Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История отечественных исследований малой группы




Ранние этапы. Решающую роль в становлении изучения группового поведения людей в нашей стране сыграли научные труды и практическая дея­тельность Бехтерева («Коллективная рефлексология»): в 1910 г. первым в русской психологичес­кой науке сформулировал предмет и задачи социальной (или общественной, по Бехтереву) психологии. Исследовал следуящее:

- функции коллективных целей как интеграторе коллектива, условии его единения и сплочения;

- факторы согласования индивидуальных и выработки коллективных действий (по Бехтереву, это взаимоподражание, взаимовнушение и индукция);

- возникновение специфически коллективного образования ­«соборного ума»;

- типология коллективов;

- повышение мотивации коллективной трудовой дея­тельности путем введения в нее соревновательного момента.

- проблема соотношения индивидуального и группового решения задач.

За рубе­жом в это же самое время разработкой аналогичной проблемы за­нимались Олпорт и Мёде. Хотя они использовали один метод – лабораторный эксперимент, в его реализации имелось весьма существенное различие. Западные исследователи работали с искусственными лабораторными группами, Бех­терев включал в экспериментальную ситуацию естественные человеческие объединения.

Период 20-х - начала 30-х годов - сильное влияние рефлексологических концепций Бехтерева. Работы:

- Беляева (- обратил внимание на необходимость изучения коллектива в тесной связи с социально-экономическими условиями жизни общества, - подчеркивал значимость в анализе коллектива таких его признаков, как вре­менное и пространственное расположение индивидов, объедине­ние их в «систему взаимодействия»; - проводил исследования управления коллективом),

- Залужного (большое внимание уделял проблеме вожа­чества – т.е. лидерства; - предложил типологию вожаков, - проанализировал функции вожачества (организация и сплочение коллекти­ва), важнейшие качества вожаков (активность, опытность, высокий уровень умственного развития), - показал зависимость характера вожачества от уровня развития группы);

- Эльконина (также изучал проблему вожачест­ва, но и занимался разработкой теоретических положений о природе коллек­тива, в которых впервые четко сформулирована идея опосредованности возникающих в коллективе межличностных отношений фактором совместной деятельности; изучал такие феномены, как целевое единство, организованность, взаимо­помощь, взаимозависимость и взаимоответственность).

- Макаренко, его труды знаменова­ли собой принципиально новый этап разработки психолого-педа­гогических проблем коллектива. Прежде всего, в его работах отчет­ливо реализуются важнейшие методологические принципы исследо­вания социальной группы:

а) принцип деятельности (именно специально заданная общественно полезная, а затем и личностно значимая, совместная деятельность являлась фунда­ментом строительства коллектива, коллектив - субъект деятельности, управления, воспитания);

б) принцип системности (коллектив - «соци­альный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость...»);

в) принцип развития (им была очерчена динамика становления коллектива, выделены стадии его развития, намечены перспективные линии жизни коллектива).

Богато представлена в работах Макаренко феноменология социальной группы: организация, структура и управление, включая руководство и лидерство; нормативная регуляция поведения; сплоченность и психологический климат; мотивация коллективной деятельности (через посредство системы поощрений и наказаний); эмоциональные и деловые от­ношения; личностьво всем богатстве и многообразии ее проявлений в коллективе, в динамике приобретения качественных новообразо­ваний в связи с развитием самого коллектива.

После работ Макаренко в исследовании кол­лектива, социально-психологических аспектов проблемы, на длительное время воцарилась полоса застоя (Постановление о запрете педологии).

Послевоенные десятилетия. С конца 50-х годов социально-психологические исследования в стране возобновились в статусе самостоятельных.

60-е годы характеризовались сочетанием орга­низационной работы с первыми эмпирическими шагами. Шло ак­тивное ознакомление с зарубежным опытом изучения малых групп. Складывались социально-психологические центры, ориентированные на разработку проблематики малых групп и коллективов, функционирующих в сферах производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и по­вышенного риска и т.д. Развертывание теоретических исследований в области социальной психологии создавало предпосылки для формулирования научных подходов к изучению малых групп и коллективов. В 70-е годы оформилось несколько крупных исследовательских подходов (стратомет­рическая концепция Петровского и параметрическая концепция Уманского).

Парал­лельно с развитием теоретических представлений о группе наби­paли силу и разворачивались работы, во многом направленные на решение задач сугубо прикладного характера.

В 80-е годы продолжались дальнейшие разработки методологических вопросов групповой психологии, укрепление и расширение ее теоретического фунда­мента. Появляется ряд итоговых монографических публикаций по от­дельным проблемам групповой психологии: руководству и лидер­ству [Кричевский и Рыжак, Шакуров, Ярошевский], групповой интеграции [Донцов] и эффективности [Не­мов], социально-психологическому тренингу [Емельянов, Петровская], внутригрупповым [Белкин, Гозман] и межгруппо­вым [Агеев] отношениям.

 

Основные теоретические подходы к исследованию групп и методологические принципы исследования групп.

ЗАРУБЕЖОМ.

1. Теория поля. Это направление берет начало в работах Левина. Основной его тезис: человек находится в «феноменальном» поле, в котором на него действуют опред. силы. Не утратили актуальности некоторые теоретические пред­ставления Левина о группе как динамическом целом, обладаю­щем свойствами, отличными от свойств составляющих его час­тей или суммы последних. Для исследования группы необходимо получать факты, относящиеся не к поведению отдельных индивидов, а характеризующие целос­тные феномены групповой жизни. Какой-либо целостной теории группы в рамках данного подхода создано не было, однако он лег в ос­нову ряда мини-теорий, относящихся к различным феноменам групповой динамики: сплоченности, социальной власти, сопер­ничеству - сотрудничеству, образованию группы, внутригруппо­вому давлению, групповым притязаниям.

Предложена формула поведения: В= f (P,E), где В – поведение, Р – личность, Е – окр. среда.

Принятие идеи «поля» в обоих его значениях позволяло перейти, пользуясь одними и теми же принципами, от когнитив­ных структур к структурам межличностных отношений.

2. Интеракцuoнисmская концепция. Согласно этому подходу, группа - система взаимодействующих индивидов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: ин­дивидуальной активностью, взаимодействием и отношением. Все аспекты группового поведения могут быть описаны исходя из анализа вза­имосвязей между тремя названными элементами. Выполненные в рамках данного направления работы в основном посвящены изуче­нию структурных аспектов группы (Бейлз, Хоманс).

3. Теория систем (близка к интеракционизму, т.к. развивается представле­ние о группе как системе). Попытка понять сложные процессы, исходя из анализа их основных элементов. Концептуальный аппарат теории систем позволяет опи­сать группу как систему взаимозависимых позиций и ролей, как открытую систему.

4. Социомеmрическое направление. Измеряет структуру эмоциональных отношений в группе. По мнению зарубежных специ­алистов, его влияние на развитие теории малых групп минимально.

5. Психоаналитическая ориентацuя базируется на идеях Фрейда, фокусируя внимание преимуще­ственно на мотивационных и защитных механизмах личности. Фрейд включил идеи психоанализа в групповой кон­текст («Психология масс и анализ че­ловеческого «Я»).

6. Общепсихологический подход. Многие представления о человеческом поведении, накоплен­ные в общей психологии, применимы к анализу группового пове­дения (научение, явления когнитивной сферы, мотивация).

7. Эмпирико-статистическое направление. Основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, например факторного ана­лиза, а не формулироваться априорно (пример: Кэттелл, теория группового поведения).

8. Теория подкрепления. Это направление исследований, весьма влиятельное за рубежом, базируется на идеях широко известной в психологии концепции оперантного обусловливания Скиннера. Поведение индивидов в группе - функция двух переменных: вознаграждений (положи­тельные подкрепления) и расходов или наказаний (отрицатель­ные подкрепления). Хо­манс, Тибо, Келли (больше исследовались диадные отношения).

9. Социально-когнитивное направление. Фактически оно представ­ляет собой дальнейшее развитие общепсихологического подхода, но в силу влияния, оказываемого на разработку групповой про­блематики, может рассматриваться как самостоятельное направ­ление. Это наиболее молодой подход; возник как результат приложения идей, берущих начало в исследованиях когнитивных, или познавательных, а позднее - социально-когнитивных про­цессов к сферам межгруппового и внутригруппового взаимодействия. Синтез тео­рий социальной идентичности и социальной категоризации; с позиций этих теорий анализируются различные аспекты группового функцио­нирования (лидерство, сплоченность, конформность). Абрамс, Хогг и др.

Отечественная психология

1. Деятельностный подход основывается на одном из фунда­ментальнейших принципов отечественной психологии – принципе деятельности. Использование принципа деятельности в исследовании соци­альной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий группового поведения: например, стратометрической концепции групповой активности А.В. Петров­ского. Кроме того, идеи деятельностного подхода реализованы в изучении отдельных фе­номенов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений, социально­перцептивных процессов в группе (Андреева).

2. Социометрическое направление. Немалое число отечественных исследований малых групп может быть отнесено к социометрическо­му направлению. Основанием для этого является использование специалистами в качестве основных методических средств тех или иных вариан­тов социометрического теста. Большой вклад в развитие этого направления внес Я.Л. Ко­ломинский.

3. Парамеmpическая концепция Уманского. Основная идея его подхода состоит в предположении, что по­этапное развитие малой (контактной, по Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-пси­хологических параметров. Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организацион­ных, эмоциональных и динамических характеристик группы.

4. Органuзационно-управленческий подход - в его основу положе­ны представления о социальной организации и управ­ленческой деятельности. Такие исследования групп носят выраженный прикладной характер, ориен­тированы на решение задач психологического обеспечения в сфе­ре промышленного производства (Шорохова, Кузьмин).

5. Тренингово-терапевтическое направление сложилось в 70-­80-е годы (Петровс­кая, Емельянов, Либих) в основном как прикладная область групповой психологии, ставившая своей целью развитие психологической ком­петентности личности и осушествление комплекса психотерапев­тических воздействий на нее в условиях пребывания в малой груп­пе. Сегодня это направление очень популярно в России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...