Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 2. Военно-политическая обстановка в Азии – 40 мин.




Методическая разработка

По организации специальной пропаганды

по для ВУС - 801500

 

 

Тема № 3

Современная военно-политическая обстановка в мире,
Центрально-Азиатском регионе.

 

 

Рассмотрена на заседании цикла ГД

протокол от __ ______ 201_ года №__

 

По книге учета методических документов цикла № __

 

 

г. Павлодар

Утверждаю Начальник военной кафедры ПГУ им. С.Торайгырова подполковник С.Шинтемиров
«___» ____________ 2016 года

 

Методическая разработка

по организация специальной пропаганды

для ВУС – 801500

 

Тема № 3. Современная военно-политическая обстановка в мире, Центрально-Азиатском регионе.

 

Занятие № 1. Современная военно-политическая обстановка в мире, Центрально-Азиатском регионе - 2 часа.

 

Цели (воспитательные и учебные):

Изучить:

военно-патриотическое воспитание;

ознакомить с современной военно- политической обстановкой в мире.

Место проведения и вид занятия: класс, лекция

Материальное обеспечение:

компьютер с видеопроектором;

презентация по теме занятия.

 

Организация занятия и расчет времени:

 

Вводная часть 10¢
Основная часть Учебные вопросы: 1. Современная военно-политическая обстановка в мире. 2. Военно-политическая обстановка в Азии   80¢   40¢ 40¢
Заключительная часть 10¢

Вводная часть_10_мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Принимает рапорт дежурного, проверяет наличие, внешний вид и готовность студентов к занятиям.

2. Объявляет тему занятия, его цели, учебные вопросы.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя.

2. Уясняют тему, цель занятия и порядок отработки вопросов.

 

Основная часть – 80 мин.

Вопрос № 1. Современная военно-политическая обстановка

В мире – 40 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки.

2. Излагает материал учебного вопроса, используя презентацию по данной теме, при этом контролирует работу студентов по ведению конспектов.

3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя занятия и ведут конспекты.

2. При необходимости, после окончания изложения материала учебного вопроса, задают руководителю вопросы.

3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.

 

В це­лом боль­шин­ст­во по­ли­ти­ков ха­рак­те­ри­зу­ют во­ен­но-по­ли­ти­че­скую об­ста­нов­ку в ми­ре как ста­биль­ную, с со­хра­не­ни­ем оча­гов на­пря­жен­но­сти на Ближ­нем Вос­то­ке (пре­ж­де все­го во­круг иран­ской ядер­ной про­грам­мы и Аф­га­ни­ста­не), За­кав­ка­зье и Бал­ка­нах. Су­ще­ст­вен­ное влия­ние на раз­ви­тие во­ен­но-по­ли­ти­че­ской об­ста­нов­ки ока­зы­ва­ет уже не столь­ко ре­ше­ние, а на­вяз­чи­вое стрем­ле­ние США к раз­ме­ще­нию эле­мен­тов про­ти­во­ра­кет­ной обо­ро­ны (ПРО) на тер­ри­то­рии Поль­ши и Че­хии, а так­же раз­вер­ты­ва­ние пе­ре­до­вых во­ен­ных баз в Бол­га­рии и Ру­мы­нии.

Со­еди­нен­ные Шта­ты про­дол­жа­ют курс на со­хра­не­ние до­ми­ни­рую­щей ро­ли в ми­ре. Ос­нов­ные уси­лия во­ен­но-по­ли­ти­че­ско­го ру­ко­во­дства США со­сре­до­то­че­ны на про­дви­же­нии сво­их ин­те­ре­сов на пост­со­вет­ском про­стран­ст­ве, воз­вра­ще­нии ут­ра­чен­ных по­зи­ций ли­дер­ст­ва в Ла­тин­ской Аме­ри­ке. Осо­бое вни­ма­ние так­же уде­ля­ет­ся раз­ре­ше­нию иран­ско­го кри­зи­са, ста­би­ли­за­ции об­ста­нов­ки в Ира­ке и Аф­га­ни­ста­не.
При этом внут­ри США уси­ли­ва­ют­ся про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду Бе­лым до­мом и де­мо­кра­ти­че­ским боль­шин­ст­вом в кон­грес­се. В ос­нов­ном это свя­за­но с про­во­ди­мой пре­зи­ден­том Б. Обамой и его ко­ман­дой внеш­ней по­ли­ти­ки. На этом фо­не рас­тет вол­на не­до­воль­ст­ва аме­ри­кан­ско­го об­ще­ст­ва, вы­зван­ная в пер­вую оче­редь за­тя­нув­ши­ми­ся кам­па­ния­ми в Ира­ке и Аф­га­ни­ста­не.
Од­ной из глав­ных за­дач внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го кур­са ад­ми­ни­ст­ра­ции Б. Обамы ос­та­ет­ся "про­дви­же­ние де­мо­кра­тии по аме­ри­кан­ско­му об­раз­цу". В рам­ках ее осу­ще­ст­в­ле­ния аме­ри­кан­цы на­ме­ре­ны не толь­ко под­дер­жи­вать раз­лич­ные оп­по­зи­ци­он­ные пар­тии и по­ли­ти­че­ские си­лы в "не­де­мо­кра­ти­че­ских" стра­нах, но и пред­по­ла­га­ют в пер­спек­ти­ве рас­ши­ре­ние ро­ли во­ен­ной со­став­ляю­щей и пря­мо­го при­ме­не­ния си­лы. Осо­бое зна­че­ние при­да­ет­ся рас­ши­ре­нию транс­ат­лан­ти­че­ско­го со­об­ще­ст­ва на всю Вос­точ­ную Ев­ро­пу, Бал­ка­ны и Юж­ный Кав­каз. Так, Гру­зии пред­по­ла­га­ет­ся ока­зы­вать по­мощь в ук­ре­п­ле­нии ох­ра­ны гра­ниц, Ук­раи­не - ин­ве­сти­ции в "раз­ви­тие со­труд­ни­че­ст­ва в сфе­ре безо­пас­но­сти".

Вви­ду яв­но­го про­ва­ла по­ли­ти­ки Бе­ло­го до­ма на Ближ­нем вос­то­ке, за­да­ча соз­да­ния мир­но со­су­ще­ст­вую­щих друг с дру­гом двух го­су­дарств - из­ра­иль­ско­го и па­ле­стин­ско­го, ото­шла на вто­рой план. Глав­ной за­да­чей Ва­шинг­то­на на Ближ­нем Вос­то­ке яв­ля­ет­ся на­ра­щи­ва­ние ме­ж­ду­на­род­но­го дав­ле­ния на Те­ге­ран с це­лью за­ста­вить его от­ка­зать­ся от ядер­ных ам­би­ций и под­держ­ки экс­тре­ми­ст­ских груп­пи­ро­вок в Ира­ке, Ли­ва­не и на па­ле­стин­ских тер­ри­то­ри­ях.
В во­про­сах обес­пе­че­ния энер­го­безо­пас­но­сти во­ен­но-по­ли­ти­че­ское ру­ко­во­дство США до­би­ва­ет­ся уве­ли­че­ния объ­е­мов про­из­вод­ст­ва неф­ти и га­за в ми­ре за счет ук­ре­п­ле­ния по­зи­ций ве­ду­щих аме­ри­кан­ских ком­па­ний в го­су­дар­ст­вах, рас­по­ла­гаю­щих со­лид­ны­ми за­па­са­ми уг­ле­во­до­ро­дов. В ранг при­ори­тет­ной за­да­чи воз­ве­де­на ди­вер­си­фи­ка­ция мар­шру­тов дос­тав­ки энер­го­сы­рья из При­кас­пий­ско­го ре­гио­на и Сред­ней Азии в Ев­ро­пу и на ми­ро­вые рын­ки в об­ход Рос­сии.

В от­но­ше­нии Рос­сии аме­ри­кан­ская ад­ми­ни­ст­ра­ция ста­вит це­лью обес­пе­чить се­бе "не­до­ся­гае­мое" во­ен­ное пре­вос­ход­ст­во. Мас­си­ро­ван­ное на­ра­щи­ва­ние во­ен­но­го по­тен­циа­ла да­ет Ва­шинг­то­ну ос­но­ва­ние в не­да­ле­ком бу­ду­щем для пе­ре­хо­да к док­три­не "сдер­жи­ва­ния Рос­сии", а впо­след­ст­вии от док­три­ны "сдер­жи­ва­ния" к док­три­не "при­ну­ж­де­ния".
Ее сущ­ность со­сто­ит в том, что­бы, опи­ра­ясь на не­пре­одо­ли­мую во­ен­ную мощь, за­ста­вить Рос­сию и дру­гие го­су­дар­ст­ва, "не впи­сав­шие­ся" в по­ли­ти­ку США, под­чи­нить­ся аме­ри­кан­ско­му гос­под­ству. За­да­ча ста­вит­ся по не­до­пу­ще­нию воз­ро­ж­де­ния Рос­сии, что, по мне­нию аме­ри­кан­ско­го ру­ко­во­дства, не­сет уг­ро­зу реа­ли­за­ции пла­нов США по ус­та­нов­ле­нию без­раз­дель­но­го ми­ро­во­го гос­под­ства.
За­мет­но ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась кри­ти­ка внут­рен­ней и внеш­ней по­ли­ти­ки рос­сий­ско­го ру­ко­во­дства. Рос­сию об­ви­ня­ют в от­хо­де от де­мо­кра­ти­че­ско­го пу­ти, ущем­ле­нии сво­бо­ды сло­ва, на­ру­ше­нии прав че­ло­ве­ка в Рос­сии, ис­поль­зо­ва­нии энер­ге­ти­че­ско­го шан­та­жа, про­ве­де­нии им­пер­ской по­ли­ти­ки по от­но­ше­нию к го­су­дар­ст­вам пост­со­вет­ско­го про­стран­ст­ва, кор­руп­ции на всех уров­нях го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти, ан­ти­гу­ман­но­сти во­ен­ных опе­ра­ций в Чеч­не, а так­же по­став­ках рос­сий­ских воо­ру­же­ний в Иран и Си­рию. На пост­со­вет­ском про­стран­ст­ве Рос­сию об­ви­ня­ют во вме­ша­тель­ст­ве во внут­рен­ние де­ла Гру­зии и дру­гих го­су­дарств быв­ше­го СССР пу­тем ока­за­ния на них эко­но­ми­че­ско­го дав­ле­ния.
С це­лью изо­ля­ции Рос­сии ру­ко­во­дством США и их бли­жай­ших со­юз­ни­ков оп­ре­де­лен­ные на­де­ж­ды воз­ла­га­ют­ся на воз­ро­ж­де­ние са­ни­тар­но­го кор­до­на в ли­це при­бал­тий­ских го­су­дарств, а так­же Ук­раи­ны, Гру­зии, Поль­ши. При этом так­же учи­ты­ва­ет­ся не­оп­ре­де­лен­ность в соз­да­нии со­юз­но­го го­су­дар­ст­ва Рос­сия - Бе­ло­рус­сия и воз­ни­каю­щие про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду ни­ми.
Бе­лый дом рас­смат­ри­ва­ет фор­ми­ро­ва­ние ре­гио­наль­ных сис­тем безо­пас­но­сти на тер­ри­то­рии СНГ как важ­ную со­став­ляю­щую про­во­ди­мо­го им кур­са на ус­та­нов­ле­ние кон­тро­ля над до­бы­чей и транс­пор­ти­ров­кой уг­ле­во­до­род­но­го сы­рья, пре­дот­вра­ще­ние соз­да­ния ре­гио­наль­ных сис­тем безо­пас­но­сти под эги­дой Рос­сии, ос­вое­ние по­тен­ци­аль­но­го те­ат­ра во­ен­ных дей­ст­вий в пред­две­рии про­гно­зи­руе­мо­го обо­ст­ре­ния борь­бы за энер­го­ре­сур­сы, под­го­тов­ку кон­тин­ген­тов на­цио­наль­ных воо­ру­жен­ных сил стран СНГ для воз­мож­но­го про­ве­де­ния со­вме­ст­ных опе­ра­ций в зо­нах кон­флик­тов.
Пред­по­ла­га­ет­ся, что ак­тив­ное уча­стие США в фор­ми­ро­ва­нии ре­гио­наль­ных сис­тем безо­пас­но­сти и мно­го­на­цио­наль­ных ми­ро­твор­че­ских сил по­зво­лит Ва­шинг­то­ну дос­тиг­нуть по­ли­ти­че­ско­го, эко­но­ми­че­ско­го и во­ен­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния в при­гра­нич­ных с на­шей стра­ной ре­гио­нах в це­лях реа­ли­за­ции сво­их ин­те­ре­сов. В рам­ках соз­да­ния ре­гио­наль­ных сис­тем безо­пас­но­сти без уча­стия Рос­сии пред­по­ла­га­ет­ся под­клю­че­ние к ним от­дель­ных стран даль­не­го за­ру­бе­жья, в том чис­ле чле­нов НА­ТО.
Ос­нов­ная став­ка в соз­да­нии этих ре­гио­наль­ных сис­тем де­ла­ет­ся на Ук­раи­ну, Гру­зию, Азер­бай­джан и Ка­зах­стан, пре­тен­дую­щих на роль ре­гио­наль­ных ли­де­ров. В Чер­но­мор­ско-Кас­пий­ском ре­гио­не в це­лом за­вер­ша­ет­ся про­цесс фор­ми­ро­ва­ния (при со­дей­ст­вии Ва­шинг­то­на) ре­гио­наль­ной сис­те­мы безо­пас­но­сти и мно­го­на­цио­наль­ных ми­ро­твор­че­ских сил на ба­зе Ор­га­ни­за­ции за де­мо­кра­тию и эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие - ГУ­АМ (Гру­зия, Ук­раи­на, Азер­бай­джан, Мол­да­вия).
Пред­при­ни­ма­ют­ся по­пыт­ки при­влечь к дея­тель­но­сти дан­ной струк­ту­ры Ка­зах­стан. В За­кав­ка­зье прак­ти­че­ски офор­ми­лась ре­гио­наль­ная сис­те­ма безо­пас­но­сти в рам­ках так на­зы­вае­мо­го Пак­та ста­биль­но­сти на Кав­ка­зе (Гру­зия, Азер­бай­джан, Тур­ция).
В При­кас­пий­ском ре­гио­не Азер­бай­джан и Ка­зах­стан все бо­лее ак­тив­но втя­ги­ва­ют­ся Ва­шинг­то­ном в реа­ли­за­цию аме­ри­кан­ской ини­циа­ти­вы "Кас­пий­ская ох­ра­на", ос­нов­ной це­лью ко­то­рой яв­ля­ет­ся соз­да­ние ре­гио­наль­ной сис­те­мы безо­пас­но­сти в рай­оне Кас­пий­ско­го мо­ря.
В Цен­траль­но-А­зи­ат­ском ре­гио­не (ЦАР) США пла­ни­ру­ют опи­рать­ся на Ка­зах­стан, ко­то­рый ини­ции­ро­вал соз­да­ние Сою­за цен­траль­но- ази­ат­ских го­су­дарств (Ка­зах­стан, Уз­бе­ки­стан, Кир­ги­зия, Тад­жи­ки­стан).
Ини­циа­ти­ву Ка­зах­ста­на ак­тив­но по­ощ­ря­ют США. Ва­шинг­тон рас­счи­ты­ва­ет, что в бу­ду­щем уда­ст­ся во­влечь уча­ст­ни­ков про­ек­та в реа­ли­за­цию аме­ри­кан­ской кон­цеп­ции соз­да­ния "Боль­шой Цен­траль­ной Азии" (стра­ны ЦАР, Аф­га­ни­стан, Па­ки­стан, Тур­ция, а в пер­спек­ти­ве и Иран), вы­вес­ти цен­траль­но-а­зи­ат­ские го­су­дар­ст­ва из сло­жив­шей­ся сис­те­мы по­ли­ти­че­ских, эко­но­ми­че­ских и во­ен­ных свя­зей в рам­ках СНГ и соз­дать на ее ба­зе но­вую ре­гио­наль­ную сис­те­му безо­пас­но­сти у юж­ных гра­ниц Рос­сии.

С це­лью ос­лаб­ле­ния эко­но­ми­че­ско­го по­тен­циа­ла и влия­ния Рос­сии на стра­ны ближ­не­го за­ру­бе­жья и сни­же­ния энер­ге­ти­че­ской за­ви­си­мо­сти Ев­ро­пы от рос­сий­ских энер­го­ре­сур­сов ока­зы­ва­ет­ся про­ти­во­дей­ст­вие в сфе­ре по­лу­че­ния Рос­си­ей дос­ту­па к пе­ре­до­вым тех­но­ло­ги­ям (по­прав­ка Джек­со­на-Вэ­ни­ка), ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся ее уча­стие в ми­ро­вом ин­те­гра­ци­он­ном про­цес­се (не­пря­мое про­ти­во­дей­ст­вие всту­п­ле­нию в ВТО, че­рез по­ощ­ре­ние пе­ре­го­вор­ных по­зи­ций ма­рио­не­точ­ных про­аме­ри­кан­ских го­су­дарств), вво­дят­ся дис­кри­ми­на­ци­он­ные ме­ры про­тив рос­сий­ских ком­па­ний, в пер­вую оче­редь про­из­во­ди­те­лей вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной и кон­ку­рен­то­спо­соб­ной про­дук­ции на ми­ро­вом рын­ке.
Так, про­тив соз­да­ния Рос­си­ей и Ал­жи­ром (при под­держ­ке Ира­на и Ве­не­су­элы) мощ­но­го "га­зо­во­го кар­те­ля" ис­поль­зу­ют­ся ме­ры дав­ле­ния с це­лью удер­жа­ния от са­мо­стоя­тель­ных дей­ст­вий на ми­ро­вом рын­ке энер­го­но­си­те­лей. В рам­ках эко­но­ми­че­ской изо­ля­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции аме­ри­кан­ца­ми осу­ще­ст­в­ля­ют­ся ме­ро­прия­тия по по­ис­ку аль­тер­на­тив­ных рос­сий­ским ис­точ­ни­кам энер­го­но­си­те­лей, пре­ж­де все­го при­род­но­го га­за, и мар­шру­тов их транс­пор­ти­ров­ки на За­пад к ос­нов­ным по­тре­би­те­лям в об­ход Рос­сии.

За­пад ока­зы­ва­ет про­ти­во­дей­ст­вие Рос­сии в от­но­ше­нии про­клад­ки до­пол­ни­тель­но­го га­зо­про­во­да для уве­ли­че­ния объ­е­мов рос­сий­ско­го га­за, по­став­ляе­мо­го в Тур­цию по "Го­лу­бо­му по­то­ку", а так­же в реа­ли­за­ции про­ек­тов по­став­ки в Ев­ро­пу турк­мен­ско­го и ка­зах­ско­го га­за че­рез тер­ри­то­рию Рос­сии (под­пи­са­ние Рос­си­ей и Ита­ли­ей про­то­ко­лов о на­ме­ре­ни­ях в строи­тель­ст­ве га­зо­про­во­да "Юж­ный по­ток").
При этом (при под­держ­ке США) наи­бо­лее ак­тив­ное про­ти­во­дей­ст­вие ока­зы­ва­ет­ся со сто­ро­ны вос­точ­но­ев­ро­пей­ских "но­вич­ков" (осо­бен­но Поль­ши) в реа­ли­за­ции про­ек­та строи­тель­ст­ва Се­ве­ро­ев­ро­пей­ско­го га­зо­про­во­да.
С це­лью на­ру­ше­ния сло­жив­ше­го­ся ба­лан­са вза­им­но­го стра­те­ги­че­ско­го ядер­но­го сдер­жи­ва­ния в свою поль­зу, Пен­та­гон про­дол­жа­ет ра­бо­ту над про­ек­том раз­вер­ты­ва­ния эле­мен­тов ПРО в Вос­точ­ной Ев­ро­пе. По за­мыс­лам Пен­та­го­на тре­тий по­зи­ци­он­ный рай­он аме­ри­кан­ской сис­те­мы ПРО на тер­ри­то­рии Ев­ро­пы (ТПР) дол­жен быть вве­ден в бое­вой со­став к 2011 г. В пер­спек­ти­ве ТПР мо­жет быть уси­лен за счет рас­ши­ре­ния воз­мож­но­стей уже соз­дан­ных и строи­тель­ст­ва но­вых баз про­ти­во­ра­кет и но­вых РЛС в дру­гих стра­нах.
Сре­ди воз­мож­ных кан­ди­да­тов на раз­ме­ще­ние ком­по­нен­тов ПРО США Пен­та­го­ном рас­смат­ри­ва­ют­ся та­кие ев­ро­пей­ские го­су­дар­ст­ва как Ве­ли­ко­бри­та­ния, Бол­га­рия, Венг­рия, Нор­ве­гия, Ру­мы­ния, Сло­ва­кия. Сре­ди ази­ат­ских го­су­дарств (по мне­нию ино­стран­ных во­ен­ных спе­циа­ли­стов) та­ки­ми кан­ди­да­та­ми яв­ля­ют­ся Азер­бай­джан, Тур­ция, Япо­ния.

Так­же рас­смат­ри­ва­ет­ся воз­мож­ность раз­вер­ты­ва­ния средств ПРО мор­ско­го ба­зи­ро­ва­ния в ок­ру­жаю­щих Рос­сию мо­рях (Чер­ное, Сре­ди­зем­ное, Япон­ское, Бе­рин­го­во).
Сле­ду­ет от­ме­тить, что не­смот­ря на про­бле­мы в ис­пы­та­ни­ях стра­те­ги­че­ской ПРО на­зем­но­го ба­зи­ро­ва­ния, в раз­ра­бот­ке мор­ско­го эше­ло­на аме­ри­кан­ско­го про­ти­во­ра­кет­но­го щи­та на­блю­да­ет­ся оп­ре­де­лен­ный про­гресс. Ус­пеш­но ис­пы­та­на ра­ке­та-пе­рех­ват­чик с ко­раб­ля, по­ра­зив­шая бал­ли­сти­че­скую ми­шень. Кро­ме то­го, был ап­ро­би­ро­ван ра­дар мо­биль­ной сис­те­мы THAAD, раз­вер­ну­той по­бли­зо­сти от пус­ко­вой ус­та­нов­ки ра­ке­ты-ми­ше­ни и по­лу­чен­ные им дан­ные пе­ре­да­ва­лись на ко­ра­бель­ные ко­манд­ные пунк­ты ПРО.

Ос­нов­ны­ми дос­то­ин­ст­ва­ми мор­ских сис­тем ПРО яв­ля­ют­ся их вы­со­кая мо­биль­ность и воз­мож­ность опе­ра­тив­ной дис­ло­ка­ции в ме­ж­ду­на­род­ных во­дах вбли­зи от ис­точ­ни­ка уг­ро­зы. Тем са­мым сни­ма­ет­ся во­прос (за­час­тую весь­ма чув­ст­ви­тель­ный) о раз­вер­ты­ва­нии аме­ри­кан­ских про­ти­во­ра­кет­ных пло­ща­док на тер­ри­то­рии ино­стран­ных го­су­дарств.

Ве­ро­ят­но, что на дан­ном эта­пе раз­ви­тия гло­баль­ной про­ти­во­ра­кет­ной ар­хи­тек­ту­ры Пен­та­гон сде­ла­ет став­ку на на­ра­щи­ва­ние мор­ской ком­по­нен­ты ПРО, что в от­ли­чии от на­зем­ных пе­ре­хват­чи­ков встре­ча­ет двух­пар­тий­ную под­держ­ку и в кон­грес­се.

Дру­гим не­ма­ло­важ­ным фак­том в стрем­ле­нии США на­ру­шить сло­жив­ший­ся ба­ланс сил яв­ля­ет­ся не­вы­пол­не­ние аме­ри­кан­ской сто­ро­ной взя­тых на се­бя обя­за­тельств по раз­лич­ным до­го­во­рам в об­лас­ти со­кра­ще­ния или ог­ра­ни­че­ния воо­ру­же­ний.

Так, в раз­рез с До­го­во­ром СНВ часть шахт­ных пус­ко­вых ус­та­но­вок МБР пе­ре­обо­ру­ду­ет­ся в пус­ко­вые ус­та­нов­ки про­ти­во­ра­кет сис­те­мы ПРО. В ВМС США (на под­вод­ных лод­ках ти­па "Огайо") пус­ко­вые ус­та­нов­ки БРПЛ "Трайдент-1" пе­ре­обо­ру­ду­ют­ся в пус­ко­вые ус­та­нов­ки КРМБ.

В на­ру­ше­нии До­го­во­ра о РСМД с це­лью от­ра­бот­ки сис­те­мы ПРО, США про­дол­жа­ют лет­ные ис­пы­та­ния но­вых бал­ли­сти­че­ских ра­ке­т-ми­ше­ней, по су­ще­ст­ву яв­ляю­щих­ся бал­ли­сти­че­ски­ми ра­ке­та­ми сред­ней даль­но­сти на­зем­но­го ба­зи­ро­ва­ния; соз­да­ют­ся и ис­поль­зу­ют­ся удар­ные БЛА ("Пре­да­тор", "Хан­тер", Х-45, -46, -47), что ана­ло­гич­но соз­да­нию кры­ла­тых ра­кет сред­ней даль­но­сти.
В на­ру­ше­нии Кон­вен­ции о за­пре­ще­нии во­ен­но­го или лю­бо­го ино­го вра­ж­деб­но­го ис­поль­зо­ва­ния средств воз­дей­ст­вия на при­род­ную сре­ду, Со­еди­нен­ные Шта­ты осу­ще­ст­в­ля­ют ра­бо­ты по ис­сле­до­ва­нию воз­дей­ст­вия элек­тро­маг­нит­но­го из­лу­че­ния на гео­фи­зи­че­ские про­цес­сы. Про­во­дят­ся ра­бо­ты по ис­сле­до­ва­нию влия­ния вы­со­ко­час­тот­но­го из­лу­че­ния на свой­ст­ва ио­но­сфе­ры в ин­те­ре­сах по­дав­ле­ния ра­дио­элек­трон­ных средств и ли­ний свя­зи про­тив­ни­ка, на ок­ру­жаю­щую сре­ду в це­лях воз­дей­ст­вия на ме­тео­ро­ло­ги­че­ские ус­ло­вия, а так­же раз­ра­бот­ке но­вых прин­ци­пов про­ти­во­ра­кет­ной обо­ро­ны, ос­но­ван­ных на соз­да­нии в ио­но­сфе­ре вы­со­ко­энер­ге­ти­че­ских плаз­мен­ных об­лас­тей, пе­ре­кры­ваю­щих ра­ке то­опас­ные на­прав­ле­ния.

США про­дол­жа­ют на­вя­зы­вать го­су­дар­ст­ва­м-ч­ле­нам НА­ТО свою точ­ку зре­ния на ре­ше­ние важ­ней­ших во­про­сов ме­ж­ду­на­род­ной безо­пас­но­сти, в том чис­ле в от­но­ше­нии адап­ти­ро­ван­но­го ДОВ­СЕ. Со­хра­не­ние ре­жи­ма ог­ра­ни­че­ний воо­ру­жен­ных сил в Ев­ро­пе объ­ек­тив­но от­ве­ча­ет ин­те­ре­сам го­су­дарств Ев­ро­пы. Для США ДОВ­СЕ не име­ет та­ко­го зна­че­ния, так как яв­ля­ет­ся сдер­жи­ваю­щим фак­то­ром ре­кон­фи­гу­ра­ции их во­ен­но­го при­сут­ст­вия на кон­ти­нен­те.
В це­лом США не на­ме­ре­ны ук­ре­п­лять столь не­об­хо­ди­мый Ев­ро­пе ре­жим кон­тро­ля над обыч­ны­ми воо­ру­же­ния­ми, и ис­поль­зу­ют ме­ж­ду­на­род­но-до­го­вор­ную сис­те­му и воо­ру­жен­ные си­лы ис­клю­чи­тель­но в ка­че­ст­ве ин­ст­ру­мен­та для дос­ти­же­ния сво­их гео­по­ли­ти­че­ских це­лей.

США це­ле­уст­рем­лен­но про­дол­жа­ют по­ли­ти­ку, на­прав­лен­ную на рас­ши­ре­ние НА­ТО в сто­ро­ну рос­сий­ских гра­ниц. Прак­ти­че­ски ре­шен во­прос о всту­п­ле­нии в этом го­ду Ал­ба­нии, Ма­ке­до­нии (про­тив нее вы­сту­пи­ла толь­ко Гре­ция, так как име­ет об­ласть с ана­ло­гич­ным на­зва­ни­ем) и Хор­ва­тии. Не­смот­ря на то, что Ва­шинг­тон уси­лен­но про­тал­ки­вал "гру­зин­скую и ук­ра­ин­скую те­мы", по­сто­ян­ный со­вет НА­ТО окон­ча­тель­но­го ре­ше­ния об их всту­п­ле­нии по­ка не при­нял.
Сле­ду­ет от­ме­тить, что в го­то­вой в во­ен­но-тех­ни­че­ском от­но­ше­нии к всту­п­ле­нию в НА­ТО Хор­ва­тии, бо­лее 60 про­цен­тов ее на­се­ле­ния про­тив всту­п­ле­ния стра­ны в блок. Уст­рем­ле­ние Ал­ба­нии и Ма­ке­до­нии в НА­ТО не под­кре­п­ле­ны ре­фор­ма­ми в об­лас­ти го­су­дар­ст­вен­ных ин­сти­ту­тов, обо­рон­ных ве­домств, а так­же тех­ни­че­ско­го ос­на­ще­ния воо­ру­жен­ных сил. Что ка­са­ет­ся Ук­раи­ны, там за всту­п­ле­ние в НА­ТО ра­ту­ет не бо­лее 10% на­се­ле­ния.

Од­ним из под­хо­дов к дос­ти­же­нию сво­их це­лей в во­ен­ной со­став­ляю­щей, при про­ве­де­нии по­ли­ти­ки дав­ле­ния на Рос­сию, Ва­шинг­тон рас­смат­ри­ва­ет так­же и уси­ле­ние ро­ли сил об­ще­го на­зна­че­ния.

Про­дол­жа­ет­ся ре­фор­ми­ро­ва­ние су­хо­пут­ных войск "экс­пе­ди­ци­он­но­го" ти­па, спо­соб­ных к бы­ст­рой пе­ре­бро­ске и раз­вер­ты­ва­нию на уда­лен­ных ТВД, а так­же к не­мед­лен­но­му на­ча­лу бое­вых дей­ст­вий и ве­де­нию их в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни без до­пол­ни­тель­но­го уси­ле­ния и обес­пе­че­ния.
Па­рал­лель­но про­дол­жа­ет­ся реа­ли­за­ция про­грам­мы по ре­кон­фи­гу­ра­ции аме­ри­кан­ско­го во­ен­но­го при­сут­ст­вия за ру­бе­жом с уче­том пла­нов опе­ра­тив­но­го на­ра­щи­ва­ния войск (сил) в стра­те­ги­че­ски важ­ных рай­онах, а так­же до­пол­ни­тель­ных воз­мож­но­стей, поя­вив­ших­ся в ре­зуль­та­те рас­ши­ре­ния НА­ТО на Вос­ток.
Ак­тив­но про­хо­дят ра­бо­ты по ос­на­ще­нию воо­ру­жен­ных сил США вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ны­ми сред­ст­ва­ми воо­ру­жен­ной борь­бы но­во­го по­ко­ле­ния. Боль­шая часть средств, вы­де­лен­ных на раз­ра­бот­ку и при­об­ре­те­ние воо­ру­же­ния и во­ен­ной тех­ни­ки, ори­ен­ти­ро­ва­на на ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ные сис­те­мы и вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ные об­раз­цы ВВТ но­вых по­ко­ле­ний.

Про­дол­жа­ет­ся раз­ра­бот­ка но­вой стра­те­ги­че­ской кон­цеп­ции аль­ян­са, ко­то­рая долж­на чет­ко оп­ре­де­лить стра­те­ги­че­ские це­ли НА­ТО в но­вых ус­ло­ви­ях. Пер­во­сте­пен­ная роль от­во­дит­ся про­ве­де­нию опе­ра­ции в Аф­га­ни­ста­не, так как это пер­вая пол­но­мас­штаб­ная во­ен­ная опе­ра­ция вне зо­ны от­вет­ст­вен­но­сти НА­ТО, ре­зуль­тат ко­то­рой дол­жен во мно­гом оп­ре­де­лить спо­соб­ность аль­ян­са к при­ме­не­нию во­ен­ной си­лы в лю­бой ре­ги­он ми­ра и ме­сто НА­ТО в ми­ро­вой по­ли­ти­ке.
Од­на­ко в на­стоя­щее вре­мя на пе­ред­ний план встал во­прос о раз­ме­ще­нии эле­мен­тов аме­ри­кан­ской ПРО на тер­ри­то­рии Ев­ро­пы. На дан­ный мо­мент внут­ри бло­ка ук­ре­п­ля­ют­ся рас­хо­ж­де­ния во взгля­дах ме­ж­ду со­юз­ни­ка­ми по осу­ще­ст­в­ле­нию это­го про­ек­та, по­сколь­ку ру­ко­во­дство не­ко­то­рых го­су­дарств бло­ка осоз­на­ет, что ук­ре­п­ле­ние безо­пас­но­сти США бу­дет вес­тись при од­но­вре­мен­ном ее по­ни­же­нии для ев­ро­пей­ских со­юз­ни­ков.

Це­лый ряд стран вы­ска­зы­ва­ет­ся за фор­ми­ро­ва­ние третье­го по­зи­ци­он­но­го рай­она ПРО США толь­ко при со­гла­со­ва­нии это­го во­про­са с рос­сий­ской сто­ро­ной. Наи­бо­лее ре­аль­ным ва­ри­ан­том ев­ро­пей­цы ви­дят соз­да­ние на­тов­ской сис­те­мы ПРО при кон­фи­гу­ра­ции бо­лее при­ем­ле­мой для Рос­сии. Сто­рон­ни­ка­ми этой идеи вы­сту­па­ют Гер­ма­ния, Фран­ция и ряд ма­лых стран НА­ТО. Дру­гая груп­па, со­стоя­щая из го­су­дарств Вос­точ­ной Ев­ро­пы (Поль­ша, Ру­мы­ния, Бол­га­рия, при­бал­тий­ские го­су­дар­ст­ва), це­ли­ком и пол­но­стью под­дер­жи­ва­ют по­зи­цию США.
Ев­ро­пей­ский Со­юз не от­ста­ет от НА­ТО в во­про­се на­ра­щи­ва­ния во­ен­но­го по­тен­циа­ла. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся раз­ра­бот­ке но­вой кон­цеп­ции при­ме­не­ния сил реа­ги­ро­ва­ния Ев­ро­сою­за в рам­ках ме­ро­прия­тий по обес­пе­че­нию энер­ге­ти­че­ской безо­пас­но­сти.

Пред­при­ни­ма­ют­ся прак­ти­че­ские ша­ги по ди­вер­си­фи­ка­ции ис­точ­ни­ков и мар­шру­тов по­ста­вок уг­ле­во­до­ро­дов в Ев­ро­пу с од­но­вре­мен­ным про­ве­де­ни­ем ли­нии на ми­ни­ми­за­цию воз­мож­но­стей Рос­сии уча­ст­во­вать в реа­ли­за­ции пер­спек­тив­ных про­ек­тов строи­тель­ст­ва объ­ек­тов неф­те­га­зо­вой транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры в Юго-Во­сточ­ной Ев­ро­пе.

Это свя­за­но с обо­ст­ре­ни­ем ме­ж­ду­на­род­ной кон­ку­рен­ции за дос­туп к ис­точ­ни­кам уг­ле­во­до­ро­дов, же­ст­кой за­ви­си­мо­стью Ев­ро­сою­за от од­но­го по­став­щи­ка (до 50 про­цен­тов при­род­но­го га­за им­пор­ти­ру­ет­ся из Рос­сии), а так­же на­ли­чи­ем кон­фликт­ных си­туа­ций по тран­зи­ту рос­сий­ско­го га­за че­рез тер­ри­то­рию Ук­раи­ны и Бе­ло­рус­сии.

Кро­ме то­го, Ев­ро­сою­зом учи­ты­ва­ет­ся не­ста­биль­ная по­ли­ти­че­ская си­туа­ция на Ближ­нем Вос­то­ке и Се­вер­ной Аф­ри­ке. Для реа­ли­за­ции сво­их пла­нов, стра­ны Ев­ро­сою­за на­ме­ре­ны вдвое уве­ли­чить це­ле­вую фи­нан­со­вую по­мощь цен­траль­ноа­зи­ат­ским го­су­дар­ст­вам на раз­ви­тие энер­го­до­бы­ваю­щих от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти и транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры.

При этом про­смат­ри­ва­ет­ся яв­ная на­прав­лен­ность Ев­ро­сою­за на обес­пе­че­ние дол­го­сроч­но­го дос­ту­па ев­ро­пей­ских стран к сырь­е­вым ре­сур­сам Цен­траль­ной Азии в ин­те­ре­сах ди­вер­си­фи­ка­ции их по­ста­вок в Ев­ро­пу. В бли­жай­шей пер­спек­ти­ве сле­ду­ет ожи­дать по­вы­ше­ние ак­тив­но­сти ев­ро­пей­ских мис­сий по по­лу­че­нию дан­ных в сфе­ре энер­ге­ти­ки в Рос­сии и го­су­дар­ст­вах СНГ.

Вопрос № 2. Военно-политическая обстановка в Азии – 40 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки.

2. Излагает материал учебного вопроса, используя презентацию по данной теме, при этом контролирует работу студентов по ведению конспектов.

3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.

 

Действия студентов:

1. Слушают руководителя занятия и ведут конспекты.

2. При необходимости, после окончания изложения материала учебного вопроса, задают руководителю вопросы.

3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...