Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юридическая сила и нормативность конституции определяется через ее функции и прежде всего через юридическую функцию.

Лекция 2

Основ теории Конституции

Понятие, сущность Конституции.

Понятие Конституции государства и общества, ее юридические признаки и виды.

Верховенство Конституции в Федеративном государстве.

Фактическая и юридическая Конституции.

 

Конституция (от лат. constitutio — устанавливаю, учреждаю) — ос­новной закон государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закреп­ляющий основы конституционного строя, организацию государствен­ной власти. Прообразом конституций являлись хартии (уставы) сред­невековых городов, добившихся «вольностей» от монарха или крупных феодалов, аналогичные акты богатых городов-республик централь­ной, южной, северной Европы. Первые конституционные акты в со­временном значении были приняты в конце XVIII в. (США, Франция, Польша). Обычно Конституция — явление демократического порядка, она принимается народом (или при его участии), ограничивает инсти­туты власти, гарантирует права личности.

Ее сущность большинство авторов определяют как баланс основ­ных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к это­му объяснение сущности конституции как социального плюрализма, политического компромисса.

Этот важнейший политико-правовой акт служит опорой политиче­ской и социально-экономической системы, утвердившейся в обществе и государстве. Он, с одной стороны, призван обеспечить стабильность существующих государственных и политических институтов, с дру­гой — делает возможным их динамичное развитие, а в целом ряде слу­чаев позволяет осуществлять радикальные реформы без существенно­го изменения базовых (основных) норм. Такие нормы также отличают­ся стабильностью, так как рассчитаны на действие в течение длитель­ного времени.

Конституция имеет свой предмет регулирования, во многом схо­жий с предметом конституционного права как отрасли права. Она — ведущий источник национального права, оказывающий доминирую­щее и целенаправленное воздействие на всю систему нормативных и правоприменительных актов. В отечественном правоведении принято употреблять понятия «Конституция» и «Основной закон» как тождест­венные.

 

Понятие Конституции государства и общества, ее юридические признаки и виды.

Все российские конституции (начиная с 1918 г.) были по форме еди­ными консолидированными актами — документами. В ряде зарубеж­ных государств (Великобритания, Новая Зеландия) существуют несис­тематизированные основные законы, представленные в виде множест­ва (совокупности) важнейших парламентских актов, судебных реше­ний, отдельных общепризнанных правовых обычаев.

Конституция и государство. Первые конституционные акты, или конституции в современном смысле этого слова, не случайно появились в XVII- XVIII вв. (Великобритания, США, Франция), хотя государство возникло намного раньше. Именно тогда человечество осознало высшую ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство, заставив его подчиняться каким - то заданным правилам.Представления о Конституции были разработаны раньше (в частности,Аристотелем), но они обращались в основном вокруг вопросов о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятием демократии и справедливости. Но даже в этом ограниченном понимании основные законы не привились в древних государствах. Во времена римской империи этим термином назывались императорские указы, а в средневековье - акты о феодальных вольностях.Демократические революции XVII- XVIII вв. были вызваны потребностью не просто переустройства власти, а, главным образом, нахождения оптимального соотношения между властью и свободой. Поэтому, как английская конституционная система, так и писаные конституции США, Франции в первую очередь решали именно эту задачу. В США это было сделано с определенной “ осечкой ”, ибо создатели Конституции, принятой в 1787г., попытались обойтись без раздела о правах и свободах граждан, посчитав достаточным английский принцип “что не запрещено, то дозволено”. Но народ быстро заставил законодателей поправить положение, вследствие чего спустя два года был принят Билль о правах (первыедесять поправок к Конституции).Таким образом, конституция является элементом определенной философиигосударства, и эта философия основывается на понимании опасности ничем не ограниченной власти государства для свободы и благополучия человека. Демократическое государство - всегда конституционное государство, но не всякое государство, имеющее конституцию, может быть названо конституционным и демократическим.

Юридические признаки Конституции понимаются в литературе не­однозначно, чаще всего как качества, детерминирующие особую пра­вовую природу и делающие ее Основным законом.

Это нормативность, наивысшая юридическая сила, специальный порядок принятия и из­менения конституционных норм.

Юридическая сила и нормативность конституции определяется через ее функции и прежде всего через юридическую функцию.

Юридическая функция заключается в том, что конституция пред­ставляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и составляют основу всей системы правового регулирования. Юридическая функция характеризует собствен но слу­жебную роль конституции в национальной правовой системе.

Как правовой акт особого свойства конституция выполняет сле­дующие юридические функции: а) правонаделительную, связанную с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обя­занностей органов государственной власти и иных субъектов консти­туционного права (ст. 83-89, 101, 102, ЮЗ, 114, 125 Конституции РФ); б) охранительную, характеризующую направленность конституцион­ных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3,4,9, 13,15,69, 133 и др.); в) целепола-гающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении основным законом стратегических целей и задач разви­тия общества и государства. Конституция в этом смысле дает норма­тивный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Помимо указанной функции существуют еще и….

Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (ст. 1 — 16 Конститу­ции РФ). Учредительная функция указывает на то, что конституция появляется вследствие коренных изменений в жизни общества и вы­ступает политической и правовой основой его дальнейшего разви­тия. Учредительная роль конституции проявляется в том, что она, во-первых, закрепляет сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает про­грессивные тенденции политико-правового развития, создавая усло­вия для появления новых отношений, которые в тенденции, в «заро­дыше» проявляются, но не могут получить общественного призна­ния без их высшей законодательной поддержки.

Политическая или социально-политическая функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода до­говор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздей­ствие на политический процесс и политические отношения. Выпол­нение конституцией этой функции возможнолишь втом случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в режиме демокра­тического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействия политическихинститутов общества в функционировании всей политической сис­темы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной по­литической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является философией государственной власти, от­ражая особое мировоззрение: провозглашает и защищает важнейшие ценности — права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, огра­ничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности, совокупно представляет определенную идеологию — сис­тему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же вре­мя ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) «обесточивает» ее юридическую силу. Мировоззренческий характер конституции может проявляться и в том, что ее нормы в определен­ных политических условиях могут закреплять основы (принципы) соответствующего политического учения в качестве господствующе­го, своего рода официальной идеологии. Для государств с авторитар­ными режимами или квазидемократическими режимами подобный характер конституции возможен. Чрезмерная идеологизация консти­туции (как и всякого иного правового акта) превращает ее в полити­ческую декларацию правящих элит.

Кроме указанных функций конституция также осуществляет интеграционную. Современные конституции призваны противодей­ствовать крайним формам политического радикализма, разъединя­ющего общество на противоборствующие силы, обеспечивать един­ство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.

Специальный порядок принятия и из­менения конституционных норм.

Это известные конституционной практике акты учредительной (верховной) власти, посредством которых разрабатывается и вводит­ся в действие новая конституция страны. В мировой практике изве­стны три способа принятия конституции:

принятие конституции парламентом. Так, к примеру, была при­нята Конституция Украины в 1996 г.;

принятие конституции путем референдума, что, в частности, ха­рактерно для действующей Конституции РФ. При этом различают ратифицирующие референдумы — ситуация, когда проект конституции разрабатывается специальным органом - учредительным собранием и вносится на всенародное голосование;

принятие конституции специально учрежденным органом — уч­редительным собранием.

Государственно-правовой практике XVII-XIX вв. известен такой способ принятия конституции, как октроирование — пожалование, или дарование, властью монарха конституции. Данный способ принятия конституции характерен в основном в государствах с абсолютистским режимом. Октроированными считаются конституции Германии 1871 г., Японии 1889 г. и др., разработанные и дарованные метрополи­ями своим колониям. Октроированной являлась и первая россий­ская конституция — Основные Государственные законы от 23 апреля 1906 г., принятые по прямому установлению Николая II.

Особым органом осуществления учредительной власти, специаль­но создаваемым для принятия новой конституции, является учреди­тельное собрание. Именно так принимались многие современные европейские конституции. Учредительное собрание может носить раз­личное название - Великое народное собрание (Болгария), Консти­туционное собрание (Россия), Национальное собрание и т.д.

Первая конституция принята в 1787 г. в США. В последующем конституции принимаются во Франции (1791, 1793 гг.), Польше (1793 г.). Первой конституцией России правомерно считать Основ­ные Государственные законы от 26 апреля 1906 г.

Содержание и демократический способ принятия конституцион­ного документа обусловливают то существенное обстоятельство, что это единственный национальный правовой акт, который сам опреде­ляет свою юридическую силу. Никакой закон не может быть поставлен в один ряд с Конституцией, а тем более не может изменять или отме­нять ее положения. Высшая юридическая сила действующей Консти­туции РФ отражена в таких ее нормах, как ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 15, ст. 120 и п. 1 «Заключительных и переходных положений».

Виды Конституций.

Отнесение конституций к той или иной классификационной группе в зависимости от способа, времени их принятия и характера действия, объема конституционного регулирования, характера изменения и дру­гих критериев. По времени принятия принято выделять старые кон­ституции (конституции первого поколения), принятые в XVIII

XIX вв. и продолжающие действовать (конституции США 1787 г., Бельгии 1831 г., Швейцарии 1873 г. и др.), и современные конститу­ции (конституции второго поколения), принятые во второй половине XX в. По времени принятия конституции подразделяются на посто­янные (срок действия которых неограничен) и временные, принятые на определенный срок. Характер действия конституции дает основа­ние для выделения юридических (формальных) и фактических (мате­риальных) конституций.

Различаются писаные и неписаные конституции. Под писаной конституцией понимается принимаемый и изменяемый в особом порядке основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, (закон законов). Название конституция не имеют и не могут иметь никакие иные правовые и политические документы. Если основной закон в государстве отсутствует, а его роль выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной государственной власти, права и свободы граждан, то можно говорить о неписаной конституции. Такая практика имеет место в Великобритании, Новой Зеландии.

По порядку установления конституции подразделяются на октроированные (дарованные монархом) и неоктроированные (принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом).

По порядку изменения и дополнения конституции бывают гибкими и жесткими. Если конституция изменяется и дополняется в том же порядке, что и текущее законодательство, то её принято относить к разряду гибких, если в более сложном порядке, то конституция называется жесткой. Гибкими являются все неписаные конституции.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Современными монархическими конституциями являются конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К республиканским относятся конституции Италии, Китая, США. Франции, ФРГ, России и республик в её составе и т.д.

По формам закрепляемого государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные (ИНОГДА ПРИВОДЯТ И КОНФЕРАТИВНЫЕ). Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и её субъектов), разграничение компетенции между ними. Она регулирует систему, структуру и порядок формирования органов законодательной, исполнительной и судебной властей федерации, определяет их компетенцию, механизм конституционной ответственности. Федеральными являются конституции США. ФРГ, Индии, России, унитарными ¾ конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.[1]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...