не забывайте хвалить и вознаграждать ребенка.

Когда ребенок научится застилать постель с помощью ва­ших словесных указаний, касающихся каждого шага, нужно начать постепенно приучать его делать это без них. Сначала дайте ребенку все указания, кроме последнего («Накрой по­душку покрывалом!»). Затем воздержитесь от двух последних указаний. Продолжайте действовать таким образом до тех пор, пока ребенок не научится выполнять все задание после ваше­го единственного указания: «Застели постель!»

Чтобы ребенок умел справляться с рассматриваемой зада­чей более самостоятельно, можно научить его отделять про­стыню от одеяла после ночного сна и заправлять их с обеих сторон под матрас. Побуждайте его убирать подушку перед тем, как приняться за дело.


Накрывает на стол

Убедитесь, что ребенку знакомы все понятия, которыми вы бу­дете пользоваться, давая указания (то есть такие слова, как «ря­дом», «около»), и названия столовых приборов.

 

Оборудование сцены

Прежде чем приступить к занятиям, положите на стол подстил­ки под приборы. Они помогут ребенку представить размеры и количество мест за столом. Такими подстилками могут слу­жить большие бумажные листы или куски бумажного полотен­ца. Для занятий с ребенком они подходят наилучшим образом, поскольку на них можно нарисовать контуры приборов.

Уберите стулья подальше от стола, чтобы ребенок мог сво­бодно подходить к нему с любой стороны.

Поставьтена стол нужное количество тарелок, стаканов и положите сложенные салфетки, ножи, вилки и ложки. (Скла­дывать салфетки вы научите ребенка когда-нибудь в другое время.)

Заниматься следует перед едой. После занятий вы сядете за накрытый ребенком стол. Однако если вы будете проводить уроки в другое время, то настоящая или воображаемая закуска сможет стать для ребенка приятным вознаграждением за серви­ровку. Держите награды наготове.

Пусть ваш ребенок два или три раза понаблюдает за тем, как вы накрываете на стол, следуя указанной ниже последова­тельности шагов. Вознаградите его за проявленное внимание, Затем приступайте к обучению, шаг за шагом проходя пред­ложенную программу.

Программа

1. Поставьте все тарелки на подстилки. Скажите: «Поставь тарелки!»

2. Положите все салфетки на подстилки. Скажите: «Положи салфетки!»

3. Положите все вилки на подстилки. Скажите:«Положи вил­ки!»

4. Положите все ножи на подстилки. Скажите: «Положи ножи!»

5. Положите ложки рядом с ножами на подстилки. Скажите: «Положи ложки!»

6. Поставьте стаканы на подстилки. Скажите: «Поставь ста­каны!»

Когда ребенок освоит один шаг и сумеет проделать соответ­ствующие действия с помощью одних только словесных напо­минаний три или четыре раза, переходите к следующему шагу.

Побудив ребенка понаблюдать за вами, выполните действия шагов с 1 по 5. Затем скажите: «Поставь стаканы!» Покажите ему отмеченные на подстилках места, на которые их нужно ставить. Дайте ему один за другим все стаканы. Похвалитеего: «Молодец! Ты помог накрыть на стол!»

После этого, «готовя сцену», нарисуйте на подстилках кон­туры всех приборов, исключая стаканы. Побудите ребенка по­наблюдать за вами и пройдите шаги с 1 по 5. Затем скажите: «Поставь стаканы!» Один поставьте сами, а остальные один за другим давайте ребенку, чтобы он ставил их. Похвалитеего: «Молодец! Ты помог накрыть на стол!»

Побудите ребенка понаблюдать за вами и пройдите шаги с 1 по 4. Затем скажите: «Положи ложки!» Покажите отмеченные на подстилках места, на которые их нужно класть. Давайте ему одну за другой ложки и помогайте (если надо) раскладывать их по местам. Затем скажите: «Молодец! Теперь поставив стаканы!»— и дайте ему закончить сервировку.

Теперь, когда вы будете оборудовать сцену, наметьте контуры всех приборов, кроме стаканов и ложек. Побудив ребенка понаблюдать за вами, выполните действия, составляющие шаги с 1 по 4, а затем скажите: «Положи ложки!» Одну ложку положите на место сами, а остальные — одну за другой - давайте ему. При необходимости помогайте ему раскладывать их по местам. Затем скажите: «Молодец! А теперь поставь стаканы!»

Продолжайте в том же духе, делая на один шаг меньше каж­дый раз, когда ребенок усваивает очередной шаг при условии, что место соответствующего прибора не отмечается. Так нужно работать до тех пор, пока он не научится накрывать на стол с помощью одних лишь словесных указаний.

Теперь, когда ваш ребенок научился накрывать на стол с помощью словесных указаний, пора приучать его делать это без них. Для начала оставьте все свои указания, кроме одного, касающегося расстановки стаканов. Скажите: «Закончи работу! Накрой на стол!» Не забудьте похвалить его, когда он доведет свое дело до конца. Потом перестаньте напоминать ре­бенку, чтобы он положил ложки (и стаканы). Продолжайте в том же духе, пока он не научится выполнять задание с начала до конца после одного единственного указания: «Накрой на стол!»

Побуждайте ребенка помогать вам вынимать приборы и класть их на стол. А вы помогайте ему отодвигать от стола сту­лья, а потом ставить их на место.

 

Меняет постельное белье

Прежде чем начинать занятия по этой программе, ваш ребе­нок должен научиться застилать постель.

 

Оборудование сцены

Пусть сначала на кровати не будет никакого белья. Убедитесь, что простыни, одеяла и покрывало имеют ярлыки, кромки или что-нибудь еще, что ясно указывает на то, что это длинная сто­рона. Если ничего этого нет, то чтобы пометить эти стороны, воспользуйтесь метками прачечной или пришейте ярлычки.

Сложите простыни, одеяла и покрывало в нужном порядке и положите в легкодоступное место: на стул, бюро или стол. На подушку наденьте наволочку и также приготовьте.

Для того чтобы ребенок мог свободно подойти к любой сто­роне кровати, отодвиньте, если нужно, ее от стены. Приготовьте свои награды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...