Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеллект. Понятие, структура, свойства, онтогенез, мыслительные операции. Интеллектуальное недоразвитие.




Понятие норма и аномалия в психическом и личностном развитии ребенка. (в тетради)

Интеллект. Понятие, структура, свойства, онтогенез, мыслительные операции. Интеллектуальное недоразвитие.

интеллект — Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях.
Структура — совокупность устойчивых связей и отношений объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Структура интеллекта по Х. Айзенку— модель интеллекта; выделяются такие элементы, как скорость интеллектуальных операций, настойчивость и склонность к проверке ошибок, на основе выраженности которых определяется уровень IQ.

Структура интеллекта по Х. Гарднеру — модель интеллекта; cостоит из независимых друг от друга модулей: формально-лингвистический, пространственный, логико-математический, музыкальный, двигательный, межличностный, внутриличностный; в разных культурах делается акцент на формировании разных модулей; каждый из них представлен вертикально расположенными уровнями: восприятие, запоминание, учение.

Структура интеллекта по Р. Кеттелу — факторно-аналитическая теория, в которой выделяется два вида интеллекта: текучий, который существенно зависит от наследственности — и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и кристаллизованный, в котором отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как например фактор визуализации, а также факторы — операции, которые соответствуют специальным факторам Спирмена.

Как показали исследования Спирмена с возрастом, особенно после 40 - 50 лет происходит снижение показателей текучего интеллекта, но не кристаллизованного.

Структура интеллекта по Р. Стернбергу — классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов:

1. Вербальный интеллект -, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;

2. Способность решать проблемы;

3. Практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.

Структура интеллекта по Э.П. Торренсу — модель интеллекта; выделяются такие элементы, как *вербальное понимание, пространственные представления, индуктивные рассуждения, счетная способность, память, перцептивная быстрота, речевая беглость.

Структура интеллекта по Ч. Спирмену — факторно-аналитическая теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия, уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. В соответствии с этой теорией генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести механическую, лингвистическую, математическую компетентность; а также специальные факторы, которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.

Структура творческой одаренности А.М. Матюшкина — выделяются следующие компоненты: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, выражающееся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Понятие искусственного интеллекта очень емкое и противоречивое, что следует из неоднозначности и абстрактности такого понятия как интеллект. Обычно под интеллектом понимают уникальные способности человека, которые выделяют его из окружающего мира. Попробуем определить основные характеристики (свойства и функции) человеческого интеллекта.

§ 1. Общепринято мерить величину интеллекта количеством знаний. Об этом свидетельствует большое количество радио и телепередач, называемых викторинами. Чтобы соответствовать такому пониманию интеллекта, необходимо создать программу, которая может отвечать на большое количество вопросов. Такая задача вполне достижима и позволит создать так называемый "энциклопедический интеллект". В принципе, такой ИИ уже создан человечеством и представляет собой совокупность печатных изданий и других наглядных артефактов. Одной из задач области ИИ является обобщение и формализация знаний, а также разработка универсальных моделей их представления. Для возможности хранения знаний интеллект должен обладать памятью.

§ 2. Еще одним неотъемлемым свойством интеллекта является его способность к мышлению. Так, например, в известных тестах на IQ (коэффициент интеллекта) упор делается не на знания, а на способность решать определенные типы задач. Но что такое мышление? Английский ученый Эшби считает, что "мышление есть процесс обработки информации по определенной программе, предполагающий отбор, по крайней мере, на порядок выше случайного".

§ Под информацией будем понимать (согласно Н.М.Амосову[1]) содержание процесса взаимодействия, т.к. при любом взаимодействии всегда передается информация. Известный семиотик и логик Ч.С.Пирс утверждает, что неслучайность (закономерность) всегда на порядок выше случайности [7]. Так если выпадение "решки" для одной монеты случайность, то выпадение и "орла" и "решки" для 10 или 100 монет уже закономерность. Из определения Эшби следует, что мышление можно интерпретировать как неслучайную обработку информации.

§ Если это так, то стекло, постоянно отражающее свет, или рупор, усиливающий голос, мыслят. Амосов пытается разрешить эту проблему, рассматривая различные способы передачи информации (кодирования). Он выделяет элементарные коды (атомный, молекулярный) и сложные (человеческая речь). Высшие коды абстрактны по отношению к низшим. Амосов считает, что мышление есть обработка информации с повышением ее кода. Тогда получается, что телефон, преобразующий электрический сигнал в осмысленную речь, мыслит, а человек, переводящий слово с одного языка на другой, не мыслит.

§ Возможно, мышлению в целом нельзя дать однозначного определения, т.к. оно бывает более развитым или более простым. Так, например, выработка простейшей реакции на стимул (отдернуть руку при ожоге) не считается мышлением, а возникновение ассоциаций считается основой ассоциативного мышления и рассуждений по аналогии. Тем не менее, Хебб смог показать, как с помощью простейших элементов и процессов формируется ассоциативная связь между нейронами [11].

§ На мой взгляд, мышление всегда разложимо на отдельные мыслительные процессы, а те, в свою очередь, — на элементарные мыслительные операции. Простейшей мыслительной операцией может являться произвольная случайная или закономерная обработка информации. [В пятом возражении против ИИ показано, что мышление разложимо на логические операции] Однако, в целом мышление должно иметь направленный характер.

§ Мышление и память могут быть реализованы с помощью искусственных систем. Основная трудность заключается в создании сложноорганизованных структур, содержащих множество простейших мыслительных процессов и элементов памяти.

§ 3. Необходимо подчеркнуть, что интеллект должен обладать именно способностью к памяти и мышлению, т.е. он должен уметь запоминать, хранить, обрабатывать и воспроизводить информацию. Для этого интеллект должен обладать четко выраженным восприятием и воздействием (воспроизведением, отображением). Если считать, что интеллект должен обладать человеческим восприятием и способностью действовать, то ему необходим, как минимум, один орган восприятия и воздействия. Так, например, парализованный человек, способный задействовать только один глаз может воспринимать окружающий мир и отвечать на воздействия морганием века.

§ Восприятие и воздействие у человека сильно развиты, поэтому включают в себя элементы мышления и памяти. Для наглядности будем выделять эти атрибуты как отдельные. Схематично описанные свойства интеллекта представлены на рис.1.

§

§ Рис.1. Структурная схема интеллекта.

§ 4. Неотъемлемым свойством интеллекта считается его способность к обучению. Обучение и память тесно связаны между собой. Физиологи, например, считают, что память — промежуточный процесс между обучением и воспоминанием [4, 9]. Под научением они понимают выработку (у животного) измененной реакции на прежнюю ситуацию, а под воспоминанием подразумевают проявление измененной поведенческой реакции спустя некоторое время после обучения. Для научения интеллекту необходимо обладать пластичностью [2, 9].

§ Некоторые критики ИИ, ссылаясь на это, утверждают, что интеллект может быть воссоздан только в биологической форме. Пластичность возникла в природе как необходимость для выживания растений и животных. Перед ЭВМ такая задача пока не стоит. Кроме того, пластичность человеческого мозга заключается в возможности образования новых нейронных связей, выработки различных химических веществ и процессов, что вполне реализуемо в компьютерной среде путем изменения содержимого ячеек памяти.

§ Следует различать обучение уже известным фактам (закономерностям) и экспериментальное приобретений знаний. В первом случае осуществляется программирование. Такая форма обучения демонстрируется инстинктами и безусловными рефлексами [6]. Для экспериментального обучения необходимо уметь соотносить воздействия с реакциями. Для ЭВМ наиболее актуальным является определение правильности гипотез и эффективности решений. Эта возможность может быть реализована только при взаимодействии и характеризуется обратной связью. Информация, полученная по этому каналу, должна анализироваться и оказывать влияние на дальнейшее воздействие (см. рис.2.).

§

§ Рис.2. Модель обучения.

§ В конечном итоге обучение оказывает влияние на память и связывает его с процессом восприятия. На рис.3. обучение выделено в отдельное свойство. Связи, соединяющие элементы интеллекта, характеризуют возможность передачи информации.

§

§ Рис.3. Структурная схема интеллекта.

§ 5. Ранее было отмечено, что мышление может носить направленный характер. То же самое можно сказать о всех описанных свойствах интеллекта (памяти, обучения, восприятия и воздействия). Направленное действие характеризуется целью, для задания которой человек использует волю. Таким образом, воля является одной их характеристик интеллекта. Важно отметить, что цель должна быть осознанной. Один из примеров целесообразного поведения при отсутствии цели приводит Лурия [6]:

§ "Есть разновидность осы, которая прежде чем откладывать яички в норе или зарыть там пищу, проделывает сложную и очень целесообразную программу врожденного поведения. Она оставляет добычу на входе, вползает в нору, обследует ее, и только если в норе никого нет, втаскивает в нее пищу, оставляет ее в норе и улетает. Естественно, что это очень целесообразные действия. Учитывает ли оса эти условия, делающие это обследование норы необходимым? Для ответа на этот вопрос был произведен такой опыт: когда оса прилетает в нору, оставляет у входа добычу и уходит обследовать норку, экспериментатор отодвигает эту добычу на два сантиметра. Оса выходит из норы, не находит оставленную добычу на прежнем месте, ползет дальше, находит добычу, снова подтаскивает ее к норе, а затем опять оставляет у входа и снова ползет в нору. Если в это время экспериментатор опять отодвигает добычу, оса, вернувшись из норы, снова ищет добычу, снова подтаскивает, и уходит обследовать нору. Такое действие продолжается и дальше, в результате оса так и оказывается не в состоянии втащить добычу в нору, подчиняясь косной, твердо упроченной программе врожденного инстинктивного поведения".

§ Компьютерные программы, выполняющие последовательность действий, поступают аналогично осе. Для создания ИИ необходимо научить компьютер осознавать цель (назначение) своих действий. Животные, стоящие на ступень выше в эволюции насекомых, способны на осознанные сложные действия. Одно из отличий животного от человека — способность действовать только внутри биологических мотивов. Некоторые психологи пытались вывести животные мотивы, которые определяют всю деятельность человека (Фрейд, Уотсон [3]). Эти идеи воплотились в психологическом направлении бихевиоризма. Как бы то ни было, биологический мотив у человека может являться конечной целью очень длинной цепочки действий.

§ Для искусственной машины биологических мотивов не существует. Однако, ИИ как любая система использует ресурсы. При создании нескольких различных систем ИИ, решающих одни и те же задачи, между ними возникнет естественная конкуренция. Она определит необходимость задания "технических" мотивов самосовершенствования. Кроме этого, попытки "очеловечить" машину, научить ее чувствовать добавят и социальные мотивы.

§

§ Рис.4. Структурная схема интеллекта.

§ 6. Считается, что животные обладают практически всеми выше перечисленными свойствами, но среди них выделяются следующие виды поведения:

§ — инстинктивное поведение, позволяющее реагировать на отдельные стимулы (свойства, вещества). Схематично такое поведение представлено на рис.5.

§

§ Рис.5. Инстинктивное поведение

§ — индивидуально-изменчивое поведение, позволяющее реагировать на целые предметы, ситуации. Для наглядности на рис.6. кружочком обозначены пары память-мышление, которые соответствуют какому-либо мыслительному процессу. Под синтезом следует понимать способность животного интегрировать несколько одновременных воздействия (стимулов).

§

§ Рис.6. Индивидуально-изменчивое поведение.

§ — интеллектуальное поведение, под которым подразумевают способность отражать взаимосвязи окружающего мира. Такое мышление уже позволяет производить обобщение и выявлять зависимости. Его результатом является набор новых стимулов, не воспринимаемых органами чувств в описываемый момент времени. Именно эта способность описывается как мышление в БЭС:

§ "Мышление, высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания". [В определении присутствует маленькая неточность. Невозможно понять (познать) что-либо, не воспринятое органами чувств. Можно лишь перенести некоторые воспринятые свойства или принципы на другие предметы или явления.]

§

§ Рис.7. Интеллектуальное поведение

§ — сознательное поведение, которое подчиняется известному анализу ситуации и ориентируется на предвидение будущего, соотнося каждый факт поведения с другими возможными актами, приводя настоящее в связь с будущим.

§

§ Рис.8. Сознательное поведение

§ Различные типы поведения характеризуют сложность мышления. Способность обобщения, интеграции может быть реализована с помощью логических операций и дедукции, а соответствующее свойство интеллекта можно назвать дедукционным или логическим мышлением. Оно также может быть названо ассоциативным мышлением, т.к. может быть реализовано с помощью ассоциативных связей.

§ Несмотря на путаницу в терминологии, следует считать сознательное поведение признаком интеллекта. Его особенностью является способность прогнозирования будущего. Для того, чтобы можно было прогнозировать, необходимо создать внутреннюю модель процесса. Такая модель может заменять восприятие и необходимость воздействия на окружающий мир. Таким образом, обратная связь может быть реализована внутри интеллекта. Функцию прогнозирования и создания модели будем называть моделированием (см. Рис.9).

§ Способность моделирования напрямую связана с памятью, в которой формируется модель предметной области. Важно также отметить, что хранимая информация оказывает влияние на механизмы доступа и организацию памяти.

§

§ Рис.9. Структурная схема интеллекта.

§ Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития

§ Пиаже выделяет три главных периода развития:

§ 1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет).

§ 2. Конкретно - операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5—2 лет до 11 лет).

§ 3. Формально-операциональный интеллект (с 11 — 12 до 14—15 лет).

§ Каждую стадию Пиаже характеризует двояко: положительно (как результат дифференциации, усложнения структур предыдущего уровня) и отрицательно (с точки зрения недостатков и особенностей, которые будут сняты на следующей стадии).

§ 1. Сенсомоторный период. Исследование развития мышления Пиаже начинает с анализа практической, предметной деятельности ребенка в первые два года жизни. Он считает, что истоки даже крайне абстрактного знания следует искать в действии, знание не приходит извне в готовом виде, человек должен «построить» его.

§ Наблюдая за развитием собственных троих детей (дочерей Жаклин и Люсьены и сына Лорана), Пиаже выделил 6 стадий сенсомоторного развития. Это стадии перехода от врожденных механизмов и сенсорных процессов (вроде сосательного рефлекса) к формам организованного поведения, используемым произвольно, намеренно. Ребенок от рождения до 1,5 — 2 лет характеризуется развитием чувств и двигательных структур: он смотрит, слушает, трогает, нюхает, манипулирует, и делает это из врожденного любопытства к окружающему миру.

§ Выделяются два подпериода сенсомоторного интеллекта:

§ — до 7—9 месяцев, когда наблюдается центрация младенца на собственном теле;
— с 9 месяцев, когда происходит объективация схем практического интеллекта в пространственной сфере.

§ Критерий появления интеллекта — использование ребенком определенных действий в качестве средства для достижения цели. Так, к концу первого подпериода дети открывают связи между собственным действием и результатом — подтянув пеленку, можно достать лежащую на ней игрушку. У них также появляется представление о независимом и постоянном существовании других предметов. «Постоянство» объекта состоит в том, что теперь вещь для ребенка — не только перцептивная картинка, она имеет свое независимое от восприятия существование. Ранее исчезнувший предмет как бы «прекращал свое существование», теперь младенец проявляет активность в поиске предмета, спрятанного на его глазах.

§ Другое важное изменение — преодоление абсолютного эгоцентризма, тотальной бессознательности. Ребенок начинает отличать себя (субъекта) от остального мира объектов. Пиаже признает определенную роль процессов созревания, которое создает возможности когнитивного развития. Но для интеллектуального прогресса младенцу необходимо самостоятельно взаимодействовать со средой, манипулировать предметами, что и приводит к преобразованию и постепенному совершенствованию его интеллектуальных структур.

§ 2. Период конкретных (элементарных) операций. Умственные способности ребенка достигают нового уровня. Это начальный этап интериоризации действий, развития символического мышления, формирования семиотических функций, таких, как язык и умственный образ. Складываются мысленные наглядные представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не прямыми действиями.

§ Конкретно - операциональный интеллект складывается из следующих подпериодов:

§ — дооперациональный, подготовительный (от 2 до 5 лет);
— первый уровень — становление конкретных операций (5 — 7 лет);
— второй уровень — функционирование конкретных операций (8—11 лет).

§ Вначале мышление имеет субъективный, нелогичный характер. Собственно, особенности этого типа мышления были открыты и описаны Ж. Пиаже уже на раннем этапе творчества как характеристики эгоцентрического мышления.

§ Чтобы проследить, как складываются в онтогенезе логические системы, Пиаже предлагал детям (4 лет и старше) задания научного характера, которые получили название «задачи Пиаже». Эти опыты часто называют также «тестами на сохранение равенства» (веса, длины, объема, числа и т.д.). Поскольку все задания такого рода построены на общих принципах, то для примера рассмотрим тест на сохранение объема.

§ 3. Стадия формальных (пропозициональных) операций (12—15 лет).

§ Формально-операциональные структуры проявляются в способности ребенка рассуждать гипотетически и независимо от содержания предметной области, без конкретной опоры. Формальные мыслительные операции — основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой способность строить умозаключения по правилам формальной логики и комбинаторики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, придумывать их экспериментальную проверку, делать выводы.

§ Особенно заметны новые достижения подростков в экспериментах по выведению некоторых простейших физических законов (законов качания маятника; способов соединения бесцветных жидкостей, чтобы получить жидкость желтого цвета; факторов, влияющих на гибкость некоторых материалов; на рост ускорения при скольжении по наклонной плоскости). В этой ситуации ребенок дооперационального уровня действует хаотично, «на удачу»; ребенок конкретного уровня интеллекта более организован, пробует некоторые варианты, но только некоторые, и далее отказывается от попыток. Подросток формального уровня после нескольких проб прекращает непосредственное экспериментирование с материалом и принимается за составление перечня всех возможных гипотез. Только после этого он начинает последовательно проверять их, стараясь выделить действующие переменные и изучить особое влияние каждой из них. Такой тип поведения — систематическое опробование всех возможных комбинаций — основывается на новых логических структурах, для характеристики которых Пиаже использует язык пропозициональной логики.

§ У подростка появляется способность понимать и строить теории, приобщаться к мировоззрению взрослых, выходя за пределы своего непосредственного опыта. Гипотетическое рассуждение вводит подростка в сферу потенциально возможного; при этом идеализированные представления не всегда поддаются проверке и часто противоречат реальным фактам. Подростковую форму когнитивного эгоцентризма Пиаже назвал «наивным идеализмом» подростка, приписывающего мышлению неограниченную силу в стремлении к устройству более совершенного мира. Лишь принимая на себя новые социальные роли взрослых, подросток сталкивается с препятствиями, начинает учитывать внешние обстоятельства, совершается окончательная интеллектуальная децентрация в новой сфере.

§ Что касается периода перехода от юности к взрослому возрасту, Пиаже намечает ряд проблем относительно дальнейшего развития интеллекта, его специализации. В период построения жизненной программы, от 15 до 20 лет, можно предположить процесс интеллектуальной дифференциации: выявляются, во-первых, общие когнитивные структуры, применяемые каждым индивидом специфическим образом в соответствии с собственными задачами, во-вторых, складываются особые структуры для разных областей деятельности.

§ У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологиейголовного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом»

§ Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.

§ Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции. Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

§ Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.

§ Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...