Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкально-теоретический анализ.

Форма произведения трёхчастная, простая. Опираясь на народность можно смело рассуждать о куплетной форме (9 куплетов). Каждый из куплетов состоит из запева и припева. Если вкладывать куплетное строение в трёхчастность, то получается следующее: I ч. – 5 куплетов, II ч. – 2 куплета, III ч. – 2 куплета. Между второй и третьей частями в аккомпанементе есть связка, которая подводит нас к III части. Каждая часть построена на новом музыкальном материале.

Каждый куплет I части представляет собой период неповторного строения. 1-ое предложение – запев, 2-ое – припев.

Куплеты II части это период, состоящий из 3-х предложений.

В III части куплеты состоят из 3 предложений с дополнением.

Общая кульминация произведения приходится на III часть (9 куплет), связанный с радостным ликованием народа по поводу «ухода» масленицы.

Динамика разнообразная. В основном mf и f, лишь во II части перекличка запевалы и хора звучит p, mp. (29-34 такты).

Характер звуковедения в первую очередь зависит от характера произведения. В данном случае смешанное. 2-ое предложение 8 и 9-го куплетов звучит legato (87-88 такты), всё остальное non legato (89-90 такты).

Склад изложения хоровой партитуры – смешанный. Гомофонно-гармонический (I, III части) и полифонический (II часть).

Тональность произведения A-dur, есть отклонения и модуляции. II часть начинается в d-moll (29-33 такты), а заканчивается в F-dur (69-72 такты). III часть написана в D-dur (83-86 такты).

Гармонии в основном простые T, S, D, лишь в конце III части появляются II7, DD7 с обращениями, которые подводят к каденции.

Интервалика очень разнообразна, можно встретить все интервалы. В основном это терции, квинты, секунды и октавы (65-68 такты).

Размер переменный 3/4, 4/4, 2/4. Размер изменяется на стыке частей. Между I и II частью (28-29 такты). Между II и III частью (74-75 такты).

Темп переменный:

I часть – Moderato (1 такт)

II часть – Andante (29 такт)

III часть – Allegro vivace (75 такт)

Внутри частей отклонения от темпа нет, за исключением фермат, которые встречаются довольно часто.

Ритмический рисунок разнообразный (восьмые, четвертные, половинный, целые длительности), во II части один раз встречается пунктирный ритм (35 такт). Исходя из литературного текста пунктир создаёт ощущение печального вздоха, скорби.

Голосоведение смешанное, в основном плавное, с наличием скачков (7-13 такты).

Аккомпанемент играет важную роль в создании праздничной атмосферы. В основном дублирует звучание хора.

Вокально-хоровой анализ.

Произведение написано для смешанного четырёхголосного хора и солиста тенора.

Диапазон партий в произведении.

Сопрано:

Альты:

Тенора:

Басы:

Солист-тенор:

Общий диапазон:

Тесситура средняя. В связи с тем, что голосоведение смешанное, следует работать над мелодическим строем, опираясь на основу интонирования интервалов мелодии (7-10 такты):

- м.3 ↑ следует исполнять без завышения, устойчиво.

- б.2 ↑ интонируется остро ↑, т.е. с отклонением от темперированной высоты в сторону повышения.

- кварты интонируются устойчиво, но зависят иногда от динамических условий. При движении ↑ ч.4 на f может быть завышена, а при р может быть занижена. ч.4 ↓исполняется устойчиво.

- б.6 ↑ интонируется с тенденцией к повышению, а ↓ с тенденцией к занижению.

- б.2 ↓ исполняется с понижением.

Также следует работать над гармонических строем, так как склад изложения смешанный:

Б35 на I ступени интонируется наиболее легко, т.к. в нём 2 ступени устойчивые, а терцовый тон требует «подтягивания» вверх.

М35 в dur опасно для интонирования, т.к. состоит из всех неустойчивых ступеней, которые склонны к понижению, поэтому основной и квинтовый тон следует подтягивать вверх, а терция может быть завышена или занижена в зависимости от тяготения.

В связи со смешанным складом изложения в I и III частях нужно работать над гармоническим ансамблем, следить за равновесием между голосами, выделяя гармоническую основу. Во II части следить за мелодией, которая переходит их партии в партию и должна звучать ярче.

Ритмический рисунок разнообразный. Необходимо додерживать и вовремя снимать выдержанные звуки (особенно во II части), (65 такт, 35-37 такты). Вовремя пропевать восьмые, т.к. в быстром темпе мелкие длительности могут быть замедленны.

Встречаются унисоны, которые должны сливаться и звучать в единой манере, с одинаковой артикуляцией гласных и согласных звуков. Всё должно исполняться в высокой певческой позиции.

Дикция должна быть очень чёткой, для этого нужно соблюдать основные правила дикции в пении:

- быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных звуков.

- сонорный звук «р» произносится почти всегда утрированно.

- согласные, стоящие на конце слова или слога присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым создавая условия для максимального распевания гласных: «Проща й ма сленица».

- если два одинаковых согласных звука стоят рядом, то для их чёткого произношения нужно между ними произносить «э».

- если два гласных звука стоят внутри слова или на стыке предлога, частицы со словом, то они произносятся слитно: «з аи грай овражки», «отошла тв оя пора».

- если два гласных звука встречаются на стыке двух слов, то они разделяются цезурой: «про весн у о бвестили».

- возвратные частицы «ся», «сь» на конце слов произносятся твёрдо как «са», «с», «ца»: «вороти ся, масленица».

Дыхание в произведении пофразное, границы отмечены паузами, в основном четвертными и восьмыми, но в средней части встречаются половинные и целые паузы. Там, где между фразами нет пауз, такие места встречаются в III части, там должна быть только цезура без дыхания (101 такт).

В тех случаях, где литературное предложение заканчивается и нет паузы, должна быть цезура с дыханием (88-89 такты).

Исполнительский анализ.

Дирижёр должен суметь сыграть произведение на инструменте с оттенками и фразировкой, которые он будет требовать от хора. Показывать чёткие ауфтакты к вступлению и снятию на разные доли, также ауфтакты к сменным размерам и темпам, особенно к III части.

Одной из основных задач для создания художественного образа является создание торжественного характера, показать настоящую русскую душу, как в то время праздновали масленицу, какой грандиозный был праздник. Для этого нужен соответствующий эмоциональный настрой дирижера и исполнителей.

Литература:

1. Музыкально-энциклопедический словарь, ред. Г.В. Келдыш, М., 1990 г.

2. Вопросы истории и стиля П.И. Чайковского, ред. М.Э. Риттих, М., 1989 г.

3. Краткие очерки жизни и творчества П.И. Чайковского, ред. Е. Ручьевская, М., 1998 г.

4. История русской музыки II часть, Ю. Розанова, М., 1986 г.

5. А.Н. Островский. Полное собрание сочинений, ред. Б. Акимова, М., 1997 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...