Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стресс и пути его преодоления.




Стресс – нервное состояние индивида, порожденная тем, что окружающая действительность отличается от ожидаемой.

Виды стресса: физиологический, психологический, информационный, управленческий (из-за высокой ответственности), эмоциональный. Источники стрессовой ситуации: высокая ответственность, переутомление из-за нагрузок, из-за высокого или низкого положения индивида, служебных конфликтов, неблагоприятного климата, особенностей трудового процесса, проблем в согласовании служебных и семейных отношений…

Для выхода из стрессовой ситуации есть 2 пути:

попытка изменить ход событий (если проблема долгосрочна), изменение собственного отношения к событиям.

Для управления стрессом нужно тщательно проанализировать ситуацию, выявить факторы ее порождающие, определить какие из них поддаются целенаправленному воздействию. Далее происходит первичное вмешательство, если менять факторы не получается, тогда вторичное воздействие, направленное на повышение способности индивида справляться с причинами и симптомами стресса (участие в тренингах, самовнушение, тренировка эмоциональной сферы…). Если первичное и вторичное вмешательство не помогло, то необходимо обратиться к психологу – консультанту.

Способы управления стрессом: волевой контроль над состоянием своего организма (знаете, что вас может расстроить), изменение процессов восприятия и оценки ситуации (уклонение от восприятия негатива, отрицание, вытеснение, забывание, переключение); принятие обстоятельств такими какие они есть, рационализация; эмоционально – психологическая разрядка (сон, слезы, разговоры, музыка, т.е. находим то, что будит положительные эмоции); изменение позиций по отношению к проблеме в виде снижения требований к себе, перепоручение решения проблемы другим.

 

72.Значение коллективного творчества (КТ) при решении производственных задач.

КТ применяется к вопросам организации, регламентации труда, к научно – техническим вопросам, выработке политики организации. Целесообразность КТ описывается на синэргетическом эффекте (процесс, который усиливает и объединяет, завязываются обще-групповые процессы). Психологи установили, что в присутствии других продуктивность деятельности повышается у 40%, у 25% снижается, а у остальных не меняется, т.е. в целом – положительное влияние на результат.

Бехтерев установил:

· наблюдательность в группе возрастает в количественном и качественном отношении

· коллективное решение является компромиссным между индивидуальными

· в критике индивидуальных ошибок группа имеет преимущества в критике индивидуальной деятельности

· группа превосходит индивида в объеме, прочности запоминания

· групповые решения более нравственны

· групповое решение оказывает влияние на индивидуальное, обогащая его

· отдельные, особо одаренные личности могут превосходить группу

Современные специалисты считают, что превосходство групповых решений обусловлено:

· наличием у группы большей информации

· объединением творческого потенциала

· разумным риском

· активизацией каждого в процессе дискуссии

· возможностью быстрой коррекции ошибок

· социальной поддержкой, облегчающей мышление

· духом соревнования

Чем выше уровень развития группы, тем выше эти преимущества.

В то же время при решении творческих задач коллективное решение может оказаться хуже, чем индивидуальное, т.к. теряются оригинальные идеи. На практике разумно сочетать и коллективное и индивидуальное творчество. КТ объединяет специалистов различных структурных подразделений, чем укрепляет внутренние взаимосвязи организации, улучшает обмен информацией, в результате чего быстрее решаются сложные и противоречивые проблемы, снижается вероятность ошибок.

Коллективное решение обеспечивает более широкую поддержку и исполнение. Через большое объединение сотрудников укрепляется моральный дух организации.

Не оправдывает себя КТ, если решаемая проблема – часть должностных обязанностей руководителя или людей, которым это было поручено, если у проблемы есть очевидное решение, если сильно различаются способности членов группы, если проблема касается коммерческой тайны.

Следует выделять коллективное управление как особый вид КТ. Как правило, принимаемые решения в коллективном управлении характеризуются повышенным риском.

Успех коллективной деятельности обусловлен:

· хорошим пониманием задачи

· готовностью отказаться от собственного решения в пользу лучшего

· активным обменом информацией

· ответственностью каждого

· своевременным поощрением

· также зависит от размера группы: наиболее эффективна группа из 5 человек, т.к. здесь присуща минимальная конформность и максимальная оперативность, но творческий потенциал при этом ограничен.

Крупный коллектив способен решать более сложные и разнообразные проблемы, т.к. обладают большим совокупным опытом, знанием и квалификацией, но здесь необходимо координировать и организовывать деятельность.

Успех КТ зависит от руководства этим процессом. Руководитель должен создать комфортную обстановку, позволяющую расслабиться, чтобы полностью погрузиться в работу, а сам руководитель находится в тени, он лишь стимулирует творчество.

Типы руководителей, организующих КТ.

Демократический – заботится об эмоциональной стороне процесса, не придает особого внимания интеллектуальной стороне вопроса, это не оптимальное руководство КТ.

диктатор – на 1 место ставит профессиональную подготовку участников, под его руководством решения рождаются правильные, но не всегда интересные.

Пессимист – этот человек считает индивидуальную работу более эффективной

организатор – дает каждому проявить индивидуальные способности, часто в ущерб принимаемым решениям

Манипулятор – примиряет позиции, гасит конфликты, помогает наиболее успешно справляться с поставленной задачей.

Классификация творческих личностей (по основанию преобладающего типа мышления).

Синтезатор – осуществляет интегральный подход, ищет общее в различных явлениях, стремится к синтезу, т.е. к новому, это, как правило, теоретик, концентрирован на главном, лучше других ориентируется в сложных ситуациях, иногда излишне настойчив и конфликтен.

Идеалист – особый интерес к человеческим ценностям, стремится к идеальным решениям, ценит как теорию, так и практику, сконцентрирован на процессе, хорошо ориентируется в неопределенных ситуациях, четко ставит цели, имеет широкий спектр взглядов, иногда затягивает решение проблемы, иногда игнорирует неприятные факты.

Прогматик – учитывает мнение других, умеет на него влиять, сконцентрирован на результате, безразличен к перспективе, ищет компромисс, экспериментирует, хорошо ориентируется в динамичных, быстро меняющихся ситуациях.

Аналитик – осуществляет формально – логический, дедуктивный подход, предпочитает теорию, сконцентрирован на деталях, хорошо планирует, ориентируется в поддающихся просчету ситуациях, ищет определенности, негибок.

реалист – осуществляет эмпирический, индуктивный подход, полагается на факты и мнения экспертов, стремится к решениям, дающим конкретные результаты.

корректор – предпочитает теории, искусен в управлении, когда ситуация определена и поставлена цель, эмоционален, склонен упрощать проблему, находясь в плену фактов.

Особенности людей с точки зрения творчества еще зависят от активности или пассивности их личности, от преобладания конкретного или абстрактного, на основе чего следующая классификация (несколько размыта):

аккомодатор – сочетает действия и чувства, эмоционален, инициативен, склонен к риску, основываясь на опыте легко отбрасывает ошибочные мнения, ищет новые модели решения.

конвергатор – сочетает действия и мышление, хорошо применяет идеи на практике, на основе анализа и оценки легко решает конкретные проблемы, умеет видеть их последствия и определять оптимальные шаги.

дивергатор – сочетает привлекательность и чувственность, имеет широкие интересы, это эмоциональный наблюдатель, умеет собирать информацию, выявлять проблему, видеть ситуацию с разных сторон, хорошее воображение помогает ему быть генератором идей.

ассимилятор – сочетает созерцательное и абстрактное мышление, осторожен, много наблюдает, перепроверяет, анализирует, критически переосмысливает, ориентирован на логику, на теорию, имеет широкие научные интересы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...